У лектора есть только 8 секунд, чтобы захватить внимание слушателей. За это внимание он конкурирует с десятками других раздражителей: оповещениями в смартфоне, соцсетями, интересными собеседниками — факторов много. Если спикер проиграет эту конкуренцию, цель обучения не будет достигнута.
Если знать, как устроено внимание, можно им успешно управлять: выбирать лучшее содержание курса, грамотно структурировать информацию, определять оптимальный формат обучения.
Разберем основные характеристики внимания:
- Концентрация
- Устойчивость
- Отвлеченность
1. Концентрация
Концентрация внимания — это удержание информации о каком-либо объекте в оперативной памяти. Такое удержание предполагает выделение объекта в качестве понятия из общего представления о мире.
Для иллюстрации этого понятия можно посмотреть, например, на фото с цветами – обычно часть в фокусе, а часть нет. Так же, как объектив фотоаппарата, сделавшего такой снимок, работает и наше внимание. Его фокус ограничен числом объектов или действий, которые нужно с этими объектами произвести.
Физиологи считают, что число объектов, которые мы можем держать в фокусе внимания – от четырех до шести. Но у лектора нет и этой роскоши. Слушатели отвлекаются на телефон, на мысли о работе, на личные проблемы. Поэтому 1-2 слота внимания – это все, на что может рассчитывать преподаватель.
Как уложить информацию в доступный объем внимания слушателя:
- Давайте информацию последовательно. Если в учебном материале есть новые понятия, начинайте объяснение с самого простого.
- Группируйте информацию и объясняйте, по какому принципу вы ее объединили. На обработку разрозненной информации нужен гораздо больший объем внимания. Например, запомнить последовательность букв «у о ч б и н е е» сложно, а «о б у ч е н и е» – легко.
- Одна единица информации – одно действие с ней. Если нужно сделать больше, внимание разделяется и качественно не задействуется ни в одной из задач. Так, необходимость запомнить не только последовательность букв, но еще и их цвета – задача повышенной сложности.
- Выстраивайте систему. У слушателя должна возникнуть полная картина нового знания. Например, этой цели может служить оглавление курса. По нему удобно сориентироваться, что изучено, что еще предстоит узнать и что в итоге получится.
- Расставляйте акценты. Для обучаемого, который слушает курс впервые, вся информация выглядит равнозначной. Не стесняйтесь указать – вот это важно, вот это надо запомнить.
- Не перегружайте контент. Желание включить побольше информации приведет к тому, что не усвоится ничего.
2. Устойчивость внимания
Еще одно свойство внимания – это устойчивость. То есть способность длительно концентрироваться на определенных объектах окружающей действительности.
Длительно – это сколько? Фильм можно смотреть два и даже три часа без перерыва, не теряя концентрации внимания. А в ходе лекции, особенно на иностранном языке, устойчивость внимания снижается уже через 20-30 минут. В фильме заложены сюжетные повороты и спецэффекты, лекция же требует однообразной нагрузки, которая перегружает мозг.
Таким образом, однообразие – главный враг устойчивости внимания. Если у человека есть возможность взаимодействовать с объектом наблюдения, раскрывать в нем новые стороны и связи – устойчивость внимания повышается.
Как управлять устойчивостью внимания при обучении:
- Чередуйте активности разного типа: изложение материала, вопросы аудитории, небольшое задание. Важно давать обучаемым возможность что-то делать с объектом изучения, рассматривать его с разных сторон.
- Предлагайте рассуждать, как применить полученную информацию на работе и в жизни, как новые знания связаны с уже усвоенными. Это полезно еще и потому, что материал в отрыве от известной слушателю теории и практики быстро забывается.
- Делайте передышки. Человек не может долго работать на полных оборотах, нужно чередовать периоды действия с бездействием.
3. Отвлеченность
Отвлеченность – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой, которое возникает при действии посторонних раздражителей.
Отвлеченность может быть трех типов.
- Первый – обычный режим работы мозга, при котором он делает мелкие отвлечения каждые 1-2 секунды, чтобы не перегреваться. При этом негативного влияния на восприятие информации нет, так как человек не успевает отвлечься от основного процесса.
- Второй тип – это непроизвольная реакция на какой-то внешний объект. Например, если в ходе лекции за окном проехала пожарная машина – и аудитория отвлеклась на громкие звуки. Это более длительное переключение внимания, из-за чего слушатель выпадает из основного процесса. Кто-то быстро вернется к деятельности, а чье-то внимание увлекут мысли о громких звуках, о том, куда ехала пожарная машина.
- Отвлечение третьего вида – переключение, сознательное завершение одной деятельности и переход на другую.
Как управлять отвлекаемостью слушателей:
- Объясняйте, что даст прохождение курса – это первое, что важно в обучении взрослых. Вовлеченного человека, который понимает, зачем тратит время, сложнее отвлечь. Кстати, вначале мы говорили, что внимание взрослого человека можно захватить в течение первых 8 секунд. Именно в эти 8 секунд нужно говорить про важность: «Этот курс тебе нужен, потому что…»
- Давайте информацию в разных форматах. Отвлекаемость усиливается из-за однообразной деятельности, поэтому добавляйте в учебный материал иллюстрации, инфографику, видео. Но использовать активности нужно вдумчиво. Картинка на слайде нужна только если этот прием работает на задачи обучения.
- Переключайте внимание слушателя сознательно, чтобы подвести черту под частью курса, перевести внимание на новую информацию или дать время для отдыха.
- Выстраивайте результат совместно с обучаемыми, чтобы вовлекать их в процесс. Схема ниже визуализирует все сказанное в статье, но размещенная вначале она была бы мало понятна читателю. Сейчас же она создает полную картину. Но не только автор последовательно рассказывает о каждом из разделов, читатель тоже проходит их шаг за шагом.
Вывод
Итак, если лектор не сможет завладеть и удержать внимание слушателя, даже самый лучший курс не достигнет своей цели. Современному преподавателю приходится действовать в режиме дефицита времени, конкурируя с огромным числом отвлекающих факторов. Поэтому при планировании и проведении обучения важно учитывать главные особенности внимания:
- Помнить, что объем внимания слушателя ограничен, и использовать его нужно продуктивно: учитывать, сколько информации, какой сложности может освоить обучаемый и как будет ею оперировать.
- Человек способен воспринимать однообразную информацию не дольше 20-30 минут. Используйте разные форматы и позволяйте аудитории взаимодействовать с предметом изучения, чтобы управлять устойчивостью внимания.
- Обучаемый легко отвлекается от курса на любые внешние раздражители, если устал и не видит смысла учиться. Осознание важности – главный аспект успешности обучения взрослых.
Управлять концентрацией, фокусом и вниманием взрослой аудитории – непросто, но очень важно, если вы хотите обучить людей чему-либо. Делать максимально вовлекающий контент и эффективно обучать людей можно научиться в Академии iSpring.
За три месяца вы освоите профессию разработчика онлайн-курсов станете сертифицированным пользователем iSpring Suite — самого популярного инструмента для разработки курсов. Вы пройдете путь от написания сценария до запуска курса. Освоите педагогический дизайн, сторителлинг и геймдизайн.
В этом вам помогут преподаватели и наставники Академии iSpring – опытные эксперты, запустившие онлайн-обучение в Яндекс, Skyeng, Ozon и других компаниях.
Уже более 700 выпускников Академии iSpring разрабатывают курсы внутри компаний и на фрилансе. Узнать больше
Партнерский материал
Читайте также:
Прекрасная статья! Как любил говорить известный острослов принц Филипп, герцог Эдинбургский – "Ум не может поглотить то, что не может вынести зад".)
Четко, умно, красиво и стиль замечательный.