Муж и жена в бизнесе: как построить успешное дело с партнером-супругом

Минусы, которые дают плюсы

Супруги могут объединиться на почве совпадения интересов — допустим, они являются специалистами в сфере маркетинга, и открывают свое собственное рекламное агентство. Либо хобби одного из них начинает монетизироваться — к примеру, увлечение кулинарией приводит к открытию небольшого кафе. Решение о предпринимательской деятельности может прийти как спонтанно, так и на семейном совете. Каждая история индивидуальна. Но есть несколько общих моментов, которые изначально окрашены негативно, однако при грамотном подходе только улучшат и проект, и обстановку в семье.

1. Станут очевидны как новые качества партнера, так и его слабости. И не всегда вторые легко принять. Важно смотреть на супруга без розовых очков, трезво оценивать его экспертность, навыки и промахи. И с такой же холодной головой быть готовым их обсуждать. Над этим придется работать. Однако оно того стоит — улучшатся и бизнес-показатели, и отношения. 

2. Необходимо полностью довериться друг другу. Нередко бизнес начинает один из супругов, а второй приходит в него постепенно, затем оставляет работу, где может быть вполне успешен, и иметь перспективы дальнейшего развития. Это своеобразный «прыжок веры», но его важно совершить — ведь пара уже доверилась когда-то друг другу, создав семью. Обоих партнеров новые обстоятельства стимулируют.

3. Бизнес плотно войдет в личную жизнь. Деловые вопросы будут обсуждаться везде — перед сном, на отдыхе. Для того чтобы не перегореть, желательно устанавливать время, которое предназначено исключительно семье — это позволит сохранить баланс. Из плюсов — супруги становятся ближе друг к другу, как пара, а как предприниматели — всегда включены в проект и решают задачи оперативнее. Неслучайно участники команды стартапов часто снимают общее жилье на начальном этапе — так возрастает слаженность и эффективность процессов. Для супругов такой вопрос уже не стоит. 

4. Все испытания будут общими. На старте клиенты могут появиться как сразу, так и через полгода. У развитой компании в любой момент может возникнуть проблема на стороне поставщика, допустим, брак в заказанной партии. Здесь важно иметь финансовую подушку, и быть готовым к моральным издержкам. По итогу же это укрепляет семью — супруги точно знают, что застрахованы на случай непредвиденных обстоятельств, плюс прохождение кризисов укрепляет отношения.

5. Когда дело семейное, то и источник дохода у пары один. Это накладывает дополнительный груз ответственности. С другой стороны, является сильной мотивацией для обоих. 

6. Партнер может быть не лучшим в чем-либо. Это ограничивает возможности ведения бизнеса, экспертизу. Но зато рядом проверенный человек, с которым всегда можно максимально откровенно поговорить. 

7. Привычные роли в браке и гендерные приемы недоступны. Упреки за невыполненные домашние дела, переходы на личности, припоминание старых обид, или оставленной карьеры при обсуждении деловых вопросов недопустимы. Только конструктив, безоценочно и с уважением. Придется набраться терпения. Однако такой подход способствует не только планомерному развитию бизнеса, но и оздоровит семейные отношения — все задачи здесь будут решаться оперативнее и без конфликтов. 

Личный опыт

Главное для успеха в семейном бизнесе — грамотное распределение обязанностей. Нередко один из супругов так или иначе выступает локомотивом, движет общее дело вперед, развивает контакты с партнерами и клиентами, а второй занимается организационной и управленческой деятельностью. Не стоит пытаться это изменить. Лучше использовать таланты друг друга на благо общего дела, довериться партнеру. 

Мы прошли это при запуске компании «Русский доктор». Мой супруг является основателем и главным лицом, функционал у него более широкий. На начальном этапе, даже несмотря на то, что обязанности были четко распределены, были сложности: мы оба люди сильные, целеустремленные, амбициозные, на почве этого сталкивались интересы. Но наш проект развивался, и вместе с ним росли и мы, преодолевая стремление к соревновательности.

Предпринятое четкое распределение ролей между нами помогает двигаться в одном направлении, не вносит дискоординации в действия и рабочие процессы. Все кардинально важные вопросы жизни компании решаются совместно, но на своем участке каждый принимает решения самостоятельно. Работая в тандеме, мы с мужем постоянно открываем новые грани друг друга, восхищаемся деловыми качествами партнера, помогаем преодолевать возникающие трудности и работаем вместе на общий результат. 

Разделить функционал не так сложно, как кажется. В нашем случае супруг занимается финансами, логистикой, переговорами с партнерами, на мне — вопросы производства, маркетинга, позиционирования на российском рынке. 

Важно, на мой взгляд, не бояться признать, что один из супругов-партнеров имеет солирующую роль на одном из направлений компании, в то время как второй незаменим в других этапах. Не конкурировать друг с другом, соблюдать иерархию, понимая, что твой вклад в общий успех важен и оценен.

Также могу отметить честность: предприниматель должен отдавать отчет, что бизнес делается для получения дохода. Поэтому мы не боимся закрывать неприбыльные направления, трансформироваться под влиянием обстоятельств, которых с 2020 года и по сей день было немало. Во всех вопросах мы с мужем на одной стороне — прогресса нашего общего дела и поддержания эффективности компании.

Что еще важно учитывать

Сложно вести бизнес партнерам с одинаковым типом темперамента. Оптимально, если один из супругов интроверт, а другой — экстраверт. Первые могут выступать генератором креатива, вторые — упаковывать его и продавать. 

Еще один вариант — оба партнера являются лидерами или специалистами одной отрасли. Здесь важно не допустить конкуренции. Лучше всего использовать семейный опыт: пара хорошо знает друг друга, сильные и слабые стороны. На основании этого и производится разделение, не стоит вместе решать одну и ту же задачу. Самое главное — чтобы видение цели было единым. 

Усталость может быть от работы, а не от совместного общения. Когда-то вы приняли решение стать супругами, и это по умолчанию означает, что вам комфортно находиться вместе. Если в отношениях нет полного доверия, расположения и уважения — совместный проект начинать не стоит. Как и романтизировать семейный бизнес. Нужно быть готовым к тому, что это планомерная, не всегда легкая и ежедневная работа.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Инженер-конструктор, Санкт-Петербург

В статье забыт один важный вопрос, а на чьи деньги создан бизнес?

В независимости от всего остального, тот, кто вложил основные средства, тот хозяин, а все остальные включая супруга будут только партнерами.

Руководитель группы, Москва
Михаил Лурье пишет:
В независимости от всего остального, тот, кто вложил основные средства, тот хозяин, а все остальные включая супруга будут только партнерами.

При этом еще важно на старте обговорить критерии оценки стоимости компании и оценки вклада того супруга, который вкладывает труд.

Помню, в интернете женщина писала, что на старте бизнеса они с мужем договорились, что он вкладывает в бизнес свою квартиру, а она - труд (бесплатно работает). 

Несколько лет все шло хорошо: жена строила бизнес, прибыль росла, а муж, вложивший квартиру в этот бизнес, лежал на диване и раз в месяц снимал деньги со счета.

Но однажды жена выполнила расчеты и пришла к выводу, что стоимость ее вклада в бизнес превысила стоимость квартиры, которую муж вложил в этот бизнес. Поэтому, по мнению жены, муж теперь тоже должен вставать с дивана и работать.

Однако муж не согласился: он считал, что стоимость вклада жены ниже стоимости квартиры, вложенной им.

И, значит, женщина на форуме писала, что семейные отношения превратились в постоянные дискуссии касательно оценки бизнеса, оценки вклада мужа и жены в этот бизнес, и темы, кто должен продолжать работать в этом бизнесе. 

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург
Елена Аронова пишет:
При этом еще важно на старте обговорить критерии оценки стоимости компании и оценки вклада того супруга, который вкладывает труд.
Помню, в интернете женщина писала, что на старте бизнеса они с мужем договорились, что он вкладывает в бизнес свою квартиру, а она - труд (бесплатно работает). 
Несколько лет все шло хорошо: жена строила бизнес, прибыль росла, а муж, вложивший квартиру в этот бизнес, лежал на диване и раз в месяц снимал деньги со счета.
Но однажды жена выполнила расчеты и пришла к выводу, что стоимость ее вклада в бизнес превысила стоимость квартиры, которую муж вложил в этот бизнес. Поэтому, по мнению жены, муж теперь тоже должен вставать с дивана и работать.

Ну жена же все-таки работала не совсем бесплатно, если прибыль регулярно была, и она с мужем не голодала. А муж лежал на диване, значит других доходов у семьи не было.

Начальное крупное вложение (квартира для них это крупное вложение) являются определяющим для их бизнеса.

Если правильно считать, то пусть исходят из того, что они взяли банковский кредит на этот бизнес на стоимость квартиры и прикинули платежи по его возврату вместе с процентами.

Если бы жена сказала, что она не просто работала, а привлекла в бизнес свои связи, то есть сделала инвестиции в бизнес, то это можно как-то попробовать учесть.

Кстати, я почти уверен, что она посчитала так, стоимость квартиры в то время ему за это время вернулась, значит все сверх этого надо делить пополам. При этом не учитывается, что это была инвестиция мужа и приход должен не просто вернуть стоимость вложений, но и давать проценты. Ну а кроме того, если бы квартира не была продана, а например, сдавалась бы, то ее стоимость возрасла бы в разы. Например, c 2000 по 2018 год стоимость недвижимости выросла в 5 - 10 раз, это в долларовом эквиваленте.

И еще, а зачем мужу вставать с дивана, если есть прибыль, пусть наймут работника.

Кстати, это наглядный пример смешивания ролей, бизнес-роли и семейной роли. Если бы они не были мужем и женой, и хозяин бизнеса выплачивал бы ей за работу столько сколько он тратил на жену, то вопроса бы не возникло.

Аналитик, Москва
Елена Аронова пишет:
Михаил Лурье пишет:
В независимости от всего остального, тот, кто вложил основные средства, тот хозяин, а все остальные включая супруга будут только партнерами.

При этом еще важно на старте обговорить критерии оценки стоимости компании и оценки вклада того супруга, который вкладывает труд.

Помню, в интернете женщина писала, что на старте бизнеса они с мужем договорились, что он вкладывает в бизнес свою квартиру, а она - труд (бесплатно работает). 

Несколько лет все шло хорошо: жена строила бизнес, прибыль росла, а муж, вложивший квартиру в этот бизнес, лежал на диване и раз в месяц снимал деньги со счета.

Но однажды жена выполнила расчеты и пришла к выводу, что стоимость ее вклада в бизнес превысила стоимость квартиры, которую муж вложил в этот бизнес. Поэтому, по мнению жены, муж теперь тоже должен вставать с дивана и работать.

Однако муж не согласился: он считал, что стоимость вклада жены ниже стоимости квартиры, вложенной им.

В данном случае муж - инвестор, а жена - наемный работник. Поэтому все правильно. Инвестор ведь и не должен работать. И ссориться с мужем жене лишний раз не надо. А то не ровен час разведутся и муж останется с бизнесом, а жена - с трудом на руках. Пусть лучше жена учится семейным ценностям у китайцев. Там "человек" обозначается иероглифом в виде человечка, а "муж" - иероглифом в виде человечка, достающего головой до неба.

Knowledge manager, Пермь

К указанным в статье "моментам" можно еще добавить коммуникации - умение выяснять отношения как в процессе создания бизнеса, так и при наступлении понимания одним из партнеров, что что то идет не так как ему хотелось.

Умение выстраивать коммуникации являются ключевыми не только в создании семейного бизнеса, но и поддержании самих семейных отношений.

Читал у Джона Готтмана в "Карте любви", что опытные психологи, послушав то как общается между собой семейная пара могут предположить сколько лет, а иногда месяцев или даже недель осталось им жить в супружестве.

Коммуникации важны не только между супругами, но и сотрудниками и клиентами. Качество коммуникаций определяет жизнеспособность компании.

Плюсом совместного ведения бизнеса может быть возможность взаимозаменяемости, когда один из супругов начинает выполнять обязанности другого, координируя(общаясь и коммуницируя) какие то нюансы онлайн.:)

Руководитель группы, Москва
Константин Комшуков пишет:
В данном случае муж - инвестор, а жена - наемный работник.

Нет, если жена работала без зарплаты, то она тоже инвестор или, как минимум, партнер, так как вкладывает свои труд и время. 

Например, в стартапах или малом бизнесе так и происходит: инвестор дает деньги, а предприниматель деньги не вкладывает, а бесплатно работает. При этом предприниматель может занимать в своей компании должность, но это не значит, что он только наемный работник и должен инвестору бесконечно выплачивать деньги.

Если инвестиции выдавались в виде кредита, то после того, как кредит возвращен с процентами, инвестор должен отпасть от бизнеса. Либо, если ему интересен бизнес и он хочет продолжать сотрудничать, то должен инвестировать новую сумму на новых условиях.

Если инвестора, вкладывая деньги, получает долю, а предприниматель бесплатно работает, то часто изначально прописывается, что, при достижении таких-то показателей, доля предпринимателя увеличивается, а доля инвестора уменьшается. Либо, если инвестор не хочет уменьшать долю, то должен вложить дополнительные деньги (а предприниматель может отказаться и предпочесть, чтобы у инвестора уменьшилась доля).

В случае семейного бизнеса супруги - автоматичски совладельцы, насколько я понимаю, так как то, что приобретено в браке, считается совместным имуществом супругов, за исключением активов, предоставленных по дарственной или унаследованных.

Михаил Лурье пишет:
И еще, а зачем мужу вставать с дивана, если есть прибыль, пусть наймут работника.

А у них там были наемные работники. 

Как я поняла, речь шла о том, что, с учетом стоимости вложенной мужем квартиры и показателей бизнеса, на которые вывела компанию жена, работая не за зарплату, а как совладелец и партнер, жена решила, что муж получает чересчур много - проценты, которые получает он, уже превышают величину его вклада в бизнес (если проводить аналогию с кредитом, то кредит выплачен ему с процентами, а, если проводить аналогию с инвестициями за долю, то его доле инвестора пора уменьшаться). Поэтому муж должен или меньше получать, либо вкладываться дополнительно (а так как отдельных личных активов у мужа не было, а прибыль от бизнеса - она общая, - то вложить муж в дальнейшем мог только свой труд). 

Консультант, Москва

Жена богатого предпринимателя  по определению становится его партнером в бизнесе, то есть она являтся "вывеской" его предпринимательской леятельности. Мужчину всегда оценивают по тому, какая женщина с ним рядом. То есть жена как партнер должна быть привлекательной внешне, модно одетой, умной, коммуникабельной и "на людях"  показывать, что её муж для неё - единственный мужчина на планете Земля! Это огромный труд и не каждой женщине по силам!

Директор по развитию, Красноярск

Вопросы про инвестора и "стартапера", про то кто какую работу оставил ради этой и пр - это не вопрсы семейных отношений, это обычные вопросы, которые нужно решать при любом партнерстве и  договориться нужно на старте, одновременно уставив дату не позднее которой условия сотрудничества будут обсуждены снова. 

И плюсы и минусы работы супругов вместе - это исключительно выстраивание отношений, вы получаете "концентрат" и вынужденно либо быстро учититесь либо быстро разбегаетесь.

Начальник участка, Москва
Елена Аронова пишет:
Константин Комшуков пишет:
В данном случае муж - инвестор, а жена - наемный работник.

Нет, если жена работала без зарплаты, то она тоже инвестор или, как минимум, партнер, так как вкладывает свои труд и время. 

Например, в стартапах или малом бизнесе так и происходит: инвестор дает деньги, а предприниматель деньги не вкладывает, а бесплатно работает. При этом предприниматель может занимать в своей компании должность, но это не значит, что он только наемный работник и должен инвестору бесконечно выплачивать деньги.

 

Тут непростой вопрос, в теории с момента получения первой зп, жена стала наемным работником, а не инвестором. Фактически при подобных начинаниях имеет смысл работу фирмы разделять на 2 периода: становление и отлаженная работа и учитывать вклад по разному. 
Да и работа в стадии старта бизнеса требует иных компетенций и требований к людям, сам формат работы другой. Когда работа отлажена фирма работает по принципу процемной оптимизации затрат, а когда идет строительство бизнес механизма и его включения в отрасль и окружающий контекст, там скорее проектный формат работы. 
А вообще надо либо очень подробно прописывать и проговаривать такие вещи и работать в рамках бизнес договоренностей, либо работать в рамках семьи и все общее. Всем сторонам из-за когнитивных искажений свойственно переоценивать свой вклад и недооценивать вклад окружающих, поэтому очень сложно в рациональном формате решить вопрос. 

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург
Елена Аронова пишет:
В случае семейного бизнеса супруги - автоматичски совладельцы, насколько я понимаю, так как то, что приобретено в браке, считается совместным имуществом супругов, за исключением активов, предоставленных по дарственной или унаследованных.

Если квартира была добрачная и именно она инвестирована в бизнес, то бизнес за мужем.

Доходы от бизнеса совместно нажатое, но сам бизнес за хозяином.

Допустим добрачная квартира сдавалась, тогда квартира за мужем, а доход от сдачи совместный. И даже то, что жена участвовала в бизнесе сдачи (допустим это посуточная сдача), не делает ее совладелицей квартиры, она совладелица дохода.

Там есть ньюансы, связанные с ремонтом квартиры в период брака, за чей счет делался ремонт и влияет ли это на стоимость квартиры, но если это было сделано юридически граммотно, то это не меняет ситуацию.

Кстати, если муж занимается извозом на добрачной машине жены, то машина жены, доход совместный. Опять же есть ньюансы с ремонтом.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Сергей Махлай
Конечно, я имел ввиду вариант 2. Голова сама по себе, руки сами - старость...Надо меньше свои "г...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.