Совещания незаменимы, если вы решили ничего не делать.
Джон Кеннет Гэлбрейт
Совещания — один из коммуникационных каналов, на котором наиболее трудно добиться успеха, будь вы ведущим, секретарем, оратором или участником. Почему так происходит? Как добиться максимальной эффективности? Поделюсь своими мыслями.
Мысль №1: Почему совещания чаще дают больше «жара», чем «света»?
Потому что мы:
1) ошибаемся при подготовке:
- примерно 25% совещаний в организациях проводится не по плану и без должной подготовки;
- до 30% приглашенных участников не имеют непосредственного отношения к рассматриваемым вопросам.
2) ошибаемся при ведении:
- отсутствие сформулированной цели или повестки, неадекватность предоставляемой информации;
- слишком большая продолжительность, задержка начала;
- отсутствие контроля, отклонение от темы, отсутствие сформулированных выводов.
3) неверно завершаем:
- иногда выполнение хорошего решения пускают «на самотек», и руководитель начинает им активно интересоваться лишь тогда, когда обнаруживаются заметные трудности в его реализации;
- порой по одному и тому же вопросу принимается слишком много решений, проконтролировать реализацию которых невозможно, равно как и наказать виновных за невыполнение: такие решения не воспринимаются всерьез и не реализуются.
А еще люди не учитывают законы потери внимания на совещаниях. Рассмотрим внимательнее ступени потери внимания.
- Ступень 1. Потеря и искажение информации. Чаще всего возникает при неверной организации обсуждения, усугубляется приглашением «лишних» участников: возникают сложности понимания, собственные ассоциации, углубления в детали.
- Ступень 2. Ослабление внимания участников. Попытки «вернуться» в смысл обсуждения выражаются в переспрашивании, люди начинают путаться или теряют смыслы, неверно воспринимая информацию. Попытка задавать уточняющие вопросы чаще всего приводит к встречным обвинениям в невнимании.
- Ступень 3. Переход на личности. В ответ на обвинения люди или выключаются из работы, или включаются в перепалку (чаще, чтобы показать себя).
- Ступень 4. Переключение внимания незаинтересованных. Часть группы начинает получать удовольствие, наблюдая или включаясь в локальные эмоциональные перепалки (там же интереснее!). Тогда ведущий начинает держать регламент. Акцент в обсуждении с содержания переключается на процесс.
- Ступень 5. Неудачные решения. Чтобы удержаться в рамках регламента, приходится жертвовать деталями, из-за чего не прорабатываются и не учитываются важные аспекты. В итоге заинтересованные участники не чувствуют возможности влиять на качество решения.
- Ступень 6. Теряется мотивация заинтересованных.
Мысль №2: Кто знает «как», всегда найдет работу. А кто знает «зачем» – будет его начальником
«Треп, треп, треп» лучше, чем «война-война-война»
Уинстон Черчилль
Совещания полезны, когда обеспечивают:
1. Мгновенную обратную связь. Обратная связь важна, в первую очередь, для руководителя (заказчика, ведущего совещания): он получает вопросы и отвечает на них, раздает публичные задания, управляет ощущением несправедливости («мы пашем, а остальные ничего не делают»).
2. Потенциал группового действия. Эффект синергии легко включается именно через грамотное совещание. Группа может выработать комплексные решения сложных задач. Принятое большинством решение обеспечит энтузиазм реализации: не случайно говорят: «Двое сильнее втрое».
3. Грамотную мотивацию. Решаются сопутствующие поведенческие задачи: диагностика настроений в группе; задать четкие единые критерии оценки ситуации; публично задать норму реакции на успех или неуспех деятельности; подтвердить (укрепить) статус лидера.
4. Возможность «перекрестного» обучения. Совещания позволяют решать трудные задачи, изучать стиль руководства. Это важно, в первую очередь, для сотрудников, подчиненных, участников совещания.
Мысль №3: Все классификации условны. Создайте собственную
Рассмотрим виды совещаний в таблице.
Название | Цели | Комментарий |
Инструктивное | Раздать задания и информацию | Решение принято и доводится до всех! Нужен ли групповой формат? Да, если вы готовы давать слово для совещания. |
Исследовательское | Собрать информацию | Специалисты разных областей делятся информацией по одному вопросу. Создается единое информационное поле. |
Оперативное | Сверить тактические действия, поддержать единое информационное поле. | Задан регламент. В него вписывается последействие предыдущих совещаний. Цель – сонастройка оперативных и действий и тактических планов. |
Консультативное | Обменяться мнениями | Специалисты одной области консультируют по сложному вопросу «заказчика», который примет самостоятельное решение. |
Коллегиальное (исполнительное) | Принять решение | Специалисты должны принять совместное решение по поставленному вопросу. |
Мысль №4: Зная «зачем», я создам любое «как»
Задачный подход к совещанию
Я хочу предложить вам подход к постановке задачи на совещание. Этот подход позволит ведущему согласовать ожидания с заказчиком, а затем четко настроить участников на конкретный результат групповой работы. Подход называется «Дано-Надо». Давайте посмотрим, как может быть сформулирована задача на групповую работу в рамках того или иного типа совещания.
Пример 1.
Дано: образ и ключевые параметры целей организации.
Надо: получить пул задач организации для достижения цели в заданное время.
Это будет исследовательский формат совещания. Мы это называем сессия «So What». «Фокус» этого совещания в том, чтобы привести к одному знаменателю представления разных специалистов о том, как появляются организационные задачи. Руководству останется «причесать» формулировки и расставить приоритеты. Важно, что люди будут готовы принять эти формулировки, дадут максимальную поддержку.
Пример 2.
Дано: перечень стратегических задач организации.
Надо: разнести задачи по зонам ответственности, контроля и участия структурных подразделений (должностных единиц) организации. Результат: уточненная структура организации с перечнем задач.
Мы называем такую сессию «Порт приписки». Этот формат работы потенциально конфликтный, поскольку связан с перераспределением полномочий и ответственности. Чаще всего он приводит к изменению (оптимизации) структуры. Решения всякий раз разные, но эффект – колоссальный! Потому что у участников такой сессии не будут возникать вопросы типа «кто чем занимается?».
Пример 3.
Дано: карта задач и ролей в их исполнении (ответы на вопросы «что?» и «кто?»).
Надо: согласовать регламенты взаимодействия в задачах.
Такую групповую сессию мы часто реализуем в формате «Вертушки согласования». Это цепочка инструктивных совещаний, когда каждый ответственный за задачу согласовывает с исполнителями формат взаимодействия при решении приписанных им задач. Пикантность ситуации придает то, что в разных раундах участники могут меняться ролями «ответственного», «контролера» и «участника». Результат: четкое понимание каждым, по каким регламентам (критериям) будет выполняться (оцениваться) его вклад в каждую задачу. Кстати, как раз после такой «вертушки» исполнительный директор сетевой компании спокойно уехала в отпуск, поскольку все согласовали оперативную загрузку на месяц вперед.
Пример 4.
Дано: противоречие между согласованными планами и фактической готовностью исполнять задуманное (люди должны, но не делают или не знают как).
Надо: решить противоречие через внутреннее перекрестное обучение.
Подобные совещания моделируются всякий раз под конкретику. Здесь может пригодиться исследовательский, инструктивный и коллегиальный формат работы. Полное творчество, которое может дать отличный групповой результат.
Пример 5.
Дано: четкая работа компании, отлаженные процессы.
Надо: сформировать вариант действий «на случай, если…».
Такой формат работы мы так и назвали: «Что если». Это исследовательский формат совещания. Однажды мы моделировали реальность, в которой удалили из структуры «собственника» (с его согласия и даже подачи). Мы за один день прошли этапы «задача» – «вопросы» – «процессы» – «ответы» – «уточнения» – «конструирование» – «обсуждение» – «голосование» – «коррекция». Результат: несколько сценариев возможных решений «на случай если …».
Мысль №5: Если не знаете, какие поведенческие задачи вы решите совещанием – не проводите его
Исход совещания – это не только готовое решение (или его отсутствие), но и определенное состояние группы. И зависит оно от того, какова степень групповой поддержки принятого решения. Рассмотрим два крайних случая (есть еще и промежуточные, но я в этой статье воздержусь описывать все).
Случай №1. Что, если в группе поддержка принятого решения минимальная (все вынужденно проголосовали)? Значит, кто-то продавил решение, и ему не нашли сил сопротивляться (или людей просто не спросили – но тогда зачем совещание?). Значит, сплоченность группы низкая, да и на включенность группы в реализацию этого решения рассчитывать не придется. Для эффективной работы руководителю (тому, кто продавил решение) придется быть «Тяни-Толкаем», делая ставку на инструктивные (постановка задач) и оперативные (контроль исполнения) совещания. Здесь будет важен фактор воли лидера (и его команды), потому что если он не доведет продавленное решение до конца, его «сместят». И если результат его усилий будет неудачным – его тоже … «сметут». А вот если он получит успех, то групповой климат будет меняться: сплоченность и эффективность работы повысятся пропорционально уровню доверия лидеру. И можно получить сплоченную вокруг лидера команду – мобильную, оперативную, эффективную.
Вывод: если вы проведете совещание с директивным рычагом «делай, как говорю», придется переплачивать усилиями оперативного менеджмента.
Случай №2. Что, если в группе поддержка принятого решения максимальная? Значит, группа поняла и приняла необходимость и смысл предлагаемых действий, оценила их как наилучшую альтернативу, грамотно и равномерно распределила обязанности и ответственность. И мы можем получить высокую включенность и эффективность взаимодействия людей в группе. А также большую вероятность успешной реализации задуманного, потому что «мы» решили, «мы» делаем, «мы» получаем результат. Здесь возможны исследовательские, коллегиальные и консультативные совещания. Только обратной стороной этой медали будет размытый статус лидера. Это же «мы решили», а не «Я обеспечил». «Ну, и хорошо, – скажете вы, – результат того стоит»!
Вывод: если вы проведете совещание коллегиального формата, придется обеспечивать полную включенность каждого и переплачивать относительным снижением собственным статуса.
Заметьте, что «потерянное» «Я» может ох, как понадобиться, если вдруг на фоне общего «Мы» групповые усилия не достигают результата: кто-то что-то упустил, кто-то закрыл глаза на нарушение («мы же команда, а он хороший человек»), кто-то не захотел напрягаться («ведь и так все супер – не я, так другие сделают»). Кто-то должен будет поставить группе неудобные вопросы, если она начинает увязать в болоте конформизма и патоке попустительства; кому-то надо взять на себя непопулярные функции управления – контроль и наказание за неисполнение; кто-то должен уберечь группу от шапкозакидательских настроений: «А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира?». И решать эти вопросы снова придется через совещание – разных форм, регламентов, неудобных вопросов. Получается такой «круговорот» совещаний в управлении.
Мысль №6: Не так много мудрости в управлении людьми, особенно если эта мудрость – их собственная
Мне интересно называть это «мозаикой»: когда у вас на руках множество элементов, вы можете задать форму, в которой все они «сложатся» в понятную картину. Понятную не только для вас, но и для других. И самое главное – не нужно самому собирать эту мозаику: просто представьте форму, включите воодушевление, и люди приложат усилия. И все получится … как 2х2=5.
Я давно ввёл правило: по четвергам - сдача анализов. Каждый сотрудник сдаёт письменный доклад о состоянии дел на его фронте. Там он отмечает хорошо работающие процессы организации, и проблемные. Излагает причины и варианты решения.
Это позволяет:
1. Держать внимание каждого сотрудника на векторе цели.
2. Получать бесценную фактуру о состоянии процессов на ''астральном'' уровне, то есть замечать болезнь ещё до нисхождения её в тело организации.
3. Получать интересные решения (когда-то я считал, что я настолько умный, что всё знаю и придумываю лучше других. С введением этой практики я стал чувствовать себя создателем условий для рождения лучших решений другими. Словно я просто скатерть расстилаю...).
4. Видеть уровень мышления каждого сотрудника в текущий момент.
5. Даёт сотрудникам легальный и санкционированный руководством канал для критики руководства. Согласитесь, одно дело, когда сотрудник сам лезет поучать своего шефа, другое - когда руководитель сам назначает канал, форму и время. В первом случае сотрудник действует как бы вне и наперекор построенной системе управления, во втором - в её рамках и по указанию руководства. Так критика лишается разрушительного потенциала, оставляя созидательный, а критик не выталкивается в оппозицию.
Это сильно повышает КПД последующих совещаний, и вообще - сдача анализов это разновидность совещания, его части. А лучшие, полезнейшие анализы - я отмечаю большими премиями.
Кстати, оказалось что такое премирование имеет две стадии положительного закрепления. Первый - когда человек получает в руки премиальные деньги, второй - когда он в семье рассказывает, что такие деньжищи он получил за свои мозги.
((;
Неважно количество совещаний. Важна их цель. Когда цель четко прописана, когда есть понимание того, какой результат хотят получить организаторы совещаний, когда в процессе совещания не уходят от цели, то совещание будет полезным событием. Еще важно участникам совещания сообщать о том, что от них хотят точно получить. Потому что на практике можно наблюдать разные картины.
Правда, может оказаться так, что цели верно прописаны, а они не нужны в настоящий момент. Бывают совещания для ''подстраховки''. Это связано уже с управленческими навыками руководителя и особенностями его психики. Та же повышенная мнительность, вызванная личной неуверенностью в себе. Это нужно прорабатывать, не стесняясь обращаться к психологам. Мы все люди, психика у всех периодически пошаливает.
А вообще, нужно приглашать экспертов консалтинговых компаний в таком случае, чтобы они сказали свое независимое мнение по поводу совещаний. Со стороны всегда виднее. Они уже точно скажут сколько и каких совещаний необходимо в компании, какие темы поднимать и т.д.
Это поможет и бизнес-процесс оптимизировать, деньги сэкономить. И придти от бестолковости к толковости)).
Есть хороший старинный рецепт: совещание проводится стоя, а выступающий стоит на одной ноге.
Ну и плюс чёткая формулировка цели и результата.
Стоя - отличная идея! надо попробовать.
Более гуманный вариант - табло, на котором ''тикает'' сумма стоимости совещания, увеличивающаяся с каждой минутой. Как только стоимость совещания превышает стоимость обсуждаемого вопроса (это происходит чаще чем в половине случаев) - совещание досрочно завершать! Поручив одному из присутствующих принять решение самостоятельно )
Спасибо автору за изложенные мысли.
Совещания - один из видов коммуникаций. А целями коммуникаций могут быть: изменение чужого поведения, изменение собственного поведения (реже), получение информации, передача информации, и, прошу прощения (вспомнила Эрика Берна) - структурирование времени. Вот и структурируем, не зная, куда девать избыток - жизнь длинная.
Добрый день, коллеги!
Про ЦЕЛЬ с вами полностью согласен. Стоит ли об этом говорить тут нам управленцем для управленцев - надеюсь нет )
Цель необходима для любой активности.
Мы с SalesUp Consult занимаемся Построением и Управлением отделами Продаж. Мы ведем оперативную работу в отделах и одна из задач это формирование системы отчетности для отдела продаж и проведение совещаний.
Совещаний 2 и +1 в самом начале проекта.
- Еженедельные совещания
- Ежемесячные совещания
под каждое из этих совещаний прописана Цель и регламент.
Это прописывается на каждый из проектов.
Каждый из нас понимает что если нет Цели и регламентов - то результат от проведения совещаний не ноль, а со знаком минус - так как время потерянно.
К каждому совещанию есть бланк протокола, в котором уже блоками прописаны пункты.
И никак иначе.
Приятного дня и высоких продаж
Дмитрий ЧЕРЕДНИК
Управляющий партнер
Построение и Управление отделами продаж
www.SlsUp.ru
Кстати, да: мы же не определили в чем именно ''толк''. Большинство участвующих разумно презюмирует, что ''толком'' является полезный результат для компании - принятие решения по рабочему кейсу, бизнес-процессу и тп.
А если ''толк'' - ублажить босса в его свободном времени, - чем же оно бостолковое? (как говорится, ''в шутке есть доля шутки'')