После референдума, на котором Великобритания решила выйти из состава Евросоюза, мировой рынок MBA переполошился. Неудивительно: один из его основных игроков меняет правила игры. Будет ли сложнее получить визу? Взлетят ли цены на обучение? Насколько реалистично будет остаться в стране работать после получения диплома? Ответы на эти и многие другие вопросы пока далеко не однозначны – за некоторым исключением.
Как было
Наряду с США Великобритания – один из мировых лидеров бизнес-образования. В 2017 году в верхнюю половину рейтинга Financial Times вошли восемь британских школ, лучшая из которых занимает пятое место:
- Judge Business School
- London Business School
- Alliance Manchester Business School
- Saiid Business School
- Cass Business School
- Lancaster University Management School
- Warwick
- Imperial College Business School
Всего в стране функционирует около 130 бизнес-школ, в которых обучаются выходцы почти из ста стран. В своей родной стране в 2014-2015 годах британцы занимали на программах MBA всего 49% учебных мест, в то время как еще в 2007-2008 годах, по данным Агентства статистики высшего образования, их доля достигала 58%. Причем прирост иностранцев дали прежде всего слушатели из государств, не входящих в Евросоюз.
Насколько важны для британской образовательной системы эти люди, собравшиеся со всего мира? Слушатели бизнес-школ ежегодно привносят в экономику Королевства £3,25 млрд, и £2,4 млрд поступают от иностранных соискателей MBA. В 2015 году вступило в действие постановление правительства, которое предписывает бизнес-школам разработать новую модель финансирования, чтобы как можно меньше зависеть от иностранных студентов. Однако кто станет с уверенностью утверждать, когда все школы смогут это предписание выполнить?
Как стало
В ноябре 2016 года Chartered Association of Business Schools провела исследование, которое показало: сразу после Brexit 11% британских бизнес-школ ощутили уменьшение количества заявок, поступивших от иностранных абитуриентов. Около 45% школ опасаются такого развития событий, 35% не смогли дать конкретного ответа. И только 8% сообщили, что видят перед собой радужные перспективы.
Среди оптимистов – London Business School (на фото в анонсе). Где сообщили, что количество заявок, поданных в 2017 году, выросло на 15%. Однако надо учитывать, что LBS – одна из крупнейших и известнейших бизнес-школ мира. Она никак не может служить ориентиром и поводом для надежд еще сотне аналогичных образовательных учреждений.
В декабре 2016 года Graduate Management Admission Council провели опрос 9845 абитуриентов MBA, представлявших все прочие страны, кроме Соединенного Королевства. В исследовании принимали участие только те, кто сдавал GMAT и подал заявку в хотя бы одну из британских бизнес-школ. Так вот, 45% опрошенных указали, что Brexit отбил у них желание учиться в Великобритании, 8% высказали прямо противоположное мнение, 46% выразили нейтральное отношение к вопросу. Среди тех, кто передумал учиться на Альбионе, первое место занимают индийцы: среди потенциальных слушателей из этой страны 58% изменили свое отношение на негативное. За ними следуют ОАЭ – 50%, Германия – 49%, Италия – 46% и Франция – 46%.
Если брать в расчет не только MBA, но деловое образование в целом, то ситуация уже сейчас довольно плачевна. Бизнес-специальности осваивает меньше первокурсников из-за пределов Евросоюза, чем было раньше. Всего за год их количество упало на 8,6% и составляет сегодня около 60 тыс. человек – самый низкий показатель с 2009-2010 года.
Что с работой для иностранцев?
Перспективы трудоустройства тоже достаточно туманны. Например, по прогнозам PricewaterhouseCoopers, из-за Brexit Британия к 2020 году потеряет от 70 тыс. до 100 тыс. рабочих мест в финансовом секторе. Лондон по традиции был сильнейшим финансовым центром Европы – но не утратит ли он вот-вот этот статус? Не лучше ли финансистам ехать учиться, например, в Германию? Там Франкфурт, который претендует на звание новой финансовой столицы EC.
Правда, немецкое бизнес-образование пока не может похвастаться особым престижем. В том же рейтинге Financial Times урожай немецких школ пока невелик: Mannheim Business School на 54 месте и ESMT Berlin на 70-м. Наиболее сильные в ЕС позиции школ Испании и Франции. И именно они могут больше всего выиграть на фоне опасений, которые вызвал Brexit у иностранных абитуриентов.
Еще один вопрос: ужесточатся ли правила получения рабочей визы для тех, кто получил MBA в Великобритании и хотел бы остаться работать в стране? Да. Но Brexit не виноват. Еще в 2012 году Министерство внутренних дел Королевства приняло соответствующее решение по отношению к студентам из стран, не входящих в ЕС. Как результат, в 2013 году число заявок, поданных на MBA, достигло восьмилетнего минимума – но потом выровнялось.
По материалам: bloomberg.com, find-mba.com, economist.com, london.edu, gmac.com
Фото: pixabay.com
Я бы посмотрел на вопрос с другой стороны. У нас в области управления дипломированных специалистов MBA больше, чем в Китае, только вот успехов гораздо меньше, чем в Бангладеш.
На сколько? Можете привести данные со ссылками на источники?
А в чем может быть разница? И раньше ведь Британия стояла особняком в ЕС. Визы нужны были отдельные. Валюта отдельная.
Если британское образование пользуется спросом много лет, то как на него может повлиять столь незначительный факт, как вступление и затем выход из ЕС? Слишком драматизируют журналисты, как обычно, чтобы заинтересовать читателей.