Глобализация мирового образовательного пространства направлена, в первую очередь, на обмен прогрессивным опытом обучения разных стран. Одним из важных направлений является применение дистанционных технологий в обучении. Поскольку этот вопрос в российском образовательном пространстве горячо обсуждается и голосов «за» намного меньше, чем «против», то для того чтобы глубже разобраться с преимуществами и недостатками дистанционного обучения, был выполнен SWOT-анализ. В статье рассмотрены слабые и сильные стороны, возможности и угрозы, присущие развитию дистанционного обучения в России, при помощи SWOT-анализа. Автор обращает внимание на то, что в статье рассматривается и анализируется именно дистанционное обучение, а не дистанционное образование. (Существует различие в понятиях образование и обучение. Образование — это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Основным путем получения образования является обучение в учебных заведениях, целенаправленно организованное, планомерно и систематически осуществляемое овладение знаниями, умениями и навыками под руководством преподавателей. Таким образом, образование — это результат обучения личности, а обучение — это процесс получения знаний. Известный американский психолог и писатель Беррес Фредерик Скиннер правильно утверждает, что «образование — это то, что у вас останется, когда вы забудете всё, чему учились».)
Swot-анализ применения дистанционного обучения в России
(Представленный SWOT-анализ имеет обобщенный характер применения ДО, автором не ставилась цель разграничения по отдельным категориям: для студентов, преподавателей, государства и т.п.)
Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Существенное расширение масштабов подготовки кадров, в том числе в сфере образования; 2. Сравнительно небольшие финансовые вложения образовательных учреждений в технологии; 3. Обеспечение доступности получения образования для населения (независимо от места жительства, состояния здоровья, и других факторов, препятствующих традиционному обучению), открытость образовательных ресурсов вузов; 4. Более инклюзивное образование, персонализированное обучение; 5. Возможность аналитики обучения, то есть анализа данных по творческому процессу; 6. Доступность мониторинга взаимодействия студента и преподавателя; 7. Увеличение рентабельности образования за счет возможности обучения в одной аудитории слушателей разных курсов; 8. Использование разнообразных методов донесения учебной информации (радио, телевидение, аудио/видеотрансляции, аудио/видеоконференции, E-Learning/online Learning/M-Learning/ U-Learning, интернет-конференции, интернет-трансляции, smapt-технологии); 9. Возможность выбора метода и технологии, по которой удобно получать знания; 10. Гибкость в отношении того, где и когда получать знания; 11. Возможность обучаться в своем темпе, а не со скоростью самого медленного студента; 12. Возможность составления персонального плана обучения – учиться только тому, чего не знаешь; 13. Индивидуальное общение с преподавателем; 14. Избежание коррупции и злоупотреблений в образовательных заведениях; 15. Снижение издержек получения образования, например: не требуется дополнительных расходов на дорогу до места учебы (при дистанционном вузовском обучении от студентов не требуется все время находиться в аудитории). | 1. Отсутствие четкой позиции власти по отношению к внедрению дистанционного обучения, авторского права электронных курсов; 2. Применение дистанционных технологий в учебном процессе по методу «шоковой терапии», а не эволюционным методом; 3. Отсутствие стратегии и тактики внедрения дистанционного обучения в учебный процесс; 4. Слабо развитая информационная инфраструктура в ряде регионов; 5. Отсутствие политики массового обучения населения с использованием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ); 6. Недостаточное инвестирование в новые информационные технологии; 7. Отставание темпов обеспечения образовательной сферы новыми информационными технологиями и инновационной техникой; 8. Дефицит высокопрофессиональных кадров, обладающими навыками использования дистанционных технологий (кадровая проблема); 9. Низкая мотивация кадров в образовании, связанная с несоответствием оплаты труда; 10. Отсутствие методики по объединению локальных технологий в одну систему, использование «коробочных» решений; 11. Отсутствие эффективных методов ориентирования студента в информационном пространстве Интернета; 12. Недостаточное количество аккредитованных и сертифицированных профессиональных курсов, кейс-study, тестов; 13. Отсутствие официальных сайтов, содержащих информацию о дистанционных курсах различных образовательных учреждений; 14. Разрыв понимания, что ИКТ может сделать для образования, отсутствует система знаний, что мы должны получить в итоге; 15. Экономические трудности населения приобретения компьютерных устройств для полноценного получения дистанционного обучения; 16. Отсутствие общественных организаций в области дистанционного обучения. |
Возможности внешней среды | Угрозы из внешней среды |
1. Система дистанционного обучения может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны; 2. Улучшение демографической ситуации в регионах, избежание массовых переездов населения в столичные города; 3. Уникальные ресурсные условия, позволяющие коммуницировать по поводу создания и апробации инновационных продуктов сразу для нескольких научных зон без выезда за пределы региона; 4. Возможность получения образовательных услуг в престижных университетах; 5. Повышение уровня образования населения за счет доступности получения образования; 6. Повышение экономических показателей России за счет получения образования без полного отрыва от производства. 7. Благоприятные организационно-правовые условия для расширения спектра образовательных услуг за счет использования инновационных форм и методов обучения, увеличение альтернативных вариантов реализации образовательного процесса; 8. Взаимопроникновение отраслей, широкая доступность междисциплинарных исследований и инновационных разработок; 9. Трансгрессия образования в инновационное развитие. | 1. Недостаточно развитая правовая база по реализации дистанционного обучения и защиты авторских прав дистанционных курсов приводит к тому, что отсутствуют аккредитованные и сертифицированные дистанционные курсы высокого качества; 2. Появление дистанционного образования низкого качества в регионах по методу «шоковой терапии», которое широко распространилось в период закрытия представительств и филиалов по России; 3. Последствия стихийного перехода системы образования к рыночным условиям, сопровождающиеся дискредитацией диплома государственного высшего учебного заведения, повсеместным развитием паутины «кабинетных» институтов с низкими квалификационными требованиями к выпускникам, демпинговыми ценами и сомнительными условиями обучения; 4. Нелинейное развитие дистанционного обучения, непредсказуемость; 5. Неопределенность социального эффекта в результате дистанционного образования; 6. Крайне низкий уровень платежеспособного спроса на высококвалифицированные молодые кадры, инновационные разработки и продукцию, высококачественное дополнительное образование и повышение квалификации; 7. Высокая конкуренция с зарубежными вузами, предоставляющими дистанционное обучение в свободном доступе в Интернете; 8. Недостаточность оцифрованных российских учебников (учебных пособий и др.) может привести к их замещению на зарубежные источники и, соответственно, потери национальной культуры. |
Итак, согласно SWOT-анализу, слабой стороной является то, что, несмотря на положительное отношение власти к дистанционному обучению, отсутствуют четкие методики его внедрения и велико противодействие со стороны преподавателей использованию ИКТ в учебном процессе. При высокой потребности населения в таком обучении наши технологии еще не подготовлены к его осуществлению в полном объеме, так как в основном они локальны, не системны и не удобны в использовании. В настоящее время отсутствуют механизмы защиты электронных курсов, получения авторства, а также низка оплата разработки таких курсов, поэтому преподаватели слабо мотивированы на создание новых курсов.
Что касается финансирования российского образования, то, согласно прогнозам Олега Смолина, первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке РФ, в 2014 г. по сравнению с 2012 г. данный показатель снизится на 6%. В 2015 году объемы финансирования будут ниже на 2%, чем в 2012 году. Такими темпами образовательный прорыв не совершить. Россия финансирует свое образование «со скрипом»: из бюджета выделяется 3,5% от ВВП, в то время как, например, в Бразилии – 10%. «Разумеется, сегодня российское образование лучше бразильского, – отметил Смолин на Международном образовательном форуме «Мир на пути к Smart-обществу» 2012 года, – но долго ли это продлится – ведь уровни финансирования налицо». Он привел результаты исследований, проведенных зарубежными экспертами. Согласно им, складывается нерадостная картина: из 28 исследованных стран российские профессора по уровню дохода занимают предпоследнее 27-е место.
Важным преимуществом дистанционного обучения в России является реализация возможности гармонизации образовательного пространства при помощи обеспечения единого уровня учебных курсов, что предусмотрено Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Кроме того, развитие дистанционного обучения помогает получать достойное образование людям с ограниченными возможностями при обеспечении инклюзивного образования. Оно предполагает обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Не вызывает сомнений, что нельзя убежать от дистанционного обучения. Каким бы ни было социальное и экономическое давление, но инновационное развитие невозможно без повсеместного применения методов дистанционного обучения. Время показывает, что персонализация обучения, доступность получения образования в отдаленных регионах России весьма востребованы.
Следует понимать, что дистанционное обучение — не просто технология. Это система, в которой информационные и коммуникационные технологии являются не сутью, а лишь одной из составляющих. Их внедрение – не самоцель, а современное средство решения задач в сфере образования.
Фото: freeimages.com
До того, как проводить SWOT - анализ, хотелось бы определиться с субъектом на рынке - для кого такая работа выполняется. Я не смог этого понять.
Елена Кошкина пишет:
«Существует различие в понятиях образование и обучение. Образование — это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Основным путем получения образования является обучение в учебных заведениях, целенаправленно организованное, планомерно и систематически осуществляемое овладение знаниями, умениями и навыками под руководством преподавателей. Таким образом, образование — это результат обучения личности, а обучение — это процесс получения знаний. Известный американский психолог и писатель Беррес Фредерик Скиннер правильно утверждает, что «образование — это то, что у вас останется, когда вы забудете всё, чему учились».
Уважаемая Елена!
1. Вы пишите: «Таким образом, образование — это результат обучения личности» и тут же
«Скиннер правильно утверждает, что «образование — это то, что у вас останется, когда вы забудете всё, чему учились».
Одно отрицает другое, но Вы согласны с обоими фразами. Как это возможно?
2. Вы пишите: «Образование — это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков».
И тут же пишите:
«образование — это результат обучения личности, а обучение — это процесс получения знаний»
У Вас из первой фразы:
образование = процесс + результат
А из второй фразы:
Образование = результат , а обучение= процесс
Как это понимать?
Елена Кошкина пишет:
''в статье рассматривается и анализируется именно дистанционное обучение, а не дистанционное образование''.
Уважаемая Елена! В статье все наоборот. Вы используете слово ''образование'' (см. таблицу СВОТ), а не обучение
Спасибо, Елена. Вполне уместно было свести эти понимания в единую таблицу. Наглядность и полнота увеличились.