Создавая антихрупкие финансовые системы, я наблюдаю две категории людей по отношению к жизни. Первые утверждают, что капитал, финансовая свобода — это главное, вторые говорят, что жить надо ради образования, искусства, культуры. Хотелось бы, чтобы в XXI веке эти представления не противоречили друг другу. Объединить их может концепция целевых капиталов. Это отнюдь не новая тема, в современности она широко применяется в благотворительном секторе. В дореволюционной России большинство известных семей, оставивших после себя память и наследие, также широко применяли целевые капиталы.
Как это работает в благотворительном секторе
Целевой капитал, или эндаумент (endowment) — это денежные средства, принадлежащие благотворительному фонду или образовательной организации, которые получены от мецената или собраны на пожертвования частных или корпоративных благотворителей. Целевой капитал передается в доверительное управление управляющей компании, которая инвестирует доверенные средства по консервативной, разрешенной законодательством стратегии.
Главной характеристикой целевого капитала является то, что он не расходуется сам по себе, остается нетронутым и работает по принципу вечного двигателя. А вот доход от инвестиций может быть направлен на нужды благотворительного фонда в соответствии с уставными целями.
Таким образом, финансовая система фонда становится устойчивой: фонд не зависит всецело от финансирования государством или благотворителями, у него появляется несколько источников дохода, в том числе свой собственный, а значит, независимость, автономность и уверенность в том, что благие дела не придется сворачивать из-за недостатка средств.
Основным недостатком целевого капитала является то, что необходима существенная стартовая сумма. Российское законодательство обозначает минимальную сумму сформированного капитала в 3 млн рублей, однако на практике нужно гораздо больше. Предположим, что фонду нужно ежемесячно получать дополнительную сумму в 100 тыс. рублей, или 1,2 млн в год. Это минимальная сумма, которая позволит частично закрыть административные расходы или разово поддержать программы фонда. С учетом консервативной стратегии вложения, которая будет давать 5-10% годовых в рублях, размер эндаумента должен быть не меньше 12 млн. руб. Не всем везет получить крупную сумму на старте, а формирование целевого капитала с нуля — кропотливая и долгосрочная работа, которая может длиться десятилетия, но результат действительно этого стоит.
Пожалуй, самым известным в мире эндаумент-фондом является Нобелевский фонд, который действует с конца XIX века на средства изобретателя и промышленника. Первый в истории целевой капитал был сформирован Платоном на свою академию в небольшом имении. Еще один аналог современных целевых фондов появился в Великобритании, когда в 1502 году леди Маргарет Бофорт, бабушка короля Генриха VIII, внесла пожертвования на создание кафедр богословия в университетах Оксфорда и Кембриджа. В США самыми известными являются фонды Гарвардского, Йельского, Принстонского и Стэнфордского университетов. Их объем составляет миллиарды долларов, а пополняются они ныне преимущественно за счет частных пожертвований.
В России этот инструмент довольно молодой: закон «О целевых капиталах» был принят только в 2007 году. Эндаументы появились у ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, музея «Гараж» и многих других учреждений культуры, искусства, образования. Особую поддержку развитию эндаументов оказывает программа «Целевые капиталы» благотворительного фонда Владимира Потанина. К сожалению, финансовая концепция целевых капиталов в России пока недооценена и недостаточно развита.
Как эндаумент применить в семье
Капитал под конкретные цели может быть выделен и сформирован и в семье. Семейные цели вполне стандартны: крупная покупка, образование детей, безбедная старость, финансовая свобода. Семьи могут предвидеть и обезопасить себя на определенные этапы жизни, не позволяющие активно работать, например, декретный отпуск или написание книги. В тех семьях, где базовые потребности уже реализованы, приходит время подумать о вечном – ради чего большего живем, и что хотим оставить после себя. И здесь тоже можно разделить семейный капитал на логические составляющие.
При отсутствии первоначального капитала, например, наследства, создание семейного целевого капитала – процесс трудоемкий, требующий осознанности и финансовой дисциплины, и занимающий не менее 15-20 лет. Но сформированный капитал, используемый исключительно в доходной части, позволит реализовать задумки об образовании и творчестве, безбедной старости, какие-то очень личные темы, а сам капитал будет передан в последующие поколения.
Пример семьи Рукавишниковых
Как и в большинстве состоятельных дореволюционных семей, концепция целевых капиталов в семье Рукавишниковых не раз сыграла важную роль для представителей нескольких поколений. Давайте вспомним эти вдохновляющие истории.
Адаптационный приют для малолетних преступников
Николай Рукавишников (1845-1875) происходил из богатой семьи золотопромышленника. Его отец Василий Никитич Рукавишников был совладельцем горных заводов в Пермской губернии, общества Московско-Курской железной дороги, одним из учредителей Московского купеческого банка. Николай поступил на физико-математический факультет Московского университета, позже учился в Горном институте, чтобы продолжить семейное дело, как было принято в те времена.
Однако Николай принял другое решение. Будучи 16-летним подростком, он услышал выступление профессора МГУ об адаптационном приюте для малолетних преступников. Молодой человек из благополучной семьи загорелся идеей и вопреки воле отца вызвался помогать приюту материально и лично – работать в приюте с детьми. В 24 года Николай стал директором приюта. В приюте детей помимо образования, религиозного воспитания, спорта и досуга обучали ремеслу, чтобы дать профессию и наставить на путь истинный. Помимо брошюровочной мастерской, Николай организовал новые: футлярную, малярную, портняжную, сапожную, токарную, столярную, слесарную и кузнечную. Для обучения пригласил хороших мастеров и выделил им достойное жалование. По сути, Рукавишников использовал педагогические принципы, которые потом будет использовать Антон Макаренко: воспитание добром, состраданием, трудом, положительным примером.
Вскоре мастерские начали получать постоянные заказы и зарабатывать, частные пожертвования увеличились в 6,5 раза, а пособия от разных учреждений – в 13 раз. До четверти расходов директор в некоторые годы покрывал из личных средств.
В 30 лет Николай Рукавишников заболел воспалением легких и скоропостижно умер. И тогда братьям Ивану и Константину Рукавишниковым пришлось подключиться и продолжить дело жизни брата. По их ходатайству приют стал городским учреждением. Братья пожертвовали 120 тысяч рублей на выкуп особняка княгини Несвицкой на Смоленской-Сенной площади в Москве (здании по соседству с МИДом). Братья также положили в банк крупный «неприкосновенный капитал», процент от которого ежегодно шел на содержание приюта – в нынешних терминах «целевой капитал». В финансировании участвовали тюремный комитет, перечислявший госсредства, и Земский комитет, выделивший приюту постоянную субсидию. Приют просуществовал более 50 лет и был закрыт после революции, а количество воспитанников постоянно увеличивалось.
В 1885 году на Всемирном тюремном конгрессе в Риме, куда съехались представители европейских благотворительных учреждений, специализирующиеся на социальной адаптации заключенных, был торжественно представлен бюст Николая Рукавишникова с надписью «Первый гуманист мира».
Никто из сыновей Василия Рукавишникова не продолжил дело отца, и золотые прииски были проданы, а на сформированные целевые капиталы жило несколько поколений семьи.
Ильинский маяк
Целевой капитал сыграл благую роль в семье и еще один раз. Единственный сын Константина Васильевича заболел туберкулезом, и юношу вывезли на лечение в семейное поместье близ Феодосии в Крыму. Там он благополучно исцелился. Неподалеку от этого места об скалистый мыс Святого Ильи постоянно разбивались корабли, а финансирования на постройку маяка от чиновников было не добиться. Жена Константина Васильевича Евдокия Николаевна организовала пошив кошельков женским сообществом. Вырученные от продажи кошельков средства копились на строительство маяка. Евдокия Николаевна обладала превосходной репутацией, пользовалась доверием, и часто уже проданные кошельки возвращались в дом Рукавишниковых набитыми деньгами. Необходимая сумма была набрана достаточно быстро, и был воздвигнут деревянный маяк, названный Ильинским в честь одноименного мыса, и старинной церкви, располагавшейся там в XV-XVI веках. Кораблекрушения прекратились, а современные гости Крыма могут полюбоваться отстроенным после войны каменным маяком.
Как мы видим, целевые капиталы собираются разными способами – по крупинке или большой суммой, но это не важно. Важно то, что их мощь, пока недооцененная в истории современной России, проявляется через десятилетия и столетия, а благие дела, сделанные с их помощью, остаются в веках.
Читайте также:
Отлично рассказано ! Добавлю, что политика использования целевых капиталов зависит от распорядителя, в благотворительности это правление и попечительский совет фонда. По опыту фонда "Гражданский союз", где целевой капитал был создан нами в 2014 году, проценты полученные от управляющей компании ежегодно в полном объёме идут на финансирование новых благотворительных проектов, поддержку активных граждан и организаций. А сам целевой капитал ежегодно прирастает за счёт пожертвований доноров.
А какому банку в России можно доверить "целевой капитал" да ещё и на столь длительный срок? Особенно человеку не искушённому в финансовых вопросах.
Материал отлично подойдёт для начала рубрики "Лицемерные финансы".