Бизнес с точки зрения Пятачка

Никита Бутомо

Бизнес по-русски неуспешен. Это просто моя мысль, не более. Следующая моя мысль, которая не претендует на истинность, это та, что неуспешность русского бизнеса происходит из неумения (или нежелания) находить каждому работающему его место.

Вот и все.

Возьмем пост генерального директора. Кто его занимает? Часто это основатель бизнеса. То, что помогало ему основывать компанию теперь, как он думает, помогает ему ее развивать.

Другая ситуация. Когда это – приглашенный специалист. У него хорошее резюме, его хвалят, поэтому мы его берем. Неважно, чем он занимался раньше. Неважно, где он работал. Бытует мнение, что менеджер – это как продажник – если хорошо продает это, то может продать и другое. То есть менеджмент – это как продажи. К этому есть дар. Или нет. Такой вот взгляд на менеджмент и на генерального директора.

Потом, это может быть чей-то ставленник. Чья-то пешка. Пешке доверяют и поэтому она, пешка, эффективна. Тоже интересно.

Что еще? А, давайте уже не про первое лицо! Давайте про остальных!

Производство. Эффективность производственника зависит от его опыта работы. И еще должны быть хорошие отношения со всеми. Потому что производство – это перманентный конфликт. И сносит крышу, но не всем. Не всем. Вот их и берем. Хорошо.

Продажи. Хороший «продажник» – это тот, который может продать маму родную, и вы еще будете его благодарить.

Маркетолог? О, эти изысканные лжецы! О, эти небожители! Думаю, хороший маркетолог – это такой маркетолог, который умеет из вас, из владельцев и генеральных, высосать максимум денег. Думаю, я прав.

Над чем я тут смеюсь?

А я смеюсь?

Нет!

Статья о том, какими качествами должен обладать сотрудник компании на каждом месте. Суть не в том, что это должно быть трудолюбие, или креативность. Моя мысль в том, что это качество – одно – работает в одном департаменте. А в другом – оно вредно. Моя мысль в том, что генеральными рождаются. И маркетологами – тоже. И производственниками. Важно лишь понять для себя, кто ты. И не играть чужую роль.

А оттого, что все играют не себя, и весь бедлам.

Я хочу вас научить? Нет, что вы! Все уже давно сказано. И научено. Давайте прочитаем отрывок из «Винни Пуха». Приведем сначала оригинал, как он есть, то есть, конечно, не весь, а только то место, которое может дать нам путеводную нить в наших поисках идеального генерального, идеального продажника и идеального маркетолога.

«There's Pooh,” he thought to himself. “Pooh hasn't much Brain, but he never comes to any harm. He does silly things and they turn out right. There's Owl. Owl hasn't exactly got Brain, but he Knows Things. He would know the Right Thing to Do when Surrounded by Water. There's Rabbit. He hasn't Learnt in Books, but he can always Think of a Clever Plan. There's Kanga. She isn't Clever, Kanga isn't, but she would be so anxious about Roo that she would do a Good Thing to Do without thinking about it. And then there's Eeyore And Eeyore is so miserable anyhow that he wouldn't mind about this. But I wonder what Christopher Robin would do?»

Это думает Пятачок, точнее, «Пиглет», так его назвал Милн.

Давайте переведем текст максимально близко к оригиналу, коряво по-русски, но зато точно по смыслу. Поясню ситуацию. Пятачок окружен водой, он сейчас утонет, и он размышляет о том, как справились бы с такой ситуацией его друзья: Пух, Кролик, Сова и т.д.

Не правда ли, ситуация потопа сильно смахивает на ситуацию в компании, причем перманентно? И вот, качества каждого могут проявиться, да еще так, как никто не ожидает. Итак, Пятачок рассуждает наедине с самим собой.

- Возьмем Пуха – сказал он (Пиглет) себе самому. Пух не очень-то умен, но он никогда не садится в лужу. Он делает глупые вещи, но почему-то всегда оказывается прав при этом!

Кто это? Кого в компании имеет в виду Милн? Никого? Уж явно не генерального! Глупые вещи генеральный не делает! То есть у нас, в России, делает. Но, по мысли Милна, не должен делать.

Кто же в компании их делает, и кто в итоге должен всегда оказаться правым? Ну, конечно же, продажники, отдел продаж! Во-первых, их никто не видит, когда они «в поле», в регионе. Поэтому их глупости из компании не видны и их некому схватить за руку, пока….пока…пока не окажется, что они правы! Во-вторых, они не могут оказаться не_правыми (я специ_ально написал раздельно), потому что если ты – продажник и ты – неправ, тогда ты – мертвый продажник. То есть – уволенный продажник. Поэтому, почти как саперы, продавцы не могут позволить себе быть неправыми. Сапер – один раз. Продажник – два. Ну, хорошо, три!

Соответственно, когда вы нанимаете в отдел продаж, по мысли Милна, вы должны брать, на первый взгляд, полных идиотов (как Пух!), но которые почему-то всегда правы! Вот, директора и менеджеры по персоналу, запишите в свои блокноты!

Но как узнать, что он – идиот и как узнать, что он будет прав? Второе распознать проще: дайте ему попробовать! Не таращитесь на его резюме, не звоните в компании, где он якобы работал. Он, может, нигде не работал. Но будет гениальным продавцом!

Что же касается идиотизма, то речь идет всего лишь о том, что продавец не должен производить впечатление солидного и уверенного в себе человека. Может, это вы так думаете, что должен. А мы с Милном считаем, что нет!

Уверенный, спокойный, уравновешенный, солидный человек может продать только алмазное колье в ювелирном магазине даме, у которой денег столько, что и так их девать некуда. Нет, продажник не должен быть таков! Ему должно быть, что терять! Он должен стать правым, доказать свою правоту своими действиями, успешными продажами. А солидный утверждает, что он – прав, не делая ничего, просто сидя на месте и глядя на вас. Это он вас гипнотизирует! Не верьте! «В поле» он не справится!

Поскакали дальше по тексту сказки.

«Возьмем Сову (на самом деле – Филина). Сов не то чтобы умный, но он знает разные вещи. Он может знать правильный способ, как выбраться, когда вокруг вода»

Ну, кто это? Кто знает кучу ненужных вещей? Ненужных настолько, что они не надобны никогда? Но, однако же, кто знает их так много, что на каждую ситуацию может – нет, не придумать, нет, не найти – вспомнить способ, как ситуацию разрешить?

Кто же это? Нет, это не продажник, этот уже был. Нет, это не производственник, там как раз все меняется каждую минуту, совсем как у Гераклита: нельзя войти в один и тот же цех дважды! Это будет уже другой цех! И нельзя, значит, знать вещь, которая может пригодиться. Ее приходится выдумывать.

Значит, это не производство.

Генеральный? «Книжный менеджер РАПИ»? Ну, и хорош такой генеральный! Говорите, знает кучу ненужных вещей? Да откуда? («Какие, змеиное молоко, «братья»? Мы и сами еле на ногах держимся!» Цитата). Генеральный – практик! Практик! Нет, не пойдет!

Маркетолог? Конечно, маркетолог! Он, родной! Он, придумщик! (а на самом деле просто книги умные читает и запоминает их все…)

Значит, маркетолог. Вот ты каков, северный олень! Не креативщик со съехавшей крышей, не разводила с Большой дороги. Нет. Просто интеллектуал. Проверьте, откуда. Семья, корни. Образование. Отметки. Тест на интеллект. Тест на скорость реакции. Тест на эрудицию. Так, свободен! А ты – останься!

Спасибо Милну! Вторая важная в компании позиция закрыта!

Ну, дальше? Сердце замирает!

«Вот Кролик. Он не читает книги, но он всегда думает об умном плане».

Заметьте, как точен Милн! Не «Знает», а «Думает о». Не генеральный, значит, а что-то другое.

Что?

Кто?

Разгадка проста. Кто не «Знает», а «Думает»? Тот, кто в процессе. Тот, кто не может «Знать», потому что это нельзя «Знать», об этом можно только «Думать». Что, значит, никогда не совершенно, всегда несовершенно, но совершенствуется, всегда в процессе, в состоянии alarmа, в неудовлетворенности – и это хорошо?

Вы догадались, догадался и я. Слишком много подсказок! Это – производство.

И вот, каков он, идеальный производственник. Он не будет говорить вам о достигнутом. Оно уже достигнуто. Он будет говорить вам о том, что он планирует. Что будет сегодня. Что будет завтра. Неостановимо. Всегда. В процессе. Цифры, цифры. Одни показатели, нет – теперь другие. Смены такие, теперь наоборот, сякие. И не предела совершенству. И его не будет. Никогда. И оно не надо.

Этот человек много молчит. Он не рисуется. Отбросьте резюме! Смотрите в глаза! Он не отведет взор!

И еще – вам должно быть немножко его страшно. Потому что вы тоже несовершенны. И в вас тоже есть что поправить. И если в вас родилось такое чувство страха от него – смело его берите!

Дальше текст сказки трудно точно перевести. Попробуем.

«Вот Кенга. Она не то, чтобы Голова, но она так заботится о своем Ру, что она делает правильные вещи, без думанья о них».

Наконец-то! Наконец-то он, генеральный! И вот его идеальный портрет! Не мудрец, не книжный червь! Не философ! Не идиот с хорошими связями (я никого не имею в виду!)

Просто человек, заботящийся о компании. Настолько, чтобы не быть неправым. Настолько, чтобы всегда оказываться на том месте, где и когда нужно. Заметьте разницу: не «быть на своем месте», а «быть на том месте, на котором в данную минуту нужно быть». В цеху – сегодня. Вы там бываете? Да? В регионах – завтра. Послезавтра – у себя дома. Заболел ребенок! И он – тоже его компания, ей, компании. Его здоровье тоже нужно! А завтра – опять в регионы. Или на рыбалку – подумать.

Но только – только! – интерес к компании не сыграть! Компанией надо жить!

Но где же он такой генеральный? И как его найти?

Вот, придет на собеседование и будет говорить, как ему нравится мысль работать у вас? Вы ему верите?

А, может, дать попробовать? Ну, да, он такого за неделю наворотит!

Так кто же?

Ну, конечно, специалист! Не по «менеджменту», а по ….чем вы там занимаетесь? По чему специалист? Ну, это просто! Как же он будет болеть за дело, искренне, если ничего в нем не смыслит? Ну, или почти ничего? Вот, то-то! Специалист.

Ну, а насчет заинтересованности, я спрашиваю про «боление за дело»? Про искреннее чувство к компании? А?

Ну, вот совет. А съездите к нему (к ней) домой! Да, можно и по приглашению! А можно и наскоком! А?

Собака привязана? Ну вот, креатива не будет!

Дети «уехали к бабушке»? Производство будет в загоне!

Везде идеальный порядок? – Задушит цифрами!

А, может, наоборот?

Не особо прибрано, зато душевно. Собака кидается на вас и лижет вас с головы до ног. Детей не унять – им интересно, кто пришел. И стол, конечно, и разговоры про компанию – но главное – внимание! – главное!

Вас выставляют за дверь! Детям пора спать! Уже поздно.

И вот, сидя в своей машине, вы принимаете судьбоносное решение: беру!

Как за детей, так будет стоять и за компанию. Это то, что вам надо.

…………………

Заканчивается наша статья, потому что выполнен и объяснен перевод. И это – не прикол. Это – серьезно.

Но там ведь еще одна строчка. Про ослика.

«И есть еще Иа. А Иа всегда настолько несчастен, что вообще не заметит, что вокруг вода».

Это про вас – если вы – владельцы компаний. И вас не надо набирать, вы уже набраны и думаете, «кой черт занес меня на эти галеры?» Не буду давать вам советы про вас. Совет же Милна – будьте счастливы. Его совет и для Иа и для вас тоже. Попытайтесь быть счастливыми. Это непросто на вашем месте. Как только перестанете быть в постоянном стрессе – сразу обрушатся беды. Понимаю. Знаю. Сам был. И все же…

Попытайтесь.

И совсем уж последняя строчка текста, чтобы уж завершить все по-взрослому.

«Но вот мне (Пятачку) интересно: а что бы Кристофер Робин сделал?».

Пятачок не знает. Не знает Милн. Никто не знает, кроме Кристофера Робина. Н его мнение, непросчитанное, очень важно. Потому что это – ключ ко всему. Потому что это – универсальное решение. И хотя мы знаем, что такого не существует, мы все же хотим, чтобы оно было. Хотят продажники и хочет производство. Хотят маркетологи, которые все знают. Хочет генеральный. Хотите и вы.

Но кто этот человек, у которого есть такое решение?

Этот человек – сказано ведь – «Кристофер Робин». Папа и мама в одном лице. Учитель и игрок в одном лице. То, для кого мы все здесь собрались. Нет, не так! Получается какой-то бог, что ли?

Нет. Все проще.

Это не тот, кто все знает. Ведь не сказано у Милна, что он «все знает», что у него есть решение? Не сказано! Сказано лишь, что вам интересно, что бы он предложил.

Это вам интересно, потому что вы не знаете, что это. И еще потому, что это он предложил. Это – что-то точно крутое! Это – просто здорово!

Кто же это?

Так просто: это тот, кто вам люб.

Ваш любимый.

Ваша любимая.

Мама.

Отец.

Учитель.

Они не расскажут вам, как быть. Достаточно, что вы придете к ним и положите голову им на колени.

И выход найдется.

А, может, черт с ним, с выходом? Гораздо важнее, что они у вас есть! И их не надо вам нанимать.

Это они «наняли» вас.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Директор по маркетингу, Нижний Новгород

Вот сказочников-то развелось!)))
Бизнес-планы тоже по сказкам пишете?)) /читать с юмором, но добрым :) /
Во всяком случае, эта мне нравится больше, чем про Яна и Йена и тех, которым лучше быть неправыми)).
По интерпретации сказки поспорила бы, но всерьез не получится)).

Директор по маркетингу, Нижний Новгород

Кстати, а сам Пятачок - он кто?)
Кто это такой умный, что от всех специалистов оторвался и сел в лужу?)))

И где сторонние консультанты?) Почему со всех сторон не бегают, предлагая решения?)))

Менеджер интернет-проекта, Москва

Никита, спасибо за материал!
Это супер.

Руководитель, Украина
Люблю читать опусы Никиты Бутомо, есть в них жизнерадостная позиция.
Наталья Черентаева пишет: Кстати, а сам Пятачок - он кто?)
Чтобы определить кто Пятачок, надо пересмотреть всех исполнителей и перераспределить роли. Попробую распределить роли исходя из собственного опыта, что не всегда встречал в жизни, но... как вариант. Возьмем Пуха, пишет Никита, – Пух не очень-то умен, но он никогда не садится в лужу. Он делает глупые вещи, но почему-то всегда оказывается прав при этом! Да он просто описал взгляд со стороны на Стива Джобса. Его глупые вещи - так это на обычный стандартный взгляд и главное, что он в конце концов оказывается прав. А кто был Джобс, правильно - ''генеральный директор''. Возьмем Сову – Сов не то чтобы умный, но он знает разные вещи. Он может знать правильный способ, как выбраться, когда вокруг вода. Наш ''Филин'' - это скорее главный инженер или технический директор, который ''... знает кучу ненужных вещей? Но, однако же, кто знает их так много, что на каждую ситуацию может – нет, не придумать, нет, не найти – вспомнить способ, как ситуацию разрешить?'' - дает оценку автор статьи. Теперь Кролик. Автор пишет - ''Он не читает книги, но он всегда думает об умном плане''. Кролик - ''Тот, кто не может «Знать», потому что это нельзя «Знать», об этом можно только «Думать»''. Все понятно, Кролик - это маркетолог. О Кенга. ''Она не то, чтобы Голова, но она так заботится о своем Ру (РУбле), что она делает правильные вещи, без думанья о них»''. Кенга имеет способность ''всегда оказываться на том месте, где и когда нужно. Заметьте разницу: не «быть на своем месте», а «быть на том месте, на котором в данную минуту нужно быть»''. Кто же Кенга? Да это просто идеальный коммерсант. Теперь об Иа. ''А Иа всегда настолько несчастен, что вообще не заметит, что вокруг вода»'' Нет, друзья, это не владельцы компаний, Это, скорее всего, член наблюдательного совета компании или специалист управляющей компании. И автор сам пишет, что ''И вас не надо набирать, вы уже набраны и думаете, «кой черт занес меня на эти галеры?»''. А теперь добрались и до Пятачка. Автор пишет - ''Пятачок окружен водой, он сейчас утонет, и он размышляет о том, как справились бы с такой ситуацией его друзья: Пух, Кролик, Сова и т.д.Не правда ли, ситуация потопа сильно смахивает на ситуацию в компании, причем перманентно? И вот, качества каждого могут проявиться, да еще так, как никто не ожидает. Итак, Пятачок рассуждает наедине с самим собой. Кто же еще может оказаться в такой ситуации и размышлять в одиночестве о проблемах и персонале, как не владелец компании. Вот он и определился - собственник, умеющий использовать окружающих его людей.
Наталья Черентаева пишет: И где сторонние консультанты?
Да это же Кристофера Робин. ''Потому что это – универсальное решение. И хотя мы знаем, что такого не существует, мы все же хотим, чтобы оно было.'' ''Но кто этот человек, у которого есть такое решение?'' И автор сам отвечает - ''Это не тот, кто все знает..., что у него есть решение? Не сказано! Сказано лишь, что вам интересно, что бы он предложил. Это вам интересно, потому что вы не знаете, что это. И еще потому, что это он предложил. Это – что-то точно крутое! Сказка ложь, да в ней намек...
Экономист, Москва

Все не так!!! Пятачок - это HR, а все остальные герои - его представление о них, которое отличается от реальности, как божий дар от яичницы... Именно в силу того, что его представления субъективны и не подкреплены тем знанием и умением, которое имеют они.

Заметьте, что первая характеристика коллег - малоумие или еще какой-то недостаток, вторая - умение почему-то добиться результата. А сами мы тонем...

Директор по маркетингу, Нижний Новгород
Сергей Бурых пишет: Теперь Кролик. Автор пишет - ''Он не читает книги, но он всегда думает об умном плане''. Кролик - ''Тот, кто не может «Знать», потому что это нельзя «Знать», об этом можно только «Думать»''. Все понятно, Кролик - это маркетолог.
И за что Вы так маркетологов не любите?))) У Никиты Бутомо он хотя бы книги читает... Неизвестно, что понимает или просто запоминает, но читает!))) А у Вас даже и не читает))) А, в общем, всем досталось!))) Там, в мультике, кстати, еще Тигра был)). Кадры? Нет? Всех взбаламутят, а как чуть что, так сразу и упрыгали все по своим делам и будто ни при чем))). И я бы еще добавила рой ос. Их в мультике нет, но они есть. Юристы))).
Директор по маркетингу, Нижний Новгород
Сергей Бурых пишет: Сказка ложь, да в ней намек...
Да-да... Если такие сотрудники в компании будут, то а) либо мы много о них не знаем - т.е. смотрели слишком поверхностно, б) либо компания сможет существовать только в сказке. Т.е. - на дотациях). Кстати, в мультике они ничего серьезного так и не реализовали...)))
Менеджер по обучению персонала, Москва

Сказка то может и ложь, ну уж больно намек актуален...

Руководитель управления, Москва
А мне не понравилось! То есть сама идея (сравнить кого-то с героями известной книжки) достаточно интересна. Но не более. Хотя бы потому, что я не считаю, что маркетологом можно родиться. И тем более, нельзя родиться продажником. Можно быть продажным человеком (сотрудником, гражданином и проч.) Но и это не от рождения, а от воспитания. Или отсутствия такового. Можно родиться генеральным директором. Этого у нас сколько угодно! (Надеюсь приводить примеры не обязательно? Каждый видел, как отец сына тащит и ''рука руку моет''). А продавать надо учиться! И не один год. Сколько шишек набьёшь (!), прежде чем начнёт получаться более-менее прилично. У маркетолога путь тоже не сахар. Это только у Никиты получается - родился и сразу маркетолог. Как он писал? ''хороший маркетолог – это такой маркетолог, который умеет из вас, из владельцев и генеральных, высосать максимум денег'' Неправильно, Максим. То что вы описали успешно делает Продавец. Маркетолог работает не так и не для этого. В общем: ни Пятачек, ни Пух, ни все-все-все - не герои нашего времени.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.