Некоторые из самых важных решений в своей жизни вы будете принимать, находясь в состоянии стресса, в том числе по поводу собственного здоровья, финансов и работы. Лучше или хуже мы обрабатываем и используем информацию в таких условиях?
Я и мой коллега Нил Гарретт, из Института нейробиологии Принстонского университета в Нью-Джерси, покинули нашу тихую, спокойную лабораторию и отправились в пожарные части штата Колорадо, чтобы исследовать, как работает психика в условиях сильного стресса. Будни пожарных немного отличаются от наших. Некоторые дни проходят довольно спокойно: сотрудники части моют пожарные машины, чистят снаряжения, готовят еду и читают. Другие же дни наполнены угрожающими жизни ситуациями: приходится входить в горящие дома, спасать оказавшихся в огненном плену людей и оказывать им неотложную медицинскую помощь. Такие колебания создали идеальные условия для эксперимента: мы решили изучить, как меняется способность людей, находящихся в состоянии нервного напряжения, обрабатывать информацию.
Предполагаемая угроза заставляет мозг работать лучше
Мы обнаружили, что предполагаемая угроза вызывала реакцию стресса, заставляющую пожарных лучше обрабатывать информацию, но только в том случае, если они получали плохие новости.
Как мы пришли к этим результатам? Мы попросили пожарных оценить вероятность того, что в их жизни произойдет 40 разных неприятностей, например, автоавария или мошенничество с их банковскими картами. Затем мы сообщали им новую информацию, либо хорошую (вероятность испытать эти события была ниже, чем они думали), либо плохую (она была выше предполагаемого уровня), и просили их предоставить новые оценки.
Исследование показало, что люди обычно настроены оптимистично – они игнорируют плохие новости и воспринимают хорошие. Это происходило, когда пожарные были расслаблены. Но когда они были в состоянии стресса, появлялась другая модель поведения. В таких условиях они становились сверхбдительными относительно любой плохой новой информации, которую мы им сообщали. Даже когда это не имело никакого отношения к их работе. Например, что вероятность мошенничества с картами выше, чем они думали. И в ответ на это изменяли свои предположения. И, наоборот, стресс не менял их реакцию на хорошую информацию – например, что вероятность мошенничества с картами была ниже, чем они думали.
Мы наблюдали ту же модель поведения в нашей лаборатории у студентов-старшекурсников: им сообщали, что им срочно необходимо выступить публично, и это будет оценено комиссией, записано и выложено в интернет. Конечно же, у них подскакивал уровень кортизола, учащалось сердцебиение, и, как и следовало ожидать, они внезапно стали лучше обрабатывать не связанную между собой, но тревожную информацию, относящуюся к их специальности.
Когда вы испытываете стресс, будь-то из-за личных или общественных событий, в вашей физиологии возникают изменения, благодаря которым вы становитесь чувствительными к любого рода предупреждениям и зацикливаетесь на том, что может пойти не так. Исследование с использованием томографии, изучавшее нейронную активность в состоянии стресса, показало, что этот «переключатель» был связан с внезапным усилением нервного сигнала, важного для обучения, известным как «ошибка прогноза», в частности, в ответ на признаки неожиданной опасности, такой как лица, выражающие страх. Этот сигнал зависит от дофамина – нейромедиатора мозга, работа которого под воздействием стресса изменяется другой молекулой, КРГ (кортикотропин-рилизин-гормоном).
Такое устройство нервной системы могло помочь первобытным людям выжить. Когда наши предки оказывались в местах, где много голодных животных, возросшая способность узнавать об опасностях и избегать хищников шла им на пользу. Однако, в безопасной обстановке было бы расточительно постоянно находиться в состоянии повышенной готовности. Определенное пренебрежение происходящим может помочь оставаться спокойным. Поэтому «нейронный переключатель», который автоматически увеличивает или уменьшает способность обрабатывать предупреждения об опасности в ответ на изменения в окружающей среде, может быть полезен. Собственно, люди с клинической депрессией и тревожными состояниями, видимо, не могут переключиться из состояния, в котором они впитывают все негативные сообщения.
Стресс быстро распространяется от одного человека к другому
Если ваш коллега испытывает стресс, велики шансы, что вы станете напрягаться и тоже окажетесь в состоянии стресса. Наш мозг предназначен быстро передавать эмоции, часто несущие важную информацию. Венди Берри Мендес, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, и ее коллеги обнаружили: когда матери, только что пережившие стрессовую ситуацию, брали на руки младенцев, частота сердечных сокращений последних также вырастала. Послание, переданное через колотящееся сердце матери ребенку, сигнализировало об опасности – в результате, ребенок избегал общения с незнакомцами.
Чужие эмоции влияют на наше поведение, даже если мы не находимся с их источником в одном пространстве. Исследования гласят: если вы видите сообщения с позитивной окраской в соцсетях, например, изображения розового заката, вы, скорее всего, и сами опубликуете нечто поднимающее настроение. Если вы наблюдаете негативные сообщения, например, жалобы на длинную очередь в кафе, вы, в свою очередь, сами напишете больше негативных сообщений.
В некотором роде, многие из нас живут так, будто находятся в реальной опасности, как пожарные на дежурстве: мы постоянно готовы потушить пламя требовательных электронных писем и sms и быстро реагировать на оповещения о новостях и обновления ленты в соцсетях. Многократная проверка телефона, согласно опросу, проведенному Американской психологической ассоциацией, связана со стрессом. Другими словами, запрограммированная физиологическая реакция, которой научила нас эволюция, чтобы помочь нам избежать голодных хищников, теперь запускается мессенджерами. Согласно одному из исследований, создание твитов повышает ваш пульс, заставляет вас потеть и расширяет ваши зрачки чаще, чем большинство обычных занятий.
Стресс повышает вероятность того, что мы будем уделять больше внимания тревожным сообщениям, и, вместе с тем фактом, что он распространяется подобно цунами, это может породить коллективный страх, не всегда оправданный. Это происходит потому, что во время напряжения в обществе из-за терактов или политических волнений в прессе и соцсетях часто возникает волна тревожной информации, хорошо усваиваемой, но, возможно, преувеличивающей существующую опасность.
Таким образом, после террористических атак и спада на финансовых рынках возникает надежная закономерность: стресс распространяется от одного человека к другому; это временно повышает вероятность того, что люди получат негативную информацию, и это еще больше увеличивает стресс. В результате, люди отменяют поездки, даже если теракт был на другом краю земного шара, продают акции, даже если лучше сейчас поступать наоборот, а политики, даже полностью оторванные от реальности, привлекают последователей с помощью разжигания страха.
Хорошая новость, однако, заключается в том, что положительные эмоции, такие как надежда, также заразительны, и побуждают людей действовать, чтобы найти решения. Осознание тесной взаимосвязи между эмоциональным состоянием людей и тем, как они обрабатывают информацию, может помочь нам более эффективно формулировать свои сообщения и становиться сознательными агентами изменений.
Тали Шарот – директор лаборатории Affective Brain Lab и доцент кафедры когнитивной нейробиологии отделения экспериментальной психологии Университетского колледжа Лондона. Автор книг «Влиятельный ум» (2017) и «Склонность к оптимизму» (2011).
Источник: fastcompany.com. Перевела с английского Олеся Разумова
Фото: pixabay.com
Во время стресса мозг работает быстрее, но далеко не всегда лучше.
Где-то в 1975 году, в журнале "Знание-Сила" была весьма обстоятельная статья о стрессе и адреналине. ...
Что-то здесь напутали в статье:
Пример с пожарниками - они обучены и имеют опыт действовать в экстремальных ситуациях.
Студенты и выступление - студенты ещё не обучены, нет опыта.
Паника связана со стрессом, но явление из другой области. Те же трейдеры обучены, а "паника" на бирже возникает, но трейдеры справляются - просто кто-то быстрее. Если человек обучен, то он будет правильно действовать по обстоятельствам, не будет паниковать.
Если человек обучен действовать в условиях стресса, то Да! - эффективнее.
Стресс - нормальное, обычное явление. А вот что вредно для человека, так это дистресс.
Сильный стресс может влиять на многое, например на зрение, дыхание и давление. Есть такой эффект, когда человек теряет способность к периферическому зрению - "тунельное зрение", когда он воспринимает только то, что попадает на центральную часть сетчатки, и видит всё с ограничениями как в подзорной трубе ограничена периферия.
Ещё полезное чтение для руководителей ))) - книга
"Стресс без дистресса", автор Ганс Селье
Я ее еще перед армией читал в1980. Надо будет на досуге освежить память и перечитать ее.
Это все очень индивидуально и все ведут себя очень по разному. Кто-то мобилизуется, включает второе дыхание и делает то, что никогда бы не сделал в обычной, спокойной обстановке. А кто-то, наоборот, впадает в такую дикую панику и ступор, что на период стрессовой ситуации такого лучше убрать из цепочки, хотя бы для того чтобы не мешал другим или пока не успел навредить общему делу, процессу и всей остальной команде...
Статья откровенно слабая. Сам стресс роли не играет, важны опыт и умения человека управлять им. Говор вам как бывший спортсмен, борец. Любые соревнования для спортсмена- это максимальная мобилизация сил, умение повышать уровень адреналина и других естественных стимуляторов.Ведь важно сохаринть настрой на весь период соревнований, оптимально распределить как физическую, так и нервную энергию.
Уважаемый Николай Вы рассуждаете только в своей компетенции, причина стресса,обученность человека действовать в состоянии стресса в определённых рамках это и является определяющим для ускорения работы мозга, мне в течении многих лет приходилось работать в состоянии стресса поэтому я понимаю как это происходит, реакция ускоряется в десятки раз и в реальном времени решение принимается за доли секунды.
Очень странные выводы для человека с таким академическим уровнем. Он-то должен знать, что реакцией на стресс управляет, в частности, такой фермент как Катехол-о-метилтрансфераза (СОМТ), которая разрушает избыточный дофамин в префронтальной коре головного мозга. И что люди генетически делятся на два типа - с активным СОМТ и с пассивным, в зависимости от которого и находится их реакция на стресс:
«Мозг людей, у которых фермент COMT активный, способен справиться со стрессом, поскольку фермент избавляет его от избыточного дофамина.
Люди, у которых фермент COMT пассивный, не могут справиться со стрессом, поскольку их фермент не способен расщепить и вывести избыточный дофамин. В итоге мозг испытывает перегрузку, а бедных людей охватывает чрезмерное возбуждение.»
( Бронсон, Мерример. «Царь горы. Пробивной характер и психология конкуренции». )
Уважаемый Александр,Вы рассуждаете как теоретик,а я практик в области силовых структур и когда встаёт выбор-умереть или остаться в живых и спасти ещё пару десятков жизней тут и приходит понимание как это работает