Николас Бейт «Как преодолеть экономический спад. План выживания бизнеса». – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2009
Все специалисты единодушны во мнении о том, что глобальный экономический спад уже наступил, что рецессия ударит по всем секторам экономики и что прежде, чем пойти на лад, дела пойдут из рук вон плохо. Поэтому не стоит надеяться, что рецессия — это где-то «там», «не у нас» и авось все само собой потихонечку рассосется. Но ведь вы, серьезный и дальновидный предприниматель, так и не думаете, правда? Вы намерены действовать. Чем больше ваш бизнес, тем больше времени уйдет на то, чтобы развернуть его в нужном направлении, и тем раньше надо начинать этот разворот. К тому же, если вы едины во всех лицах и качествах, вам придется одной рукой держать бизнес на плаву, а другой все в нем менять в корне. Николас Бейт предлагает вам подробный, продуманный и при этом чрезвычайно внятный план действий. А Сергей Потапов, автор «русских» глав, вносит в этот план немного местного колорита, адаптируя английскую книгу под российские реалии.
Книга предназначена всем предпринимателям независимо от специфики и размера их бизнеса.
Управление
«Более трех четвертей американцев уверены в том, что экономика США либо уже вступила, либо вступит в полосу спада в течение 2008 года. ...лишь 19% из 1000 опрошенных американцев считают, что страна избежит рецессии, тогда как 57% уверены, что в этом году произойдет спад. Еще 19% считают, что страна уже вступила в рецессию. Для экономических перспектив еще хуже то, что около половины опрошенных сказали, что сократили свои расходы по сравнению с прошлым годом. Результаты опроса указывают на будущее, намного более унылое, чем то, которое предвещают экономисты».
Крис Исидор, CNNMoney. com, 22 января 2008 г.
Все единодушны во мнении о том, что наступила рецессия, что она ударит по всем секторам экономики и что прежде чем улучшиться, ситуация сначала ухудшится. Чтобы пройти через эти испытания, необходимы усилия всей команды, а это в очень большой степени зависит от того, как ваши сотрудники относятся к вам, к управлению.
Как вы управляете?
Вам надо приготовиться к тому, что придется замарать руки. Вы ликвидировали кофеварку и бесплатный кофе для подчиненных, но сами-то вы как от этого пострадали? Вы должны быть готовы сами пережить тяготы, перенести которые просите свою команду. Вот как это сделать.
1. Очень многое из этого — чистая психология...
...что не означает, что от нее так легко отмахнуться. Когда наступают тяжелые времена, приносить жертвы должны все — с ударением на слове «все». Именно это хотят услышать ваши подчиненные. Вы, особенно если вы руководите крупной организацией, просите людей чем-то пожертвовать. Возможно, вам придется лишить их премий или задержать повышение жалований. Может быть, придется кого-то уволить. Люди в большой степени утрачивают чувство защищенности. А вы сами готовы идти на жертвы? Ведь вы — это последняя инстанция. Вся ответственность лежит на ваших плечах. Какой толк по-прежнему раскатывать на БМВ, если рушится весь ваш бизнес? Люди видят, что у вас дорогая машина и вы свободно распоряжаетесь своим временем. Но вы-то должны на собственном примере показать, чего требуете от остальных. Нельзя допустить, чтобы о вас говорили: «У этих парней в шикарных костюмах всегда все отлично, в трудные времена все шишки достаются нам, простым людям». И как же вам быть? Читайте дальше.
Ключевая идея: то, как вас воспринимают, — реальность.
2. Пакуйте коробки, но...
Вы должны отчетливо представлять себе, что творится в вашей компании. Сократите дистанцию, будьте ближе к людям. Поговорите с вашими «бойцами», спуститесь в цеха, проведите какое-то время в call-центре, ответьте на входящий звонок стандартной репликой — покажите подчиненным, что вы тоже человек. Необязательно, конечно же, вместе с ними паковать коробки. Достаточно просто выяснить, есть ли у них все для этого необходимое, возникают ли проблемы и как, по их мнению, можно было бы упростить или ускорить процесс упаковывания коробок.
Ключевая идея: присутствуйте.
3. Устраните барьеры между людьми
Рецессия — пожалуй, самое подходящее время для того, чтобы устранить ненужные барьеры: например, целые ряды зарезервированных (но часто неиспользуемых) мест для парковки, раздельные столовые или различные системы иерархии должностей. Что если объявить о некоторых существенных переменах в этой области на ежемесячном собрании? Так вы сможете продемонстрировать серьезность ваших намерений. Подобные перемены отлично способствуют общению и циркуляции идей, а также повышают моральный дух.
Ключевая идея: упраздните ненужные барьеры.
4. Лидерство
Ваши люди нуждаются в руководстве. Лидер — это тот, кто помогает своим подчиненным заглянуть в будущее, выйти за рамки этого мучительного года. Хорошее лидерство — это надежда. Надежда проистекает из реалистичной стратегии, которая распространяется не только на этот год, но и на следующие. Лидер заряжает своих людей энергией. Ваши люди получают удовольствие от вашего присутствия рядом с ними, от ваших выступлений на ежемесячных собраниях. Отличные лидеры общительны — так выложите все начистоту!
Ключевая идея: сегодня, как никогда, ваши люди нуждаются в лидерстве.
5. Управление
Управление сопряжено с повседневным осуществлением плана. Именно благодаря ему все идет своим ходом. Убедитесь в том, что ваши менеджеры и руководители групп
- регулярно проводят собрания групп, на которых мотивируют подчиненных, решают вопросы, устраняют помехи и ведут людей в правильном направлении;
- проводят индивидуальный коучинг своих подчиненных для развития их навыков и способностей;
- следят за тем, чтобы их люди полностью сосредоточились на необходимых задачах;
- поощряют людей, которые правильно выполняют работу;
- проводят мини-собрания, посвященные профессиональной подготовке;
- внимательно следят за всеми необходимыми процессами, чтобы выяснить, что нуждается в усовершенствовании.
Ключевая идея: управляйте!
6. Делегируйте полномочия
Поставьте перед вашей командой цели РОСТа (реалистичные, обозримые, срочные, точные). Обучайте, тренируйте и мотивируйте своих людей. Затем — и это самое трудное! — предоставьте им свободу действий. Почему вам не очень по вкусу эта мысль? Вот три предположения:
- Они делают ошибки. Нет, они учатся. Если они допустят промах, отнеситесь к этому как к процессу обучения и позаботьтесь о том, чтобы подобное не повторялось. Если проделать «работу над ошибками» как следует, промахи и не будут повторяться.
- Они могут сравняться с вами, а то и превзойти вас в мастерстве. Ну и отлично, это называется «планирование преемственности» — а как вы собираетесь развиваться после рецессии, если у вас нет способного заместителя?
- Ваше эго. Всем нам нравится «держать руку на пульсе». Но если вы отпустите вожжи, то добьетесь большей эффективности.
Ключевая идея: делегируйте полномочия!
7. Помогайте вашим людям расти и развиваться
В этом году количество «пряников» существенно сократилось: вы не можете повышать жалованья, раздавать премии, устраивать вечеринки для сотрудников, щедро тратить деньги, посылать на обучение. Но зато в ваших силах дать им самую важную мотивацию: развитие и увлекательные задачи. И то и другое должно соответствовать конкретному человеку. Для одного возможности развития означают создание собственного бизнеса, для другого — полный переворот в бухгалтерском отделе, для третьего — получение стопроцентно точной статистики о выполнении заказов после долгих месяцев колебания этих данных в районе 87%. Но возложите ответственность за эти изменения на них. Ресурсы у вас невелики. Вам надо, чтобы людей было меньше, а работы они делали больше. Менеджеры стоят дорого — так делегируйте полномочия! Пусть каждый будет «сам себе менеджер»: Поверьте: их это заинтересует и они получат от этого удовольствие.
Ключевая идея: «растите» ваших людей с помощью трудных, но увлекательных задач, а не тепличных условий.
Займитесь делами лично. Вам предстоит учиться, а также мотивировать и вдохновлять своих людей. Вот что такое лидерство и управление.
Инвестируйте!
«Медведи сорвались с цепи. Говоря языком финансового рынка, медведи — экономические пессимисты. Этим утром почти каждый выступающий выражал глубокую озабоченность состоянием мировой экономики. Все согласились с тем, что мы не столкнемся с глобальной рецессией, но если участники дискуссии правы, то США и, в меньшей степени, Европе предстоят нелегкие гонки».
Репортаж Тима Вебера
со Всемирного экономического форума,
«ВВС News» на сайте bbc.co.uk, 23 января 2008 г.
Все единодушны во мнении о том, что наступила рецессия, что она ударит по всем секторам экономики и что, прежде чем пойти на лад, дела пойдут из рук вон плохо. Чтобы всегда быть в форме, вам надо делать прямо противоположное тому, что делает большинство людей. Вам надо инвестировать.
Действуйте вопреки
Действительно, есть сильное искушение вывести средства, но поверьте мне: вам надо инвестировать. Продолжайте расходовать деньги на маркетинг и профессиональную подготовку — только с умом. Вы должны инвестировать в 2009 год. Вот как это сделать.
1. Инвестируйте
В трудные времена возникает очень сильное искушение полностью сворачивать инвестиции, отказываться от технологического обновления и от подписки на все газеты, сводить запасы канцелярских принадлежностей к нулю, работать только с теми клиентами, которые делают покупки, и махнуть рукой на остальных, систематически затягивать рабочий день. Но все эти действия не дают желаемого эффекта. Рынки догонят вас, а вы окажетесь не подготовлены к тому, чтобы реагировать на выход из рецессии, и будете терять возможности. Конечно, необходимо отказаться от неразумных трат и покупать с осторожностью. Можно также испробовать метод поставок точно-в-срок и сократить объемы профессиональной подготовки — главное одновременно с этим делать необходимые инвестиции. В противном случае ваш бизнес погибнет.
Ключевая идея: инвестиции или смерть!
2. Инвестируйте в люд ей-1: благополучие
Позаботьтесь о том, чтобы ваши сотрудники чувствовали себя максимально комфортно на работе. Повышайте их благополучие. Это не значит, что их надо как-то особенно баловать и нежить, но, может быть, им нужен кондиционер или удобные рабочие кресла? Выявите основное, то, что известно как гигиенические факторы.
Ключевая идея: заложите основы благополучия на рабочем месте.
3. Инвестируйте в людей-2: развитие
Бюджетные расходы на профессиональную подготовку вполне можно сократить, но это не должно останавливать развитие. Составьте учебную библиотечку из книг, купленных на деньги, сэкономленные на профессиональной подготовке. Попросите сотрудников на собраниях групп делиться мыслями, почерпнутыми из книг. Обзаведитесь несколькими аудиокнигами. По дороге на работу их будут слушать в машинах сотрудники. Напомните вашим руководителям групп, как осуществлять наставничество, и сами руководите коучингом. Обученные люди лучше работают. Чем лучше работа, тем больше прибыль!
Ключевая идея: обучайте!
4. Инвестируйте в людей-3: мотивация
Позаботьтесь о том, чтобы обзорные собрания продолжались, даже если обсуждения вопросов заработной платы временно отменяются. Есть много и других тем. Как работают люди? Где бы им хотелось продолжить свою карьеру? С какими трудностями они сталкиваются на рабочих местах? Чего бы они хотели от компании? Чего компания хотела бы от них? Разузнайте все детали, запишите предложения и реализуйте их.
Ключевая идея: выясните, чем живут ваши люди.
5. Инвестируйте в основное оборудование
Не дожидайтесь момента, когда оборудование начнет разваливаться. Глупо упускать сделку только потому, что из-за неполадок с цветным принтером — никто не потрудился возобновить договор о техническом обслуживании! — вы не сумели оформить свое предложение как полагается. Вам известно, как это бывает.
Ключевая идея: определите, в каком оборудовании ваш бизнес особенно нуждается, обеспечьте ему техническое обслуживание и регулярно обновляйте его.
6. Инвестируйте в технологии, особенно в системы
Технологии дешевеют, становятся изощреннее, а это значит, что вы можете обойтись меньшим числом работников. Пристально следите за технологиями, покупайте осторожно и с таким расчетом, чтобы инвестиции в технологии помогли вам преодолеть рецессию. Вы получите хорошие предложения, поскольку остальные не покупают.
Ключевая идея: инвестируйте, чтобы экономить.
7. Инвестируйте в каналы
Не стоит думать, что все всегда будет идти гладко, потому что есть люди, у которых, как вы считаете, просто нет другого выбора, кроме как делать покупки у вас. Благодарите их за то, что они ведут с вами дела, и уделяйте им должное внимание. Не спускайте с них глаз! Не слишком увлекайтесь «охотой», если это вредит «возделыванию сада». Продолжайте изучать возможности других каналов сбыта. Если традиционно вы отдаете предпочтение прямым продажам, то, может быть, стоит попробовать косвенные каналы? Если обычно вы торгуете через интернет, то, может быть, стоит обзавестись магазином?
Ключевая идея: какие еще каналы вы могли бы получить?
8. Инвестируйте в поставщиков
Среди ваших поставщиков есть такие, без которых вам ни за что не обойтись. Их отсутствие парализует ваш бизнес. Поддерживайте с ними близкие отношения, встречайтесь с ними, отвечайте на их звонки. Если возникают проблемы с платежами, немедленно информируйте о них ваших поставщиков.
Ключевая идея: продолжайте поддерживать контакты.
9. Инвестируйте в клиентов
Повышайте ваши стандарты. Вы убеждены, что клиенты считают вас хорошим партнером. Но что требуется для того, чтобы они считали вас потрясающим, исключительным партнером? Что нужно для того, чтобы сделать продукт настолько хорошим, что цена на него перестанет иметь значение для клиентов? Усвойте подобный стиль мышления — и вы поймете, какие инвестиции здесь необходимы.
Ключевая идея: ошеломите клиентов.
10. Инвестируйте в свой имидж
Сайт вашей компании нуждается в обновлении, у вас унылый электронный бюллетень, а местная газета никогда не упоминает о вас потому, что вы разругались с ее редактором. Настало время изменить все это. Найдите какого-нибудь недорогого, но хорошего веб-дизайнера и закажите ему простой, но сделанный со вкусом сайт. Ликвидируйте бюллетень. Позвоните в газету и, если надо, покайтесь.
Ключевая идея: подумайте о своем имидже.
11. Инвестируйте в себя
Берегите здоровье: старайтесь высыпаться — это, кажется, главное в беспокойные времена. Поддерживайте физическую форму: прогулки приятны и полезны, а кроме того, они пробуждают творческие способности. Продолжайте думать: стремитесь к непрерывному совершенствованию. Продолжайте руководить: вдохновляйте сотрудников, побуждайте их работать наилучшим образом. Подключайте воображение: продолжайте задавать все эти вопросы «А что, если...?» Будьте новатором и повышайте устойчивость вашей организации.
Ключевая идея: вы — тоже объект инвестирования.
Ваши конкуренты не делают всего этого. Они ударились в панику. Но благодаря выборочному и осторожному инвестированию ваши стандарты должны только повышаться. Вы становитесь все более и более привлекательным потенциальным партнером. А то ли еще будет, когда рецессия закончится!
Фото: freeimages.com