Как перевести бизнес-процессы в удаленный режим

Вопрос не в том, какому количеству людей можно позволить работать дома,
а в том, какое количество людей должно выполнять работу в офисе или на заводе.
Питер Таттл, вице-президент Ortho Pharmaceutical

Если в российской компании заходит разговор о возможности работы штатных сотрудников на дому, то отрицательные мнения на этот счет разделяются на две категории.

Мнение руководителей:

  • Люди сами не захотят работать дома, так как работа в России – больше чем производственный процесс. Народ ходит в офис, чтоб других посмотреть и себя показать, отдохнуть от тяжелого домашнего быта.
  • Люди должны видеть в лицо своего руководителя, общаться с ним очно, иначе у них пропадает мотивация упорно трудиться, добиваться поставленных целей.
  • Работа дома подорвет безопасность компании. Коммерческие и производственные секреты окажутся незащищенными.
  • Попробуй дать возможность людям работать дома, как тут же этих людей и потеряешь вместе с компанией! Никакого реального контроля за удаленцами не будет.
  • Если мы откажемся от офиса, клиенты воспримут это как нашу слабость. А то, что мы экономим на затратах, они просто не примут во внимание.

Мнение сотрудников:

  • Я не хочу работать дома, потому что меня будут отвлекать телик и холодильник, а также бесконтрольный доступ в интернет.
  • Я не для того купил дорогую машину, чтобы она стояла во дворе. Машина должна возить меня на работу, а стоять она может только в пробках!

Это едва ли не основные причины, которые указывают в опросах работники бэк-офиса, управленцы различных уровней. Попробуем разобраться – настоящие это причины или же иррациональные фобии.

Для начала приведу небольшую цитату Элвина Тоффлера из его книги «Третья волна» о «постиндустриальной эпохе» и необходимости перемещения рабочего пространства сотрудников из офиса в дом. Тоффлер пишет: «Следует осознать, что если даже 10-20% рабочей силы должны будут совершить это историческое перемещение, то вся наша экономика, наши города, наша экология, структура нашей семьи, наши ценности и даже наша политика изменятся почти до неузнаваемости».

Соотнеся это высказывание с вышеприведенным результатом опроса, можно сделать вывод, что у нас в голове пока что прочно укрепились базовые ценности индустриальной эпохи «второй волны» по терминологии того же Тоффлера.

В условиях набирающего обороты экономического кризиса, слова, произносимые про экономию, пока что звучат как припев к основному лейтмотиву – необходимости сокращения рабочих мест, сворачивании программ развития. Лично я делаю вывод, что дна мы пока не достигли. Видимо, чтобы экономика стала по-настоящему эффективной, ей нужно для начала исчезнуть практически полностью.

Наивная убежденность многих руководителей в том, что их личное присутствие в офисе способно заставить персонал ударно трудиться, разбивается о следующее допущение – получается, что отсутствие этого руководителя порождает лень и неспособность довести дело до конца? Значит, все-таки необходимо, наконец, определиться, какие показатели и процессы станут для сотрудников тем самым «супервайзером», который всегда рядом?

Вопрос о безопасности достаточно серьезный, однако следует честно отдавать себе отчет в реальной эффективности вашей системы безопасности? По крайней мере, информационной. По оценкам независимых экспертов, чуть ли не в 90% случаев при существующей системе контроля сотрудники без труда получают возможность в офисе скачивать не только данные корпоративной БД, но и копировать различные документы и файлы. Как правило, их останавливает только порядочность и отсутствие необходимости это делать. При этом дело не в отсутствии программно-аппаратных средств контроля, а в элементарной бездеятельности IT-офицеров. Поскольку такая ситуация распространена повсеместно, то следует вывод, что такая форма контроля абсолютно неэффективна.

Очевидно и другое – удаленная форма работы требует не только решений в области IT-технологий, но и нововведений в области организационных мер, психологических тренингов, юридической поддержки работодателя в условиях кардинально изменившихся отношений с работником. При этом компании, предоставляющие подобные комплексные услуги, на рынке пока редкость. Очевидно, что причина кроется в отсутствии у консультантов проработанной концепции такого продукта. Но все же, такие компании есть, и они готовы браться за подобную работу. В арсенале таких решений следующие модули:

  • Моделирование бизнес-процессов компании.
  • Интеграция удаленных сотрудников в производственный процесс.
  • Определение KPI удаленных сотрудников.
  • Разработка новой мотивационной схемы сотрудников на основе показателей личной результативности.
  • Разработка организационных графиков.
  • Автоматизация процессов на основе существующих бизнес-приложений и новых интеграционных решений.
  • Проведение тренингов для работы удаленных сотрудников.
  • Юридическая поддержка работодателей и сотрудников в новом формате работы.
  • Подготовка всех необходимых кадровых документов для перехода на удаленный режим.

Компании, решившиеся на проведение у себя реформы по изменению формата работы, не должны кидаться в омут с головой. После изучения вопроса о том, на какую эффективность можно рассчитывать при переходе на удаленный режим, следует тщательно отобрать подразделение для перехода на этот формат. Именно на этом экспериментальном отделе обкатываются все регламенты взаимодействия как внутри отдела, так и с внешними контрагентами. После этого определяются критерии остальных кандидатов для удаленной работы, состав удаленцев, график перехода на удаленный режим.

Мгновенная выгода таких решений, в общем-то, очевидна, и говорить об этом пока не буду. Однако об эффекте не сиюминутном, а отложенном, сказать все-таки следует.

Основной отсроченный эффект – вынужденная потребность перехода компании на более прогрессивную форму управления. Широкое использование таких технологий как BSC и KPI. Изменение существующей системы мотивации, при которой сотрудник вынужден учитывать в своем доходе показатель эффективности. Конечно же «сильно возрастает нагрузка на управленческий персонал». Я бы перефразировал и сказал, что управленцы, наконец, действительно начинают заниматься управлением – разработкой бизнес-процессов (причем реальных, а не формальных), систем контроля и мотивации. Из хороших парней они превращаются в замечательных парней, поскольку сотрудники, получив оперативное рабочее задание, а также при подведении итогов своей деятельности, теперь вынуждены замечать их.

Казалось бы, все это – прописные истины, но тот руководитель, который утверждает, что при переходе на удаленный режим работы он может потерять бизнес, скорее всего, представляет свой бизнес как офис, набитый людьми, а не систему бизнес-процессов, в которой сотрудники исполняют свои бизнес-роли.

Фото: pixabay.com

Впервые статья была опубликована на Executive.ru 12 марта 2009 года в рубрике «Творчество без купюр». Реанонсирована в контентном блоке в рамках специального проекта редакции

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель управления, Москва

Экономим на электричестве, тепле или как? Платим меньше... в чем прикол? Из статьи не понятно где выгода. Хотя сама идея может оказаться интересной.

Александр Разыграев Александр Разыграев Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Еще некоторые 'экономят' на мыле и туалетной бумаге... :D

Нач. отдела, зам. руководителя, Украина
Еще некоторые 'экономят' на мыле и туалетной бумаге...
Еще на кофе, доставке воды в охвис, бензин опять же (мне 25 км на работу в один конец). Но весь вопрос, кого переводить? Сейлс-манагеров -так не их дело в офисах заседать... Производство? -Бррред.... сервис-инженеров тоже нельзя...Вот и остается, что из-дому могут работать он-лайн торговцы цеными бумагами, если еще не вымерли...
Александр Разыграев Александр Разыграев Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Тарас Мысак пишет:Еще на кофе, доставке воды в охвис, бензин опять же (мне 25 км на работу в один конец).
Ну это всегда было - во многих компаниях кофе, вода лишь 'топам'.А в регионах - и в санузлах сроду не было ни мыла, ни тем более бумаги.Пример - предприятия суэка с их 'рационализатором' мироносом.
Генеральный директор, Калининград
Александр Разыграев пишет:Еще некоторые 'экономят' на мыле и туалетной бумаге... Широкая улыбка
Ха ха, это про Калининградский Вестер? Да уж, теперь у них менеджеры ходят неумытые и плохо пахнут :D
Менеджер, Москва

[I]руководитель, который утверждает, что при переходе на удаленный режим работы он может потерять бизнес, скорее всего, представляет свой бизнес как офис, набитый людьми, а не систему бизнес-процессов,[/I]Не совсем так. Все процессы в компании прописаны под работу людей в офисе, существующие процессы то же появились не за один день. На создание отлаженной и эффективной схемы работы компании, был потрачен не один год ее существования. Ваше предложение, выглядит заманчиво, но оно не имеет массового распространения, для его реализации необходимо время и деньги (что в нынешних условиях является недопустимым). Прописать любой процесс на бумаге, достаточно не сложно, но дать гарантию того что нововведенная схема будет приносить больше выгоды не возможно (не попробуешь, не узнаешь), по этому именно в кризис такое предложение вызывает логичные опасения.

Директор по операциям, Москва

Это не новинка. Такие схемы работы используются на Западе уже давно. Хороший пример - Юго-Западные Авиалинии в штатах. Они уже лет 7 используют распределенный колл-центр. Домохозяйки сидят на домашних компах и успешно выполняют задачи по бронированию, информированию, приему претензий и т.п.Конечно, не всякий бизнес может полностью перейти на такую схему, но, что есть часто практикуемый аутсорсинг, как не вариация 'офиса на диване'. Красивый офис, это вещь по-типу 'хороший понт дороже денег'. Никогда эффективность сотрудников не зависела от размера окон, высоты потолков и количества пальм в курилках.[B]Елена[/B], бизнес-процессы прописаны не для работы людей в офисе, а для эффективного ведения бизнеса. Физическая привязка к местности важна только в розничном бизнесе.Другой вопрос - есть ли у нас дома условия для погружения в задачи?Мне например удобнее сосредоточиться в офисе. Дома есть ребенок, еще разные люди :) И, думаю, вариант 'Папа! (Мама!) На ручки!' в нашей стране является существенным аргументом против работы в домашних условиях. С учетом того, что многие управленцы среднего класса сейчас увольняют нянь и домработниц.

Менеджер, Москва
[B]Сергей[/B], Вы меня не правильно поняли.
Сергей Левашов пишет:бизнес-процессы прописаны не для работы людей в офисе, а для эффективного ведения бизнеса. Физическая привязка к местности важна только в розничном бизнесе.
Я и не говорила о физической привязки к местности офиса или даже о расположении столов, это не важно. Я делала акцент на то, что процессы работы компании на прямую связанны с тем как получить максимальную эффективность при работе сотрудников именно в офисе.
Это не новинка. Такие схемы работы используются на Западе уже давно. Хороший пример - Юго-Западные Авиалинии в штатах. Они уже лет 7 используют распределенный колл-центр.
Я и не говорила, новизне схемы работы удаленных сотрудников, я говорила о количестве компаний работающих по такой схеме.
Директор по операциям, Москва

Елена, честное слово, я не сталкивался с такими процессами, чтобы современный уровень развития ИТ технологий не мог осилить при удаленном размещении сотрудников :) Если приведете пример - буду благодарен.Не берем в расчет производство и розницу товаров.Совершенно согласен, что и кризис не сильно увеличит количество таких компаний. Хотя, конечно, если в мозг владельцев бизнесов проникнет мысль о том, что работа дома сократит издержки и увеличит доход - ждите подвижек :)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зумеры выгорают чаще, чем представители других поколений

Из-за этого они каждую неделю пропускают задачи, эквивалентные одному рабочему дню.

Максимальный размер больничного будет увеличен

В 2026 году работники смогут получать до 6 800 руб. в день в случаях временной нетрудоспособности.

За отказ нанимать людей с инвалидностью работодателей будут штрафовать

Для должностных лиц штраф составит от 20 до 30 тыс. руб., для компании – от 50 до 100 тыс. руб.

75% россиян предпочтут премию новогоднему корпоративу

При наличии альтернативы — премия или новогодний корпоратив — только каждый пятый работающий выберет праздник.