Доля россиян, самостоятельно организующих своих туристические поездки за границу, пока невелика. По разным оценкам она составляет 10-13% от объема турпотока. Несмотря на то, что рынок самостоятельных путешествий растет, появляется больше систем бронирования отелей и билетов, они больше конкурируют между собой, чем с продавцами пакетных туров. Приверженцев организованного выездного туризма среди россиян все же существенно больше. Впрочем, недооценивать перспективы роста сегмента самостоятельных путешествий не стоит. Для того чтобы остаться на плаву, многим российским туркомпаниям придется не только наращивать продажи в офлайне, но и предлагать джентльменский набор «дикаря»: брони отелей, авиабилеты и экскурсионные программы. Проигравшим придется уйти.
«Дикари» и джентльмены
Рынок онлайн-покупок туруслуг вырос в 2013 году на 33% по сравнению с 2012 годом. По статистике онлайн-трэвел агентства Biletix, общий объем туристического сегмента сетевой торговли составил в 2013 году $8,3 млрд. Из них 57% пришлись на продажу авиабилетов, 29% – на продажу отелей, 10% – на железнодорожные билеты и лишь 4% – на онлайн-продажу готовых турпакетов. Казалось бы, агрессивный сегмент самостоятельного туризма имеет невероятные перспективы в России. Однако все не так просто. Как выяснилось, самостоятельный туризм, это не только хлопотно, но и дорого.
Под самостоятельными туристами принято понимать тех, кто составляет маршрут своего путешествия, сам бронирует проживание в отелях, перелеты, трансферы или автомобиль, а также оформляет визы и медицинскую страховку. «Существует мнение, что самостоятельными туристами становятся из-за желания сэкономить. Это не совсем верно. Большинство россиян, которые сами организуют свои туристические поездки, делают это из-за отсутствия или малого количества пакетных предложений по непопулярным у массового туриста странам», – говорит Андрей Бородин, основатель и генеральный директор сервиса OnlineTur.ru. Стоит также учитывать, что раздельное бронирование всех сегментов будущего путешествия по популярным направлениям, по подсчетам эксперта, обходится в среднем на 30% дороже. При этом в цене, по которой делают бронирования «самотуристы», заложена комиссия для систем бронирования, не меньшая чем та, что заложена для турагентств в стоимость пакетных туров. В данном случае экономия – это вовсе не про самостоятельные путешествия.
По словам Бородина, рост самостоятельного туризма обусловлен, прежде всего, тем, что наши туристы стремятся покорять все новые и новые направления. Если же речь идет об отдыхе в популярных странах, таких как Турция, Египет, Тайланд, то в эти страны выгоднее покупать пакетные туры. Так делает большинство российских «организованных туристов» – прежде всего, семьи с детьми, приверженцы системы «все включено», люди, желающие сэкономить свое время на бронировании отдельных услуг и получить за свои деньги полный сервис и сэкономить.
По мнению Бородина, сильнее всех «пострадали» операторы внутреннего туризма – ведь россиянину забронировать отель на Родине не так сложно и турпакет ему не нужен. На выездном рынке конкуренцию со стороны самостоятельных туристов ощутили только нишевые туроператоры - работающие по таким странам как Франция, Италия, Англия, Португалия. В меньшей степени - Испания и Греция.
Карта предпочтений
Выводы, сделанные Андреем Бородиным, подтверждают на практике другие участники туристического рынка. Так, Александра Вяль, владелица турбюро «Барселонер», решила помочь нашим соотечественникам сэкономить еще на этапе планирования путешествия. Она придумала и создала на практике интересный инструмент для тестирования предположительной стоимости будущей поездки.
«Мы составили специальную карту, выделив разными цветами на ней наиболее популярные туристические направления, в которые российским путешественникам дешевле отправиться самостоятельно или с помощью тура. Все очень просто и наглядно», – утверждает Вяль. По ее словам, коллектив разработчиков выделил шесть типов стран для потенциальных путешественников.
Источник: Barceloner.com
К странам первого типа, куда ехать самостоятельно намного дешевле, чем по путевке, можно отнести Камбоджу, Китай, Сингапур, Германию, Люксембург, Ирландию и Швейцарию. Разница между стоимостью турпутевки или оплаченными билетами и отелем может составлять здесь от 45% (Камбоджа, Сингапур) до 70% (Китай, Швейцария, Ирландия).
Поездка в страны второго типа: Италию, Литву, Словакию, Таиланд, Филиппины по путевке выйдет дороже примерно на 10-20%,чем дикарем.
Стоимость поездки в Финляндию, Черногорию, Чехию, Мальдивы или Израиль одинакова, как для самотуриста, так и для «пакетника».
В Турцию, Хорватию, Латвию, ОАЭ стоит купить тур, он будет на 15-25% дешевле самостоятельной поездки.
Значительно выгоднее ехать в составе тургруппы в Малайзию, экономия составляет 65% , в Грецию - 60% , Швецию и Тунис - 30%.
А вот в Боснию и Герцеговину, Непал или Сербию проще ехать самостоятельно, потому что таких туров у обычных туроператоров нет.
«Особняком находится Испания. По нашим подсчетам, отправившись в путешествие самостоятельно, вы сэкономите 10-20% средств. Несмотря на то, что это направление очень популярно среди туроператоров (вы без труда можете найти десятки туров разной длительности на любой кошелек)», – говорит Александра Вяль.
Дань традициям
По словам Ирины Тюриной, пресс-секретаря Российского союза туриндустрии (РСТ), хотя банкротства туроператоров подстегнули интерес широкой публики к самостоятельной организации путешествий – многим кажется, что это надежнее и дешевле. Однако это не всегда так. «Путешествовать самостоятельно или через турагентство – это личное дело каждого. Всегда будут люди, которые шьют себе сами, но это не мешает им покупать готовую одежду. Все умеют готовить, но при этом охотно посещают рестораны», – считает Ирина Тюрина и приводит сразу несколько аргументов в пользу традиционных туров.
По словам Тюриной, далеко не на все курорты летают регулярные рейсы, а купить билеты на чартер не так просто: их продают только по остаточному принципу, а останется или нет – вопрос. «Гостиница в системе бронирования – не факт, что дешевле. Потому что, как показывает опыт, многие, например, не замечают, что показана цена без завтрака. Или не обращают внимания на условия аннуляции брони, а они могут быть весьма суровы. Кроме того, картинка с изображением отеля в интернете может сильно отличаться от реальности», – продолжает представитель РСТ.
И самый важный аргумент, по мнению Тюриной, самостоятельный турист должен понимать, что он всю ответственность за организацию тура берет на себя, а случись что – он будет предоставлен сам себе. «В 2010 году после извержения вулкана Эйяфьятлайокудль, надолго прервавшего полеты над Европой, появилась обратная самостоятельному туризму тенденция, – резюмирует эксперт. – Самостоятельные туристы оказались один на один с форс-мажорной ситуацией, которую никто не мог заранее предусмотреть. Туристов, путешествующих по турпутевкам, опекали их агенты: предоставляли за свой счет номера в отелях, организовывали другие возможные способы передвижения и так далее. Данная тенденция усилилась, когда в августе 2012 года обанкротилась итальянская компания Wind Jet. Туристы осознали, что за самостоятельность приходится платить, и турпутевка в итоге оказывается дешевле». И вот это, по словам Тюриной, главная причина возникновения обратной тенденции: часть туристов, ушедших в самостоятельное плавание, возвращаются в турфирмы. Global Business Travel Association, опросив несколько тысяч бизнес-туристов со всего мира, констатирует: 35% респондентов возвращаются к традиционным схемам путешествий, потому что не знают, к кому обращаться за решением какой-либо непредвиденной проблемы в поездке.
Прыжок в сеть
«Традиционным турагентствам не стоит бояться роста онлайн-продаж. Как показывает мировой опыт, значительная часть потребителей останется верна традиционной схеме: покупке тура в офлайновом офисе. Еще какое-то время наш турист будет переходить в онлайн, но продажа турпакетов значительно замедлится из-за ментальных особенностей и других причин», - заявил Сергей Агафонов, генеральный директор управляющей компании «Сети магазинов горящих путевок», выступая на специальной секции крупнейшего российского туристического саммита - MITT, организованного при поддержке РСТ.
По словам Агафонова, даже на таком развитом рынке, как США, у сетевых продаж нет преимущества. Скорее здесь наблюдается устойчивое равенство: 50% продаж – в онлайне и 50% – в офлайне. Это самый большой показатель сетевых продаж в мире. При этом 80% американцев путешествуют по стране и всего 20% выезжают за рубеж. Языковых проблем во время поездок у подавляющего большинства из них не возникает.
«В Европе модель бизнеса другая. Доля онлайн-продажи к офлайну составляет всего 30% к 70%. Большая доля «реальных» продаж связана с тем, что придирчивый к сервису европейский турист, приезжая на отдых, хочет, чтобы представители принимающей стороны говорили с ним на одном языке», – рассказал Агафонов.
«Ментальность россиян толкает к тому, что им «надо поговорить». Им нужно внимание и общение. Люди неделями могут изучать предложения компаний на сайтах, но покупать тур они приходят чаще всего в обычный офис. То есть, используют интернет только для информационных целей. Такие клиенты – желанные гости для любой турфирмы. Они знают, что хотят и приходят в офис, чтобы сделать окончательный выбор и купить путевку», – говорит глава МГП.
По его мнению, России все-таки ближе европейский, чем американский вариант. Сейчас продажи турпакетов в Рунете составляют всего 5-7% от общего объема. В ближайшее время онлайн не победит, хотя с каждым годом доля интернет-бронирований будет расти.
Повод для общения
По словам Агафонова, сохранить клиентов агентствам позволит использование удобных онлайн-сервисов. «Если не ограничивать его только офлайном, клиент останется и будет лоялен. Даже если через сайт туроператора или агентства проходит мизерное число сделок, очень важно, что агент заявил эту услугу. Он находится в тренде, дает клиенту дополнительные возможности», – считает Агафонов. По его мнению, очень важно использовать возможности интернета на благо онлайн-бизнеса. В том числе, возможности новых медиа, социальных сетей, которые сами туристы с каждым годом используют все активнее для поиска информации и отзывов о поездках. Сегодня доля таких туристов достигла 70%.
«В своем развитии туристический рынок сегодня должен делать ставку на технологические преимущества, развитие сервисов онлайн-бронирования. Скорее всего, именно эти преимущества станут главным фактором достижения туристическими фирмами лидерских позиций в своей отрасли в ближайшие годы», – утверждает Бородин.
Самостоятельные путешествия | Пакетные туры |
Неограниченная география поездок | Лучшие цены на туры в популярные туристические страны |
Возможность создания собственных сложных маршрутов (посещение нескольких стран в рамках одной поездки, размещение в разных отелях, вылет не из страны прилета) | Отсутствие необходимости самостоятельного оформления виз, страховки, трансферов |
Возможны более выгодные, чем у туроператоров, цены по индивидуально разрабатываемым маршрутам | Поддержка со стороны туроператора, его ответственность за туриста |
Большой выбор нестандартых вариантов размещения - для больших компаний, исторические строения, кемпинги и так далее | Предельная простота бронирований для туриста |
Большой выбор онлайн сервисов для бронирования туруслуг | Помощь турагентства в организации поездки (консультации, подбор тура, прием и оформление документов) |
Сравнение по данным OnlineTur.ru
Фото: pixabay.com
Спасибо!
Ждем следующей статьи ''Как путешествовать интереснее''
Не всё так однозначно.
60% едут за рубеж для того, чтобы полежать на пляже и поесть. Им, безусловно, не хочется заморачиваться организацией поездки. Еще 20% хотят поездить по экскурсиям, но не знают языков, не умеют пользоваться интернетом, да и просто боятся - для них подходят пакетные туры. А остальные 20% - для них самостоятельные поездки не столько возможность сэкономить, а скорее возможность за разумные деньги провести свой отпуск так, как хочется им самим, а не гиду.
Отношусь к тем 20% (или 10%), которые хотят провести свой отпуск так, как самим интересно.
Когда ''плюнул'' вулкан в Исландии были в Португалии. Местные телеканалы показывалы апокалиптические картины того, как туристы штурмуют поезда и автобусы.
Сначала придумали какой бизнес мы сможем открыть по месту, если домой не попадем - ''Русскую кондитерскую'' - распределили обязанности, прикинули бизнес-план. Потом подумали о том, как будем оттуда выбираться, было аж 3 варинта - поробовать купить билеты на евростар до Мадрида, потом до Парижа, оттуда до Берлина и далее до Москвы; добраться до юга Испании; откуда наши дальнобойщики возят мебель а Россию (логистическая компания обеспечит :-) ); самый шикарный - купить новый Гольф за 10килоевров, прогнать его пять с хвостом тысяч километров до Бреста, заезжая по дороге к друзьям :-) (часть денег переведут друзья, другие в банке отследят платеж :-)
Никаких проблем с гостиницами не наблюдали, потому что мест свободных было очень много :-)
Гольф не купили, самолеты стали летать
Для всего этого турагенство нам совсем было не нужно :-)
Вот, Ирина. Разве вы получили бы столько же фана, будучи в группе?
Соглашусь с Алексеем. Туры и самостоятельные путешествия неправильно сравнивать по дороже/дешевле.
Когда смотрю на эти организованные экскурсии, мне все время жалко подопытных этих гидов.
Не знаю как зарубежом, но в России гиды еще и водят в ''прикормленные места''. То есть турист за свои же деньги получает более дорогие и ненужные покупки, и ненужные экскурсии.
Кстати. Часто вспоминаю случай в Кастории. Приехали мы к шубохранилищу. Заходим, а продавец спрашивает - а где же ваш автобус? Мы говорим - да мы сами, вон машина стоит. А, - отвечает, - тогда ценники делите сразу пополам, потом еще можем поторговаться.
В среднем по всему миру около 17% туристов путешествуют самостоятельно. Доля растет, но не стремительно. Я потому и написал 20%, что это, кажется, предел. Я думаю, Парето в данном случае ни при чём.
Примерно те же люди, которые ленятся думать и отлично зомбируются телевизором, они же в большинстве случаев являются кандидатами для турагентств (если они вообще раскачались на отпуск вне дома, а не перед ТВ или на завалинке в деревне). Есть, конечно, и исключения - зачастую уже не хватает сил на организацию своей поездки, и тогда, как баклажан, сдаёшься агентству - в Турцию, Египет и т.п. просто на пляже полежать.
Мне кажется, агентства по-прежнему будут чувствовать себя хорошо: 80% выезжающих - это отлично! Остальные 20% разберутся сами.