Как вести бизнес в эпоху Brexit и Трампа? Взгляд из Франции

Brexit и победа Дональда Трампа на выборах в США пошатнули уверенность в светлом будущем Евросоюза. Что нас ждет завтра и как будет развиваться европейский бизнес? Руководитель программы MBA La Rochelle Business School Паскаль Капеллари в интервью Executive.ru рассказал о главных экономических рисках, новой геополитической роли Евросоюза, перспективах африканского бизнеса и профессиях будущего.

Executive.ru: Как вы оцениваете волатильность в мировой экономике: считаете ли вы, что волатильность нарастает, или это оптический обман?

Паскаль Капеллари: Экономика находится в этом нестабильном состоянии уже достаточно давно. В нашей бизнес-школе мы обращаем внимание на эту проблему уже много лет, пожалуй, со времен экономического кризиса 2008 года. Наши студенты прекрасно понимают ситуацию, благодаря курсам, посвященным международным геостратегическим проблемам. Мы осознаем, что наша задача — подготовить студентов к встрече с этой нестабильностью. И я считаю, что эта геополитическая и экономическая нестабильность является источником многих возможностей для студентов, поскольку мир реорганизуется.

Раньше эта нестабильность была в балансе между севером и югом, а теперь она заключается в балансе двух больших полюсов — Америки и Азии, включая Россию. А между ними находится Ближний Восток, который на самом-то деле и является источником нестабильности между этими двумя большими полюсами. Так что, можно сказать, что мы вернулись во времена холодной войны. Поэтому мы поменяли наш взгляд на мир и на то, каким образом мы преподаем геополитику и геостратегию. Сегодня, как и во времена холодной войны, Евросоюз находится между этими полюсами и пока что не может осознать отведенную ему роль. Но мы должны найти свое место, ведь это прекрасная возможность для Евросоюза сыграть свою роль на экономической и геостратегической сцене.

Все меняется, и сейчас экономическая ситуация сильно отличается от той, что была в 2000 году. Сегодня, в век цифровой экономики, когда интернет играет решающую роль в геополитических вопросах, мы подготавливаем наших студентов ко встрече как с экономическими вызовами современности, так и с геополитическими вопросами, которые сегодня остро стоят в Европе. Сегодня, впервые за 70 лет, Евросоюз играет новую роль. В течение предыдущих 70 лет мы находились в мире с нашими соседями, а сейчас, когда Евросоюз столкнулся с внутренними проблемами, например, с огромным количеством экстремальных политических партий, он разочаровал множество своих граждан. И нам нужно работать с этим разочарованием и готовить наших студентов к новым ситуациям, к тому, чтобы находить новые решения в совместной жизни в Евросоюзе, а также в сотрудничестве с нашими соседями и экономическими партнерами, такими как Россия и Америка.

Executive.ru: Какие риски стоят перед европейским бизнесом сегодня, в 2017 году? Можно ли перечислить важнейшие из них? Brexit входит в этот список? А избрание Дональда Трампа президентом США?

П.К.: Первоначальная задача для Европы — поддерживать торговые отношения на должном уровне и развивать дружеские коммерческие отношения, например, с Англией, Грецией и Восточной Европой. Это первый пункт — поддерживать безопасные коммерческие отношения. Ведь из-за Brexit многие страны терзают сомнения. Во-вторых, в некоторых странах люди разочарованы ролью Евросоюза в регламентировании отношений. Поэтому граждане некоторых стран, таких как Франция, Австрия или Греция возвращаются к национализму. И это может быть опасно для бизнеса. Это политическая сторона проблемы. Евросоюз разочаровал многих чрезмерным количеством регламентов, которые граждане европейских стран ставят под сомнение. Они боятся. А страх — это первый враг бизнеса! Страх того, что Евросоюз больше не является ответом на вопросы безопасности или благосостояния, а ведь со времен Второй мировой войны европейские страны находятся в мире, поскольку они работают вместе. Поэтому с политической точки зрения мы должны быть очень аккуратными и больше не разочаровывать наших граждан.

Executive.ru: А если отойти от политики, существуют ли какие-нибудь актуальные, чисто экономические риски, к которым нужно быть готовыми сегодня?

П.К.: Да, экономические риски кроются в мировой торговле. Например, в отношениях с Соединенными Штатами из-за политики Дональда Трампа, страха остальных и протекционизма Америки. Это главный экономический риск для Евросоюза. Второй экономический вопрос — это наша валюта, евро. Мы должны поддерживать ее курс и не прекращать экспортировать наши товары, а в наши нестабильные времена, экспорт – дело рискованное.

Executive.ru: Находят ли риски, о которых мы говорили в ответах на первые три вопроса, отражение в мотивации ваших абитуриентов? Слышите ли вы на собеседованиях, видите ли в эссе отражение тех проблем, с которыми сталкивается бизнес, в том числе европейский?

П.К.: Это парадоксально, но я не вижу у наших студентов особого непреодолимого желания изменить мир и сыграть важную роль во вселенной будущего. Конечно, они хотят что-то поменять, они свято верят в мировую торговлю, они привыкли работать и общаться по Skype со всем остальным миром, у них есть опыт работы за рубежом. Я уверен в наших студентах, поскольку они все еще верят в мировую торговлю.

Стажировка за рубежом сейчас у всех на устах, они хотят работать в самых разных уголках нашей планеты. Чего-то боятся только старые политические партии, а молодые студенты хотят строить бизнес во всем мире. Быть может, вы видели последнюю рекламу Airbnb? Независимо от вероисповедания или цвета кожи молодые люди привыкли путешествовать по всему миру уже с 20-летнего возраста. В их сознании нет границ. Они очень уверенны в себе. А я очень уверен в своих студентах, в их способности снова изменить мир.

Executive.ru: Какие компетенции требуются топ-менеджеру в этом контексте? Должен ли менеджер в условиях волатильности быть более многозадачным, более креативным, более технологичным, чем вчера? Должен ли он еще больше развивать в себе лидерские качества?

П.К.: Конечно же, всем обязательно нужно на зубок знать основы бизнеса, такие как финансы и маркетинг. Но, кроме того, сегодня профессионал должен обладать так называемыми «мягкими» навыками, такими ноу-хау, как эмоциональный интеллект. Он должны обладать эмпатией и быть хорошим слушателем, чтобы избежать страха в отношениях с партнерами. Так что помимо знания основ бизнеса, сегодня важно быть и хорошим психологом, а также обладать очень четким пониманием геополитических проблем, прекрасно понимать культуру других стран и разбираться в религиях, чтобы действительно понимать людей и не мыслить шаблонами. Это я говорю всем моим студентам.

Executive.ru: Каким образом ваша бизнес-школа реагируют на динамику этих рисков: как изменяется учебный контент в связи с тем, что условия для ведения бизнеса стали более рискованными? Можете ли вы привести примеры того, что учебный план школы – динамичный?

П.К.: В последние два года очень важное место в обучении занимает коллективный коучинг, мы учим людей работать в команде и пытаемся добиться того, чтобы эта команда работала. Людям очень сложно работать в команде, и это первое, чему мы должны их научить. Цель коллективного коучинга заключается в том, чтобы сделать студентов более открытыми, научить их слушать других людей и глубже понимать разные культуры. В нашей бизнес-школе учатся люди 70 разных национальностей, и они обязаны слушать друг-друга, воспринимать разные точки зрения. Помимо коллективного коучинга мы внедрили курсы геополитики и истории религий, чтобы подготовить студентов к вызовам современного мира. За последние два года мы изменили 30% учебного контента.

Executive.ru: Как меняется поток абитуриентов в школе? Есть ли у вас студенты из стран, не входящих в ЕС?

П.К.: С давних пор у нас учатся студенты из Китая, и их количество не уменьшается. Не так давно к нам стали поступать студенты из России и Восточной Европы, все больше становится студентов и из США. Это говорит о том, что американские студенты стали просыпаться, они хотят путешествовать, они хотят быть открытыми этому миру. И, конечно, все больше и больше студентов приезжает к нам из Африки. Ведь именно этот континент будет на подъеме в ближайшие десять лет. В Африке открываются новые бизнес-возможности. Новые проблемы, равно как и новые решения, придут к нам из Африки.

Executive.ru: Как складывается судьба выпускников вашей школы: в каких странах и в каких компаниях они работают?

П.К.: 25% наших студентов живут за рубежом, не во Франции. Примерно треть из них работает в производственных компаниях, треть – в финансовой сфере, в логистике, сфере туризма и гостеприимства, в сфере luxury и в других, и еще треть в новом бизнесе, например, в сфере digital. За последние пять лет появилось много новых рабочих мест в цифровом бизнесе, профессий, которых раньше не существовало. И сейчас мы создаем новые программы, чтобы подготовить студентов для работы в этой сфере.

Executive.ru: Вы стараетесь каким-либо образом предвидеть грядущие перемены?

П.К.: Мы пытаемся предвидеть будущее, чтобы подготовить наших студентов к новым вакансиям, и это довольно сложно, ведь через 5 лет на рынке появится 50% новых специализаций. Мы пытаемся подготовить наших студентов к работе в условиях неопределенности. И это важная часть нашей деятельности.


Анна Щербатюк, выпускница программы MBA La Rochelle Business School:

«После нескольких лет работы в сфере туризма в Украине я хотела углубить знания по специальности и усовершенствовать французский и английский. Так я выбрала программу MBA.

Благодаря La Rochelle Business School я открыла для себя мир и много возможностей! Мои ожидания от учебы на программе MBA оправдались на все 100%, за 2 года я узнала больше, чем за 5 лет предыдущей учебы. Я проходила стажировки в Лондоне и на Бали. Дипломную работу писала по развитию эко-туризма на Бали.

После окончания учебы я нашла работу в Париже в компании-туроператоре. Сегодня Ля Рошель – это один из самых любимых моих городов!»


Узнайте больше о бизнес образовании во Франции – оставьте заявку в форме, расположенной ниже, и представитель школы свяжется с вами в ближайшее время.

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Ирина Иванова
Ирина Иванова Ирина Иванова Аналитик, Москва

очень интересный материал

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.