Как окупить затраты на получение бизнес-образования? На что ориентироваться, оценивая различные школы? В каком мировом регионе лучше учиться? Какую программу выбрать, full-time или дистанционную? Если вы решили, что для продолжения карьеры вам необходим диплом MBA, перед вам встанет немало вопросов. Барбара Штёттингер, декан одной из престижнейших европейских бизнес-школ – WU Executive Academy, в интервью для Executive.ru расставляет приоритеты, которыми должен руководствоваться абитуриент.
Executive.ru: Какие тенденции влияют сегодня на развитие бизнес-образования в мире?
Барбара Штёттингер: Я думаю, что те тренды, которые мы сейчас наблюдаем в области глобального образования, уже не новы: они дали о себе знать достаточно давно. Насколько я могу судить по своему опыту, интерес к программам MBA – сам по себе долгосрочный тренд. Нельзя сказать, что он новый. Но совершенно точно можно утверждать, что он будет оставаться актуальным еще в течение многих лет.
Другие тренды касаются новых тем, которые важно освоить, и новых вызовов, на которые предстоит ответить. Например, актуален такой вопрос: как готовить управленцев и их помощников в условиях, когда бизнес меняется очень быстро и полученные знания стремительно устаревают? Несомненен тренд на развитие у менеджеров предпринимательского мышления и предпринимательской среды в компаниях. Другая актуальная тема – диджитализация. В ближайшие годы бизнес-школам предстоит внимательно следить за тем, как цифровые инновации влияют на работу компаний, и учитывать это в подготовке управленцев.
Бизнес в наше время меняется радикально. В этом можно убедиться, посмотрев на такие компании, как Airbnb и Uber: они существенно изменили устоявшиеся бизнес-модели. Нам надо понять, каким образом мы могли бы учесть эти тенденции в наших учебных планах.
Кроме того, сейчас ведется много дискуссий о том, сможет ли онлайн-MBA заменить традиционные программы MBA. Так вот, мы убеждаемся, что не только в нашей школе, но и в других учебных заведениях по всему миру очное взаимодействие с однокурсниками и с преподавателями останется востребованным всегда. Люди по-прежнему будут собираться вместе за одним столом для обсуждения насущных проблем.
Ведь этом и заключается суть процесса обучения и обмена идеями - в установлении осязаемых личных связей. Этот процесс невозможно заменить или компенсировать онлайн-обучением. Некую часть образовательного процесса можно вынести в онлайн, но большинство студентов все же нуждается в общении с профессурой глаза в глаза.
Еxecutive.ru: Это чисто психологический феномен?
Б.Ш.: Мне представляется, что потребность к обмену и взаимодействию заложена в самой человеческой сущности. Когда впервые появились технологии для проведения телеконференций, все подумали, что век бизнес-путешествий завершен и что теперь все переговоры будут проводиться по Skype. Но разве этот прогноз оправдал себя? Нет. Люди по-прежнему продолжают получать из очного общения намного больше, чем из заочного и предпочитают обсуждать важные темы, глядя друг другу в глаза. Проще говоря, очное человеческое общение намного качественнее, чем при посредстве компьютера. Опосредованное общение тоже имеет свою ценность. Но, с моей точки зрения, если информация должна достичь и вашего ума, и вашего сердца, для этого надо общаться лично.
Еxecutive.ru: Управленческие бизнес-программы предлагаются в разных форматах: MBA, Executive MBA, Mini-MBA… Какой наиболее перспективен?
Б.Ш.: Я бы не стала делать акцент на чем-то одном. Эти форматы дополняют друг друга. Еще пять-десять лет назад менеджеры поступали на MBA и говорили: «Вот моя инвестиция в собственную карьеру». А сейчас мы наблюдаем такую тенденцию: через несколько лет эти люди снова приходят к ним, понимая, что слишком многое в бизнесе изменилось и надо снова учиться. И тогда они обращают внимание на Executive MBA, Мini-MBA или другие сокращенные программы
Еxecutive.ru: Какое будущее у full-time MBA? Не теряет ли классическое очное обчения привлекательности по мере появления все новых возможности для дистанционного получения знаний?
Б.Ш.: Я считаю, что для молодых специалистов, чей стаж составляет два-три года и которые работают в своей первой компании, формат full-time MBA остается таким же актуальным, как и раньше. Он позволяет максимально сконцентрироваться на образовательном процессе. Но менеджерам которые успели дальше продвинуться в своей карьере, лучше подойдет заочное образование. Им скорее всего захочется сразу же применить полученные знания в процессе работы.
Один из таких наших студентов, который работает в Чехии на крупную международную корпорацию, рассказывает: «Мои коллеги боятся наступления понедельника. Они знают: после учебного модуля в Вене с четверга по воскресенье я вернусь с огромным количеством новых идей!». Точно также ведут себя другие наши слушатели, уже имеющие достаточно большой бизнес-опыт. Они говорят, что не видят особого смысла в том, чтобы накапливать большие объемы знаний в ходе года очного обучения на MBA. Они стремятся как можно быстрее получить отдачу от учебы и окупить свои инвестиции в образование. Поэтому, им удобнее приезжать на модули, которые длятся пять-шесть недель, а потом на такой же промежуток времени возвращаться на рабочее место, чтобы внедрить полученные знания.
Еxecutive.ru: Стоимость бизнес-образования постоянно растет. Что бы вы посоветовали тем, кто хотел бы ускорить процесс окупаемости затрат на получение MBA?
Б.Ш.: Решение пойти на программу MBA надо рассматривать как решение об инвестиции: удастся получить с нее хороший доход или нет? Большинству студентов, которые к нам поступают, уже за тридцать. Впереди у них впереди еще, как минимум, двадцать лет карьеры. И бизнес-образование для них - инвестиция на двадцать лет вперед.
При выборе бизнес-школы надо понимать, что в топовых заведениях стоимость программ выше - но зато они предоставят вам такой контент, такие связи и такую поддержку, которые обеспечат максимальную отдачу в будущем. Надо всегда смотреть не на цену, а на соотношение цены и отдачи. Обращайте внимание на рейтинги бизнес-школ: в них учитывается не только степень удовлетворенности потребителя, но и уровень прогресса выпускников. Рейтинг Financial Times содержит много важных количественных показателей: например, насколько увеличилась зарплата выпускников через три года после того, как они получили диплом MBA. Второй критерий при выборе бизнес-школы - это аккредитация. Выдачей аккредитаций занимаются независимые организации, и это надежная гарантия качества образования в заведении. Выбирайте ту школу, у которой есть как минимум одна аккредитация: ее диплом позволит быстрее окупить затраты на учебу.
Еxecutive.ru: Стоит ли обращать при этом на страну, регион мира, где расположена бизнес-школа?
Б.Ш.: Все зависит от личных целей и устремлений конкретного студента. В процессе учебы на MBA сам процесс получения знаний составляет только одну часть, а вторая, и очень важная, заключается в построении сети контактов. И сеть контактов надо развивать именно в том регионе, где вы потом планируете работать. Поэтому если вы хотите строить карьеру в Африке, разумно выбрать бизнес-школу в этом регионе.
Но мне кажется, что наш регион - Европа, в том числе Восточная, и Россия - настолько силен в экономическом плане, что на ближайшие годы у него сохранится огромный потенциал. С дипломом Школы бизнес Венского университета вы сможете поехать работать куда угодно. Выпускники нашей школы трудоустроены в 75 странах: нет ни одной значимой страны, в которой не работали бы обладатели диплома WU Executive Academy.
Еxecutive.ru: Какие навыки сегодня наиболее востребованы среди обладателей диплома MBA и почему?
Б.Ш.: На мой взгляд, это по-прежнему те навыкам, которые будут востребованными в долгосрочной перспективе: в сфере финансов, маркетинга, продаж. Мы наблюдаем стабильный интерес к нашей программе для предпринимателей и к управлению персоналом, собираемся предложить программу MBA по бизнес-аналитике.
Но лично я убеждена, что на данный момент главное, что нужно выпускнику MBA, - это навыки управления коллективом и широкий взгляд на мир. Любая сильная программа для управленцев готовит слушателей к работе в глобальной среде, будь то Россия, Китай, Индия, США и так далее, расширяя горизонты зрения и позволяя легко подхватить любой новый тренд.
Если рассматривать MBA как долгосрочную инвестицию, усваивать надо такие концепты, которые не потеряют свою актуальность на протяжении многих лет. Несомненно, некие новые тренды в деловом образовании появляются, но стабильность, на мой взгляд, перевешивает.
Еxecutive.ru: Как декан вы относите себя к консерваторам или инноваторам?
Б.Ш.: Надо ориентироваться на то, что доказало свою эффективность в прошлом и имеет потенциал для того, чтобы остаться актуальным в будущем. Так что я, возможно, несколько консервативна в том смысле, что ориентируюсь в первую очередь на прошлое и ищу в нем стабильности для завтрашнего дня.
Работая в сфере делового образования, надо, с одной стороны, быть инноватором по определению, идти в авангарде науки, иметь тягу к постоянному развитию уже на уровне своего ДНК. С другой стороны, надо уметь сохранять лучшее и самое ценное из прошлого. Например, в нашей школе мы дорожим традицией сохранения тесного контакта с выпускниками после того, как они получили диплом: это можно считать проявлением здорового консерватизма. Мы приглашаем их принять участие в лекциях и семинарах, мы поддерживаем их на всем протяжении развития их карьеры. А инноваторство проявляется в том, что мы исповедуем концепцию непрерывного образования. Мы убеждены, что учеба не заканчивается в день получения диплома. Освоение новых знаний должно происходить на протяжении всей жизни, и у большинства людей есть к этому естественная потребность.
Партнерский материал
Фото: WU Executive Academy