Портрет современного слушателя программы МВА. Результаты опроса Executive.ru

В феврале 2011 года Executive.ru и Международный институт менеджмента ЛИНК провели опрос среди участников Сообщества, посвященный изменению бизнес-образования в посткризисный период и появлению новых потребностей в обучении в условиях неопределенности и постоянного вызова со стороны бизнес-среды у современного поколения менеджеров. Целью исследования было выявить, что же изменилось в портрете современного слушателя программы MBA и бизнес-образовании в целом. Представляем вашему вниманию итоговые результаты исследования.

Респонденты

Из 1325 участников Сообщества менеджеров E-xecutive, которые уже приняли участие в опросе, 769 мужчин и 556 женщин. Наибольшее число респондентов было в возрасте 27-34 года (451 человека) и 35-42 года (412 человек), из которых 430 человека работает руководителем компании или крупного подразделения, 418 - руководителем отдела и 270 - линейным менеджером, руководителем проекта.

poziciya.jpg

В основном среди отвечавших на вопросы были люди с опытом управления, причем 33% из них имели 3-8 лет опыта руководящей должности, 35% - более 8 лет, а 20% - 1-3 года. Из всего числа респондентов 256 человек уже завершили свое обучение на программах бизнес-образования, 175 человек обучается, 437 – только планирует обучение. К сожалению, у 400 ответивших, имеющих желание пойти учиться, нет возможности это сделать по тем или иным причинам, а 57 оставшимся это вовсе не интересно.

planiruet-obuchenie.jpg

Те из ответивших, кто уже окончил свое обучение и еще учится, отдали свое предпочтение образованию в России: 229 и 158 человек, соответственно. Уровень удовлетворенности опрашиваемых качеством обучения, как в России, так и за рубежом, находится достаточно на высоком уровне: 184 человека ответило положительно из тех, кто уже завершил свое обучение и 112 – из тех, кто еще учится. В общей сложности недовольными оказались лишь 32 человека, а 103-м оказалось сложно ответить на данный вопрос.

chislo-dovolnykh.jpg

Что вас сдерживает?

Те респонденты, которые еще не начали обучение на программах бизнес-образования, указали разные причины, сдерживающие их желание получения знаний. Наиболее популярным оказался ответ «нехватка финансов» - 282 человек, у 132 – имеются проблемы с нехваткой времени, 78 человек сдерживает отсутствие решения у руководства в этом вопросе, а 48 ответивших просто еще не успели определиться с выбором бизнес-школы.

chto-vas-sderzhivaet.jpg

Также опрос помог выявить причины, которые могут послужить основными мотивами пойти учиться на программы бизнес-образования. Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов, и наибольшее число голосов (896) отдали в пользу стремления к новым профессиональным знаниям. Потребность в новых деловых связях отметило 554 человека, а желание что-то изменить в своей жизни – 582.

motivy.jpg

Мне не интересно!

А какие же причины в ответе на вопрос, почему для вас бизнес-образование не представляет интереса, указали те 57 респондентов, которые не планируют обучение на программах? 14 ответов прозвучало в пользу того, что в России просто нельзя получить достойного бизнес-образования; 17 человек отметили, что их опыт важнее любого бизнес-образования, в том числе и МВА, а для 10 человек, помимо остальных причин, бизнес-образование – это еще и очень дорогое удовольствие.

pochemy-ne-interesno.jpg

Что выбрать, чтоб не прогадать

При выборе бизнес-школы на решение могут повлиять совершенно разнообразные факторы. Приемлемая цена на обучение важна для 672 респондентов, рекомендациям коллег и знакомых следует 574 ответивших, для 538 человек большую важность играет соответствие программ государственным и международным стандартам, а для 438 - наличие у бизнес-школы международных аккредитаций. И только 237 человек при выборе ориентируются еще и на известный бренд образовательного учреждения.

faktor-vybora.jpg

Для респондентов, заинтересованных в получении бизнес-образования, наибольший интерес представляют программы МВА, так ответило 638 человека. Однако 279 человек считает, что нельзя забывать и про эффективность краткосрочных тренингов и семинаров. О значимости курсов повышения квалификации задумалось 221 ответивших, а о профессиональной переподготовке 206 человека. Второе высшее образование наиболее полезным для себя отметило 195 человек.

naibolshiy-interes.jpg

Наиболее предпочтительной формой обучения для отвечавших стали те варианты, которые давали бы возможность учиться с минимальным отрывом от работы: смешанное обучение (blended learning) с использованием различных форм (491), очно-заочное - самостоятельное изучение материала и очные встречи несколько раз в месяц по выходным (392), вечерняя форма обучения (несколько дней в неделю по вечерам) – 380 человек.

formy-obychenia.jpg

Было интересно посмотреть, как респонденты представляют себе обучение на МВА. Оказалось, что 767 из них видят процесс обучения в форме активной самостоятельной работы, периодических очных занятий в группах, выполнения письменных работ по анализу и совершенствования своей деятельности. Также 780 человека, заинтересованных в бизнес-образовании, ждут, что на занятиях они будут выполнять разбор case-study известных западных компаний на тренингах и в письменных работах, а 454 ответивших одним из важнейших критериев ставят встречи с известными бизнесменами и их истории успеха.

kak-predstavlyaete.jpg

В том, чем бизнес-образование отличается от традиционного университетского, 833 респондента видят в предоставлении бизнес-школами интегрированной информации из важнейших областей знаний, необходимых менеджерам. Не менее важным отличием является наличие управленческого опыта у преподавателей для 842 ответивших и активные методы обучения для 599 человек.

otlichie-ot-tradicionnoy-shkoly.jpg

Что мне даст учеба

Респонденты считают, что при поступлении на программы обучения, самая главная цель - стать профессионалом и повысить эффективность своей деятельности (957 человек). Материальная сторона вопроса стоит далеко не на последнем месте, так как для 577 человек очень важной целью получения бизнес-образования является увеличение уровня дохода. Для 348 человек важно суметь установить в аудиториях деловые связи, а 303 ответивших мечтают еще и о последующем карьерном росте.

celi-obychenia.jpg

Но если отбросить материальную заинтересованность и сконцентрироваться на повышении уровня профессионализма с помощью бизнес-образования, то 837 ответивших хотят, чтобы обучение помогло им обобщить и структурировать накопленный опыт и знания; 789 респондент ждет, что в аудитории их научат решать самостоятельно любую бизнес-проблему в любой ситуации, а также дадут знания о различных актуальных бизнес-моделях, которые смогут впоследствии применить 776 ответивших.

chto-shkola-daet.jpg

Так куда же пойти учиться?

Респондентам было предложено ответить на вопрос, какие из российских бизнес-школ они стали бы рассматривать в качестве альтернатив, если бы уже завтра имели возможность пойти на обучение. Почти все участники опроса дали по несколько вариантов ответа, но все же самым популярным оказалось желание обучаться в Европе или Америке (600 голосов). На втором месте оказалась Высшая школа бизнеса МГУ (430 голосов). После нее идет Академия народного хозяйства АНХ (389 голосов), Высшая школа менеджмента ГУ-ВШЭ (312 голоса) и Международный институт менеджмента ЛИНК (259 голосов).

business-schools.jpg

Рисуем портрет. Подведение итогов

По проведенному опросу видно, что уровень удовлетворенности тех, кто учится, и тех, кто закончил свое обучение, находится примерно на одинаковом уровне. Варианты ответов на вопросы, что даст бизнес-образование в области профессионального роста и какими привилегиями оно обладает над традиционным университетским, говорит о понимании его высокой значимости и о том, какой неоценимый вклад оно привносит в область управленческой деятельности. И, хотя большинство респондентов отдают предпочтения в качестве альтернатив западным школам бизнеса, разница в их выборе в сравнении с российскими невелика.

Тем не менее, многие участники опроса не готовы идти учиться в связи с высоким уровнем стоимости образования и нехваткой времени. Из последнего следует, что программам стоит обращать больше внимания на возможности создания таких форм обучения, которые бы минимально отрывали топ-менеджеров от работы и были бы сосредоточены в основном на активной самостоятельной работе, периодических очных занятий в группах, выполнении письменных работ по анализу и совершенствованию своей деятельности, разборе case-study известных компаний. Современный слушатель стремится к получению качественных знаний, основанных на практических знаниях, в максимально короткие сроки и у преподавателей, которые сами не понаслышке знают, что такое управленческий опыт. Но самое главное, что все же на первое место нынешние и будущие ученики в обучении ставят свой профессиональный рост, а не увеличение уровня дохода.

Также смотрите:

Бизнес-образование на этапе болезненного перехода

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Борис Яровой, Александр Мизун
Руководитель, Владивосток

Замечания по опросу - вопрос: ''Какие формы обучения для Вас наиболее предпочтительны?'' Третий вариант ответа: ''Онлайн-обучение (самостоятельное изучение материала без встречи с группой и преподавателями) ...- это вообще что? Я по гранту закончил онлайн ''Московский Университет экономики, статистики и информатики''. Сам три года веду онлайн вебинара и хочу понять, ''самостоятельное изучение материала без встречи с группой и преподавателями'' - это чьи карта мира? Человек когда спрашивал, он вообще знает что такое онлайн обучение? Как это нет преподавателя? А я тогда кто в ''Academy Webmistress''? Как это нет группы? А с кем я тогда на своих вебинарах и тренингах общаюсь? (пример http://vc.v-class.ru/vclass/vcplayer.html?cid=5410666702820672402 - промовебинар ''Трансформация структуры финансовых службы HR'')? Или это не люди, а искусственный разум? Во всем мире онлайн набирает силу, а Вы своими опусами активно продолжаете заталкивать людей в баблокос МБА. Я тут смотрел цены на культурные кросс - коммуникации - это же ужас!! Три года назад мне недельный курс по данной теме обошелся в $8000. Так это с учетом полета туда-обратно в Индонезию и стоимости лекции у Энн Энтус, звезды НЛП мирового значения. А тут набирут чиновников и сосок, которые что-то там чешут из Википедии, сами ни дня не работающие в реальном бизнесе.
Господа и дамы - не слушайте разных старперов, учитесь онлайн. Это реально дешевле, интереснее и перспективнее. Если у кого какие вопросы - пишите в личку, подскажу что и как.
PS Для тех кто не в Москве, как и я - совершенно не обязательно держать коучера за руку, что бы научиться инвестированию, интроспекции или риторике. Знания, они в словах и графиках, а не в дыхании и ладошках (если конечно вы не изучаете ниндзюцу или тантрические практики даосов, там конечно, тело к телу :-)

Президент, председатель правления, Москва
Яровой Борис пишет: А тут набирут чиновников и сосок
Это хорошо, когда есть конкурентный выбор обучения. По цене, формату и окружению. Посмотрел промовебинар по ссылке. Прикольно, наверное даже перспективно.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.