Пьер Касс, профессор Московской школы управления «Сколково», провел мастер-класс «Вкус лидерства». Executive.ru публикует основные тезисы его выступления.
Лидерство в команде
Установка: руководить командой, то есть вести за собой, ставить амбициозные цели и использовать синергетический подход – практиковать творческий подход к коммуникациям – мотивировать, давать права и возможности.
Мое убеждение таково, что когда люди живут и работают вместе, они страдают от тирании «золотой середины». В чем суть данного высказывания? Еще с давних времен, с первых попыток людей жить вместе, мы никогда не нацеливались на передовые решения. Мы всегда шли по пути наименьшего сопротивления, то есть по пути «золотой середины». Принятие решений посредством голосования, компромиссы, консенсус ... Демократическая система очень сильно страдает от тирании «среднего решения».
Какова тут роль лидера? Запомните: за прогресс никогда не отвечали ни команды, ни организации. За него всегда отвечали индивидуумы. Они боролись за свои идеи, в том числе ставили на кон свою жизнь ради их продвижения. Соответственно, и вам стоит пересмотреть ваши подходы к командной работе и лидерству в команде. Давайте, задумаемся: как сделать так, чтобы, по крайней мере, иногда мы поднимали команду/организацию/семью на качественно более высокий уровень? Какого рода лидерство нам требуется для этого? Представлю вам два пути.
Традиционные способы |
Нетрадиционные способы |
1. Устанавливайте для себя амбициозные цели. Если поставить себе очень высокую цель, есть шанс добиться чего-то чуть выше усредненного. |
1. Не соглашайтесь с оппонентом. «Вы не правы, и я сейчас скажу, почему». |
2. Предоставляйте людям возможность высказывать свои идеи. |
2. Преднамеренно не понимайте других. Используйте креативное слушание. То есть вы что-то говорите, я выбираю из вашего рассказа какую-то мысль и строю свое высказывание вокруг нее, затем вы делаете по отношению ко мне то же самое и т.д. Наблюдайте за окружающими, смотрите на их реакцию. |
3. Слушайте друг друга. |
3. Оказывайте давление. Наша природа такова, что все мы хотим почувствовать давление. Даже если на нас никто не давит, мы ощущаем давление времени. |
4. Дополняйте и развивайте, а не оспаривайте идеи друг друга. Нужно говорить «да, и…», а не «да, но…». |
4. Будьте постоянно недовольны. |
5. Управляйте работой в группе. Налаживайте дисциплину в коллективе. |
5. Провоцируйте своих оппонентов. Употребляйте слова «никто», «никак», «никогда» и т.д. Отслеживайте ситуацию вокруг себя. |
6. Проверяйте свои предположения и допущения на прочность. |
6. Давайте волю эмоциям. |
7. Оспаривайте мнение друг друга. Бросайте вызов. |
7. Создавайте хаос вокруг себя (и посмеивайтесь в стороне). А потом говорите: «Стоп. Давайте, подумаем, какой урок мы можем извлечь из этой ситуации». |
8. Уточняйте, правильно ли вы друг друга понимаете. |
8. Сравнивайте себя с самыми лучшими. |
9. Измеряйте прогресс. |
9. Намеренно создавайте и используйте конфликты. Однако помните, что это является источником креатива только в том случае, если вы умеете не доводить дело до драки. |
10. Признавайте вклад. |
10. Формируйте новые представления. |
Что критически важно помнить при работе в команде? Левая колонка – это фундамент, построение команды на основе уважения. Но только с ней вы не подниметесь выше среднего уровня. Правая – это волшебные «пинки», безумные и дикие способы для выхода на качественно более высокий уровень. Но если вы будете использовать только правую колонку, вы создадите нездоровую среду вокруг себя. Поэтому тут критически важна синергия. Правая колонка отлично работает для мозгового штурма, но в плане реализации – это настоящая катастрофа. Поэтому, когда вы будете переходить непосредственно к принятию решений, используйте тактики из левой колонки.
Лидерство в организации
Установка: руководить организацией, то есть бросать вызов устоявшимся представлениям и ценностям – продвигать разумный и качественный подход к работе в рамках всей организации.
Если вы по-прежнему считаете, что коммуникация – это процесс, посредством которого мы понимаем друг друга, вы неправы в виду одной простой причины. Природа создала нас таким образом, что мы не способны понимать и чувствовать друг друга, мы не можем видеть, что видят другие, мы не можем сканировать мозг друг друга. А это значит, что не так уж критически важно понимать друг друга. Так что же такое коммуникация на самом деле? Это процесс, посредством которого мы изобретаем, создаем друг друга заново, влияем друг на друга. Человеческий мозг, который не подвержен влиянию других, не развивается. Соответственно, нужно создавать это столкновение интеллектов. Проблема состоит в том, что в огромном количестве команд, организаций и семейных пар мы уже давно не создаем друг друга, коммуникация происходит на чудовищно низком уровне. Именно поэтому сегодня наиболее важным вопросом в организациях является то, как создать среду, где кипят наши мозги, где мы впитываем, расширяем свои горизонты. Ваша задача как лидеров – создавать такую среду для самих себя и для всех окружающих.
Итак, один и тот же контекст мы все можем понимать по-разному, равно как и одни и те же слова могут в устах разных людей носить различный смысл. Насколько хорошо мы способны выработать объединяющее нас понимание происходящего?
Предположим, мы получили некую информацию и должны выдвинуть суждение. Что будет влиять на его формулировку? Во-первых, наши ценности, установки, ориентиры, возраст, пол… Во-вторых, в сфере лидерства добавляется еще один важный ингредиент – осознание того, чем мы руководствуемся. Вы как лидер должны уметь управлять не только своими допущениями и предположениями, но и понимать, какими допущениями и предположениями руководствуются другие. Вы должны создавать консенсус внутри команды/организации/семьи, который вращается вокруг одного ориентира, но не забывать строить дискуссию вокруг разнообразия мнений и ориентиров, потому что креатив зиждется именно на них, - именно так изобретаются новые ориентиры и установки.
Приведу пример. Идет деловая встреча, где собрались топ-менеджеры крупной транснациональной компании. В зале 200 человек. Глава компании представляет новую тщательно проработанную стратегию развития. Внезапно один человек из зала вскакивает и говорит: «Годится, но недостаточно». Если скажете «не обсуждается» - потеряете доверие. Но наш герой говорит: «Вы думаете, что сделаете лучше?» Человек из зала подтверждает, - у него есть соображения на этот счет. Тогда глава компании объявляет, что программа на вечер меняется, и дает задание всему залу: «Разбиваю вас на группы и даю вам час на то, чтобы сформулировать более продвинутую стратегию». Результат: глава компании изучил полученные результаты, проанализировал и сказал: «Действительно, то, что вы предлагаете – лучше». Если бы вы только видели, насколько выросла мотивация людей («это наше видение», «это наш продукт», «это наша стратегия», «мы вовлечены в создание новых ориентиров»).
Лидерство – это искусство, в рамках которого мы должны уметь прочувствовать свои предположения и допущения в плане и организации, и команды, и семейной жизни. Крайне важно помнить, что допущения, которыми мы руководствуемся сегодня, морально устареют завтра. Поэтому нужно хотя бы иногда их перепроверять, убеждаться, являются ли они действенными. Наконец, мы должны уметь изобретать новые способы ведения бизнеса. Вспомните Facebook, LinkedIn, Google, Yahoo и т.д. Чем они занимаются? Они изобретают новый мир, они придумывают новые предположения и допущения. Если эти слова звучат странно для вас – это означает, что не вы, а другие занимаются экономикой перезагрузки.
Напоминает теорию ''Кнута и пряника''...
Ужасная статья!
Как непосредственный участник мастер класса могу сказать, что освещены только два пункта выступления и их польза в отрыве от контекста крайне сомнительна.
Авторы и не претендуют на полноту публикации содержания мастер - класса, о чем явно написано в верхней части этой публикации. А для тех, кто не новичок в этой среде, ничего ужасного не вижу... Как и ничего нового.
Вполне приличный материал. Как и любой дайджест дает понятие о подходах. А уж кому интересно - погружайтесь. Кому нет - так и нет.
Уважаемый профессор похоже живёт ещё в прошлом веке, да и с реалиями управления, похоже не сталкивался!
Сейчас ''бизнес танцует под дудку таланта'' и квалифицированный персонал давно стал ''сильным конкурентным преимуществом компании''. Работать с профессионалами, как стадом или ''лохами'' - весьма опасное занятие! Автор пишет: '' как создать среду, где кипят наши мозги''. Стандартный подход недалёких акционеров - выжать максимум из сотрудников за копейки - вот только готовых так выжиматься - ВСЁ МЕНЬШЕ!
Анна, спасибо, отличный материал! Отзывы это подтверждают - это типовая реакция на новое и важное. :)
Статья не понравилась. Что означает фраза: [COLOR=gray=gray] Демократическая система очень сильно страдает от тирании «среднего решения».[/COLOR]?
Там, где демократия - всегда конфликт, т.к. люди мыслят неодинаково. Среднее решение - это решение не лидера, а демократического большинства. Так как понимать смысл этой фразы?
Далее, мы все знаем правила мозгового штурма (пять и более вариантов) и везде допускается поток сознания. Стоит ли дополнительно дразнить людей?
Разве так бывает, чтобы в конференц-зале лидер вел себя в соответствии с советами из правой колонки, а после сессии вдруг стал другим? Как на это реагировать подчиненным. Пугает мысль о шизофрении. Игры всегда настораживают. Люди предпочитают предсказуемую стабильность в отношениях.
По поводу примера - несколько забавно. Если стратегия была тщательно разработана, то почему поток замечаний? Почему ранее не привлекали к разработке своих экспертов? И.т.д.
Соучастие - это всегда мотивация. Это из области законов психологии, давно известный феномен ( с 1944 года уже как научное открытие). В общем, для тех, кто в теме - ничего нового, мозги не включает. Много ошибок автора. Кто хочет восхищаться - пожалуйста. Значит, нашли новизну.