Антон Свешников
С 15 ноября 2015 года в России начали взимать плату за проезд по федеральным трассам большегрузных машин весом более 12 тонн. Цель решения – компенсировать вред, которые наносят дорогам тяжелые фуры. Но фактически новый обязательный сбор представляет собой дополнительный налог, отказаться от которого невозможно. Расчет платы производит специальная IT-система «Платон». В постановлении правительства, подписанном премьер-министром Дмитрием Медведевым, стартовый тариф для тяжелых грузовиков утвержден в 1,53 руб. за 1 км пути. Затем с 1 марта 2016 года он будет повышен до 3,06 руб., а с 2019 года – до 3,73 руб. за 1 км.
Как сообщает телеканал «Дождь», маршрут нужно оплачивать заранее, либо требуется установить на машину устройство, которое будет отслеживать движение грузовика через систему космической навигации и автоматически производить начисления на лицевой счет. Тем, кто не оплатит проезд или не установит счетчик, грозит штраф – 5000 руб. для водителей, 450 тыс. руб. для юрлиц и до 1 млн руб. при повторном нарушении. Министерство транспорта устно пообещало, что штрафные санкции с 15 ноября будут применяться только в Московской области, в остальных регионах – с мая 2016 года.
Разработчиком «Платона» и контролером денежных потоков является компания «РТ-Инвест Транспортные Системы». Ее совладелец – сын бизнесмена Аркадия Ротенберга Игорь Ротенберг. Первоначально для выбора оператора государство собиралось провести тендер. Однако вскоре это решение поменяли.
Как рассказал в июньском интервью «Коммерсанту» генеральный директор «РТ-Инвест» Александр Советников, в обязанности компании вошли проектирование, создание, эксплуатация и финансирование системы. В общей сложности в проект было вложено 29 млрд руб., 27 млрд из которых – кредит Газпромбанка, остальные же – собственные средства акционеров.
Для исполнения своих обязанностей, «РТ-Инвест» вошла в государственно-частное партнерство, заключив концессионное соглашение с Федеральным дорожным агентством на 13 лет. Эксплуатацию системы, которую с нуля разработала «РТ-Инвест», государство обязано ежегодно оплачивать. Речь идет о сумме в 10,6 млрд руб. При этом сама система «Платон» должна пополнять бюджет на сумму, превышающую 40 млрд руб. в год.
«Мы готовы к наплыву людей в первое время работы. Все наши офисы будут работать семь дней в неделю. То же было во всех европейских странах при запуске подобных систем. Но, конечно, мы надеемся, что все пройдет спокойно»,- заявил «Ъ» Советников. По его же словам, тестирование корректности работы элементов системы было проведено за месяц до начала эксплуатации.
Однако запуск «Платона» с треском провалился. Во-первых, в эксплуатацию вышла абсолютно «сырая» версия системы с многочисленными ошибками. Интернет-портал platon.ru функционирует со значительными перебоями. В половине случаев он недоступен, средства списываются произвольно, некорректно отображается пробег. Кроме того, обеспеченность специальными бортовыми устройствами составила не более 12%.
Фальстарт системы произошел на фоне невиданных прежде акций дальнобойщиков. Многие из них, особенно индивидуальные предприниматели, владеющие только одной машиной, оценили новый дорожный сбор как дополнительный неподъемный налог. В разных регионах страны водители заблокировали своими фурами федеральные трассы, что привело к коллапсу на дорогах и серьезным сбоям в снабжении продовольствием российских городов.
Недовольны «Платоном» и ритейлеры. Крупные производители продовольствия оценивают ежедневную недозагрузку в 10-11%, а текущий дефицит на рынке грузоперевозок – в 20%. По данным Ассоциации компаний розничной торговли, увеличение транспортных расходов, которые повлечет за собой новый сбор, приведет к подорожанию продовольствия на 3-5%. На фоне экономического кризиса и ростаинфляции такие последствия очередной попытки увеличить государственные доходы за счет бизнеса выглядят не только несвоевременными, но и опасными.
«Внедрение системы «Платон» – пример не до конца проработанного проекта. Идея взимания сбора с тяжелых грузовиков возникла не внезапно, но ее реализация вышла скомканной. Такой масштабный и сложный проект, нуждается в предварительном тестировании. Это вопрос к разработчикам и оператору системы», – говорит Антон Лесничин, руководитель направления компании iRZ Online, специализирующейся на разработке и производстве систем мониторинга автотранспорта.
По словам CEO «Грузи Груз» Вячеслава Перевалова, главный принцип работы госпроектов сводится к одному «сначала деньги научиться зарабатывать – потом ошибки устранять». «А о чем говорить, если за один день государство заработало 38 млн рублей», – сокрушается эксперт.
По мнению Альфира Бакирова, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области, действие системы следует приостановить на два года. Приостановку «Платона» предлагает и бизнес-омбудсмен Борис Титов написавший письмо в Правительство РФ.
Госчиновники пока сохраняют спокойствие и отбивают атаки противников нового дорожного сбора. «Сбои в работе системы «Платон» по взиманию платы с большегрузов за проезд по федеральным трассам носят локальный характер и будут разбираться в индивидуальном порядке», – заявил министр транспорта Максим Соколов. По его словам ситуация находится «абсолютно под контролем разработчика». Соколов пообещал не допустить того, чтобы пользователи системы платили за некачественно оказанную услугу.
Источник фото: ulpressa.ru
В стране экономический кризис. Чтобы свести концы с концами уже прямых налогов не хватает. Тогда с нас берут косвенные, творчеству чиновников здесь предела нет.
В то время, как должен быть алгоритм:
1. Пресечь коррупцию. (Где она кончается - описывает Навальный и Ко).
2. Научиться бороться с воровством при строительстве дорог в частности.
3. Соблюдать технологию строительства дорог (то есть поставить менеджмент).
4. И только тогда можно будет вводить налог, что ввели для затыкания очередной дырки в бюджете.
В удивительной стране - удивительные налоги... Вот так и хочется холеного хлыща, который придумал это нововведение отправить на месяц на дальнобой - в грязь, ремонты, подальше от дома. Со всеми прелестями дорог - дорогим горючим, редкими стоянками, нестабильными заказами, поломками машиныи вечными неплатежами клиентов... Да, когда сидишь в теплом красивом кабинете, зарплату получаешь не за эффективность, а за высиживание, так чего бы не придумать, как бабла с подневольных "срубить". Мужики вдоль трасс стоят больше недели, только всем плевать!!!!!! Едешь мимо такой колонны и сердце кровью обливается - ведь им за простой никто не заплатит, а у них дети, семьи, кредиты...Только вот бастуй, не бастуй - все равно получишь.... Ведь деньги на "Платон" вгрохали, и их точно вернут, за счет дальнобойщиков и нас с вами.
А если не бастовать, не только не заплатят, но и к себе уважение потеряют.
Почему-то никто не обратил внимание на то, что у нас в России наблюдается явный дисбаланс в логистике в пользу перевозок автомобильным транспортом, это во-первых, и безграничные возможности перевозить как "белые", так и "серые" грузы, во-вторых. Любая же система, которая будет собирать не только деньги, но и статистику по перевозкам - опасна для этого вида бизнеса, я думаю - это и есть основная причина этих протестов. Если бы вопрос был только в деньгах - то просто увеличили бы тарифы на перевозки и переложили затраты на покупателя конечного товара/услуги.
По поводу "индивидуальных предпринимателей, владеющих только одной машиной" - в 90 процентах случаев это ширма! Для прикрытия "серой" транспортной фирмы.
спасибо что не забыли упомянуть и про сыночка, которому заботливо, но скорее не вполне честно, помогает папа бизнесмен, и про отмену тендеров, и правда, на фига?
Вдруг какая нибудь небольшая конторка сделает все не за 27 млрд, а за какой нибудь миллион?
Короче пахнет схемой легального вывода денег из бюджета.
А если серьезно, то выходы дожны были быть следующие:
1. Постройка НОРМАЛЬНЫХ (разделенных, имею в виду что две-три полосы в одну сторону и, через Разделитель!, 2-3 полосы в другую) дорог, как например в США.
2. Постройка Отдельных дорог только для грузовиков.
В обоих случаях все бы выигрывали, а тут сбор денег, откат, и неизвестное их использование.
Так что я лично пока поддерживаю водителей, как идущих во главе общего недовольства действиями правительства РФ
Юрий Полозов пишет: "основной удар ввода новой системы пришелся именно по этой группе перевозчиков, которые экономили на всем, что возможно."
Тут ключевой вопрос в том, на чём они посчитали для себя возможным сэкономить. Когда экономят на техническом состоянии автомобилей и шин - наносят ущерб другим, и с учётом тоннажа - значительный! А с учётом того, что это якобы "частный" грузовик, то кроме ОСАГО и собственно старого грузовика - у него, владельца, больше ничего нет - нечем покрывать ущерб!
Далее: тысячу тонн "серого" груза перевозят пятьдесят грузовиков-частников тем же ритейлерам, замешивают его с тысячей тонн "белого" груза, и опять экономят! Не производя никаких "лишних" отчислений, но пользуясь теми же дорогами, терминалами, социальными услугами - и далее по списку! Это как минимум - нездоровая конкуренция!
Безусловно, и государство-регулятор в этом вопросе поступило как слон в посудной лавке - от выбора исполнителя до выбора механизма функционирования, но у власти сейчас не технократы и не управленцы...
Я стесняюсь спросить - а что такое "серый" груз? Он ворованный, на него нет товарно-транспортной накладной?
Отправитель, использующий услуги такого перевозчика, подвергает себя риску ради снижения стоимости перевозки - это его дело, не требует страховки ответственности перевозчика - опять же его дело.
Насчет перевозки груза ритейлерам - видели бы Вы, какие требования к транспортным компаниям выкатывают крупные сети и на какой системе оплаты они настаивают. Скоро безумный предновогодний период, когда нагрузка на сети вырастет на десятки процентов, а Москва, например, встанет в пробках, но даже на этот период крупные сети не соглашаются платить почасовую оплату, только по километражу, причем все машины должны быть оборудованы GPS трекерами, отклонение от маршрута не допускается и т.д.