В 1990-х российский бизнес начался с того, что в стране не было ничего – почти в буквальном смысле. Даже те, у кого были деньги, испытывали трудности с тем, чтобы их потратить, всюду царили дефицит и очереди. И потому первое поколение предпринимателей в нашей стране состояло из тех, кто начал заполнять эти бреши – возить из Турции куртки, из Польши – джинсы. Региональные предприниматели приезжали в Москву, где покупали турецкие или польские товары мелким оптом, чтобы продать у себя дома в розницу. Разрушение советских заводов и всеобщий дефицит неожиданно превратил Россию в страну торговцев.
Вторым витком развития стало открытие производств и цивилизованной розницы. Клетчатые сумки и морские контейнеры начали уходить в прошлое – часть товаров стали производить локально, чтобы продать в чистых и уютных торговых центрах.
Нефть шла вертикально вверх, а с нею доходы россиян, которым срочно потребовались холодильники и стиралки, мебель и путевки в Египет, машины и квартиры. Предприниматели менялись – они пересели из «девяток» в Mercedes, переоделись из Adidas в Brioni и стали «отходить от оперативного управления», проводя все меньше времени в стенах офиса.
При этом никакого «оперативного управления» в их компаниях, на самом деле, как правило, не было, а был лишь хаос в учете, неэффективные издержки и отсутствие менеджмента в западном понимании этого слова. Однако все это оплачивалось непрерывным ростом. Сегодня всегда было лучше чем вчера. Появлялись конкуренты, но рынки росли еще быстрее. Помню, собственника, в 2003 году ругавшего менеджеров за то, что выручка его бизнеса выросла «всего лишь» на 40% - ему хотелось большего, и, скорее всего, он мог бы их получить. Кредиты брались не глядя, банкиры бегали по рынку, ища кому бы еще пристроить залежавшиеся миллионы.
Маркетинг, стратегия, планирование – все это было ни к чему. Зачем мне маркетолог, если у меня у ворот очередь? Зачем изучать рынок, если и так ясно, что он вырастет? Зачем придумывать уникальный продукт, когда еще столько идей не скопировано с запада? Этот подход определил лицо российского бизнеса (особенно – среднего) в 2000-х годах:
- Операционная и финансовая неэффективность
- Закредитованность: кредиты дешевы и доступны
- Маркетинговая бессилие
- Отсутствие собственных оригинальных идей
- Компенсация недостатка менеджмента избытком административного ресурса.
Разумеется, исключения не в счет, даже если их было не так уж мало. Умнели сети, совершенствовались банки, жил своей жизнью юный интернет. Но в среднем производственном или торговом бизнеса дела чаще всего обстояли именно так.
В 1998-м году предприниматели даже не успели прийти в себя от недоумения, как все снова стало расти. 2008-й был жестче и страшнее, но и он кончился довольно быстро. 2014-й и 2015-й годы тоже воспринимались как кризис, то есть как заведомо краткосрочное явление. Казалось, что скоро все кончится.
Но как бы не так. Это надолго. Мы попали в идеальный шторм. Основа для импортозамещения вроде бы есть, но оборудование импортное, а кредитов нет. Покупательская способность падает из-за, а еще и рынки уже насыщены. На рынке труда демографическая яма, последствия низкой рождаемости 90-х, и труд не дешевеет, безработица не растет. Копировать на западе уже нечего – все, что можно было скопировать быстро и дешево, уже скопировали, на остальное денег нет.
И в этом шторме можно жить. В России 140 млн человек, которые все равно покупают товары. Но для этого нужно поменять бизнес-модель, основанную на непрерывном росте бизнеса. Она устарела, как устарели малиновые пиджаки. Через 5 лет успешными будут компании, совершенно непохожие на те, что все еще ждут «окончания кризиса» сегодня. Это будет другой мир.
Абсолютно согласен с автором! Но мне кажется компании уже начали перестраивать свои бизнес -процессы. Взять хотя бы интерес к сервису, который ещё лет пять назад воспринимался как "придаток" отдела продаж, неизбежный "центр затрат". Сейчас многие рассматривают сервис как бизнес, разрабатывают стратегию развития, переключают с "внутренних клиентов" (отдел продаж) на внешний рынок. Просто в России все немного запаздывает по сравнению с западом, лет на 10 - 15. Но зато у многих есть возможность сразу изучать и внедрять адаптированные "западные" стратегии, а не учиться на своём собственном опыте, постепенно эволюционируя.
Знаете ли Вы, применяете ли для построения наиболее эффективных бизнес-моделей "Улитку инноваций" ("Экономическую теорию относительности")? См.: https://www.triplehelixassociation.org/th-reposito...
503 регистрации
С уважением отношусь к выбору участников, которые записались на вебинар "Бизнес-модели 1990-2000-х годов устарели. Как строить новую модель?".
Стоит отметить неудачный выбор этого названия, а ведь довольно часто именно редакция придумывает "удачные" названия статей :) .Если перевести на русский язык, то можно интерпретировать это название так: "Старые модели уже не работают ..."
- Кто бы сомневался :) Не работают уже и современные модели.
Автор пишет (и похоже это основная идея): "5. Что такое «цепочки создания ценностей» и как они влияют на построение новой бизнес-модели"
Об этом в форуме пишут с 2005 года, а п.п. 1.-4. ещё ранее ...
Автор пишет : "Копировать на западе уже нечего - все, что можно было скопировать быстро и дешево, уже скопировали, на остальное денег нет".
Понятно, что никто не сомневается в авторстве п.5 - Майкла Портера, и возможно, стоит что-то поправить в тексте.
Процессный подход стоит использовать в больших масштабу операций компаниях., а таких у нас в стране не так уж и много, по сравнению с западными. Иначе можно нанести больше вреда.
"Дело в том, что процессный подход – это заточка на эффективность, а не на адаптивность. Адаптивность – это функциональное управление, оно лучше адаптируется к изменениям. Когда каждый день новая ситуация и еще неизвестно, что типично, а что уникально - какой здесь процесс? А вот когда происходит переход к типовым операциям, для которых не нужно привлекать экспертов, тогда прописываются правила исполнения типовых операций, которые должны исполняться неукоснительно".
© Тимур Кадыев (эксперт)
и это до сих пор не общее место, но стоило что-то добавить, чтобы заинтересовать ...
не согласен с Вами. Действительно, стандартизация необходима. Но в небольших компаниях (50-100 человек) как раз это сделать проще и быстрее. У меня это занимало в среднем год - полтора. Большинство бизнес -процессов не зависят от ситуации на рынке. Стандартный цикл: визуализация, оптимизация (с привлечением исполнителей), стандартизация как закрепление наилучшего способа работы. Больше всего времени уходит на мотивацию и привлечение сотрудников к этой работе. Остальное все просто. Результаты всегда были отличные и выражались в повышении производительности практически в два раза и пропорциональном росте оборота.
Г-н Соловьев,
Когда Вы сделаете свой медиапроект, более успешный, чем Ехе, я приду к Вам учиться формулировать заголовки. :)))
С одной стороны говорите выше о абсолютном согласии с автором, который описывает ситуацию как "Мы попали в идеальный шторм", с другой предлагаете всем процесный подход. Я привёл мнение известного эксперта по процессному подходу, который связывает необходимость использования этого похода с Масштабом операций, а этот масштаб достаточно легко представить и сравнить для западных компаний и отечественных- - большинство наших не дотягивает по масштабу до западных. Не всё нужно просто не глядя заимствовать.. Если "Шторм", то нужна динамика, а это функциональное управление, когда некоторые компании могут даже сменить вид деятельности за время от получаса до нескольких дней ....
Мне понятно, что это до сих лор это модно, но результатов тоже особенно никаких. Если бы в бизнесе говорили о результативности в несколько процентов (это об успешных внедрениях ), то никто бы не стал бы таким бизнесом заниматься, и это казалось бы просто удивительным Феноменом , что внедрения по ИСО 9001 пытаются продолжать и продолжать при такой низкой результативности, если бы не было заинтересованных сторон на Западе в том числе. Ведь это удобное средство для защиты своих рынков ... Кстати, на Западе процент успешных внедрений по ИСО 9001 не намного выше ... тоже несколько процентов, не больше, а остальные просто покупают ...
Александр, не вижу смысла спорить с признанным экспертами, это вообще "убойный" аргумент. Я всего лишь специалист - практик, и те результаты (увеличение производительности и оборота в 2 раза за 1-1,5 года) - это то чего удавалось добиться мне в небольших компаниях (50-100 человек), применяя, в том числе, Процессный подход. Возможно, Вы не считаете эти результаты хорошими, возможно у Вас другой бизнес и более амбициозные цели. Возможно также, Вы недостаточно точно поняли и транслировали идеи экспертов.