Заинтересованность бизнеса в сокращении издержек путем снижения себестоимости товаров и услуг – вечно актуальный вопрос для любой организации. Во многом благодаря финансовому кризису бизнес всего мира научился оперативно реагировать на изменение экономической среды, а государства – создавать условия для улучшения и поддержки внешнеэкономической деятельности (ВЭД) для предприятий своих стран. В период кризиса значительно укрепили свои позиции страны Юго-Восточной Азии: Китай, Южная Корея, Вьетнам. На фоне всеобщего спада бурный рост экономики Китая привел даже к политическим баталиям и давлению со стороны мировых держав, стремящихся защитить свои рынки от китайской экспансии. Однако это не помешало ему занять положение лидирующей и высоко конкурентной экономики мира.
Китай – первый в мире экспортер текстильных изделий, одежды, обуви, часов, велосипедов и швейных машин. По данным информационного источника «Жэньминь Жибао», среднегодовой темп роста внешней торговли КНР за последние 5 лет составляет 28,5 %. Бизнес в Китае и с Китаем развивается стремительно и, если до и в период кризиса популярность этого направления была связана в первую очередь с низкой стоимостью товаров, теперь это еще и высокое качество продукции.
Один из факторов, способствующий развитию ВЭД российских компаний с Китаем – это начавшиеся с 22 ноября 2010 года на китайских биржах торги по паре юань/рубль. Кроме этого, ряд китайских провинций воспользовался правом получать оплату за свои товары в рублях. Несмотря на то, что аналитики расценивают эти шаги, как стратегию увеличения объема торгов для китайской стороны, такое стечение обстоятельств открывает новые возможности сотрудничества с востоком. В России также ведется подготовка к торговле китайскими юанями – это может означать только то, что отношения наших стран развиваются семимильными шагами, и кризис не только не пошатнул, но и укрепил взаимодействие государств. Китай стремится превратить юань в мировую резервную валюту, перспективы укрепления которой, учитывая стабильный рост ВВП, трудно поставить под сомнение. В этой стремительно развивающейся ситуации, все больше и больше российских компаний видят отличную перспективу развития своего бизнеса с Китаем.
Новая экономическая стратегия КНР держит курс на повышение конкурентоспособности экспорта и стоимости китайских товаров. Ускорение развития внешней торговли России и КНР и переориентация Китая из ценополучателя в ценоустановителя вызвали незамедлительную реакцию со стороны России. Среди последствий этих процессов – повышение таможенной стоимости и требований к качеству китайских товаров, введение прямого валютного обмена рубль-юань, создание российско-китайских промышленных и торговых комплексов, а также поощрение китайских инвестиций в создание бизнес-платформ в России. Торговля и деловые отношения с Китаем исключительно быстро набирают обороты, и в этих условиях предприниматели имеют возможность построить по-настоящему прибыльный бизнес.
Однако принимая решение о закупках и поставках товаров из «Поднебесной», компания должна понимать, что международные торговые отношения с Китаем – это сложный бизнес-процесс, требующий квалифицированного и профессионального подхода. Дело в том, что направление внешнеэкономической деятельности Россия-КНР сформировано еще неокончательно. Китай имеет громадный потенциал для российских компаний, и россияне все активнее и активнее стремятся выйти на прямые контакты с китайскими производителями. Не все интересующиеся предприниматели и компании успели освоить ВЭД, немногим компаниям удалось выстроить последовательную цепочку поставок и найти необходимые ресурсы для их обеспечения. Чтобы не купить «кота в мешке», правильно организовать поставку и не потеряться в запутанных формальностях таможенного оформления, целесообразно воспользоваться услугами специалистов. В этом смысле самое практичное и выгодное решение – аутсорсинг ВЭД.
Большинство логистических фирм предлагают отдельные разрозненные услуги, за счет чего клиент часто теряет время на согласования и документооборот, попадает на простои и другие непредвиденные расходы, увеличивая затраты практически на каждом этапе. Компании, позиционирующие себя как поставщиков комплексных услуг по сопровождению ВЭД, зачастую предлагают серые таможенные схемы, выливающиеся в неоправданные риски для клиентов. В большинстве случаев российские компании и предприниматели очень поверхностно представляют себе закупки и организацию поставки из Китая или теряются в многочисленных условиях, тонкостях и препонах. Поэтому не нашедший нужных услуг на рынке, продолжает приобретать китайские товары у дистрибьюторов в России. Результат – упущенные возможности найти товар лучшего качества и ассортимента и дополнительные издержки на посредников.
Первое, что становится на пути компании, принявшей решение сотрудничать с Китаем – задача поиска производителя необходимого товара, соответствующего нужным характеристикам. Когда требуются проверенные поставщики продукции, не обойтись без помощи специалиста с китайской стороны, знающего язык.
Вторая задача – оформление документации и организация доставки товара. На этом этапе компания, самостоятельно ведущая ВЭД, должна пройти регистрацию на таможенном посту, выбрать таможенный режим, подготовить документы, найти перевозчика или экспедитора, рассчитать стоимость и согласовать маршрут доставки, принять груз, получить документацию о поставке и отчитаться перед налоговыми органами. Пока новичок в ВЭД будет изучать отличия и последовательность действий в КНР и РФ, и собирать все документы, его конкуренты выиграют время и сэкономят деньги, отдав ВЭД на аутсорсинг.
В процессе организации поставки немаловажную роль играет информированность получателя о статусе и месте нахождения груза. Как показывает практика, имея такую информацию, компания может просчитывать свои дальнейшие действия и устанавливать точное время прибытия товара, зарабатывая для себя репутацию надежного делового партнера. Поэтому при передаче ВЭД на аутсорсинг заказчику необходимо заранее узнать, как будет происходить информационный обмен.
Говоря о внешнеэкономической деятельности, нельзя не затронуть самую насущную тему – таможенное оформление. На данный момент перед участниками ВЭД стоят два вопроса: доказательство таможенной стоимости и выбор места таможенного оформления. Кроме того, с 1 января 2011 года вступают в силу новые формы декларации на товары и транзитной декларации, инструкции о порядке их заполнения, классификаторы, используемые для заполнения таможенных деклараций, а также структуры и форматы электронных копий декларации на товары и транзитной декларации (см. решения Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257, от 20 сентября 2010 г. N 378, от 14 октября 2010 г. N 421).
Найти оптимальный вариант, не зная специфики таможенной инфраструктуры и особенностей работы каждой таможни, без помощи профессионалов в этой сфере достаточно сложно. Самое надежное решение – пользоваться услугами лицензированных таможенных представителей (брокеров), которые не только разбираются в логистике, таможенном законодательстве, но и несут при этом юридическую и материальную ответственность за Ваш груз перед законом и государством.
И наконец, вопросы документального оформления, с которыми сталкиваются все участники ВЭД. Если у Вас нет четкой информации обо всех необходимых документах, и Вы не уверены, что Ваша компания сможет самостоятельно их оформить, этот вопрос смогут решить только профессионалы. Это касается как российских, так и китайских предпринимателей, потому как проверки органов налоговой службы никто не отменял. При грамотном квалифицированном подходе полный пакет документов передается получателю вместе с грузом. Контракт или договор на продукцию, спецификация поставки, платежное поручение, сертификат соответствия и прочие документы являются неотъемлемой частью полноценной поставки и выступают гарантом совершенной сделки. Если Вы работаете с компанией, осуществляющей комплексное сопровождение ВЭД и прямые валютные операции, она сама занимается всеми формальностями документального оформления сделки, валютной отчетностью, логистикой и таможней. Вам остается только оплатить им товары в рублях и получить их в России с полным комплектом документов.
В современных условиях взаимодействие российского и китайского бизнеса получает новые предпосылки к развитию. Формируется большая заинтересованность китайской стороны в поставке товара. При этом на рынке РФ-КНР компании, способные качественно скоординировать обе стороны, взять на себя юридическую ответственность за поставку и минимизировать финансовые риски, можно сосчитать по пальцам. Но сам факт их наличия означает, что уже появились первопроходцы, обеспечивающие комплексное сопровождение ВЭД российских и китайских фирм, а также их правовую защищенность в вопросах транспортного, таможенного и налогового законодательства.
Четкие отлаженные механизмы полноценного ведения внешнеэкономической деятельности требуют индивидуального подхода к каждой сфере бизнеса.
Уважаемая Татьяна, попробуйте обратиться к специалистам по продвижению Вашего ТД.
Удачи!
По каждому тезису можно легко набрать с десяток недоумений, возражений, уточнений и просто опровержений. Статья расчитана на те компании, которые только что организовали свою деятельность и стоят с раскрытыми ртами и в глубоком недоумении посреди рынка :).
Статья улыбнула, но прогресс автора и ТД очевиден!:-)
Татьяна, успехов и до встречи в Китае )))
2Элла: Вы ведь тоже начинали когда-то...
Денис, Вы считаете, e-xe - место для подобного PR, и тут много представителей компаний, для которых это может быть востребованным? :))
Элла, дд!
Я вообще считаю, что е-хе давно уже не тот е-хе, которым он был ранее..Это самое мягкое, что я могу сказать..особенно для модеров форума)). В свое время я заходил на е-хе и находил ответы на волнующие меня вопросы, может поэтому так мало моих сообщений - больше читал, а когда смог сам что-то сказать, время прошло. Я зашел исключительно в связи с активностью автора и компании в области, где мы работаем. Коммент оставил - ну не смог сдержаться ))
Что касается PR и представителей компаний: пиар уместен везде (наши сообщения ведь тоже отчасти самопиар :D ? не так ли ?)
Учитывая текущее состояние е-хе и открытость его для поисковиков - вполне найдутся компании, которых это заинтересует.
P.S. хехе, как говорят в Китае - ведь даже нашими сообщениями мы делаем пиар и рекламу ТД ))) так что можно сказать, что частично своей цели они достигли..