Коучинг — относительно молодое направление, вокруг которого сложилось немало мифов. О том, что отличает коучинг по международным стандартам от псевдокоучинга, что происходит на коучинговой сессии и чем отличаются коучинговые программы в ИОМ РАНХиГС, Executive.ru поговорил с профессиональными сертифицированными коучами и преподавателями программ «Бизнес-коучинг» и «Коучинг в управлении», Кириллом Сиволаповым и Светланой Залавиной.
Научное обоснование коучинга
Executive.ru: Сейчас многие называют себя коучами. Что вы понимаете под коучингом?
Кирилл Сиволапов: Слово «коучинг» действительно стало немного затерто. Но мы в первую очередь говорим о движении бизнес-коучинга, которое было сформировано в Международной федерации коучинга (ICF), а потом преобразовалось в рамках Национальной федерацией профессиональных менторов и коучей.
Светлана Залавина: Бизнес-коучинг по международным стандартам — это метод, который на данный момент используется в 157 странах мира. Это способ задавания вопросов и создания среды, которая позволяет находить решения и выстраивать путь к достижению целей быстрее и комфортнее. Звучит просто, но в действительности это сложный процесс.
К.С.: Сейчас появляется все больше исследований, показывающих научную обоснованность коучинга. Научно обоснованный подход в чем-либо, в том числе в помогающих практиках, это подход, базирующийся на доказательности. То есть в основе данной практики лежит глубоко проработанная теория, подтвержденная исследованиями.
Как же такой относительно новый подход как коучинг по международным стандартам успел стать научно обоснованным? Нов для нас сам термин, а вот основания для работы профессиональных коучей совсем «не новорожденные».
Одним из основных нейрофизиологических оснований работы коуча является теория доминанты, сформулированная и подтвержденная российским физиологом Алексеем Ухтомским в 1922 году. Согласитесь, сложно назвать учение, появившееся чуть более ста лет назад, новым. Учение Ухтомского о доминанте и в настоящее время входит в повседневный клинический обиход.
Executive.ru: В чем суть теории доминанты Ухтомского?
С.З.: Под термином «доминанта» Ухтомский понимал временно господствующий в центральной нервной системе рефлекс или рефлекторное поведение. Активированный в центральной нервной системе очаг возбуждения преобразует и изменяет работу прочих рефлекторных аппаратов в целом. Так, например, если в организме в данный момент осуществляется рефлекторный акт, связанный с приемом пищи, то он перестает реагировать на те раздражители, которые в других условиях вызывали бы у него защитные рефлексы.
Доминанта по теории Ухтомского характеризуется следующими основными чертами:
- В центре, становящемся доминантным, повышается возбудимость. То есть мы становимся более чувствительны к вещам, явлениям, фактам, связанным с доминантной темой. Мы начинаем их «неожиданно» лучше замечать.
- Возбуждение в этом центре отличается стойкостью: оно не может быть мимолетным во времени. То есть это состояние, длящиеся определенное время.
- Доминирующий центр способен стимулировать возбуждение. И это порождает так называемые «навязчивые» мысли, когда человек проигрывает в своем сознании одно и то же событие или состояние.
- Возбуждение доминантного центра обладает инерцией. Дальние волны возбуждения подбадривают установившуюся доминантную реакцию, ускоряя ее разрешение. Легко и быстро переключиться на что-то другое не получится.
- Возбуждение доминантного центра сопряжено с торможением других рефлекторных механизмов, не принимающих участия в доминантной реакции. То есть при наличии доминантного центра человек оказывается как будто в «тоннеле» и часто просто не замечает других возможностей и вариантов.
Примеры работы коуча
Executive.ru: Как все это связано с коучингом? Вы можете привести конкретные примеры?
С.З.: Например, молодая женщина приходит на коуч-сессию с запросом: как смириться с тем, что нужно жить с дочерью в этом регионе, так как бывший муж и отец ребенка не дает разрешение на переезд. Цель «смириться» клиентку не вдохновляет. Но к этому моменту у нее сформировалась доминанта защиты, выраженная в убеждении «действовать опасно, поэтому нужно смириться».
Коуч задает вопросы: «Чего на самом деле хотелось бы? Что этому препятствует?». Выясняется, что женщина хотела бы переехать жить к морю, она мечтала об этом с детства. У нее есть удаленная работа, то есть доход при переезде сохранится. Есть рекомендации аллерголога сменить ребенку регион проживания, поскольку сильная аллергия на цветение уже привела к анафилактическому шоку. А в поле «Что мешает» есть только один разговор с бывшим мужем, в котором он высказал нежелание давать согласие на переезд. Проговорив эти факты, клиентка начала формировать новую доминанту и на следующих сессиях уже обсуждалась только логистика переезда.
Почему клиентка не увидела очевидное? Дело в том, что принцип доминанты работает у всех людей. И не только у людей. И вовремя сформировать доминанту, направленную на результат, преодолеть инерцию от других доминант («это невозможно», «я не смогу», «мне страшно» и др.) может помочь коуч, работающий по международным стандартам. Может ли человек сделать это сам, без внешней помощи? Конечно, может. Но с коучем результат можно получить быстрее, комфортнее и с меньшими рисками.
К.С. В бизнесе и работе доминанта и ее влияние проявляется особенно часто, причем на различных должностях. От продаж, когда человеку требуется переключиться с неудачных переговоров на нового клиента, до ситуаций, связанных с различными изменениями в компаниях. И важно не только понимать ее, но еще и управлять ей.
Так, например, заказчик на встрече говорит о том, что не связано с долгосрочными целями и темой работы. Изначально работа была построена вокруг одной темы, а на встречу заказчик приходит с совершенно другим проектом, которым горит, и не может сразу вернуться в изначальную тему. При этом в такой ситуации трудно прервать существующую доминанту и мгновенно переключиться.
Частый запрос в бизнес-коучинге связан с изменением руководства компании. Это приводит к переменам, и старый сложившийся подход не годится для работы с новым руководителем. И тут главный вопрос: сможет ли сотрудник перейти в новую модель работы или доминантой его поведения будет критика нового руководства и неприятие его. Коуч может помочь не только осознать доминанту, но работать над ее изменением.
Чем отличаются программы обучению коучингу
Executive.ru: Как возникла идея разработки коучинговых программв ИОМ РАНХиГС?
К.С.: У нас есть две программы по коучингу. Первая программа — «Коучинг в управлении». Она рассчитана на руководителей и представляет собой один из модулей программы «Психология управления». На ней дают коучинговый инструментарий, который позволяет повысить эффективность сотрудников и личную эффективность руководителя.
Вторая программа — «Бизнес-коучинг». Она глубже и посвящена подготовке коучей, развитию необходимых навыков. На вторую программу приходят не только те, кто хочет получить профессию бизнес-коуча, но и руководители, которые хотят глубже погрузиться в тему, а также те, хочет собственных изменений.
Обе программы появились в ответ на запрос слушателей. В коучинге есть инструменты, которые помогают в решении большого числа вопросов. В частности, эмоционального выгорания, повышения вовлеченности сотрудников и т.д. Некоторые руководители используют эти инструменты интуитивно. Но для того, чтобы усилить их и усовершенствовать, они приходят на наши программы. Сейчас все зависит от людей, не от технологий. А люди — существа сложные. Без их мотивации, поддержки, вовлечения любой компании будет работать тяжело.
Executive.ru: В чем ключевое отличие этих двух программ?
К.С.: Для обычного человека, который никогда не сталкивался с коучингом, погружение в него — это целое путешествие. Но глубокое погружение в тему коучинга требует времени и оно нужно не всем. Программа «Коучинг в управлении» дает отдельные коучинговые инструменты, которые позволяют руководителю, не будучи коучем, здесь и сейчас повышать собственную эффективность и эффективность сотрудников.
А программа «Бизнес-коучинг» — это как раз глубокое погружение для тех, кто уже знаком с коучингом, понимает, как это круто, и хочет восполнить дефицит знаний и развить навыки.
Executive.ru: Можно ли модуль «Коучинг в управлении» проходить отдельно или только в рамках программы «Психология управления»?
К.С.: Модуль можно проходить и отдельно, и в рамках программы. Для этого требуется наличие либо среднего профессионального, либо высшего образования. Других требований нет. Как правило занятия проходят в два будних дня вечером и в субботу полный день.
Executive.ru: Программы проходят очно или онлайн?
К.С.: «Коучинг в управлении» проходит очно. А «Бизнес-коучинг» проходит онлайн, поэтому программа доступна слушателям из других регионов.
Executive.ru: Какие форматы включает обучение на программе «Бизнес-коучинг»?
С.З.: Коучинговое образование по стандартам и международной, и национальной федерации — это в первую очередь про навыки, это обязательно практика. Поэтому на онлайн-программе есть лекции, есть индивидуальная практика. Есть и групповые менторинги, когда рассматривается одна сессия, дается обратная связь по работе одного человека всей группе.
Executive.ru: Как выглядит отработка практических навыков?
К.С.: Есть практика в тройках, где слушатели выполняют роли: коуч, клиент, наблюдатель. Они меняются, чтобы каждый из них побывал в каждой из трех ролей.
С.З.: Причем задача наблюдателя не просто пассивно наблюдать. У него есть инструкция, его задача — заметить во время работы коуча определенные точки и дать по ним обратную связь. Программа «Бизнес-коучинг» является трансформационной, потому что каждый участник находится в роли клиента. Причем в процессе обучения это происходит не единожды. Это дает возможность проработать свои задачи.
Что дает обучение на коучинговых программах
Executive.ru: Что слушатели должны получить по окончании обеих программ?
К.С.: В результате программы «Коучинг в управлении» слушатели получают инструменты для повышения эффективности и навыки их применения на практике.
В результате программы «Бизнес-коучинг» слушатели получают изменения в жизни и профессию коуча. Трансформация происходит достаточно глубокая. Жизнь становится более осознанной. Вы лучше знаете и понимаете, чего вы хотите, куда вы идете и зачем. Вы учитесь не зависеть от внешней неопределенности, которая всегда была и всегда будет. Повышается качество любого общения, потому что вы лучше осознаете себя, свои желания и действия. Это помогает отсекать лишнее и повышать удовлетворенность жизнью.
С.З.: Слушатели получают достаточный инструментарий для начала качественной профессиональной деятельности. Окончив программу, человек может стать практикующим коучем и впоследствии, наработав необходимое количество часов практики, пройти сертификацию.
К.С.: Программа «Бизнес-коучинг» создана в партнерстве с Национальной федерацией профессиональных менторов и коучей. Для коучей, работающих в России, локальная сертификация сейчас значимее и доступнее, чем международная. То есть по окончании нашей программы слушатель, отработав необходимое количество часов практики, может подать заявку на сертификацию в Национальную федерацию профессиональных менторов и коучей. Не все программы российских учебных заведений дают слушателям такой уровень подготовки.
Можно ли учиться коучинговым инструментам бесплатно
Executive.ru: Ваша школа проводит открытые мероприятия, на которых потенциальные слушатели могут погрузиться в тему коучинга?
К.С.: Недавно совместно с Национальной федерацией профессиональных менторов и коучей мы провели несколько вебинаров для госслужащих. Это было бесплатное мероприятие, и желающих принять участие оказалось значительно больше, чем мы рассчитывали.
27 сентября, а также 4 и 11 октября у нас будут проходить вебинары, объединенные темой «Коучинговые инструменты в управлении». Я, Светлана и Ирина Костюк будем рассказывать о том, как давать обратную связь высокого качества, что такое мотивация по целям, и как эффективно работать с сопротивлением. Вебинары рассчитаны на предпринимателей, руководителей и профессионалов. В конце мероприятия предусмотрено время для ответов на вопросы участников.
Зарегистрироваться на вебинары ИОМ РАНХиГС «Коучинговые инструменты в управлении» можно на этой странице.
Узнать больше о программах «Бизнес-коучинг» и «Коучинг в управлении» можно на сайте ИОМ РАНХиГС.
Партнерский материал
Читайте также:
Коучинг реально очень эффективный инструмент управления, и пожалуйста, единственный, который способен создать в команде систему взаимодействия Взрослый-Взрослый.
Но, для этого важно, чтобы руководитель был в позиции Взрослого и не давал советов сотрудникам и не критиковал их, переводя в позицию Ребенка.
И тут есть инструмент коучинга, который позволяет руководителям оставаться в позиции Взрослого и управлять в стиле коучинга - это вопросы.
Всегда задавайте вопросы сотрудникам, а не давайте ответов.
Коуч никогда не даёт ответа, только вопрос. Ответ есть в сотруднике.