Сергей Белоусов, CEO Acronis
В новой политике Министерства образования и науки РФ наблюдательные советы университетов теперь имеют расширенные полномочия и являются главным органом управления – таково одно из условий участия в программе «5-100». Мне кажется, это очень правильно. В частности, поэтому ровно год назад я присоединился к команде Новосибирского государственного университета (НГУ) по приглашению НГУ и Минобрнауки и был даже избран председателем наблюдательного совета этого вуза. Перед нами стояла интересная и амбициозная задача: вывести НГУ в топ-100 университетов мира, так, чтобы и по субъективному качеству науки и образования, и, главное, в мировых авторитетных рейтингах он бы занял самые высокие места.
Конечно, добиться всего этого за один год нельзя, но подвести промежуточные итоги и понять направление движения уже можно. Приблизительно год назад набсовет составил стратегию развития НГУ, которая была принята всеми членами совета и ректором университета. Она не длинная, не слишком сложная, и, как мне кажется, все ее элементы присутствуют в работе и играют ключевую роль в успехе практически каждого из топ-100 университетов мира. В этой стратегии всего 20 пунктов. Основных, которые определят успешное развитие в ближайшем будущем, семь. Для каждого пункта стоят конкретные сроки, выделен объем работ и есть ответственные лица.
Первый пункт: сблизить в НГУ образование и науку
То есть непосредственно университет и Академгородок с его лабораториями и НИИ. Мы специально разработали для этого новую мобильную организационную структуру, которую назвали «Консорциум». Рассказывать про все детали этой идеи – долго, но одна из основных целей – повысить средний научный уровень и ученых, и профессоров, связанных с НГУ. Совершенно очевидно, что ВУЗ должен развиваться именно как научно-исследовательский университет. Это означает, что в нем должны вестись передовые научные исследования, все профессора должны публиковаться в авторитетных журналах. Другая важная цель – улучшить управляемость общей структуры, сделать ее более эффективной, практичнее управлять бюджетом и другими ресурсами, стать мобильнее (к «Консорциуму» могут временно «присоединяться» объекты и «отсоединяться» от него) в плане взаимодействия с другими научными организациями – например, Российской академии наук и Федерального агентства научных организаций.
Второй пункт: значительно поднять уровень английского языка
Административные работники, преподаватели, научные сотрудники, аспиранты, студенты – всем этим людям необходимо взаимодействовать с иностранными профессорами, печататься в зарубежных журналах, делать проекты с глобальными партнерами, выступать на международных конференциях. Английский язык – слабая сторона российских вузов, и НГУ не исключение. Нельзя игнорировать тот факт, что английский – язык общения для всего мира, главный язык современной науки, и даже такие амбициозные, сильные и самостоятельные страны, как, например, Китай, встраиваются в этот тренд. В стратегии мы поставили задачу создать в НГУ единую для всех факультетов кафедру английского языка, регулярно тестировать сотрудников, профессоров и студентов, внедрять новые формы обучения, уже принятые во всем мире, в том числе онлайн.
Третий пункт: строительство школы системного инжиниринга в НГУ
Задача – готовить специалистов, которые в состоянии запускать и реализовывать сложные межиндустриальные проекты, которых в мире становится все больше. Это может быть, например, нефтяная платформа для работы в арктических льдах или проектирование и строительство сверхскоростной железной дороги из Москвы в Питер, позволяющей добираться менее, чем за два часа. Пока российское образование готовит очень мало таких специалистов, и поэтому на подобные проекты приходится привлекать иностранцев. На стратегической сессии мы вписали в протокол обязательное взаимодействие по этому пункту с такими передовыми вузами, как, например, Национальный университет Сингапура, а также изучение опыта российских университетов, таких как МФТИ.
Четвертый пункт: разработать программу взаимодействия с работодателями
В любом нормальном университете это регулярная и планомерная работа. Работодатели, по сути, клиенты, одни из главных заказчиков науки и образования. В перспективе они являются еще одним источником дополнительного финансирования. Их нужно вовлекать в жизнь вуза, давать им возможность общаться со студентами, брать их на практику, нанимать, а главное вести совместные исследования и разработки. Если мы говорим о вхождении НГУ в мировые рейтинги, то мнение компаний-работодателей – один из важнейших критериев оценки университета.
Пятый пункт: работа с выпускниками
Это один из самых важных аспектов, которому в стратегии уделено очень серьезное внимание. Мы запланировали несколько направлений: начиная с создания клуба и привлечения к работе вуза уважаемых выпускников (в НГУ их 50 тысяч, в том числе лауреат Филдсовской премии Ефим Зельманов, обладатель медали Дирака Владимир Захаров, банкир Игорь Ким и др.) и заканчивая «умным» пиаром НГУ. Мы знаем как положительные, так и отрицательные примеры системной работы с выпускниками, и одной из задач был разбор этих кейсов, вплоть до работ с другими ассоциациями.
Шестой и седьмой пункты мы сформулировали позднее.
Шестой пункт: выстроить грамотный и эффективный пиар и маркетинг НГУ
В современном мире от узнаваемости университета напрямую зависит и его репутация, и, соответственно, его успех. О вузе должны знать и положительно думать потенциальные студенты, ученые, преподаватели, работодатели, партнеры, в том числе и международные, рейтинговые агентства, авторитетная глобальная пресса и т. д. Поэтому НГУ необходимо выходить не просто за пределы Сибири на всю Россию, но и на весь мир.
Седьмой пункт: эффективное участие НГУ в программе «5-100»
Для этого, конечно, важно осуществлять первые шесть пунктов, но есть и другие задачи. В свое время университет вошел в 15 российских вузов, которые правительство страны поддержало субсидией как потенциально конкурентоспособных на мировой арене. Тут есть отдельные успехи. НГУ поднялся в авторитетных мировых рейтингах: по версии Webometrics с 806 в 2013 году на 486 место в 2014 году, Times Higher Education включил ВУЗ в число 400 лучших университетов мира, поставив на 301-350 место. Это неплохое начало, однако до цели еще очень далеко, ведь наша задача – попасть в топ-100 и, что не менее важно, лучше других российских вузов проявить себя в этой престижной программе. Конкуренты в обоих случаях сверхсерьезные.
Спустя год мы, члены наблюдательного совета, решили провести специальную сессию, чтобы оценить проделанную работу и ее результаты и выслушать ректора НГУ. Регулярные полные отчеты команды – хорошая практика, и нас поддержал в этом министр образования Дмитрий Ливанов. Ясно, что за год решить все задачи нельзя, но заложить основы и продвинуться по уже принятым – можно. Пока наш прогресс ни по одному из семи названных пунктов не очевиден, хотя отдельные положительные изменения, безусловно, есть.
Опыт создания и управления бизнесом научил меня тому, что любые реальные реформы начинаются с нескольких изменений, которые лидер организации – в данном случае ректор НГУ – делает в своей команде: найма нового сильного менеджера, «подъема» кого-то из активных и действенных, пусть даже и молодых и менее опытных, и удаления кого-то из слабых или просто отработавших свое. Это простое правило, которое всегда работает. Я пока не вижу достаточных изменений или добавлений в команде университета.
На ближайшей сессии мы пройдемся по каждому из семи пунктов, оценим проделанную работу и попробуем понять, что нужно сделать, чтобы дальше двигаться активнее и эффективнее. У НГУ исторически есть многое для успешного развития, больше, чем почти у любого другого вуза в России. Главным образом – хорошая научная и образовательная база Академгородка, отличные выпускники, одна из лучших в России технологических экосистем вокруг. Я, как председатель набсовета, которому небезразличен НГУ, да и российская наука и образование в целом, продолжаю надеяться, что уже в этом году команда университета начнет в полную силу реализовывать стратегию!
Статья - правильная. Написали предыдущие статьи, надо написать и некий отчет и план. Плохо другое - не отвечаете на замечания по предыдущим статьям.
Поэтому вынужден повториться: НГУ собирается создавать систему поддержки принятия решений (СППР - Decision Support System) с помощью методов науки о данных (Data Science) ?
Если нет, то у НГУ, если и получится, то не в наше время :-)
начать надо с маркетинга, а потом все остальные пункты