Летом 2016 года у нас с женой возник спор о месте летнего отпуска. К тому времени в копилке «Отпуск-2016» находилось 120 тыс. рублей. На двухнедельное лежание на шезлонгах этого было достаточно, но дело в том, что пассивный туризм нас не привлекает. Карта наших желаний выглядела следующим образом:
- Продолжительность отпуска более 21 дня.
- Бюджет на двоих до 120 тыс. рублей.
- Максимально подвижный отдых.
За эталон мы взяли свой отпуск в 2013-2014 годах, который сочетал авиаперелет в другую страну, аренду автомобиля и маршрут длиной 2000-3000 км. Но тогда нам помогал еще не девальвированный рубль (45 рублей/евро) и покупка авиабилета за мили. В этот раз никаких бонусов не было.
Варианты
На отечественных курортах, где я бывал много раз, цены и уровень сервиса не располагали к повторению. Тем не менее ограниченный бюджет делал этот вариант одним из приоритетных. Маршрут «Кисловодск – Геленджик – Сочи» позволял совместить горы и море.
Было ясно, что расходы на авиаперелет, аренду авто и проживание за границами России более 21 дня превысят допустимый бюджет. Поэтому полететь в Европу не представлялось возможным. Но ключевым словом оказалось «полететь». Что, если его заменить на «поехать»?
При исследовании вопроса я выяснил, что ближайшее теплое море за пределами России – в Хорватии. Изучив природу и достопримечательности, я остановился на городе Задар как основном месте отдыха, проложив маршрут до него и обратно: «Москва – Брест – Кошице (Словакия) – Будапешт (Венгрия) – Загреб, Задар (Хорватия) – Любляна (Словения) – Вена (Австрия) – Брест – Москва».
Общая характеристика вариантов
Параметры |
Вариант «Геленджик» (при курсе 75 руб. за евро) |
Вариант «Задар» (при курсе 75 руб. за евро) |
Расстояние «туда-обратно», км | 4200 | 5500 |
Маршрут | Москва – Кисловодск – Геленджик – Сочи | Москва – Брест - Кощице – Будапешт – Загреб – Задар – Любляна – Вена - Москва |
Планируемые дорожные расходы | 28500 руб. (380 евро) | 45000 руб. (600 евро) |
Стоимость 10 ночей в гостинце Геленджика или Задара | 25000 (333 евро) | 35625 рублей (475 евро) |
Затраты на визы, медицинскую и автомобильную страховку | Нет |
17600 рублей (235 евро) |
Прямые расходы на транспорт, визы и гостиницу |
53500 рублей (713 евро) |
98225 рублей (1310 евро) |
Чтобы сэкономить на зарубежном варианте, в пути было решено ночевать в автомобиле и в самых дешевых отелях по пути. Под самыми дешевыми понимаются отели с рейтингом на booking выше 8 баллов при сортировке по увеличению цены. В целом это хорошие частные отели, расположенные за пределами центра города. При наличии автомобиля это не является даже дискомфортом... Итак, перейдем к SWOT-анализу вариантов. В каждом из них курсивом выделены особо значимые для меня факторы
Вариант «Геленджик»
Сильные стороны
|
Слабые стороны
|
Возможности
|
Риски
|
Вариант «Задар»
Сильные стороны
|
Слабые стороны
|
Возможности
|
Риски
|
После SWOT-анализа я пришел к выводу, что вариант путешествия «Задар» мне более привлекателен, но содержит больше рисков. Однако подобное описание рисков и поиск путей, которые позволяют их снизить, помогли успокоить себя и близких. Наиболее существенные риски – это серьезная поломка автомобиля и необходимость врачебной помощи. Я предоположил, что обе этих беды могут случиться как в России, так и за рубежом с одинаковой вероятностью и затратами. Но если нельзя выбрать вариант «невоспаление аппендицита», в случае воспаления аппендицита, мне кажется, я бы выбрал европейскую клинику. Порассуждав таким образом, я составил карту рисков и проанализировал ее, чтобы выбрать окончательное решение.
Карта рисков
Риск |
Вероятность риска |
Влияние риска (по времени и затратам) |
Способ минимизации риска |
Дорогостоящая эвакуация собственного автомобиля в случае ДТП или поломки (до 2500 км) | Низкая | Высокое, Высокое | Снять с автомобиля номер и продать обломки в случае превышения затрат по эвакуации стоимости ремонта. Законсервировать автомобиль и приехать повторно из России или Белоруссии со своим тягачем (другим легковым авто или эвакуатором) Заразервировать неприкосновенный запас денег на два авиабилета до Москвы. |
Трудности в общения с автомастером в случае поломки автомобиля | Низкая | Среднее, Среднее | Изучать русскоязычные автосервисы в интернете перед и во время поездки. |
Неравномерная трата бюджета из-за разницы в курсах валют | Высокая | Низкое, Среднее | Разложить исходную сумму в евро по отдельным конвертам: на бензин, на платные дороги, на отель Hanna, на второй и третий отели. |
Дорогостоящее лечение или отказ страховщика платить по страховому случаю | Низкая | Низкое, Высокое | Выбрать страховую компанию с высокой репутацией с максимальным покрытием услуг. |
Юридический риск в случае ДТП (трудно будет доказать невиновность) | Низкая | Среднее, Среднее | Выдержка и максимальное изучение деталей, в том числе иностранных слов, которые понадобятся в разговоре с автоинспектором. |
Дорожные штрафы | Средняя | Низкое, Среднее | Наличие конверта с резервом на дополнительные расходы. |
Снизить риски до минимума позволила покупка дорогих медицинских страховок (4800 рублей за двоих, хотя были доступны и за 2000 рублей), создание неприкосновенного денежного запаса и детальный техосмотра перед поездкой. Но, к нашему счастью, риски не сработали.
Принятие решений
Я принимал решение в течение недели, ежедневно делая отметку по поводу каждого пункта, чтобы исключить влияние настроения:
Почему я выбрал такой усложненный подход? Можно было бы сразу выбрать место для отдыха. Но поспешность, когда выбор делается, например, под впечатлением от фотографий красивых пейзажей, повышает вероятность ошибки. Инфантильность в решениях губительна. Особенно важно не допустить преждевременных действий, управляя компанией. Сложные решения требуют детальной проработки, в том числе с группой лиц (советом директоров). Запускать новую систему 1С:ERP или закупать новое оборудование? Проводить реинжиниринг или оптимизацию бизнес-процессов в организации? Запускать новый сайт организации или продолжить работать на старом? Все эти вопросы требует тщательной проработки.
Вывод
Мой пример не столь масштабный, но на нем я демонстрирую рабочий подход к принятию решения. В целом он выглядит следующим образом:
- Получить технические требования.
- Изучить доступные варианты.
- Описать риски и возможности на них повлиять.
- Принять решение без учета сезонных колебаний и настроений.
Действуйте! Отдыхайте!
P.S.: Однозначно во время отпуска были трудности и внештатные ситуации, но именно выход из зоны комфорта дает самые яркие эмоции, которые запоминаются на всю жизнь. Встречаясь друзьям, я рассказываю им о польских спасателях, чешских гаишниках, стоимости посещения Плитвицких озер и том, как должна выглядеть настоящая ветчина.
Фото автора
Читайте также:
"- Господи, как скучно мы живем! В нас пропал дух авантюризма! Мы перестали лазить в окна к любимым женщинам… Мы перестали делать большие хорошие глупости…"
Нет Сергей, этот подход не для меня))). Но он имеет право на существование.
Интересно! Но вот карта рисков совершенно беззубая: низкая/высокая вероятность . Сейчас рекомендуют по другому оценивать риски: на них можно влиять и, соответственно, лучше выражать в цифровом виде.
Не очень, правда, понятно, а как вы приняли решение? Нос, палец, потолок?
А это правда, что по-хорватски "Здравствуйте!"
And it is true that in Croatian "hello" - will sound like "ДБРЫйДень!" ?
А "доСвиданья" - "Дбрывечер"?
Даааа...столько времени на рассуждения о том, чтобы потратить 120 т.р....складывается впечатление о том, что сообщество испортилось!
"Что немцу хорошо, то русскому смерть" пробурчал белорус...
Автор показал наше будущее, и как бы нам это "прекрасное далёко" не нравилось, "неонемчаем" - кепска будзе усiм....
неееет! я так "не играю" Полностью согласна с первым оратором