Как сохранить бизнес в России, проживая в другом государстве?

«Мягкий» вариант эмиграции

В последнее время становится популярным «мягкий» вариант бизнес-эмиграции: счастливая жизнь — на Лазурном берегу, а бизнес — в России. Такой сценарий считает для себя наилучшим значительная часть предпринимателей. Покидая родину, каждый из них мечтает о развитии и процветании своего дела, но как его сохранить в России, постоянно проживая за границей? И как найти компетентного заместителя, который бы управлял компанией, как своей собственной? Как создать эффективную систему контроля на местах?

Как выбрать «правую руку»?

Учредителю необходимо запомнить важное правило: передать можно только то дело, которое в своем развитии перешагнуло стадию «предпринимательства». Невозможно на расстоянии управлять бизнесом, находящимся в процессе «создания», когда все строится на контактах предпринимателя, его энергии, энтузиазме, но при этом пока еще отсутствуют выстроенные бизнес-процессы, бизнес-проекты.

Основные проблемы, связанные с привлечением «наемного директора», надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей, вызваны нечетким, неграмотным их определением. Иногда полномочия учредителя могут почти полностью перейти к новому руководителю, и он фактически становится новым владельцем, что автоматически вызывает напряженные отношения с собственником, находящимся за границей.

Главная цель учредителя — обеспечение дальнейшего успешного развития компании в своих интересах. Предприниматель, передавая наемному директору в управление свои активы, должен обеспечить себя гарантиями, что активы будут использоваться для достижения заранее оговоренных целей. При этом возникают две опасности: опасность управленческой ошибки со стороны руководителя-наместника и опасность злоупотреблений полученной властью и полномочиями. Как избежать риска принятия ошибочного решения ценой в бизнес? Рекомендуюсоздать жесткую систему контроля реализации основных принимаемых решений, влияющих на развитие компании, поскольку именно здесь велик риск ошибок и злоупотреблений. При передаче руководящих функций необходима предельная ясность организации бизнеса, определение ключевой компетенции, выработка стратегии развития и увеличения ресурсов.

Как создать систему «total control»

Основные обязанности владельца компании — контроль и развитие. Собственники крупных зарубежных холдингов успешно применяют в системе дистанционного руководства такое явление как контроллинг. Он представляет собой комплекс мероприятий, предназначенных для корреляции системы управления компанией с процессами проверки наибольшей эффективности. С помощью контроллинга можно осуществлять аналитическо-информационное обеспечение, контроль принятия решений руководителя на расстоянии в процессе работы компании любой формы собственности. Контроллинг включает в себя несколько составляющих: управление рисками, информационное обеспечение компании, руководство ее системой планирования и системой качества. Основная задача учредителя при внедрении системы контроллинга — создание максимально эффективной управленческой структуры, которая будет способствовать росту бизнеса дистанционно.

Главное правило бизнеса: «доверяй, но проверяй»!

В среде предпринимательства нет другой справедливости, кроме той, что диктуется рынком. Именно рыночная среда формирует нравственность бизнесмена. Реальная практика ведения любого дела за годы его существования позволила его собственникам сформулировать множество неписаных правил, среди которых красной строкой выделено одно: доверяй, но проверяй! И с этим нельзя не согласиться. Но как строить дистанционные взаимоотношения «собственник-заместитель»? Только на партнерских началах. В этой сфере не подойдут ни отношения подчиненности, характерные для пары «работник-работодатель», ни отношения дружбы, основанной на принципе личной преданности. На момент передачи управления хороший руководитель бизнеса находится в курсе всех дел и направляет работу заместителя, но через год собственник выходит из информационного поля, возникает информационная асимметрия, и заместитель руководителя получает намного большие полномочия, чем изначально предполагалось.

И в данном случае принцип личной преданности может защитить собственника от злоупотреблений директора, но никак не от его ошибок. В приведенной ситуации рекомендуется до момента передачи бизнеса в управление заключить контракт, в котором подробно описать все требования, цели, показатели, отчетность, права, обязательства и действия сторон в случае позитивного развития событий (условия, форма и суммы вознаграждений) или негативного (условия увольнения, ответственность сторон) и т. д. Наличие хорошего контракта позволяет избежать недоразумений и наладить здоровые партнерские отношения между собственником и заместителем.

Фото: Kyle Glenn на Unsplash

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

***Наличие хорошего контракта позволяет избежать недоразумений и наладить здоровые партнерские отношения между собственником и заместителем.***

Вот уж верно сказано! :D

Финансовый директор, Казань

Это тема актуальна для кого, простите? Для тех, кто тырит здесь, тащит туда?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.