Стрессовые элементы включаются в интервью с кандидатами для того, чтобы посмотреть, как человек будет вести себя в непривычной для него ситуации. Например, работодатель может заставить вас ждать начала собеседования час или более, или уже во время него внезапно уйти или начать разговаривать по телефону. К этому стоит быть готовым!
Стрессоустойчивость, как таковая – это стабильность при работе в условиях недостатка времени и/или сопротивления окружающей среды, а том числе со стороны клиентов компании, коллег и руководства, а также контроль собственного поведения в стрессовых ситуациях.
Сегодня «рынок кандидатов» сформировался еще не в полной мере, условия диктуют, все же, в основном работодатели. В условиях достаточно жесткой конкуренции для того, чтобы найти лучшего кандидата, на собеседовании нередко используются элементы так называемых «стресс-интервью». Говорить о полноценных стресс-интервью, как мероприятиях, не приходится, поскольку организация этого процесса достаточно трудоемка и затратна и, следовательно, используется в исключительных – единичных – случаях, сопровождающих наем топов в компании федерального масштаба.
На какой позиции реально важна стрессоустойчивость, запрашиваемая, как необходимое личностное качество практически в каждом описании вакансии? Кому есть смысл готовиться к возможной «кровавой бане» на собеседовании?
Ресепшионисты, личные помощники, менеджеры по продажам, операторы call-центров, hr-ы – вот лишь начало перечня тех «бойцов», которые денно изо дня сталкиваются с самыми неожиданными и, порой, весьма неприятными проявлениями со стороны людей, с которыми они вынуждены постоянно взаимодействовать по роду своей деятельности. Если продолжать это список, то даже неизвестно, когда мы доберемся, наконец, в перечислении «стрессоопасных» позиций до руководящего состава компании, вся профессиональная жизнь которого – сплошной «человеческий фактор» с личными обстоятельствами, обидами, истериками, выгоранием…
Чаще всего, для того, чтобы проверить стрессоустойчивость соискателя и прочность его позиций, рекрутер использует такие элементы стресс-интервью, как игнорирование или прерывание (порой, достаточно резкое) ответов кандидата, а также провоцирует последнего на несдержанность и необдуманные ответы. Неверно было бы обдумывать, ПОЧЕМУ рекрутер внезапно начал «жестить». Правильнее попытаться понять, ДЛЯ ЧЕГО это делается. В любом случае, каждый представитель работодателя ХОЧЕТ, ИМЕЕТ ПРАВО и даже ОБЯЗАН определять способность кандидата после трудоустройства не останавливаться под натиском неудач и неудобств, без которых, к сожалению, обходится редкая работа, а «сохранять лицо» и с прежним рвением начинать работу «с чистого листа».
Кандидатов сознательно и довольно жестко ставятся в ситуации, в которых последний вынужден проявлять ключевые для определенной позиции личностные и профессиональные качества, забыв о заученных правилах поведения на собеседовании и формулировках. Да, порой потенциальному сотруднику «хамят», изолируют его, задают «неудобные» или даже непристойные вопросы, изображают неприкрытую некомпетентность. Рекрутеру важно, в первую очередь, не то, ЧТО именно ответит человек, а КАК он это сделает, какие чувства и эмоции выдадут его язык тела, мимика и жесты. Собрав эти данные, специалист анализирует их с точки зрения выделения конкретных поведенческих проявлений, то есть отвечает для себя на вопрос: «Что именно в этой ситуации делал сотрудник?» и получает набор универсальных поведенческих индикаторов конкретного кандидата.
Более мягкая форма интервью, не всегда, но позволяющая делать определенные выводы о ваших принципах выхода из неудобных и неприятных ситуаций – кейсы, дающие рекрутеру представление о вашей конфликтологической компетентности. Будьте готовы рассуждать на тему «а что, если» или рассказать о том, как вы:
1. Эффективно выполнили работу под прессингом
2. Разрешили конфликтную ситуацию с сотрудником
3. Использовали свои творческие способности для решения практически невыполнимой задачи
4. Пропустили очевидное решение
5. Убедили членов команды работать по вашей схеме
6. Не смогли вовремя завершить проект
7. Сумели предсказать и предотвратить возможные проблемы
8. Должны были принять ответственное решение при недостатке информации
9. Были вынуждены принять непопулярное решение
10. Должны были приспособиться к сложной обстановке
11. Согласились с мнением, которое отличалось от вашей точки зрения
12. Почувствовали неудовлетворение от собственного поведения
13. Общались с разгневанным клиентом
14. Переоценили или недооценили важность чего-либо
15. Потеряли важный контракт
16. Были вынуждены уволить кого-либо по веским основаниям
17. Выбрали неправильное решение
18. Ошиблись в выборе кандидатуры при приеме на работу
19. Отвергли хорошую работу
Столкнувшись с элементами стресс-интервью, осознавайте то, что положительная оценка ваших личностных качеств и, как следствие, благоприятный исход собеседования во многом зависит от ваших проявлений активной жизненной позиции, коммуникабельности и умения находить креативные, нестандартные решения.
Ну, а если для вас какой-либо из заданных вопросов совершенно неприемлем, тут уже стоит задуматься о том, а желаете ли вы по-прежнему претендовать на позицию, требующую столь высокого уровня стрессоустойчивости и нервного напряжения. В случае же, если ваш интервьюер – потенциальный руководитель, честно ответьте себе на вопрос: готовы ли вы видеть своего будущего работодателя именно таким и насколько вы готовы с этим мириться. Да, тон в беседе задает менеджер по подбору персонала, но оставаться в русле спокойной, деловой, содержательной, как минимум, цивилизованной беседы – непреложная обязанность «гостя».
''Стресс-интервью'' и его производные слишком сильный инструмент. И в руках непрофессионала, может принести бОльше вреда, чем пользы. К сожалению, профессиональные HR- это пока редкость, им мало платять, берут без опыта, в том числе и жизненного.
Поэтому считаю, что такой вариант собесседования, отпугнет именно профессионалов-соискателей, которые знают себе цену и не захотят, чтобы над ними издевались.
Все это приведет к неэффективности подбора персонала, что мы и видим, часто в компаниях набирают безинициативных, середничков, а потом удивляются, что они не могут обеспечить эффективную работу предприятия.
С талантами так нельзя, хотя если компании не нужны Таланты, стресс-интервью будет надежным фильтром по их отсечению.
Удачи!
Прежде всего, позвольте полюбопытствовать, чем так эта тема заинтересовала Директора по маркетингу, чтобы написать памятку кандидату?
Чем «стрессовое» интервью отличается от других методов проверки кандидатов? Возьмите ассесмент, задача этого метода проверить, как кандидат решает определённые задачи. Таким образом, стрессовое интервью, один из элементов оценки. Он не хуже и не лучше других, он используется в определенных ситуациях
А уж его исполнение зависит от квалификации.
Не пойму одного, почему этой оценки уделяют столько времени, что так притягивает к ней?
Есть мнение, что любое интервью - стресс для кандидата, оценка, то сё...
Думаю, что сначала нужно было разобраться со ''стрессом'' и далее - что является стрессогенными факторами на интервью. Потом классифицировать стресс-интервью (стресс-методики) и потом уже к этим вариантам готовиться.
Стрессогенным фактором является любая неожиданная для данного коммуникационного контекста ситуация, а не только грубое или неуважительное поведение интервьюера.
Думаю, что сообщники согласяться, что стрессогенные факторы для авиа-деспетчера, они же - для секретаря в многолюдной приемной и они же для персонального ассисстента руководителя со ''сложным'' характером - абсолютно разные. И проверочные тесты на стрессоустойчивость в этих случаях должны быть тоже различными. И поэтому стрессоустойчивый авиа-диспетчер (условно) совсем не обязан прогибаться под хамоватого интервьюера. То есть его умение контролировать свои эмоции и поведение в данном варианте, и не ''вестись'' на чужой сценарий по сути ничего нам не скажут о той стрессоустойчивости, которая нам в данном случае нужна.