Недобросовестная конкуренция остается острой проблемой в бизнесе, что неудивительно – каждый предприниматель хочет стать первым в своей нише, низвергнув всех конкурентов. И хотя законы регулируют этот вопрос, многие компании пренебрегают деловой этикой и нарушают правила ради своей выгоды.
Нечестная конкуренция проявляется по-разному – от простых недомолвок и утаивания информации до использования откровенно недостоверных данных. Любые варианты, не включающие в себя улучшение качества продукта и этичные маркетинговые инструменты, все, что вредит другим игрокам на рынке ради получения выгоды. Разберем нечестные способы конкуренции, перечисленные во второй главе Федерального закона «О защите конкуренции».
1. Дискредитация конкурента
Когда сотрудники или специально нанятые для этого люди целенаправленно распространяют заведомо ложные сведения о качестве и потребительских свойствах конкурирующего продукта, условиях его производства и продажи – это неизменно портит репутацию другого предприятия, может даже нанести финансовый ущерб. Например, было немало случаев, когда компании специально рассылали письма, замаскированные под уведомления от государственных органов, партнерам своих конкурентов. В своих посланиях они пытались убедить их срочно поменять подрядчика – их порядок оказания услуг якобы не соответствует регламенту, поэтому можно нарваться на штраф. Зачастую это срабатывало.
Еще один довольно популярный метод дискредитации – так называемый ревью-бомбинг. Заключается в том, что в попытке подкосить популярность продукта или услуги многочисленные группы людей оставляют в интернете отрицательные пользовательские отзывы. Данный способ используется как потребителями, недовольными политикой руководства компании, так и конкурентами, решившими «потопить» соперника.
2. Введение в заблуждение
Это тоже распространение недостоверной информации, но уже о своем товаре или услуге. Когда с целью привлечь к продукту больше внимания, повысить на него спрос, предприниматели используют ложную рекламу. Компании могут занижать цены на свои товары, чтобы привлечь клиентов, но затем взимать дополнительные платежи, которые не были упомянуты в рекламе. Это может привести к обману потребителей и негативному отношению к бизнесу.
Запутать потребителя может не только цена, но и другие сведения, указанные на этикетке: вымышленная дата основания фирмы или имя ее основателя, не соответствующее реальности место производства, выдуманные дипломы и награды. Показательный пример ложных или способных ввести в заблуждение обозначений: когда на упаковке указано какое-либо географическое наименование без достаточных на то оснований. Вспомним случай с торговой маркой чая «Краснодарский», который на 90% состоял из листьев из Индии, Китая и Танзании. На самом деле, введение в заблуждение – неоднозначный и дискуссионный метод недобросовестной конкуренции, здесь важно учитывать субъективное мнение конкретного эксперта.
3. Некорректное сравнение
Запрещено в рекламных целях сравнивать собственные продукты с другими – как в позитивном, так и в негативном свете. Можно сказать, что ваш товар гораздо лучше, чем у конкурентов, или наоборот, сделать акцент на том, что ваш продукт так же хорош, как аналоги на рынке, не подкрепив данное заявление никакими фактами и эксплуатируя чужую репутацию и популярность. Сюда же относится использование в рекламе эпитетов вроде «самый», «лучший», «первый», «№1» и похожих выражений. Стоит отметить, что сравнение считается некорректным лишь тогда, когда его результат ничем не подтверждается и не может быть объективно проверен.
4. Злоупотребление средствами индивидуализации
Этот способ нечестной конкуренции гораздо легче доказать. Если в товарном знаке используются чужие продукты интеллектуальной деятельности – частично или полностью скопированные название, логотип или упаковка, то предприниматель планировал «проехать зайцем», то есть воспользоваться чужой репутацией и сформировать у клиентов ассоциацию качественного продукта с его маркой. Или, наоборот, подпортить имидж конкурентам, обвинив их в контрафакте. Сюда можно отнести подделки известных брендов, например, продаваемый на рынке Abibas вместо известного Adidas. Если Федеральная Антимонопольная Служба установит, что бренд оформили, чтобы навредить, им придется отменить силу товарного знака в Роспатенте.
Способы защиты от недобросовестной конкуренции
Итак, вы обнаружили, что ваши конкуренты борются за место под солнцем, используя незаконные способы. Есть несколько вариантов, как решить эту проблему.
1. Досудебный порядок
Можно напрямую обратиться к руководству другой компании, отправив письмо-претензию с требованием остановить акты недобросовестной конкуренции. Главное – снабдить послание ссылками на нормы действующего законодательства, объяснить суть претензии с юридической стороны. Судебные издержки, оплата штрафов и выплата компенсации могут стоить конкуренту очень дорого, исходя из собственной выгоды, он согласится на ваши условия. Иногда этого оказывается достаточно, но такое происходит далеко не каждый раз. Для вашей компании досудебный формат тоже выгоден. Судебные процессы тянутся месяцами и даже годами, при этом растут и репутационные риски, что работает не в вашу пользу.
Если же прямая претензия не сработала, необходимо подать заявление в ФАС, подробно расписав, как именно конкурентом был нарушен закон. Если заявление принято и факт нарушения установлен, орган выносит предупреждение, цель которого – пресечение действий, несущих вред, и устранение последствий нарушений.
Предупреждение должно содержать:
- Выводы о наличии оснований для его выдачи.
- Нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдается предупреждение.
- Перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения либо ликвидацию или прекращение осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований закона, а также разумный срок их выполнения.
2. Судебный порядок
Согласно действующему законодательству, подача заявления в суд возможна только после обращения в ФАС. В противном случае арбитражный суд не примет заявление к производству. Если нарушения не были устранены в установленные в предупреждении сроки, возбуждается дело и передается в суд для дальнейшего рассмотрения.
Также читайте:
Если не хочешь быть втянутым в нечестную конкурентную борьбу, НЕ втягивайся в неё. Собаки лают, а караван идёт.