Бизнес прислушался к советам ФАС: почему внедрять комплаенс выгодно

Антимонопольный комплаенс представляет собой систему внутрикорпоративных процессов и механизмов, направленных на предотвращение нарушений антимонопольного законодательства.

Стоит отметить, что ФАС России всячески поощряет желание бизнеса работать в рамках закона, в настоящее время рассматривается законопроект об антимонопольном комплаенсе.

При рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, наличие комплаенс процедур будет учитываться в качестве смягчающего обстоятельства, как следствие, это позволит снизить размеры штрафов. Уже сейчас в делах, рассматриваемых антимонопольными органами, можно встретить ссылки на принятие процедур комплаенса.

Например, в Решении по делу № 1-11-11/00-22-19 от 22.04.2019 г. по привлечению к ответственности по ч.5 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции» российской «дочки» Samsung был представлен проект политики антимонопольного комплаенса «Самсунг Электроникс Рус Компани» с целью выражения намерения компании по содействию антимонопольным органам и для соблюдения установленных требований в дальнейшем.

Однако, для недопущения злоупотреблением такой возможностью недобросовестными компаниями, ФАС России отмечает, что программа по выявлению и предупреждению рисков должна быть реально работающей.

Поэтому, программу по антимонопольному комплаенсу рекомендуется согласовывать с антимонопольным органом, чтобы он признал предлагаемые мероприятия эффективными и соответствующими законодательству.

Наличие комплаенса уже сейчас позволяет ограничить плановые проверки. В 2018 году Правительство РФ утвердило критерии отнесения деятельности юридических лиц и ИП к определенной категории риска, определяющих частоту плановых проверок со стороны ФАС. Внедрение антимонопольного комплаенса является основанием для понижения категории риска компании, а это значит, что встреч с сотрудниками ФАС в вашей жизни может стать меньше.

Кроме того, из ст. 2.1. КоАП РФ можно сделать вывод о том, что в отдельных случаях комплаенс может стать основанием, исключающим ответственность юридического лица.

Несмотря на то, что принятие комплаенса не является обязательным в коммерческих организациях, это точно даст дополнительные преимущества.

К выгодам, которые может принести внедрение такой системы относятся: установление правил работы в соответствии с законодательством, создание системы контроля за сотрудниками и процессами в компании, повышение уровня деловой репутации, улучшение взаимоотношение с госорганами, снижение риска проведения проверок, установление доверительных отношений с проверяющими органами, повышение инвестиционной привлекательности, выявление, оценка и минимизация рисков при осуществлении деятельности, обучение сотрудников, установление правил взаимодействия и поведения при проведении проверок, направлении запросов и в иных ситуациях.

Наибольший интерес к принятию комплаенса наблюдается у крупных компаний, что обусловлено наличием большего количества рисков в их деятельности и осознание выгоды, в том числе экономической. Именно поэтому в «Лукойл», «МТС», «Сибур», «ХК «Сибцем», «Уралкалий», «Пивоваренная компания «Балтика» и других уже приняты программы комплаенса.

Например, по данным Globalscape отдельные компании несут расходы на комплаенс в сфере компьютерной безопасности в размере $5,47 млн в год, в то время, как организации, в которых такие процедуры отсутствуют, несут расходы по оплате штрафов ввиду нарушения требований законодательства в размере $14,82 млн в год.

Зарубежные фирмы активно используют выработанные механизмы по минимизации рисков, что поощряется государственными органами.

Например, во Франции при нарушении требований конкурентного законодательства нарушителям снижается размер штрафа на 10% при условии принятия мер по совершенствованию комплаенс-программы.

Важно то, что в настоящее время комплаенс доступен для каждой компании и может быть принят соразмерно масштабам деятельности и потребностям бизнеса.

Интересным в связи с этим является книга Джозефа Э. Мерфи «Программа комплаенса и деловой этики за один доллар в день: как небольшой компании обзавестись эффективной программой», где даны практические советы компаниям для совершения первых шагов на пути к комплаенсу.

Однако, для реализации программы комплаенса компании обращаются к специалистам в данной сфере, которые помогают в более короткие сроки и с наименьшими затратами реализовать задуманное.

В зарубежных странах комплаенс является отдельной практикой юридических фирм, по этой категории ежегодно составляются рейтинги, что свидетельствует о развитии данного направления и интересе к нему со стороны бизнеса.

Именно современные фирмы, которые с помощью правильных инструментов комплаенса регулируют свою деятельность, получают наибольшую выгоду, максимально быстро достигают поставленные бизнес-цели, обеспечивая долгосрочный рост и процветание компании.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.

Владелец Rostic's выкупил рестораны российского франчайзи KFC

Заведения сменят названия до весны 2025 года.

Минцифры планирует привлечь 700 тысяч разработчиков до 2030 года

Минцифры уже в два раза увеличило число бюджетных мест на профильные специальности.

Сервис такси Yandex Go заработал в Турции

Это первый турецкий город для Yandex Go.