Успех стартапа: что делать, если идеи есть, а денег нет

Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала
купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет!
Кот Матроскин. Мультфильм «Трое из Простоквашино»

Инноваторы, как правило, пытаются «продать» что-то такое, о чем потребитель еще не знает – нужно ему это или нет. Чтобы это у них получилось, инноваторам нужно где-то найти деньги.

Как устроена экосистема инноваций

Глобальная инновационная экосистема состоит из индустриальных вертикалей, в каждой их которых инновации проживают циклы: на одних этапах ресурсы тратятся, на других – восстанавливаются. Здесь уместна аналогия с биологической экосистемой. В университетах и научных центрах производятся знания. Затем они мучительно коммерциализируются. В случае успеха на базе прорывной технологии создается продукт, он выходит на рынок, его создатели зарабатывают деньги, часть которых возвращается в фундаментальную науку, где продолжаются исследования. На базе этих исследований создаются прикладные решения и так далее…

По понятным причинам длина цикла у наукоемких и капиталоемких проектов и у относительно простых решений, которые собственно и называются стартапами – неодинакова. Сфера моих интересов – мелкое предпринимательство, стартапы, – начальные вложения в этом случае не очень велики. Люди придумывают идеи, условно говоря, в гараже, после этого выводят решения на рынок и ждут, что наступит быстрый взрывной рост. Рост действительно возможен: есть инвесторы, которые вкладывают в стартапы много денег, чтобы собрать крупный бизнес и всем на этом заработать.

По мере развития стартап проходит несколько этапов финансирования. Позвольте напомнить несколько моментов, которые можно назвать классикой венчурного рынка.

Первый этап – трагически называемый «долиной смерти». Есть идея, возможно, есть первые наработки, которые авторы сделали на голом энтузиазме. Нужно вложить еще какое-то количество средств, чтобы довести дело до ума. Серьезные венчурные инвесторы на этом этапе в идее, как правило, не заинтересованы, потому что проект пока ничего собой не представляет. Предприниматель, который развивает проект, если у него нет денег, идет к знакомым, друзьям, родственникам, всеми возможными способами добывает первые деньги.

Если это удается, если развитие проекта продолжается, на втором этапе появляются венчурные инвесторы, которые за несколько подходов вкладывают в бизнес достаточно большое количество денег, и позволяют владельцам проекта либо вывести бизнес на биржу при помощи IPO, либо продаться крупному инвестору. Так работает такой классический венчурный инвестиционный цикл.

Путь стартапа: от евангелистов до биржи

Поскольку я специализируюсь на стартапах, хочу рассмотреть устройство экосистемы именно с точки зрения стартапа. Эта экосистема состоит из больших сегментов, смысл которых состоит в том, чтобы помочь человеку, в котором пробудилась жажда создать бизнес, успешно пройти все этапы становления этого бизнеса. На разных этапах цикла автору идеи требуются разные ресурсы, разный набор инструментов. На этапе, когда у человека есть идея, ему требуются в первую очередь вдохновение, образование, чтобы понимать, как действовать дальше, и инструменты, чтобы «валидировать» эту идею, то есть проверить, имеет ли она право на жизнь. Соответственно, на поддержку вдохновения нацелены те семинары и конференции, которые позволяют человеку, возможно, без опыта в бизнесе, встретиться с такими же безумными предпринимателями, в том числе с теми, кто уже сумел добиться успеха. Таких встреч в России сейчас проводится много.

На валидацию идеи работают образовательные программы, которые специально «заточены» на людей, чьи проекты находятся на первом этапе. Я имеют в виду семинары и онлайн-инструменты, которые позволяют авторам поделиться идеей в предпринимательском сообществе, получить обратную связь от экспертов, найти себе единомышленников, критиков или может быть даже первых потребителей. Такие встречи, проводимые в формате выходного дня, называются обычно startup weekend. В Greenfield Project они назывались Harvest. На эти собрания приходит до 100-150 человек, делающих стартапы: они обсуждают проекты друг друга, программируют, рисуют красивые картинки, помогают друг другу «продать проект». Таких мероприятий в России проходит довольно много.

Можно сказать, что такие встречи находятся между первым и вторым этапом цикла, когда автор уже придумал идею, и ему надо переходить собственно к запуску проекта.

На этапе старта автору нужен другой набор сервисов. Например, ему нужна помощь юристов. Кроме того, на этом этапе ему нужно выстраивать интерфейс взаимодействия с банком, налаживать делопроизводство. Возможно, ему нужен офис. В большинстве случаев нужны разработчики, потому что предприниматели или маркетологи сами, как правило, программировать не умеют. По всем этим направлениям автор проекта может получить помощь в бизнес-инкубаторах или бизнес-акселераторах. Эти организации в состоянии предоставить сервисы, офисное пространство (например, в формате коворкингового центра) и минимальную финансовую поддержку. Бизнес-инкубаторы проводят свои встречи, которые называются Demo, на которые собирается десяток-другой владельцев стартапов.

На этапе роста, до которого доживает, к сожалению или к счастью, меньшая часть стартапов, требуется третий набор сервисов. Здесь автору проекта нужно полноценное венчурное финансирование, настоящий офис, иногда – консалтинг со стороны серьезных компаний, которые помогают профессионально растить бизнес. На ранних этапах очень важен элемент, который называется «евангелизация» – это то, что позволяет людям вдохновляться на подвиги: истории успеха, которые пытаются повторить другие. На более поздних этапах имеют значение другие факторы, например, доступ к экспертам-технологам.

Конверсию (число стартапов, способных перейти с этапа на этап) на примере Greenfield Project можно проиллюстрировать так. Объем сообщества составлял порядка 10 тыс. человек – столько людей прошло через мероприятия, которые мы проводили. При этом собственные проекты (трудно определить, что здесь следует считать критерием; но, если человек говорит, что у него есть проект, будем ему верить) были у нескольких сотен человек. Таким образом, на этом этапе конверсия составляет менее 10%. Со второго на третий этап конверсия также составляет около 10%. Иными словами, до третьего этапа из 10 тыс. добрались несколько десятков проектов. До полноценного бизнеса дорастают 5-10% от этих нескольких десятков.

Как отличить эксперта от самозванца

Для развития самой экосистемы важен фактор, который можно назвать «холодный старт». Когда в 2010 году мы начинали строить Greenfield Project, нам было сложно найти предпринимателей-технологов, которые построили большой бизнес и готовы поделиться опытом со следующим поколением. По мере роста экосистемы у менеджеров и предпринимателей появляется понимание того, что делиться опытом – хорошо и полезно, и это становится даже в каком-то роде модно. В таких продвинутых экосистемах, как Силиконовая долина, быть ментором или коучем на стартап-мероприятиях – почетное дело. Успешные предприниматели с удовольствием приходят и делятся с молодежью своим опытом.

В России рост успешного сообщества происходит, но это – довольно сложный процесс. С одной стороны, сначала надо убедить успешных людей, что поддержка стартапов – благородное занятие, и на нее стоит тратить время. С другой стороны, когда это становится модным, появляется множество людей, которые называют себя менторами, экспертами. Они, наверное, полагают, что, если они назовут себя менторами, это поможет им в жизни. В реальности же происходит снижение качества экспертизы в экосистеме.

В этих условиях инфраструктурные организации, такие как, например, американский Founder Institute, вводят рейтинг экспертов, который составляется участниками программы. Вводится «порог отсечения»: если, например, эксперт набрал меньше 7,5 баллов из 10, его в качестве ментора больше не позовут.

При этом задача экспертов и модераторов процесса зачастую состоит в том, чтобы объяснить автору проекта, что на самом деле ему нужно. Большинство авторов идей приходит с ошибочным мнением, что им нужны деньги. В реальности на ранних этапах проекта много чего можно сделать без привлечения финансов. Разумнее тратить собственный ресурс (время) на то, чтобы делать продукт и проверять его жизнеспособность, а не на визиты к инвесторам. Когда есть продукт, к тому же жизнеспособный, привлечь деньги – гораздо проще.

Правительство и таланты

Два компонента завершают наш обзор экосистемы инноваций: правительство и человеческие ресурсы. Поддержка инноваций со стороны правительства РФ достаточно скромная: в стране есть такие институты, как Фонд развития интернет-инициатив, Российская венчурная компания, Фонд «Сколково». Подробно анализировать эффективность этих институтов я не берусь.

С талантами ситуация более оптимистичная. В России есть довольно качественные инженеры, разработчики, которых «с руками отрывают» в США и других странах. При этом поток этих специалистов, несмотря на трудности в системе образования РФ, возобновляется: специалисты по-прежнему появляются на рынке. Главное в этих условиях – уметь их найти и правильно мотивировать.

Состояние дел в региональных экосистемах стартапов отражается в международных рейтингах. В рэнкинге Compass московская экосистема стартапов в 2014 году заняла по такому параметру как «Таланты» второе место в мире. По совокупности же параметров Москва находится на 13-м месте, ее опередили несколько городов США, Тель-Авив, Берлин, Сингапур, Париж и Сан-Пауло.

Вторая часть цикла – «Что делать, если не удается продать стартап?» опубликована на Executive.ru 19 февраля 2016 года.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Председатель совета директоров, Москва

Идите учится в Мирбис и обрящите;-(

Консультант, Красноярск

Либо я дурак. либо перевод неправильный."Нужно убедиться в том, что идея стартапа – жизнеспособна:" неужели может быть автор идеи, который считате ее не жизнеспособной.основная проблема- ЭТОГО НЕ СЧИТАЮТ ОКРУЖАЮЩИЕ. И задача автора стартапа- доказать это. Найти слова, аргументы,понять, а что им самим нужно.И самый главный объект этой деятельности-инвестор.До него требуется донести такие истины.Ведь чаще всего именно в этом вопросе он соображает очень слабо.Иначе давно бы вложил деньги в тему. А для автора проекта стартап-как дите.И Не может быть плохим ребенок для родителя.

Креативный директор, Москва
Николай Перов пишет:
Либо я дурак. либо перевод неправильный."Нужно убедиться в том, что идея стартапа – жизнеспособна:" неужели может быть автор идеи, который считате ее не жизнеспособной

Какой перевод? Текст готовился на русском языке.

Очень часто в ходе сессий, о которых рассказывает Петр Татищев, автор идеи уточняет, переформулирует, перепозиционирует свой проект и, благодаря этому. находит инвестора. Смысл подзаголовка именно в этом.

Креативный директор, Москва
Евгений Корнев пишет:
Идите учится в Мирбис и обрящите;-(

Евгений Викторович,

Автор текста учился в Кембридже :)

Консультант, Красноярск

Уточню еще раз : главная задача- самому автору убедиться в реальности проекта или найти аргументы для инвестора?или здесь можно смело ставить знак равенства,

Лично у меня есть идея по особой системе организации доения коров.технико-экономическое обоснование, понимание работы на рынке и возможности продажи будущего продукта..Но не могу убедить в этом потенциальных инвесторов уже пару лет.

Есть идея по организации производства вагончиков для кормления коров.Так же могу доказать экономическую эффективность таких решений и плюсы проекта.Но ситуация повторяется.

Креативный директор, Москва
Николай Перов пишет:
Уточню еще раз : главная задача- самому автору убедиться в реальности проекта или найти аргументы для инвестора?или здесь можно смело ставить знак равенства,

Николай,

Обратите внимание на процесс, который автор называет ВАЛИДАЦИЕЙ идеи: Цитирую:

На валидацию идеи работают образовательные программы, которые специально «заточены» на людей, чьи проекты находятся на первом этапе. Я имеют в виду семинары и онлайн-инструменты, которые позволяют авторам поделиться идеей в предпринимательском сообществе, получить обратную связь от экспертов, найти себе единомышленников, критиков или может быть даже первых потребителей.





CIO, Сыктывкар

1. Посчитайте ......создайте финансовую модель. Доходы и расходы по периодам (месяцы, кварталы, годы). Почитайте какие показатели интересны инвесторам. Посчитайте инвестиционную привлекательность, исходя из того, что инвестор должен получить от вашего проекта больше 18% годовых (грубо).

2. насчет нереальности - просмотрите кто и как принимает ключевые решения по вашему проекту. Возможно они будут положительными, если тот, кто их принимает увидит в вашем проекте много положительных сторон и тогда под ваш проект могут изменить (облегчить) даже какие-то админпрепоны.

3. Если вы не хотите проектом ни с кем делиться, - тогда он ничего не стоит. Пока проект у вас в голове - он ничего не стоит.

Я лично не экономист, но освоил , как посчитать финмодель, какие показатели интересны инвестору и как их подсчитать. В инете сейчас все есть. И я готов "довольствоваться" 10 % акций при внедрении проекта, не вкладывая собственных фин средств, но зато я вкладываю мозги. Это тоже очень многого стоит. И вам не стоит браться за то, что вы не знаете или в чем не понимаете. Очень много в инете ищут инвестора на кроликоферму, например, хотя сам кроликов никогда не держали и даже не знают, что нужно , чтобы их продать и так далее. Мне с одной стороны проще, мало кто лезет в высокие технологии, с другой стороны, сложнее объяснить инвестору. Инвестор также спрашивает, почему кроме меня такого не придумал....На это есть причины и я объясняю. Это как в анекдоте про Брежнева: в 80-х годах водку стали выпускать без язычка на пробке (раньше дергали за язычек и пробка снималась). пенсионеры старички стали жаловаться Брежневу. Брежнев открыл холодильник, достал бутылку водки....открутил пробку. И зачем здесь язычок ?- - Привередничают старички ! (Кому не понятно по молодости - у Брежнева была пробка "с винтом"). Это я к тому, что потребности в Москве и потребности в регионе - разные. Что в Москве не нужно, в регионе - очень нужно. Москва перенасыщена сервисами. А в регионах их может даже не быть. Итого у нас рынок - все регионы РФ !

Researcher, Москва
Владислав Крюков пишет:
1. Посчитайте ......создайте финансовую модель. Доходы и расходы по периодам (месяцы, кварталы, годы). Почитайте какие показатели интересны инвесторам. Посчитайте инвестиционную привлекательность, исходя из того, что инвестор должен получить от вашего проекта больше 18% годовых (грубо).

Владислав! Вы в реальном мире живете ??

Ведь то, что Вы написали, безусловно ПРАВИЛЬНОЕ, может реализовать только человек с НЕЗАУРЯДНЫМИ компетенциями и большим опытом работы.

А стартАперы, те кто "имеют идею" и ходят по 100-200 человек на семинары, "программируют и рисуют красивые картинки" (С) 8-((, обычно состоят на 95% из так называемых "дураков с инициативой". Это люди слабо образованные, часто не способные к систематическому труду, но амбициозные в своих мечтах.

Именно на них и направлена статья. Они являются ОСНОВНЫМ источником дохода "учителей", "тренеров" и "консультантов" .

А статья правильная, я бы сказал - хорошая. Автор - молодец. Такой аппетитный сыр в мышеловке.

. . . . Директор по развитию, Москва
Владислав Крюков пишет:
И зачем здесь язычок ?- - Привередничают старички ! (Кому не понятно по молодости - у Брежнева была пробка "с винтом").

Не "язычки" , а козырьки. И водка эта называлась - "в кепке". Надо знать свою историю.

Председатель совета директоров, Москва

А.Семеркин: "...Автор текста учился в Кембридже :)" Мы "Кембриджев" не оканчивали, нам рекомендуют Мирбис;-)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Спрос на специалистов по анализу данных вырос в 30 раз за 10 лет

Самыми быстрорастущими направлениеми стали инфраструктура данных и DevOps, анализ данных, инженерия данных, BigData и ML. 

Названы сферы, где проще всего трудоустроиться пенсионерам

Треть опрошенных отметили, что работодатели стали охотнее приглашать на собеседования кандидатов пенсионного возраста.

SuperJob ввел аукционную модель найма сотрудников

Теперь работодатели смогут открыто торговаться за соискателя.

82% российских компаний увеличат расходы на соцпакет в 2025 году

Среди приоритетных элементов – обучение сотрудников, психологическая поддержка и консультации, ДМС и программы питания.