Пять стадий любого проекта на примере Phoenix

За последние три года в СМИ вышли тысячи статей о колоссальной катастрофе программного обеспечения для канадского правительства, тем не менее, к ответственности призвали совсем не тех, кто виноват.

Циники часто говорят о пяти стадиях любого проекта:

  1. Энтузиазм;
  2. Отчаяние;
  3. Поиск виновных;
  4. Наказание невинных;
  5. Триумф невовлеченного.

Компания IBM и корпорация Oracle прошла все круги ада в процессе разработки системы выплат заработной платы Phoenix. Об этом примере колоссальной катастрофы программного обеспечения были написаны тысячи статей в газетах. Просто перейдите по запросу: «Phoenix Payroll System Canadian Government», и вы найдете их.

1. Это был этап энтузиазма

Система Phoenix была основным программным обеспечением корпорации Oracle для расчета и начисления заработной платы. IBM продала это ПО канадскому правительству, эта система должна была помогать в экономии денег. В соответствии с потребностями канадского правительства, ПО было настроено таким образом, что позволяло уменьшить потребность в клерках.

2. Отчаяние

Наступило, когда тысячи канадских федеральных служащих остались без выплат заработной платы в течение долгих месяцев. Еще тысяче людей была сделана переплата. Некоторые вещи в системе были исправны, но некоторые пошли совсем не так. Ветераны не получали свидетельств об инвалидности и пенсионных чеков. Сотрудникам пришлось отменить свои планы на образование, собрать последние деньги для покрытия расходов на проживание, для многих этот стресс вызвал проблемы со здоровьем. Другие государственные служащие получили переплату и не могли найти способ вернуть деньги. Их налоговые ситуации все усложнялись и вызывали путаницу и стресс. В течение трех лет по стране то и дело проходили демонстрации с размашистыми надписями на баннерах, и горящими чучелами государственных служащих, этому не было конца, в апреле 2018 года правительство Канады объявило, что оно консервирует проект.

3. Затем начался поиск виноватых

Пресса быстро напала на государственных служащих, управляющих проектом, засыпая их вопросами типа: «получали ли вы бонусы за эту систему»? «Был ли кто-нибудь уволен»? «Кто был ответственным»? «Кто следил за дисциплиной»? Генеральный прокурор Канады, обязанный проверять государственные расходы, обеспечивать их разумность и учет, проводил расследование по этому делу. Цитата от 8 июня 2018 из главной национальной газеты Канады The Globe And Mail:

«…генеральный аудитор Канады, Майкл Фергюсон обвинил трех старших государственных служащих департамента публичных услуг и закупок PSPC, которые отвечали за Phoenix, им было выдвинуто обвинение за непостижимый сбой платежной системы». Согласно докладу господина Фергюсона, о проблемах с «Фениксом» не было доложено, несмотря на четкие предупреждения, о том, что он еще не готов. Тестирование Phoenix не было завершено, пилотный проект отклонен, расписание и бюджет были в большем приоритете, чем функциональность и безопасность. Но неужели эти трое государственных служащих – причина трехлетней катастрофы?».

4. Наказание невинных

По последней статистике предприятия реже терпят неудачу из-за неправильных управленческих решений и неверной расстановки приоритетов, чем из-за плохого программного обеспечения и плохого программирования. Разумеется, непродуманный менеджмент может вызвать сложные ситуации, но не такие, как плохое программирование. Ваша системная архитектура должна быть достаточно налаженной, чтобы вы могли найти и исправить плохие решения, удалить или добавить в нее функции, без развала всей системы целиком. Так работает продуманная система. Каждая программа, имеет функции, которые реализуются или удаляются после ее установки. Например, отчетность которая не понадобится до конца года. Это касается почти 100% всех установленных корпоративных систем. В отличие от государственных служащих, IBM не несла никакой ответственности. Это поистине наказание невинных.

5. Триумф невовлеченного

Именно программисты IBM не смогли стабилизировать систему. Через год все неполадки давно должны были быть устранены. Система не могла рассчитать какие люди и сколько заработной платы должны получать. Это то на что государственные служащие не могли повлиять, устанавливая новые сроки или изменяя приоритеты. Это точно не должно было оставлять тысячи людей без зарплаты на несколько лет. Согласно сообщениям СМИ, система начисления заработной платы Phoenix не смогла составить отчет с подробным описанием того, почему сумма зарплаты была рассчитана неверным образом. Если код плохой, а настройка слишком большая, то никакая система управления не спасет это программное обеспечение.

Эти государственные служащие могли бы обладать божественными навыками по управлению, но Phoenix все равно потерпела бы неудачу. В корпоративных системах именно команда разработчиков принимает реальные решения. Если программисты говорят, что тест нецелесообразен для проведения, как может нетехнический менеджер не согласиться с этим? Господин Фергюсон кажется наивным в своем анализе, обвиняя нетехнических руководителей, управляющих техническим проектом.

Государственные служащие приняли репутацию IBM как гарантию того, что программное обеспечение будет работать как было заявлено и их можно обвинить не более чем в чрезмерной доверчивости; Похоже, что провайдеры программного обеспечения, в отличие от сантехников и других рабочих, не несут ни какой ответственности за свой продукт, так что невинные люди получают наказание.


Источник: medium.com. Автор Ланс Гаттеридж.
Перевела с английского Эвелина Белан

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Игорь Мыльников, Олег Шурин
Игорь Мыльников +4612 Игорь Мыльников Директор по развитию, Санкт-Петербург

Отличная статья и трезвая оценка. Однозначно в закладки.

Генеральный директор, Москва

Канадские чиновники вообще красавчики.

К примеру, Канада тратит 160 миллионов долларов, чтобы собрать 40 миллионов долларов таможенных сборов с товаров, которые стоят от $20 до $80.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.