На днях рынок искусства потряс очередной скандал. На недавно открывшейся выставке, приуроченной к 175-летию Василия Поленова в Третьяковской галерее в раздел «В. Д. Поленов в кругу учеников» была включена картина ученика Поленова Александра Головина, принадлежащая частному коллекционеру. Однако, по свидетельствам специалистов, ранее она была частью экспозиции Национального музея Чеченской Республики в городе Грозный.
После проведенного разбирательства выяснилось, что картина действительно пропала из музея в Грозном во время боевых действий в начале нулевых годов. Работу сняли с выставки и поместили в запасник Третьяковки. В свою очередь, владелец картины в письменной форме подтвердил свое желание вернуть ее Национальному музею Чеченской Республики.
Это не первый случай, когда картины «всплывают» на выставках, более того, эта же самая картина уже выставлялась в 2014 году на выставке Александра Головина. Тогда ее тоже убрали с экспозиции, но, похоже, просто вернули владельцу. Неизвестно, сменился ли собственник картины после того инцидента, и так же непонятно, зачем после громкого скандала ее решили выставить повторно. Но ясно одно: этот случай обнажает сегодняшнюю ситуацию на рынке искусства в России, и особенно с вопросами законодательного регулирования этого рынка.
Можно со всей ответственностью утверждать, что на сегодняшний день рынок искусства – это один из последних нерегулируемых рынков в мире. Действительно, наряду с рынком криптовалют, сегодня он почти не регулируется, только в отличие от криптовалюты он существует гораздо дольше. Не секрет, что в силу этого, рынок искусства сильно криминализирован.
Ситуация в России, в частности, отличается от ведущих стран Европы не только отсутствием проработанной законодательной базы в сфере оборота предметов искусства, но так же и отсутствием «культуры потребления» искусства в целом. За 70 лет советской власти торговля антиквариатом почти целиком ушла в подполье, оставив в легальном поле единицы комиссионных магазинов в Москве, где только избранные могли купить произведения русских авторов за большие деньги.
Когда же в 90-е годы рынок открылся, туда ринулось огромное количество желающих быстро заработать на неразбирающихся, но обладающих средствами и имеющих желание обладать шедеврами русского искусства покупателях. Поэтому российский рынок искусства имеет соответствующую репутацию в остальном мире. По словам одного из самых крупных и авторитетных арт-детективов мира Кристофера Маринелло, «Россия является «черной дырой» арт-рынка, из нее в мир вытекает поток подделок и краденых работ».
Провенанс – успокоительное для инвестора
Но нас в этой истории интересует другое, а именно, как коллекционеру или покупателю предметов искусства обезопасить себя и свои деньги, а часто и репутацию? На этот вопрос не существует единого ответа, и даже концепция «добросовестного приобретателя» здесь действует с определенными оговорками.
Так, приобретая картину или предмет искусства, одним из важнейших вопросов, которым следует озадачиться, это так называемый «провенанс» (фр. provenance — происхождение, источник), подтверждение подлинности и истории владения. Этот термин восходит ко второй половине XVIII века, и концептуально сопоставим с юридическим термином «цепочка поставок».
Провенанс может значительно повысить цену художественного произведения или предмета антиквариата. Он также является одним из базисных понятий арт-банкинга (финансово-консультационное сопровождение инвестиций в искусство). Особенно это справедливо для западного антикварного рынка, где открытый оборот предметов искусства никогда не прерывался. Поэтому там легко отследить происхождение и историю многих, а особенно имеющих большое культурное значение произведений. При этом институт экспертизы не является главенствующим в определении подлинности предметов искусства.
В России же чаще всего трудно узнать историю попавшей на рынок картины или скульптуры, и ориентироваться можно только на заявления владельца предмета, поэтому у нас решающую роль все же играет экспертное заключение. А тут зачастую и открывается большой простор для манипуляций и злоупотреблений. Экспертная сертификация может обозначить разницу между объектом, не имеющим ценности, и стоимостью в целое состояние. Но и сами сертификаты и экспертизы не панацея и могут быть подвергнуты сомнению.
Так, например, в 2011 году на выставке в ГМИИ имени Пушкина в рамках экспозиции «Парижская школа» был представлен портрет Маревны кисти Амадео Модильяни. Музей выразил желание купить этот портрет, но один российский коллекционер стал утверждать, что портрет является подделкой. Несмотря на то, что подлинность работы подтвердил Кристиан Паризо, директор римского Института Модильяни, и с ним согласилось тогдашнее руководство музея, картину не приобрели. И это оказалось очень правильное решение: вскоре Кристиан Паризо был арестован в Риме по обвинению в легализации поддельных произведений художника на общую сумму более шести с половиной миллионов евро.
Читайте договор
Так все-таки, как если не обезопасить себя, то хотя бы снизить риски при покупке картины? Во-первых, это зависит от того, как и у кого покупается картина. Так, например, если речь идет о современном искусстве, при покупке картины лично у художника не лишним будет сделать фотографию с картиной и художником. Это, к слову, будет еще и неплохим снимком на память, который сам по себе со временем может иметь ценность. Здесь нужно иметь в виду, что согласно законодательству, при покупке оригинала произведения у автора или его наследников исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное.
Это означает, что покупатель картины вправе демонстрировать произведение и воспроизводить его в каталогах, но не может осуществлять коммерческое использование изображения, иными словами, зарабатывать на нем. Если коммерческое использование объекта предполагается, то необходимо обратить внимание на включение такого положения в договор, иначе есть риск нарушить права автора.
Но что делать, если художника вы не знаете лично или он давно умер, а картина является культурной ценностью? Одним из самых безопасных способов будет приобретение картины на крупном и авторитетном аукционе. Такой аукцион, дорожа своей репутацией и получая свою комиссию, должен гарантировать подлинность и юридическую чистоту картины. В случае если все-таки выяснится, что картина не является подлинной, покупатель сможет вернуть свои деньги через суд. Такие прецеденты есть, в 2018 году Федеральный суд Нью-Йорка установил, что картина Пармиджанино не является подлинной, и аукционный дом Sotheby’s организовал возврат покупателю всей суммы ($ 1,2 млн), уплаченной за картину.
Похожим образом обстоит дело и с галереями. Как в Европе, так и в России есть определенное число художественных галерей, давно и успешно работающих на рынке искусства, чьи владельцы обладают колоссальным опытом и знаниями, не уступающими экспертным, а зачастую и превосходящими их. Для таких людей репутация намного важнее сиюминутного заработка, они тщательно отбирают и изучают материал, который через них проходит, а также имеют всевозможные аккредитации в искусствоведческих отечественных и мировых сообществах.
Также при приобретении картины следует внимательно читать формулировки договора, т. к. «дьявол кроется в деталях». Покупатель может быть уверен, что покупает оригинал, но иногда под видом оригинала продают репродукцию или включают в описание картины оговорки, нечетко указывают предмет договора (название, год, авторство, указание на подлинность), а также иногда ставят знак «?» рядом с именем художника, тем самым указывая сомнение в принадлежности картины именно этому художнику. Обо всем этом покупатель может и не догадываться.
Экспертиза не панацея, но мера предосторожности
Самым важным и самым сложным этапом процесса приобретения картины является ее экспертиза. Принимая во внимание, что иногда эксперты и оценщики могут быть «нечистыми на руку» или же просто банально ошибаться и бояться брать на себя ответственность (все-таки экспертиза по большому счету – это мнение одного человека, пусть даже авторитетного в своих кругах), следует на всякий случай провести несколько экспертиз.
Средняя стоимость экспертизы составляет от $ 500 до $1000, это существенные затраты, но когда речь идет о покупке картины за шестизначную сумму, лучше себя обезопасить, и впоследствии эти затраты окупятся.
Следует учесть, тем не менее, что проведение экспертиз в отношении современных художников может нести в себе определенные сложности в силу того, что для ее проведения должны иметься «эталонные работы» с характерными признаками, т. е. художник должен быть как минимум известным и опубликованным. В противном случае проведение экспертизы может быть признано нецелесообразным. Если продавец и покупатель договорились об экспертизе, необходимо согласовать, какая из сторон оплатит эту работу, какие эксперты будут привлечены, а также последствия отрицательного результата экспертизы.
Не менее важным является вопрос установления прав продавца на продаваемую картину. Как правило, без упомянутого выше провенанса это может вызвать сложности или даже привести к отмене сделки или значительному снижению цены на картину. Но покупая картину известного художника без проверки по устному договору за бесценок, нужно быть готовыми к серьезным последствиям, вплоть до изъятия картины или расследования в отношении легализации доходов, полученных преступным путем.
В случае приобретения картины известного художника, даже при отсутствии сомнений в отношении прав продавца на эту картину, будет не лишним навести справки о продавце (от информации в Интернете до опроса специалистов) и поискать данные о картине в базах похищенных предметов искусств, например, The Art Loss Register (к сожалению, в этой базе не упоминаются картины из России) и в так называемых «красных списках». В договоре также необходимо указать ряд заверений в отношении подлинности картины, прав продавца на картину, отсутствия картины в залоге, отсутствия прав других лиц на нее и иных обременений.
Должная осмотрительность не помешает
Важно понимать, что действующее законодательство и реалии рынка искусства на сегодняшний день таковы, что самым уязвимым лицом в процессе купли-продажи предметов искусства является покупатель. Так, наш коллекционер, упомянутый вначале статьи, вернув украденную картину в музей, хоть и имеет право, как добросовестный покупатель, требовать у продавца картины средства, уплаченные за нее, (если он в действительности что-то за нее платил), что вполне может оказаться бесперспективным занятием в случае, если он является лишь последним звеном в цепочке ее перепродажи.
Поэтому, даже имея в своем арсенале юридические и экспертные козыри, при приобретении предметов искусства следует применять должную осмотрительность. Не лишним будет еще раз проконсультироваться со специалистами уже после получения всех необходимых гарантий.
Интересно. Какие изменения в регулировании можно принять, чтобы стабилизировать ситуацию?
понятно какие - создать государственный реестр объектов искусства, разрешенных для свободной продажи...
Но... "Получится как всегда" (с)
немного информации про рынок искусства - так как приходится им заниматься - риски на рынке искусства зависят от его развитости (наличие полной инфраструктуры) и делятся на рынки старого и нового искусства - наличие инфраструктуры рынка нового искусства - показатель
у нас за последние 30 лет инфраструктура рынка нового искусства так и не была создана - фактически рынок совр. иск. сейчас на "низкой базе" и может расти в тысячи процентов но не растет - все деятели рынка объявлявшие о работе над инфраструктурой старательно уезжают на развитый рынок
риск на рынке совр. искусства зациклен на наличие инфраструктуры, которая оборачивает произведения, делая их ценнее (в этом случае вложения инвестора защищены) так как строительство инфраструктуры объявляли но не строили с рынка ушли и лидеры развитых рынков, которые пытались выйти на рынок РФ - мой товарищ брал интервью у руководителей лидирующих галерей на самом большом рынке и они объяснили причины ухода, когда он спросил а почему вы не строите инфраструктуру рынка в России они ответили - это не наша мотивация, Россия сама должна строить инфраструктуру.
Тем не менее рынок совр. искусства растет в мире, там где инфраструктура рынка есть и оборачивает произведения и их ценность растет за счет усилий инфраструктуры - там инвесторы защищены
там где инфраструктура не работает остается мотив покупки "потому что нравится" - в России покупают только так (поэтому отлично работают аукционы - это лидирующие проекты на рынке России), это тоже неплохо но это во первых мало, во вторых это не инвестиции в их естественном инфраструктурном понимании
так же забавно что чтобы художнику продать свои картинки на развитых рынках ему нужно брать гос. справку, что его произведение не обладает художественной ценностью )))
и так что защищает инвестора в совр. искусство - бесперебойная работа инфраструктуры арт рынка совр. искусства (работа не проводится риск увеличивается что влияет на волантильность цены до полного обесценивания произведений)
это все чистая инфораструктурная техника, теперь о стилях
Российский арт застрял в постмодернизме, причем постмодернизм как агрессивный стиль "новых богатых" постарался вывести из оборота совр. искусства на рынке России все кроме себя
Еще проблема что в России всегда музеи были сильнее чем художники - организационно, финансово, имущественно, музеи консервируют искусство и неплохо живут в своем консерватизме и им сильны, но они инфраструктурно в массе связаны с рынком не совр. искусства - музеи сверх сильны и работают на рынок искусства прошлых периодов, укрепляя эту часть рынка и свои позиции, так же большие сезонные выставки (биеннале) работают как музейная инфраструктура а не рыночная, бюджеты на биеннале это хороший проект для музейщиков
так что рынок совр.искусства в России это покупки для себя "потому что нравится" а не инвестиции (а раз уже нравится то рисков ноль), рынок совр. искусства практически закрыт инфраструктурно - появляются молодые проекты, которые развиваются слабо, новые богатые предпочитают покупать свои коллекции на рынках с развитой инфраструктурой - опираясь на работу инфраструктуры, которая не даст упасть в стоимости их покупкам, а молодые художники это рынок образования а дальше как нибудь держитесь
после того как с арт рынка России свалили инфраструктурные инициаторы прошлых десятилетий открылись возможности для новых инициаторов (если новые начнут все же строить инфраструктуру)
все что описано выше это источники рисков а вот картинка развитости арт рынков (наличия инфраструктуры) в оборотах совр. искусства - лет пять назад или около того
Если покупать у ныне живущих художников, то риск сводится к минимуму, почти к нулю.
Способ только один и он известен с начала времен:
Не храните все яйца в одной корзине.
нет не так - если современный художник переоценен - то цена на него упадет - такое часто было в России последних лет, не буду называть художников но им были не рады на открытом арт рынке при падении цен на автора
но эти работы могут быть выставлены на рынок где покупают "потому что нравится" а не в "арт рынок", если работы понравятся на рынке "потому что нравится" где есть богатые покупатели то будет очень неплохо
а если покупают изначально "потому что нравится" для себя то это не рыночная покупка это вывод произведения из оборота рынка и риска вообще нет
существует уровень цен на новичков развитых рынков - проект с новичками пыталась запустить галерея SAMPLE молодые симпатичные девушки, но недавно видел их выставку в арке ЦПКиО (там музей и пускают выставки) и участники были достаточно известными а не новичками, если у них получитс развивать проект будет круто, может мы с сотоварищи соорудим что то подобное, у нас нет другого выхода - инфраструктуры то нет - делай своими руками
PS
немного добавлю = многие зададутся вопросом - если нет инфраструктуры арт рынка откуда в России СТОЛЬКО художников
это наследие СССР, где в доле всего капитального строительства был четкий фиксированный процент выделяемый на художественные работы (монументальное искусство) это были в масштабах страны огромные бюджеты и их управленцы были обязаны потратить, так и возникло большое количество художников а сейчас мы видим инерцию популяции художников ^_^
К сожалению, СМЕРТЬ не каждого художника приводит к повышению стоимости его картин.
на рынках арт рынка где есть инфраструктура квалифицирующим актом является не смерть а работа арт менеджеров еше при жизни художника - на то и инфраструктура
На мой взгляд, с точки зрения инвестирования следует рассматривать только современную американскую (западную) живопись. Меня самого интересует вопрос создания коллекции, и я разговаривал на эту тему с арт-инвесторами в Нью-Йорке, и мнение было примерно следующее: инвестировать сейчас во что-то другое крайне рискованно.