Зачастую, когда люди начинают вторую карьеру, они сталкиваются с необходимостью расти в новой сфере с уровня новичка. То есть: рассказывать о себе, вести соцсети и продвигать свои продукты или услуги, искать клиентов. Это может стать вызовом, поскольку личный бренд требует времени и перестройки мышления.
Поделюсь, как мне удалось перейти от ощущения «продвигать себя унизительно, я столько училась-работала и должна всем еще что-то доказать» до интереса и азарта в этом вопросе. Речь пойдет о том, как постепенно происходит перенастройка на параллельный фриланс-формат.
1. О непонимании, как работает продвижение:
- Непонимание себя и своего продукта.
- Неумение писать тексты о своей деятельности.
- Непонимание механик и средств продвижения.
- Непонимание аудитории.
- Отсутствие стратегии.
2. Об эмоциональном восприятии, оторванном от реальности:
- Зашоренность, слепое повторение инструкций и чек-листов, не понимая, что имеется в виду.
- Неадекватная оценка действий.
- Выгорание.
В интернете можно найти много материалов по темам выше. Но вначале, не подкрепленные личным опытом, эти этапы могут восприниматься как общая теоретическая информация. Вы можете не идентифицировать, что происходит, и терять время. Зная их на конкретном примере из жизни, вы сможете точнее определить свои узкие места, сразу закрыть их и быстрее расти.
7 кругов
Начнем с того, что у меня был продукт, в котором я уверена: моя вторая карьера – коучинг. Я владела необходимыми компетенциями коуча, это подтверждает международный сертификат ACSTH, отзывы старших коллег, опыт проведения консультаций и отзывы клиентов. Поэтому я стала смотреть, что вообще люди делают, чтобы у них регулярно появлялись клиенты и формировался бренд.
На курсах, как правило, советуют заняться продвижением в Instagram и блогингом. Изучая тему, больше всего я растерялась из-за основных советов по развитию личного бренда:
- Надо писать интересно и так, чтобы люди хотели к тебе обратиться.
- Надо понимать свою ценность и доносить ее до читателей.
- Надо писать так, чтобы люди понимали, чем ты занимаешься.
Хотя советы очевидные, я терялась от необходимости быть интересной и доносить свою ценность намеренно. Это словно ставило меня в позицию «я неинтересная, никому не понятно, чем я занимаюсь, и чем это вообще полезно». Из этой позиции ничего адекватного написать у меня не получилось. Люди казались персидскими шейхами, лениво дарующими лайки или игнорирующими меня как шута. Количество клиентов казалось пропорциональным знакам милости шейха: подписчикам, лайкам и комментариям.
Самый большой прорыв случился тогда, когда я поняла, о чем конкретно надо писать, чтобы случились все пункты. Это ответы на вопросы:
- Зачем мне продвижение?
- Чем я интересуюсь?
- В чем моя экспертиза?
- Кому еще может быть интересна эта тема?
- С какими сложностями я сталкиваюсь в темах, которые мне интересны? Как их решаю?
Далее, я применяла советы из курсов: просто пробовала, как написано, и все. Так я узнала, что не умею писать экспертные посты и вообще демонстрировать экспертность. Вы даже не представляете, насколько нудными у меня получались все эти посты-приветствия, демонстрации качеств из списка, посты про достижения и цели. Мне было тоскливо их даже писать, и понятно, что читать их было не веселее. Фристайлить в постах, даже если я придумывала себе рубрики, у меня тоже получалось с натягом.
В итоге я поняла, что главное правило – нет никаких правил, как писать и о чем писать, готовые шаблонные решения скорее сужают мое мышление, чем помогают. Чтобы работало, фокус моего внимания надо возвращать в то, что мне интересно. И уперлась в то, что мои интересы казались мне никому не интересными, позорными и оторванными от жизни. «Кому нужны энергетические медитации, коучинг, личный бренд?» – так я думала до тех пор, пока не стала размышлять над пунктами «с какими сложностями я сталкиваюсь и как решаю». По моему опыту, этот удивительный вопрос находит общечеловеческие темы даже в самых экзотичных направлениях.
Следующим пунктом мучилась: люди не покупают у меня, когда я анонсирую свои сессии. Наверное, я все делаю плохо! Но когда я делала активности с ответами на вопросы, проводила вводные сессии, поняла, что большинство этих людей... просто ничего не знает про коучинг. Все хотели «попробовать» и «узнать, что можно получить от работы с коучем».
Образ коуча, собранный из соцсетей, меня уничтожил. Как люди его видят? Белозубый человек, который начнет прогибать тебя на зарабатывание миллионов и каких-то еще пластмассовых целей, заставляя чувствовать себя ничтожным со своими мелкими делишками. Синонимы: манипуляции, секта, декларации, выманивание денег.
Единицы подписчиков подписались на меня, потому что я коуч. Большинство – мои старые коллеги, одногруппники или одноклассники. Их никогда не интересовала моя новая тема, я просто внезапно вместо фотографий с моря стала писать про саморазвитие. Да, многие поддержали меня репостами, комментариями и участием в сессиях и отзывами, но регулярный поток клиентов ждать из их числа оказалось бесполезно.
И дело вовсе не в том, что посты были плохие, наоборот, кто-то писал мне, что читать стало очень интересно. Скорее дело в том, что эта аудитория – не ЦА. Этих людей не просто надо обучить, нужно полностью переписать образ из СМИ и прошлого опыта в их голове. Возможно, кто-то и может продавать людям то, что им не нужно или чего они боятся, но этого ли вы ищете?
Единомышленники же, которых мне так не хватало, не находились потому, что я писала совсем не то, что мне интересно и что меня трогало, а шаблонные вещи или эмоциональные выплески. Никто из людей не Кларк Кент: зацепиться за то, что сокрыто в чертогах моей души, если я про это не написала или не сказала в общедоступном пространстве, оказалось проблематично.
Затем я страдала от ощущения, что я столько всего сделала, а результата нет. Мне помог прийти в себя вопрос: что конкретно я сделала? А еще – провести аудит моих публичных выступлений, статей, активности в соцсетях за последний год в сравнении с успешными примерами.
Когда видишь, сколько сделали люди, чтобы быть узнаваемыми, перестаешь заблуждаться, что все происходит само собой. Статьи, подкасты, интервью, выступления на конференциях – когда ставишь у себя везде «0», а у другого «50» и пишешь долгий список медиа, где он выступал, возникает только мысль: я была дурочкой, строча шаблонные посты у себя в Инстаграм для бывших одноклассников. И огорчаясь, что если я пишу два месяца у себя на странице, миллионная аудитория не появляется сама собой.
Тогда я поняла, что не ограничена Инстаграмом! Мне не нужно утыкаться в соцсети и устраивать там шоу! Посты не для лайков, а чтобы люди могли меня находить и знали, чем я занимаюсь. Есть еще море способов находить заинтересованных людей. Каков же тогда будет мой план?
Возник затык с планированием и стратегией. Сколько я хочу клиентов? А подписчиков? Тут у меня включился режим «сам себе сумасбродный руководитель», который вдруг спускает невыполнимый план и дрючит за невыполнение.
Эта сложность помогла мне вспомнить про видение: какой я стану, чтобы произошел рост? Мозг принимал любой план, только если мне было понятно, что делать, с четким набором действий. Цифры плана – как индикатор, что все идет правильно.
Говорят, «не нужно запрягать дохлую лошадь». Но не всегда, если что-то не получается с первого раза, – это знак, что не стоит идти дальше. Чаще всего я заплетала лошади косички или раскрашивала круп краской, удивляясь, что это не имеет ничего общего с везением телеги.
Человек из большой компании, кто ты без нее?
Я закончила учиться коучингу в этом году. В процессе учебы мне было легко набирать часы, бесплатно консультируя друзей и знакомых. Но под конец я поняла, что этим не научилась получать настоящих клиентов – кто захотел бы идти со мной в серьезную работу, и кому нужно не просто «попробовать». Для платформ, продвигающих коучей, были необходимы именно оплаченные часы. А их не было.
В моем заброшенном Instagram оказался 131 неактивный подписчик. Я прошла несколько курсов по продвижению, но не сработали предложенные методы: регулярные посты и сторис, хэштеги и геотеги, отзывы и упоминания. Это не прибавило мне клиентов, только лайков. До таргета и парных эфиров не дошла: к этому моменту мне вообще не хотелось себя рекламировать.
Самое непростое было именно перестроиться морально. Хорошие отзывы, высокие баллы за экзамены не всегда коррелируют с умением выходить на рынок. Как минимум поначалу на свое имя необходимо работать, чтобы выйти на уровень, аналогичный основной профессии.
Я привыкла быть специалистом с постоянной гарантированной загрузкой. Но когда клиенты не становятся в очередь, подписчики не прирастают, это бьет по самолюбию и заставляет усомниться в своем профессионализме. Обратной связи при этом нет, и легко начать думать, что что-то не так с тобой, а не с тем, что и как ты делаешь.
Некоторые мои коллеги быстро развивались как фрилансеры, например, получали клиентов, просто анонсируя свои сессии в соцсетях или проводя их за отзыв и рекомендацию. Но этому, как правило, предшествовало длительное ведение блога или опыт тренерской работы.
Сложности оказались конкретными задачами, которые нужно было научиться решать. Возможно, наличие приземленной ясности сможет вдохновить или поддержать кого-то, кто тоже развивает вторую карьеру. Я в какой-то момент удивилась, насколько интересно придумывать собственное развитие, когда трудные задачи не истощают, а укрепляют ментальные мышцы.
Читайте также:
Ваш доход зависит от:
1. 60% - ваш круг общения. Не рассчитывайте на высокий доход если вы не общаетесь с собственниками компаний, генеральными директорами и топ менеджерами.
2. 30%. Ваши принципы, которые вы здесь изложили. Именно они вам мешают общаться с собственниками компаний. Им не интересны ваши принципы.
3. 10%. Ваши знания и опыт. Пока вы не начнёте коучить собственников и их окружение, ваши знания и опыт не применимы.
Интересная статья!
Добрый день! Такое ощущение, что статья не окончена)
Спасибо, очень нужная статья, т.к. свой практический опыт - самое ценное, что может быть. И про это интереснее всего читать.
Соглашусь с предыдущим оратором, статья не дописана; нет полезных выводов, которые сами напрашиваются из текста.
Конечно, хочется пожелать автору успеха в поиске себя и самосовершенствовании. Но пока получился рассказ о том, как человек уговаривает себя заниматься каким-то делом. Вполне возможно, что не своим.
А был ли на самом деле продукт, в котором можно быть настолько уверенным? Коучинг. Почему именно он? Каких благих целей и намерений хотел достичь автор на этом поприще, чтобы к нему ринулись клиенты, выстраивась по пути в длинные очереди? Всегда ли международный сертификат гарантирует "необходимые компетенции"? Может, все дело в сертификате? ACSTH («Approved Coaching Specific Training Hours») - это обзорный курс по коучингу "для сторонних провайдеров", которые могут заниматься коучингом, а могут и не заниматься (это почти цитата с сайта ICF (Международной федерации коучинга). И вторая цитата - "Для прохождения программы нет требований к образованию". Что характерно.
Вот и вопросы автор задает, на которые у него нет ответов:
И откровения на пути поиска возникают, прямо скажем, наивные:
Ну, и финал тоже звучит, в этом смысле, примечательно:
Другими словами, в поиске второй карьеры есть риск не достичь "приземленной ясности", а увлечься укреплением "ментальных мышц". И на этом остановиться. Потому что, судя по словам автора, "придумывать собственное развитие" не менее интересно, чем, видимо, успешно развивать вторую карьеру.
С другой стороны, почему бы нет? Тогда и текст не надо завершать. Получается такая...рябь по воде. А все-таки движение.
Можно ли попросить автора пояснить, что имелось в виду?
Мне кажется, нужно доносить до людей практическую ценность работы с вами. К сожалению, профессия коуча у многих ассоциируется с инфоцыганством. Так же как и профессия бизнес - консультанта. Когда после многих лет работы директором по сервису в крупных компаниях я начал свое дело, то был неприятно удивлен. Ведь по сути я занимался тем же, самым: настраивал процессы технического сервиса, вводил KPI и финансовое планирование, менял систему мотивации, делал сервис понятным и управляемым бизнесом. Но больше за мной не стояли такие компании, как GE, DMG Mori или Demag. Мне стоило больших усилий просто убедить собственников и руководителей, что мои советы работают, мне можно доверять. Поэтому я добавил недорогие тренинги по сервису - как способ знакомства с новыми клиентами, в процессе которого у них возникало представление обо мне как эксперте. Писал статьи, в том числе на Executive. Стал работать с партнерами, производителями FSM и BPM для автоматизации сервиса. Ведь в России часто воспринимают экспертов как "продавцов воздуха" (спасибо Мрачковскому, Парабеллуму и БМ). Ну а если ты продаешь нужную программу - это хороший бизнес. Правда, любая программа - только инструмент, которым нужно уметь пользоваться. И не всякая компания готова к автоматизации. Ну а в итоге у меня появились крупные клиенты - например Mitsubishi Electric. Сейчас уже есть и международные проекты. Так что все наладилось. Просто нужно, чтобы вам действительно нравилась ваша работа. Ну и конечно - больше стараться, постоянно развиваться чтобы быть лучшим в своем деле.
В рамках вопросов, затрагиваемых в статье, это безусловно важно. Так же, как и профессионализм, жизненный опыт и высокий уровень компетенций хотя бы в какой-то области, гле были достигнуты реальные результаты.
Для меня как потенциального клиента не так существенно, где, как именно, насколько часто и много ли текстов размещает коуч (в данном случае). Намного интереснее, как именно наша совместная работа поможет мне решить мои задачи, начиная с самых сложных и важных.
Пример с тренингами по сервису - хороший подход к переходу на принципиально новый уровень формирования доверия и долгосрочных отношений.
Мне статья близка: я тоже коуч по стандарту ACSTH ICF, одно время проводила платные коуч-сессии.
Из моего опыта:
1. Коучу легче всего набирать клиентов, если коуч уже давно практикует как тренер, психолог или консультант.
Например, HR-консультант обладает клиентской базой, именем, его знают как эксперта. Затем этот консультант выучился на карьерного коуча и добавил к списку услуг еще и коуч-сессии на карьерные темы. Клиенты в таких тонкостях не разбираются, как правило. Например. клиент хочет определиться, менять ему работу или нет. Он приходит к этому HR-консультанту и озвучивает вопрос. А HR-консультант уже предлагает либо консультацию, либо коуч-сессию.
Или, например, психолог обладает опытом психологического консультирования на темы семейных отношений. У психолога есть имя и клиентская база. Психолог выучился на коуча и добавил коучинг к списку услуг. Когда приходит клиент с запросом: "Уходить от жены или нет?" - психолог предлагает коуч-сессию.
Или бизнес-тренер - проводит тренинги по продажам, по командообразованию и т.д. У него есть клиентская база предприятий. Бизнес-тренер выучился на коуча и добавил коучинг к списку услуг. Теперь, когда ему звонят управленцы с предриятия: "У нас тут команда работает неэффективно", - бизнс-тренер предлагает не тренинг, а командный коучинг - например, на выработу общих целей менеджера и команды.
2. Коучу легче набирать клиентов в том профессиональном сообществе, где у коуча есть собственный профессиональный опыт, наработанный до обучения коучингу.
Например, до обучения коучингу человек работал в школе учителем, потом директором. Если этот человек выучился на коуча и начинает практику, то к нему охотнее пойдут именно учителя, с запросами на темы, связанные с профессиональным развитием, карьерой и т.д..
Если новоиспеченный коуч - мать трех детей, то к ней охотнее пойдут женщины, у которых есть дети, с запросами на тему воспитания детей.
Если коуч - бывший топ-менеджер корпорации, то к нему охотнее пойдут топ-менеджеы корпораций с запросами на управлеческие темы.
Если коуч - молодой человек со стажем работы 1 год, в должности помощника младшего специалиста, то к нему охотнее пойдут ученики старших классов с запросами, как выбрать вуз или колледж; и студенты старших курсов, с запросами: "Как устроиться на первую в моей жизни работу?"
Несмотря на то, что коуч не дает советов, а только задает продвигающие вопросы, скорость, с которой он соображает, какой продвигающий вопрос задать, зависит от того, насколько коуч "в теме".
3. Первое время лучше совмещать: то есть, работать где-то за зарплату и подрабатывать коучем.
На Западе даже говорят: "Скажи мне,кто твой коуч..."