E-learning: как увлечь сотрудников учебой

Внедряя проекты по дистанционному обучению, оценке и развитию персонала, мы, как компания-консультант, получаем от клиента задачу обеспечить единообразие знаний у персонала и контроль уровня данных знаний. Особенно это актуально для компаний, имеющих представительства в регионах или офисы за рубежом, для тех структур, которые имеют развитую региональную сеть, для компаний, реализующих различные товары: техническое и промышленное оборудование, продукты питания, одежду и обувь, бытовую химию, товары для строительства и спорта. Среди наших клиентов много таких компаний. Им важно соответствовать корпоративным стандартам, которые устанавливаются центральными офисами. А центральным офисам важно правильно и быстро транслировать эти стандарты по всей территории, на которой ведется бизнес. За внедрение новых продуктов, стандартов работы, информационных систем, помимо профильного подразделения, всегда отвечает HR-служба в лице отдела T&D (Training and Development – Executive.ru), поскольку любое новшество связано с обучением.

Как помочь новым работникам быстро и детально изучить бизнес-процессы компании и адаптироваться в должности? Как организовать обучение в региональном филиале, не затрачивая время и деньги на командировки и стажировки? Как проверить базовые знания действующих профессионалов, не отвлекая их от работы? Эти и многие другие задачи решает e-learning.

Одной из топ-задач для T&D-отдела является обеспечение вовлеченности сотрудника в дистанционное обучение и, конечно же, экономия ресурсов и эффективное использование бюджета. Попробуем все это свести в одну точку. Есть несколько важных, последовательных этапов, которые стоит учесть при внедрении системы e-learning в компании. Итак, с чего начать и как не споткнуться о подводные камни?

Продвижение идеи дистанционного обучения

На первом этапе внедрения e-learning в компании немаловажную роль играет правильное продвижение данного направления, внутрикорпоративный PR. Особенно это важно, если раньше дистанционное обучение не входило в систему подготовки персонала. Успех проекта невозможен без поддержки со стороны руководителей бизнеса. Важно донести до них все преимущества данного начинания. Для этого T&D или HR-директору следует показать руководству компании, что e-learning позволит сократить расходы на обучение персонала, связанные с командировками, снизить потери времени, которое менеджеры, тренеры и наставники затрачивают на объяснение новичкам базовых теоретических вещей. Оцените эти расходы в цифрах и оперируйте ими в разговорах с топ-менеджерами и акционерами бизнеса.

Составление учебной программы

Необходимо разработать, изложить простыми словами и согласовать с руководством компании прикладную методологию курсов. Качественно составленный курс должен быть захватывающим и интересным. И не забудьте также о том, что заложенная в него информация должна быть адаптирована с учетом особенностей обучения взрослых: то есть должна быть изложена четко, последовательно, актуально, структурно.

Создание технических условий для обучения

Курсы e-learning должны быть доступны сотруднику в любое время и на любом техническом устройстве: телефоне, настольном компьютере, планшете. В эпоху глобальных цифровых технологий и взросления поколения Z мало кто представляет себе свой повседневный рабочий процесс без интернета и гаджетов. Один из эффективных способов адаптации курсов под эту потребность – создание обучающего мобильного приложения. Это решение позволит сотруднику гибко планировать свое время для обучения.

Вовлечение сотрудников в обучение

Как же вовлечь сотрудников в процесс? Что поможет обеспечить их истинную заинтересованность в e-learning? Мы знаем, что система обучения в компании должна носить сквозной характер, охватывать все уровни сотрудников. А это значит, что формат дистанционного обучения необходимо разнообразить. При выполнении проектов для наших клиентов, мы предлагаем, помимо обычных дистанционных курсов, использовать все существующее изобилие дополнительных методических форм.

  • Мультимедийные курсы. Они могут включать в себя элементы анимации, инфографики и звукового сопровождения.
  • Обучающие видеоролики и ролики в стиле «скрайбинг». Обучающее видео и видеолекции в стиле «расширенной реальности». Это могут быть постановочные съемки с использованием актеров. Могут сниматься в таком видео и реальные сотрудники компании. Можно устроить конкурс сотрудников внутри компании, победитель которого снимется в обучающем ролике. Это тоже хороший инструмент популяризации e-learning и вовлечения в него персонала.
  • Тренажеры по программному обеспечению или компьютерные симуляторы. Это незаменимый инструмент, когда сотруднику необходимо освоить работу в какой-либо новой информационной системе или программе. Эффективность такого обучения трудно переоценить.
  • Разработка бизнес-симуляций с элементами геймификации. Такой инструмент вовлекает сотрудников в процесс обучения, создает у них дополнительную мотивацию на успешное освоение новых знаний и умений.
  • Корпоративные социальные сети, профессиональные сообщества в корпоративном чате. Сотрудникам, участвующим в обучении, важно давать возможность высказывать о нем своем мнение, вносить предложения, делиться опытом, отмечать заслуги, соревноваться с азартом.

При этом неважно, на каком уровне профессионального развития находится специалист. Дистанционное обучение будет актуально для всех. Новому сотруднику оно позволит быстро познакомиться с основным функционалом. Давно работающему профессионалу оно поможет качественно освоить новый процесс, продукт или стандарты работы. Людям, включенным в кадровый резерв, поможет получить дополнительные знания, которые необходимы, чтобы занять новую должность.

Пример проекта: обучающая система для компании стройматериалов

Коротко хотим поделиться опытом внедрения проекта в области e-learning, осуществленного для одной крупной производственной компании, выпускающей стройматериалы и включающей три завода. В ходе проекта был создан продукт-игра, включающий полный цикл введения в должность нового сотрудника производственных линий и менеджеров по продажам. Этот инструмент позволил существенно оптимизировать затраты, а значит, помог заработать бизнесу.

В компании есть сезонный фактор, в разные сезоны специалисты работают на разном оборудовании, при этом операторы зачастую обеспечивают обслуживание этого оборудования самостоятельно. Технические специалисты постоянно выезжают в командировки на разные производственные площадки, кто-то просто уходит в отпуск и возвращается через полгода. Поэтому адаптация – непрерывный процесс для рабочего персонала в этой компании. Был создан курс адаптации через игру, с этапами, предусматривающими тестирование сотрудников по технике безопасности, по технологии работы на оборудовании, по знанию технологического сырья и пропорций его применения.

Для менеджеров по продажам цикл обучения включил в себя еще курс изучения продукции компании с акцентом на ее особенности и преимущества по сравнению с конкурентами. При этом сотрудникам отдела продаж создано пространство для общения и соревнования друг с другом на корпоративном портале и чате. Если у сотрудника появлялся вопрос, то через игру его можно было задать любому профильному специалисту и получить ответ. Эффект всегда будет выше, если в процесс дистанционного обучения вовлечены все категории сотрудников от линейного персонала до топ-менеджмента.

Допуск к работе новые сотрудники этой компании получают только после сдачи теста. Это важно, поскольку технологии e-learning относятся к формату «самообучение». Лучше всего внедрить систему оценки знаний по итогам прохождения каждого очередного уровня обучения. Это позволяет не только оценивать подготовку сотрудника на данном этапе, но и видеть динамику его профессионального роста.

Геймифицированная система дистанционного обучения была внедрена производителем строительных материалов в 2015 году. В результате, по сравнению с 2014 годом, компания сэкономила 35% бюджета, выделяемого на введение в должность вышеуказанных категорий персонала.

В заключение хочется отметить, что в эпоху поколений Y и Z система обучения и развития персонала более эффективно работает в тех компаниях, сотрудники которых становятся вовлеченными участниками процесса. Геймификация e-learning повышает интерес молодежи к учебе, предоставляет ей более удобные формы, а компании получают возможность не просто качественно обучать, но и разумно использовать ресурсы, выделенные на обучение.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Нижний Новгород

Никаких возражений по предложенному у меня нет - вовлеченность и пр. хорошие вещи, как и дистанционное обучение.

Остается одна малюсенькая проблемка - когда обученный "попадает" на свое родное предприятие (в кавычках, так как он его не покидал, разве что виртуально во время игры), то он сталкивается в иным менеджментом - менеджментом личных проб и ошибок конкретного руководителя, с научным менеджментом ничего общего не имеющего. И тогда все что учил - быстро забывается (а чтобы "не попасть" по горячую руку практика - лучше забыть побыстрее).

HR-директор, Москва

Владимир верно отметил, согласна полностью, и чтобы такого забывания не произошло, именно Руководитель и менеджмент, должен быть вовлечен и контролировать в том числе и этапы электронного обучения новичка. Тогда E-Learning снимет с них задачу объяснять теорию и пересказывать инструкции, тем самым освободив время на управление)). А практика, - это да, - всегда проба под присмотром менеджера

Менеджер по персоналу, Агинское

учить сотрудников полезно и прибыльно в итоге

Управляющий директор, Москва

Коллеги, добрый день!

А можете порекомендовать кого-то из тех, кто продавал Вашим компаниям те или иные тренинги и обучение?

Виктор Шкурин +340 Виктор Шкурин Директор по продажам, Санкт-Петербург

Николай Рысев. компания Реконт. В основном работает в Москве.

Олег Макаров, компания TCG. написал книжку "Путь торговли" под псевдонимом Ямагучи. (выходила в изд.МИФ) Работает в Москве

Или я не правильно понял и вам нужны контакты продавцов тренингов?

Генеральный директор, Великобритания

Олега Макарова тоже давно знаю как мастера своего дела.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.