Программисты — молодцы. Они делают важные вещи, оживляют сайты и базы данных, помогают бизнесу и вообще всячески стараются. Раньше все хотели быть космонавтами, сейчас все хотят быть программистами — это логично, ведь отовсюду рассказывают, как легко и просто можно зарабатывать по 100 тысяч в месяц за код на удаленке. И все это звучит хорошо, если вы тоже программист.
Проблема в том, что есть люди, которые выбрали другую специальность — например, дизайнеры, менеджеры или маркетологи — и им по работе постоянно приходится сталкиваться с программистами. И это иногда бывает тяжело.
Дело тут даже не в споре «технари против гуманитариев» — дело в разном подходе и взгляде на вещи. Мы собрали самые популярные проблемы, которые возникают при работе с программистами, и возможные пути их решения. Используйте на свой страх и риск.
Неправильная оценка сроков
«3.03. Обсуждали сроки. Выпили 3 ящика пива. Петрович говорит, что тут всей работы на 4 месяца. Значит, на самом деле 8. В итоге в контракте записали 12, хотя раньше, чем за 16, вряд ли управимся».
Из рассказа «Если бы программисты строили дома», автор неизвестен.
Это обычное дело для программиста (на самом деле, для кого угодно). Никто не умеет оценивать сроки, пока не попрактикуется достаточно.
Решение. Использовать классные методологии разработки и оценки трудоемкости. Если вы менеджер проектов, вы уже и так знаете про Agile и Scrum. Если не знаете — найдите ближайшего менеджера проектов и спросите у него, он поделится книжками, статьями и расскажет все о гибких методологиях.
Если рядом нет ни одного менеджера проектов, найдите книжку Майка Кона «Agile: оценка и планирование проектов», и начните ее читать. Когда разберетесь в основах, прочитайте «Вальсируя с Медведями: управление рисками в проектах по разработке программного обеспечения» Тома ДеМарко и Тимоти Листера. Эта книга не для новичков, но хорошо помогает понять нюансы управления проектами.
Если на книги времени нет, и вы ничего не понимаете в разработке, задайте тимлиду простой вопрос: «Из чего состоит эта оценка?». Если вам все разложили по полочкам и объяснили, почему так — оценка близка к адекватной.
Оценка — не срок. Если вам в пятницу говорят «Сделаю к следующей пятнице», а оценка — 40 часов, задумайтесь. Уточните, когда человек будет заниматься другими задачами, и корректно ли он вообще оценивает время. Здесь поможет понимание того, как устроен цикл разработки в вашей компании, и на каких этапах могут быть замедления.
Плохая реакция на критику
«2.10. Петрович добрался до пятого этажа. Горд собой. Обратили его внимание на тот факт, что его стена наклонена под углом 40 градусов. Он ругался, кричал, что мы ламеры и ничего не понимаем. Потом обещал подумать».
Из рассказа «Если бы программисты строили дома», автор неизвестен.
Несмотря на то, что программисты обычно брутально пишут код, брутально ходят на митапы и брутально меняют места работы, лучше не слишком их расстраивать неожиданной обратной связью. Например, не стоит прямо говорить, что продукт получился плохим, свежая фича не очень и вообще можно было бы лучше стараться. Все мы люди, и программисты — не исключение.
Решение. Научиться давать обратную связь. Есть несколько простых правил для обратной связи вообще кому угодно.
- Давайте обратную связь, когда вас об этом просят.
- Говорите о делах, а не личности человека.
- Будьте конкретными — используйте факты, а не оценки.
- Сбалансируйте хорошее и плохое. И начинайте с хорошего, потом плохое, потом снова хорошее.
- Подбирайте стиль обратной связи в зависимости от сотрудника. Кому-то можно в лоб и прямо, а кому-то только окольными путями.
Срочно переписать весь чужой код
«5.10. Петрович признал, что со стеной действительно имеется проблема. Говорит, что неправильно положил какой-то кирпич. Но чтобы понять, какой именно, надо перебрать их все. Проще все снести и построить заново».
Из рассказа «Если бы программисты строили дома», автор неизвестен.
Чужой код обычно достается по наследству и не всегда работает хорошо. Конечно же, его хочется сразу переписать. Конечно же, на Super.Express.Double.G.Ultra.js (см. следующий пункт).
Решение. Найти баланс между задачами бизнеса и разработки. Поговорите с тимлидом программистов, уточните, нет ли чего-то критичного в старом коде. Если он не мешает работе над продуктом — работайте над продуктом дальше и программисту об этом расскажите.
Выбор неподходящей, но интересной лично программисту, технологии
«Приходил заказчик. Спрашивал, нельзя ли внести в проект небольшие изменения. В частности, вместо 12-этажного дома построить поселок из деревянных коттеджей, соединенных туннелями. Он прочитал, что на Западе сейчас так модно. Нейтрализовали Алекса прежде, чем тот успел открыть рот, и вежливо, но твердо объяснили заказчику, что он не прав».
Из рассказа «Если бы программисты строили дома», автор неизвестен.
Вышел новый Super.Express.Double.G.Ultra.js? Отлично, теперь на нем срочно нужно сделать загрузчик фото, а весь остальной проект на реакте подождет.
Решение. Мягко намекнуть разработчику на то, что фреймворк клевый — вы это вчера читали на «Хабре», — но проект уже послезавтра запускать, и времени на эксперименты вот вообще никак совершенно нет.
Перед началом следующего проекта можно устроить большой созвон всей командой и обсудить, на чем писать, а вот сейчас — уже никак, нужно просто сделать быстро, и чтобы ничего не развалилось сразу после запуска.
Исправлять ошибки неинтересно
«4.02. Алекс доказывает, что он не виноват. Просто 12 этажей Сидорова на 4 метра выше и на 5 метров шире, чем 12 этажей Петровича. Выяснилось, что они строили из разных панелей. Но Алекс все равно ламер, поскольку его крыша не подходит по размеру ни одному из вариантов. Его шахта лифта, кстати, тоже».
Из рассказа «Если бы программисты строили дома», автор неизвестен.
Потому что кодить интересно, а поддерживать — нет. То же самое с техническим заданием — иногда заказчик что-то не уточнил в задании до конца, а программист сделал как было написано и уже переключился на другой проект или пошел осваивать Super.Express.Double.G.Ultra.js. А вам вот уже точно никак без баннера, который нужен для запуска рекламной кампании, а его нет.
Решение. Находить общий язык в команде и организовывать процессы так, чтобы поддержка и доработка кода была одним из этапов работы, а не авралом и стихийным бедствием для всех разработчиков.
Не уточнили задачу и сделали не то
«Первый этаж готов! Показали его заказчику. Он интересовался, почему в разных комнатах разная высота потолков, почему из стен вываливаются кирпичи и почему в доме нет подъезда, а влезать приходится через окно. Объяснили ему, что это специальные ограничения демо-версии. Уходим на праздники, гордые собой».
Из рассказа «Если бы программисты строили дома», автор неизвестен.
Решение. Помогает совместное планирование до начала работы, где менеджер проекта объясняет, чем занимается вся команда. У любой задачи есть причина — например, аналитики посчитали, что нужно передвинуть кнопку в интерфейсе, потому что там в два раза повысится конверсия.
Здесь же помогают прототипы и демки — и все это вы можете быстро сделать своими силами, чтобы разработка уже сидела и думала, как это все реализовать.
Сделали не то и до последнего не могут это признать
«3.03. Убедили заказчика, что нам нужен еще день для финального тестирования. М-да, ну мы вчера и наработали… А в общем, не все так страшно. Ну что с того, что некоторые двери находятся в полу или в потолке, либо ведут с десятого этажа прямиком на улицу, в некоторые квартиры в принципе невозможно попасть, санузел кое-где совмещен с кухней, в половине дома нет воды, в другой половине — электричества, канализация обрывается на шестом этаже, а лестницу между восьмым и девятым пришлось сделать веревочной? Главное — провести заказчика правильным маршрутом. И еще — успеть до завтра развесить на месте исчезнувших окон картинки с изображением заоконных пейзажей».
Из рассказа «Если бы программисты строили дома», автор неизвестен.
Так бывает — написано одно, а сделано другое. Или то, но по-другому. Или как-то еще, но результат вас не устраивает, а программисты не признают, что это все-таки баг, а не фича. Такое бывает, если техническое задание почему-то оказалось не очень — в нем отсутствуют требования, описание результата или заказчик вообще сам не понимает, чего хочет.
Решение. Корректное и полное техническое задание. Если речь о сайте — можно сделать прототип страницы, блока или элемента, чтобы показать его разработке. Для создания прототипов пригодятся навыки работы в графическом редакторе, например, Photoshop или Figma, и базовой верстки на HTML и CSS. Недаром все больше менеджеров, дизайнеров и маркетологов изучают верстку и программирование — способность говорить на одном языке с программистами и понятно доносить задачу позволяет быстрее запускать любые проекты и делать это качественно.
Теперь ваша очередь — расскажите в комментариях, как вам удается общаться с программистами, чем они бесят и чем радуют, и чего ни в коем случае нельзя делать, чтобы работать с ними в одной команде долго и счастливо.
Читайте также:
Вечная, неувядающая тема. Верю и надеюсь на это!
За последние 10 лет юзеры наконец-то поняли, что кроме "айтишника" и "компьютерщика" есть программисты.
)))
Ну а компьютер - тупой: что в него положишь, то и получишь.
Все это печально, но дело не в программистах.
С точки зрения точности оценок длительности разработки (и многих других оценок) ситуация не улучшается уже несколько десятилетий. Все гибкие методы, построенные вокруг минимизации циклов разработки и тестирования, не решают исходную проблему, связанную с высокой степенью неопределенности основных параметров проекта, но - чаще всего - увеличивают стоимость и сроки до завершения. Причины и фактора провала крупных проектов сегодня практически те же, что и в первых исследованиях на эту тему.
Пока не видно, что может заменить принципиальную необходимость высокого качества человеческого материала, полноценные процессы управления проектами и тщательную работу над документами.
Project Risk Management (если мы вспоминаем классиков) - один из необходимых процессов, которым часто пренебрегают.
Статью не читал. Не актуально для меня. Но, по своему опыту, скажу. Кратко.
Компьютерами, как авторучкой и калькулятором, пользуюсь с 1974 года. Писал большие тексты. Разрабатывал структурированные программы для своих инженерных расчетов.
Скажу категорически: с околокомпьютерным персоналом надо разговаривать только на их языке.
Поэтому, если в вашей организации нет постановщика задач (по сути, архитектора компьютерных программ) -- наймите его со стороны, на временной основе.
о чем статья? да, ни о чем!
ну, собственно заменить слово "программист" на любую другую профессию и... по смыслу ничего не изменится.
Общий вопрос: кому и зачем нужно разговаривать с программистами? В каждом проекте есть несколько ролей. Мы же не объясняем повару в ресторане, что и на какой минуте делать с супом.
Для разъяснения и документирования требований заказчика инструментов вполне достаточно. Дальше и в соответствии с этапностью проекта мы смотрим на результаты тестирования в контрольных точках и вносим коррективы, если это необходимо.
Статья, как указано в рубрике, не претендует на серьезность. Просто набор старых полупрофессиональных шуток. Можно добавить еще несколько известных веселых картинок.
Согласен, что подобные тексты можно подготовить по поводу любой профессии.
Трудно не согласиться! За всю мою трудовую деятельность только одна фирма использовала риск менеджмент.
Автор статьи вспомнила Листера и ДеМарко. Есть еще несколько важных работ тех же лет, вошедших в золотой фонд. Лучше я не видел. Можно с них начинать любой курс по PM, но понимание приходит с опытом.
Сравнимо с правилами техники безопасности в авиации и на опасных производствах, там за их соблюдением смотрят строже.
. Поясню.
Я проектировал рабочие элементы нашей продукции на основе их компьютерных моделей. То, что я сам строил модели и составлял для них программы, для меня было непрофильным-вынужденным занятием. Но, так получалось быстрее. Чтобы уменьшить возможности появления ошибок, листал книги по теории и практике программирования. Наиболее полезные из них были -- следующие (в 1980-е гг):
Таким образом, я имел представление о ролях:
Поэтому, в предыдущем комментарии, под программистом подразумевался спец по п.2, а не по п.4.
К сожалению, "такова жизнь". Очень и очень многие спецы не желают выходить за рамки своих узких специализаций. Поэтому, с ними приходится оговаривать постановку не проблемы, а задачи. То есть, формализацию проблемы в задачу должен выполнять представитель заказчика -- постановщик задачи. Иначе, архитектор программы, заменит проблему на знакомую ему из прошлого опыта уже решенную задачу. И далеко не всегда эта замена приведёт к результату, нужному заказчику.
.================================.
Согласен. Это важно. Потому повторюсь:
Владимир, уже в те времена были ГОСТы по разработке, документированию и сопровождению ПО по категориям, даже не считая отраслевых норм. В них были подробно описаны документы, без которых разработка ПО не начинается, не ведется, а ПО не передается заказчику в опытную и промышленную эксплуатацию. Соблюдение промышленных стандартов - обязанность исполнителя. Затем все это - с содержательной точки зрения - назвали процессами.
Тема большая, но не будем ее специально усложнять. Есть прикладные и системные программисты, архитекторы, тестировщики, аналитики, администраторы, квалифицированные пользователи и другие специалисты, участвующие в создании и доработке ПО. Основные процессы управления разработкой удивительно похожи на все, что используется в других отраслях - начиная со строительства, сложных производств и медицины. Результаты вполне сравнимы, хотя на уровне проекта могут быть проблемы.
Если мы говорим о разработке сложных систем ПО - это не отличается от создания других систем. Но люди не разговаривают на языках программирования и не мыслят в двоичной системе, поэтому всегда есть несколько проектных документов разного уровня, в которых требования заказчика детализируются и далее доводятся до степени готовности, пригодной для кодирования.
Посмотрим, как эти вопросы будут решаться, скажем, через 10 лет.