Ошибки в маркетинге: четыре истории

Михаил Ободовский

В этой статье названы все компании, маркетинг которых так или иначе удивил автора. В России так не принято – компания называется только в том случае, если отзыв хвалебен по своей сути. Я придерживаюсь другой точки зрения и считаю худшим из недовольных потребителей того, который молча поворачивается, и навсегда уходит. Бизнес не понимает, почему он ушел, почему впустую потрачены деньги на привлечение этого потребителя, он не понимает, что потребителю не понравилось, и это хуже всего. Мне могут возразить, что зачастую недовольный потребитель не просто уходит, а еще и скандал устраивает и всем рассказать грозится, а чем недоволен, рассказать не может. Тем не менее, я предпочитаю налаживать систему обработки претензий в надежде улучшить бизнес, нежели наблюдать спины вежливых молчаливых потребителей, которые уходят, чтобы не возвращаться.

маркетинг

1. «Икар», или Ошибки в нейминге

Жена с дочкой должны были лететь в Болгарию, билеты на чартер были куплены заранее, без конкретизации, и я позвонил в агентство узнать, на чем они все-таки должны лететь. Мне назвали рейс на какую-то авиакомпанию с кодом «ICAO KAR». Не то, чтобы я их все знаю, но такого никогда не слышал и спросил, что это за авиакомпания. Оказалось, что авиакомпания называется «Икар». Происхождение названия понятно, воздухоплаватель известный, но с посадкой у него, если верить легенде, были проблемы. Я по телефону сказал девушке из агентства, что только очень странный человек мог назвать так авиакомпанию. Удивительно, но агентство со мной в некотором смысле согласилось – нет, они не поменяли название авиакомпании, они рейс поменяли.

Откуда могло взяться такое название авиакомпании? – это маркетинг. «А чо, мне нравится ...». Это говорит большой начальник в компании, и эта фраза все решает. Какие исследования, какая целевая аудитория, если самому нравится. Это – бич российского маркетинга.

маркетинг

Впрочем, здесь еще и отрасль такая — авиакомпании. У них своеобразная логика. Например, российский национальный перевозчик «Аэрофлот» является партнером Manchester United, его официальным перевозчиком. Что же здесь странного, партнерство с сильнейшим брендом – отличный ход. Болельщики Barcelona или Real Madrid могут спорить о том, кто лучше играет в футбол, нам же важна сила бренда, но вот беда — партнерство партнерством, а в Манчестер «Аэрофлот» не летает. То есть футболистов команды он туда, вероятно, доставляет, а простых болельщиков – нет, только на перекладных.

2. Barcelona: удар слева невозможен

И раз уж мы заговорили о партнерстве с футбольными клубами, то не могу не рассказать о недавнем личном опыте, когда потребительским предприятием управляет не маркетинг. Выбирая новый холодильник, я решил дать шанс бренду, с которым не был знаком – турецкому Beko. Сомнения относительно качества сборки в России они разрешают легко, предоставляя пятилетнюю гарантию на свои изделия. А что до имиджа бренда – так они же Premium Partner FC Barcelona. Меня это вполне убедило, породниться с таким клубом хотя бы на уровне холодильников – честь для любого болельщика, холодильник был куплен. А дальше мне надо было перевесить дверь этого холодильника, я считал, что задача по силам любому, кто знает, что отвертка не кусается, тем более, что есть инструкция. Вот тут-то и началось самое интересное.

маркетинг

Инструкция весьма общая, она должна подходить ко всем моделям сразу, поэтому к модели, купленной мной, она не подходит. Можно обратиться в сервис-центр, работа стоит 3700 рублей – я привожу расценки, чтобы читатель мог соотнести это с трудозатратами на занимающую 15 минут процедуру и ценой самого холодильника. Дальнейшие изыскания привели к тому, что в отдельном пакете была обнаружена некая деталь, которая должна заменить другую деталь в холодильнике, чтобы дверь можно было повесить в другую сторону. Никаких упоминаний об этом в инструкции, конечно, нет. Сама деталь изготовлена несимметричной, поэтому первоначально установленная в холодильнике деталь в гнездо на «другой» стороне холодильника просто не влезает. Нет сомнений, что это сделано для того, чтобы рабочий на сборочном конвейере не мог вставить ее при сборке не в то отверстие – этим управляют технологи.

Что в результате? Приходится вкладывать в каждый холодильник дополнительную деталь. Владельцу холодильника придется хранить вынутую деталь, иначе обратно перевесить дверь, скажем, после переезда, не получится – ну, это ерунда, многие же хранят дома запасные части для холодильников и стиральных машин. Можно подставить покупателя бюджетного холодильника под уплату безумной по сравнению с ценой самого товара цены услуги по перевешиванию дверей. А все почему? Потому что маркетинг добился партнерского соглашения со всемирно известным футбольным клубом и слегка «отдалился» от потребителей, поэтому технологи сделали так, как удобно им. Рабочих на сборочных линиях по всему миру сотни, а потребителей – сотни тысяч, и проще научить первых, чем общаться с недовольными последними, но на предприятии заправляют технологи, а не маркетинг.

3. Неуловимая «Диана»

Да, и еще о партнерстве. Сеть химчисток «Диана» имеет партнерскую программу с Visa. Платишь карточкой – получаешь скидку. Все просто и понятно: сеть надеется привлечь держателей карт, платежная система надеется повысить ценность карты для держателей. Правда, далеко не во всех приемных пунктах есть терминалы для оплаты карточками. Зато скидка в 10% суммируется со скидкой по карте постоянного клиента сети химчисток. Она тоже составляет 10%, правда, скидки суммируются несколько специфически, сумма двух скидок по 10% составляет не 20% и не 19%, как могли бы предположить те, кто догадается, что скидки применяются последовательно. Нет, это всего 12%. И это не единственное «но» – скидка за банковскую карту предоставляется, естественно, если такой картой платишь. А это возможно не только не везде из-за отсутствия терминалов, но и не всегда – в круглосуточно работающих приемных пунктах карты не принимаются с восьми вечера до восьми утра. Это плохое время для партнерства, решила сеть химчисток. Почему она так решила, я представить себе не могу. Справедливости ради надо сказать, что после обращения в Facebook меньше чем за две недели карточки начали принимать круглосуточно, впрочем, это только подтверждает, что никаких технологических проблем их принимать не было и раньше.

4. McDonald`s: только для девушек?

Чтобы у читателя не сложилось впечатление, что сбои возникают только при неправильном месте маркетинга в бизнесе, приведу развеселивший меня пример в бизнесе с едва ли не лучшим маркетингом в мире – в McDonald`s.

Зашел я как-то позавтракать в «МакКафе». Все хорошо, дают поднос, на подносе лежит красивая бумажка с каким-то развлекательным текстом. Жду, пока приготовят кофе, а от нечего делать читаю текст на красивой бумажке – подозреваю, что именно такое поведение потребителя и предполагалось при создании этого рекламного материала. «Это настоящая любовь?» – «Просто поставьте вашу чашку с кофе на поднос и прочитайте ваш любовный прогноз». Начало вполне захватывающее. Ниже два пересекающихся круга, на левом написано «Ваша чашка», на правом – «Его чашка»... Мдаа, но попытаться все же стоит. Я говорю девушке, что мне дали женский листок, я хочу мужской. У девушки округляются глаза: «Почему женский?» – я показываю листок на подносе. Она сначала говорит «У нас все такие», а потом начинает безудержно смеяться. К ней подходит работающий с ней молодой человек и спрашивает, в чем дело. Она сквозь смех объясняет, тот смотрит на листок, понимает, в чем дело, и тоже начинает смеяться. Я деланно возмущаюсь тем, что и в «Макдональдсе» победил феминизм, но они продолжают смеяться так, что ничего не воспринимают, только профессионализм заставляет их следить за тем, чтобы клиент получил все заказанное.

Что тут сказать – либо я не целевой клиент, в «МакКафе» теперь заманивают девушек, причем в сопровождении молодых людей, либо маркетинг McDonald`s махнул рукой на то, что для мужчин их красивая картинка не подходит. Справедливости ради должен сказать, что я попытался и не сумел придумать текст в таком виде, чтобы он подходил для обоих полов.

Источник изображения – fb.ru. Фото предметов – из архива автора

Расскажите коллегам:
Комментарии
Аналитик, Москва
1. «Икар», или Ошибки в нейминге Во-первых, проблемы у Икара возникли не при взлете или посадке (т.е. в те моменты, где, в основном, у самолетов случаются технические неполадки). Проблемы у Икара возникли в воздухе от воздействия извне. Иными словами, из-за влияния палящих лучей Солнца, к которому Икар намеренно подлетел на близкое расстояние. Так как его предупреждали не летать слишком высоко или слишком низко, то в основе падения Икара лежит не случайность, тех. неисправность или результат ошибки пилотирования, а результат вызова, который человек бросил самому себе и окружающему миру. Таким образом, автор, говоря о неправильном нейминге, вероятно, перепутал легенду об Икаре с легендой о Фаэтоне. Во-вторых, с 1895 и по наши дни существует венгерская компания ''Икарус'', автобусы и троллейбусы которой всегда отличались качеством и надежностью. 2. Про холодильник... Ключевое словосочетание ''бюджетный холодильник''...Этим, вероятно, объясняется ограниченное количество опций, в том числе возможность оперативного перевешивания двери. 3. Неуловимая ''Диана''... Обычно скидку дают за что-то...Например, за повышенный объем покупаемых товаров (услуг). Или за покупку несезонной или неликвидной продукции. В связи с этим не совсем понял за что человек ожидает получать 10-20% скидку, расплачиваясь карточкой, которая есть у каждого второго (если не у каждого первого). Что такой покупатель делает уникального или обременительного для себя? Думаю, вышеуказанной химчистке следует действительно пересмотреть условия партнерства с платежной системой. 4. McDonald`s: только для девушек. Скорее всего, маркетинговый ход направлен на привлечение дополнительных клиентов из числа молодых девушек. Ведь женская природа отличается: если парень приходит в такое заведение, в первую очередь, за кофе и едой, то девушка - за хорошим настроением. Таким образом, лично я никаких ошибок в маркетинге не увидел (в первую очередь, как потребитель). Соответственно, рассматриваю статью автора не как догму, а как всего лишь IMHO автора.
Руководитель проекта, Мурманск

Если рассматривать автора как потребителя, то ошибка уже то, что он чего-то не понял, Правильные маркетинговые действия приводят к правильному маркетинговому пониманию. В ситуации про Икара как минимум большинство помнит плачевный его конец и этого достаточно для ассоциации

Нач. отдела, зам. руководителя, Курск

Не буду о недостатках статьи. Что можно извлечь полезного? Примеров плохого нейминга, технических недостатков при русской сборке, странных скидок, непродуманных флаеров — миллионы. Я вижу одно общее в этих разных ошибках — даже тень маркетинга не стоит радом с ЛПР (лицом принимающим решения). Там какие-то другие соображения. Так что маркетинг отдыхает, а не совершаются маркетинговые ошибки.

Аналитик, Москва
Анна Дочкина пишет: Если рассматривать автора как потребителя, то ошибка уже то, что он чего-то не понял, Правильные маркетинговые действия приводят к правильному маркетинговому пониманию. В ситуации про Икара как минимум большинство помнит плачевный его конец и этого достаточно для ассоциации
Если бы в 70-х-2000-х годах наши соотечественники руководствовались такой парадигмой и, соответственно, не садились бы в автобусы ''Икарус'', то в нашей стране городское и междугороднее автобусное сообщение оказалось бы парализованным. Вспоминается мультфильм ''Приключения капитана Врунгеля'': мол, ''как Вы яхту назовете, так она и поплывет''...И что? Назвали яхту ''Победа'', а в итоге все равно получилась ''Беда''. Из реальной жизни можно вспомнить историю появления бренда ''GOOGLE''. Изначально было более благозвучное название, но в результате нелепой ошибки появилось текущее...Казалось бы название успеха не сулит: как будто голубь поперхнулся...И тем не менее... Так что дело, скорее, в карме, а не в названии. :-)
Директор по рекламе, Москва
Марина Пестова пишет: Примеров плохого нейминга, технических недостатков при русской сборке, странных скидок, непродуманных флаеров — миллионы.
Скорее десятки и сотни миллионов, исключения составляют успешные решения, которые потом добавляют в учебники по ''маркетингу'', огромное количество странных или никаких маркетинговых трат оплачивает потребитель. Маркетинг похож на пиявку присасывающуюся к товару, который очень нужен потребителю и который готов оплачивать все наценки от прибыли поставщика, до причуд маркетологов. Если товар или марка потребителям становятся неприятны и не нужны маркетинг отваливается как орган первым из тела бизнеса. Еще маркетинг может какое то время мистифицировать огромные заводы создавая ''брэнд'', который соглашается продавать те товары которые придумали заводы, представили ''брэнду'', ''брэнд'' ставит свое клеймо на эти товары и продает. Через какое то время потребители понимают, что ''брэнд'' в их регионе считает их недоразвитыми и поэтому гонит с заводов полный отстой по дизайну и начинают заказывать продукцию заводов, которую ''брэнд'' поставляет в те страны где как он считает потребители умнее по почте. Так развивается интернет торговля ))) но маркетологи напишут новые теории и станут маркетологами интернет торговли ^_^
Аналитик, Москва
Дмитрий Федоров пишет: Если товар или марка потребителям становятся неприятны и не нужны маркетинг отваливается как орган первым из тела бизнеса. Еще маркетинг может какое то время мистифицировать огромные заводы создавая ''брэнд'', который соглашается продавать те товары которые придумали заводы, представили ''брэнду'', ''брэнд'' ставит свое клеймо на эти товары и продает.
Мне почему-то сразу вспомнились шоколадные конфеты ''Довгань''(был такой предприниматель). Как-то взял их в руки и прочитал, что они сделаны на каком-то известном кондитерском заводе по заказу указанного предпринимателя.
Директор по рекламе, Москва
Константин Комшуков пишет: Мне почему-то сразу вспомнились шоколадные конфеты ''Довгань''
а мне вспомнилась линейка бытовой техники, которая начинала с того, что на китайских заводах скупала часть тиража известного австралийского дизайна (австралиец даже получал какие то премии за дизайн) только в Австралии и штатах это бюджетная техника а у нас премиум ^_^ кстати на старте я их консультировал все рассказывал как построить видимость брэнда по колесу/пирамидке брэнда и так же посещения и траты в ''настоящем лондонском бутике'' название которого оказалось сокращением от ''Тимур и Юля''
Михаил Ободовский +1185 Михаил Ободовский Управляющий директор, Москва
Константин Комшуков пишет: Так что дело, скорее, в карме, а не в названии. :-)
Константин, мое название этой статьи было ''Странный маркетинг'', но редакция дала свое, и это сразу поменяло воспринимаемую читателем тональность статьи, так что дело все-таки в названии. А вообще хорошо, что Вы так интересуетесь автобусами. Отсылка к потребительскому поведению наших соотечественников в прошлом, безусловно, интересна, но, возможно, Вы слышали такое выражение ''Маркетинг начинается тогда, когда предложение превышает спрос''. Это не очень точное выражение, однако, как нельзя более подходит к тем временам. Выбор был простой: либо ехать на ''Икарусе'', либо не ехать вообще - я не рассматриваю возможность воспользоваться такси как относящуюся к принципиально другому ценовому сегменту. Кроме того, и тогда и сейчас потребители принципиально по-разному относились к безопасности внутригородских автобусных поездок и авиаперелетов. А вот насчет амбициозных целей Вы опять-таки правы - частные самолеты ''Икарус'' производились, правда, не венгерским заводом, который делал автобусы, вот детали. Только восприятие продукта в массовом сегменте, где требуется прежде всего безопасная доставка в пункт назначения, и премиального нишевого продукта совершенно разное. И еще, Константин, с посадкой у него были проблемы - не сумел он сесть безопасно, и не в результате воздействия извне, а в результате сознательного нарушения рекомендованного высотного эшелона - Вы полетите с таким пилотом? ''Оперативная перевешивание дверей'' ... хм, Константин, возможно, у Вас есть знакомые, которые развлекаются регулярной перестановкой мебели в жилище, а потому им требуется быстрое перевешивание дверей. Все остальные люди не обращают на это НИКАКОГО внимания. Вы когда-нибудь слышали или видели, чтобы высокая скорость перевешивания дверей включалась в рекламную коммуникацию? Нет - я так и думал. Почти наверняка это означает, что ни один потребитель никогда не заявлял это как сколько-нибудь важный фактор при выборе модели холодильника. И вопрос совершенно не с оперативностью перевешивания дверей, а с тем, что технологическое решение, выбранное компанией, привело к: 1) Необходимости расширения номенклатуры деталей для изготовления продукции; 2) Необходимости вкладывания в каждое изделие соответствующей модели(ей) еще одной детали; 3) Необходимости изменения инструкции - компания проигнорировала эту необходимость; 4) И еще нескольким проблемам для пользователя, основная из которых - необходимость хранить извлеченную из холодильника деталь, чтобы иметь возможность обратного перевешивания дверей. Если бы маркетинг был включен в принятие решений, которые могут затронуть потребителя, то такого происходить было не должно. Потребитель далеко не всегда должен быть осведомлен о деталях конструкции, например, телевизора, но вот пульт дистанционного управления разрабатывается с участием маркетинга. Стоит сделать неудобный пульт - можно забыть о том, чтобы удержать потребителя, когда придет время менять телевизор. Вот, кстати, и положительный пример участия маркетинга в разработке продукта, причем явно в ущерб простоте операций и себестоимости. Производитель посуды для приготовления пищи Fissman продает некоторые из своих сковородок, например, вот такую, со специальной текстильной ''звездочкой'', используемой в качестве подставки под горячее. С точки зрения производства это немалая головная боль - найти поставщика специальной ткани и заказать эти звездочки, надеть их на каждую сковородку при упаковке - но маркетинг сработал и возражения производства были преодолены. Как справедливо отметила в своем комментарии г-жа Пестова, маркетинг и рядом не стоит при принятии многих решений, которые могут воздействовать на восприятие продукта потребителем. Почему не стоит? - видимо, даже не понимают, что он должен стоять. Раз уж мне позволили называть имена отличившихся бизнесов, приведу еще один пример - ресторан ''Тапчан'' в Москве. За ужином на одно из блюд была предоставлена скидка - на напиток, в счете она была указана в распечатке и сразу под названием блюда, и под общей суммой счета. Писавший форму счета программист слегка перестарался и вставил в нее еще и строку скидки в процентах от суммы счета. В виденном мною счете эта величина составила 0,46% (ноль целых сорок шесть сотых процента). О реакции посетителя, ''осчастливленного'' такой скидкой, каждой может подумать сам.
Аналитик, Москва

Михаил,

Рад, что в наше время (когда рынок общественного наземного транспорта является относительно конкурентным) Вы бы предпочли сесть не в ''Икарус'', а, например, в ''Газель''. По крайней мере, Вы последовательны в своих суждениях.

Что же касается меня, то я не совсем улавливаю связь между названием, заимствованным из греческой мифологии, и маркетингом (не говоря уже о безопасности). Лично у меня достаточно ''шкурное'' отношение к маркетинговой политике авиакомпаний: я обращаю внимание, прежде всего, на цену билета и качество предоставляемых авиауслуг, начиная от модели самолета и заканчивая качеством сервиса на борту. У меня, например, есть даже ''тест'' под названием ''Пиджак''. Дело в том, что я часто путешествую в пиджаке. И перед началом полета прошу стюардессу повесить свой пиджак в шкаф для форменной одежды, чтобы он лишний раз не мялся в течение нескольких часов пребывания в кресле. Я заметил следующую вещь. После того, как в самолете авиакомпании ''А'' мне однажды отказали в моей просьбе, я стал чаще летать самолетами авиакомпаний ''С'' и ''Т'', в которых мою просьбу всегда удовлетворяли. И это несмотря даже на то, что авиакомпания ''А'' более рейтинговая и имеет достаточно благозвучное название. При этом я, разумеется, не говорю о каких-то недостатках маркетинга компании ''А'': просто, вероятно, что-то не совпало в наших взаимоотношениях. :-)

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Анна Дочкина пишет: В ситуации про Икара как минимум большинство помнит плачевный его конец
Сильно в этом сомневаюсь. Я вот помню что икар летал - и в отличие от Дедала звучит его ''брэнд'' красиво.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.

Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.