Вторая карьера и личный бренд с нуля: как преодолеть трудности самопродвижения

Зачастую, когда люди начинают вторую карьеру, они сталкиваются с необходимостью расти в новой сфере с уровня новичка. То есть: рассказывать о себе, вести соцсети и продвигать свои продукты или услуги, искать клиентов. Это может стать вызовом, поскольку личный бренд требует времени и перестройки мышления.

Поделюсь, как мне удалось перейти от ощущения «продвигать себя унизительно, я столько училась-работала и должна всем еще что-то доказать» до интереса и азарта в этом вопросе. Речь пойдет о том, как постепенно происходит перенастройка на параллельный фриланс-формат.

1. О непонимании, как работает продвижение:

  • Непонимание себя и своего продукта.
  • Неумение писать тексты о своей деятельности.
  • Непонимание механик и средств продвижения.
  • Непонимание аудитории.
  • Отсутствие стратегии.

2. Об эмоциональном восприятии, оторванном от реальности:

  • Зашоренность, слепое повторение инструкций и чек-листов, не понимая, что имеется в виду.
  • Неадекватная оценка действий.
  • Выгорание.

В интернете можно найти много материалов по темам выше. Но вначале, не подкрепленные личным опытом, эти этапы могут восприниматься как общая теоретическая информация. Вы можете не идентифицировать, что происходит, и терять время. Зная их на конкретном примере из жизни, вы сможете точнее определить свои узкие места, сразу закрыть их и быстрее расти.

7 кругов

Начнем с того, что у меня был продукт, в котором я уверена: моя вторая карьера – коучинг. Я владела необходимыми компетенциями коуча, это подтверждает международный сертификат ACSTH, отзывы старших коллег, опыт проведения консультаций и отзывы клиентов. Поэтому я стала смотреть, что вообще люди делают, чтобы у них регулярно появлялись клиенты и формировался бренд.

На курсах, как правило, советуют заняться продвижением в Instagram и блогингом. Изучая тему, больше всего я растерялась из-за основных советов по развитию личного бренда:

  • Надо писать интересно и так, чтобы люди хотели к тебе обратиться.
  • Надо понимать свою ценность и доносить ее до читателей.
  • Надо писать так, чтобы люди понимали, чем ты занимаешься.

Хотя советы очевидные, я терялась от необходимости быть интересной и доносить свою ценность намеренно. Это словно ставило меня в позицию «я неинтересная, никому не понятно, чем я занимаюсь, и чем это вообще полезно». Из этой позиции ничего адекватного написать у меня не получилось. Люди казались персидскими шейхами, лениво дарующими лайки или игнорирующими меня как шута. Количество клиентов казалось пропорциональным знакам милости шейха: подписчикам, лайкам и комментариям.

Самый большой прорыв случился тогда, когда я поняла, о чем конкретно надо писать, чтобы случились все пункты. Это ответы на вопросы:

  • Зачем мне продвижение?
  • Чем я интересуюсь?
  • В чем моя экспертиза?
  • Кому еще может быть интересна эта тема?
  • С какими сложностями я сталкиваюсь в темах, которые мне интересны? Как их решаю?

Далее, я применяла советы из курсов: просто пробовала, как написано, и все. Так я узнала, что не умею писать экспертные посты и вообще демонстрировать экспертность. Вы даже не представляете, насколько нудными у меня получались все эти посты-приветствия, демонстрации качеств из списка, посты про достижения и цели. Мне было тоскливо их даже писать, и понятно, что читать их было не веселее. Фристайлить в постах, даже если я придумывала себе рубрики, у меня тоже получалось с натягом.

В итоге я поняла, что главное правило – нет никаких правил, как писать и о чем писать, готовые шаблонные решения скорее сужают мое мышление, чем помогают. Чтобы работало, фокус моего внимания надо возвращать в то, что мне интересно. И уперлась в то, что мои интересы казались мне никому не интересными, позорными и оторванными от жизни. «Кому нужны энергетические медитации, коучинг, личный бренд?» – так я думала до тех пор, пока не стала размышлять над пунктами «с какими сложностями я сталкиваюсь и как решаю». По моему опыту, этот удивительный вопрос находит общечеловеческие темы даже в самых экзотичных направлениях.

Следующим пунктом мучилась: люди не покупают у меня, когда я анонсирую свои сессии. Наверное, я все делаю плохо! Но когда я делала активности с ответами на вопросы, проводила вводные сессии, поняла, что большинство этих людей... просто ничего не знает про коучинг. Все хотели «попробовать» и «узнать, что можно получить от работы с коучем».

Образ коуча, собранный из соцсетей, меня уничтожил. Как люди его видят? Белозубый человек, который начнет прогибать тебя на зарабатывание миллионов и каких-то еще пластмассовых целей, заставляя чувствовать себя ничтожным со своими мелкими делишками. Синонимы: манипуляции, секта, декларации, выманивание денег.

Единицы подписчиков подписались на меня, потому что я коуч. Большинство – мои старые коллеги, одногруппники или одноклассники. Их никогда не интересовала моя новая тема, я просто внезапно вместо фотографий с моря стала писать про саморазвитие. Да, многие поддержали меня репостами, комментариями и участием в сессиях и отзывами, но регулярный поток клиентов ждать из их числа оказалось бесполезно.

И дело вовсе не в том, что посты были плохие, наоборот, кто-то писал мне, что читать стало очень интересно. Скорее дело в том, что эта аудитория – не ЦА. Этих людей не просто надо обучить, нужно полностью переписать образ из СМИ и прошлого опыта в их голове. Возможно, кто-то и может продавать людям то, что им не нужно или чего они боятся, но этого ли вы ищете?

Единомышленники же, которых мне так не хватало, не находились потому, что я писала совсем не то, что мне интересно и что меня трогало, а шаблонные вещи или эмоциональные выплески. Никто из людей не Кларк Кент: зацепиться за то, что сокрыто в чертогах моей души, если я про это не написала или не сказала в общедоступном пространстве, оказалось проблематично.

Затем я страдала от ощущения, что я столько всего сделала, а результата нет. Мне помог прийти в себя вопрос: что конкретно я сделала? А еще – провести аудит моих публичных выступлений, статей, активности в соцсетях за последний год в сравнении с успешными примерами.

Когда видишь, сколько сделали люди, чтобы быть узнаваемыми, перестаешь заблуждаться, что все происходит само собой. Статьи, подкасты, интервью, выступления на конференциях – когда ставишь у себя везде «0», а у другого «50» и пишешь долгий список медиа, где он выступал, возникает только мысль: я была дурочкой, строча шаблонные посты у себя в Инстаграм для бывших одноклассников. И огорчаясь, что если я пишу два месяца у себя на странице, миллионная аудитория не появляется сама собой.

Тогда я поняла, что не ограничена Инстаграмом! Мне не нужно утыкаться в соцсети и устраивать там шоу! Посты не для лайков, а чтобы люди могли меня находить и знали, чем я занимаюсь. Есть еще море способов находить заинтересованных людей. Каков же тогда будет мой план?

Возник затык с планированием и стратегией. Сколько я хочу клиентов? А подписчиков? Тут у меня включился режим «сам себе сумасбродный руководитель», который вдруг спускает невыполнимый план и дрючит за невыполнение.

Эта сложность помогла мне вспомнить про видение: какой я стану, чтобы произошел рост? Мозг принимал любой план, только если мне было понятно, что делать, с четким набором действий. Цифры плана – как индикатор, что все идет правильно.

Говорят, «не нужно запрягать дохлую лошадь». Но не всегда, если что-то не получается с первого раза, – это знак, что не стоит идти дальше. Чаще всего я заплетала лошади косички или раскрашивала круп краской, удивляясь, что это не имеет ничего общего с везением телеги.

Человек из большой компании, кто ты без нее?

Я закончила учиться коучингу в этом году. В процессе учебы мне было легко набирать часы, бесплатно консультируя друзей и знакомых. Но под конец я поняла, что этим не научилась получать настоящих клиентов – кто захотел бы идти со мной в серьезную работу, и кому нужно не просто «попробовать». Для платформ, продвигающих коучей, были необходимы именно оплаченные часы. А их не было.

В моем заброшенном Instagram оказался 131 неактивный подписчик. Я прошла несколько курсов по продвижению, но не сработали предложенные методы: регулярные посты и сторис, хэштеги и геотеги, отзывы и упоминания. Это не прибавило мне клиентов, только лайков. До таргета и парных эфиров не дошла: к этому моменту мне вообще не хотелось себя рекламировать.

Самое непростое было именно перестроиться морально. Хорошие отзывы, высокие баллы за экзамены не всегда коррелируют с умением выходить на рынок. Как минимум поначалу на свое имя необходимо работать, чтобы выйти на уровень, аналогичный основной профессии.

Я привыкла быть специалистом с постоянной гарантированной загрузкой. Но когда клиенты не становятся в очередь, подписчики не прирастают, это бьет по самолюбию и заставляет усомниться в своем профессионализме. Обратной связи при этом нет, и легко начать думать, что что-то не так с тобой, а не с тем, что и как ты делаешь.

Некоторые мои коллеги быстро развивались как фрилансеры, например, получали клиентов, просто анонсируя свои сессии в соцсетях или проводя их за отзыв и рекомендацию. Но этому, как правило, предшествовало длительное ведение блога или опыт тренерской работы.

Сложности оказались конкретными задачами, которые нужно было научиться решать. Возможно, наличие приземленной ясности сможет вдохновить или поддержать кого-то, кто тоже развивает вторую карьеру. Я в какой-то момент удивилась, насколько интересно придумывать собственное развитие, когда трудные задачи не истощают, а укрепляют ментальные мышцы.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Аналитик, Украина

Ваш доход зависит от:

1. 60% - ваш круг общения. Не рассчитывайте на высокий доход если вы не общаетесь с собственниками компаний, генеральными директорами и топ менеджерами. 
2. 30%. Ваши принципы, которые вы здесь изложили. Именно они вам мешают общаться с собственниками компаний. Им не интересны ваши принципы. 
3. 10%. Ваши знания и опыт. Пока вы не начнёте коучить собственников и их окружение, ваши знания и опыт не применимы. 

Старший консультант, Москва

Добрый день! Такое ощущение, что статья не окончена)

Директор по работе с клиентами, Москва

Спасибо, очень нужная статья, т.к. свой практический опыт - самое ценное, что может быть. И про это интереснее всего читать. 

Соглашусь с предыдущим оратором, статья не дописана; нет полезных выводов, которые сами напрашиваются из текста.

Консультант, Москва

Конечно, хочется пожелать автору успеха в поиске себя и самосовершенствовании. Но пока получился рассказ о том, как человек уговаривает себя заниматься каким-то делом. Вполне возможно, что не своим.  

Начнем с того, что у меня был продукт, в котором я уверена: моя вторая карьера – коучинг. Я владела необходимыми компетенциями коуча, это подтверждает международный сертификат ACSTH, отзывы старших коллег, опыт проведения консультаций и отзывы клиентов.

А был ли на самом деле продукт, в котором можно быть настолько уверенным? Коучинг. Почему именно он? Каких благих целей и намерений хотел достичь автор на этом поприще, чтобы к нему ринулись клиенты, выстраивась по пути в длинные очереди?  Всегда ли международный сертификат гарантирует "необходимые компетенции"? Может, все дело в сертификате? ACSTH («Approved Coaching Specific Training Hours») - это обзорный курс по коучингу "для сторонних провайдеров", которые могут заниматься коучингом, а могут и не заниматься (это почти цитата с сайта ICF (Международной федерации коучинга). И вторая цитата - "Для прохождения программы нет требований к образованию".  Что характерно. 

Вот и вопросы автор задает, на которые у него нет ответов: 

Есть еще море способов находить заинтересованных людей. Каков же тогда будет мой план?

И откровения на пути поиска возникают, прямо скажем, наивные:

Тогда я поняла, что не ограничена Инстаграмом! Мне не нужно утыкаться в соцсети и устраивать там шоу! Посты не для лайков, а чтобы люди могли меня находить и знали, чем я занимаюсь. 

Ну, и финал тоже звучит, в этом смысле, примечательно:

Возможно, наличие приземленной ясности сможет вдохновить или поддержать кого-то, кто тоже развивает вторую карьеру. Я в какой-то момент удивилась, насколько интересно придумывать собственное развитие, когда трудные задачи не истощают, а укрепляют ментальные мышцы.

Другими словами, в поиске второй карьеры есть риск не достичь "приземленной ясности", а увлечься укреплением "ментальных мышц". И на этом остановиться. Потому что, судя по словам автора, "придумывать собственное развитие" не менее интересно, чем, видимо, успешно развивать вторую карьеру.

С другой стороны, почему бы нет? Тогда и текст не надо завершать. Получается такая...рябь по воде. А все-таки движение.

Генеральный директор, Москва

Фристайлить в постах, даже если я придумывала себе рубрики, у меня тоже получалось с натягом.

Можно ли попросить автора пояснить, что имелось в виду?

 

Генеральный директор, Москва

Мне кажется, нужно доносить до людей практическую ценность работы с вами. К сожалению, профессия коуча у многих ассоциируется с инфоцыганством. Так же как и профессия бизнес - консультанта. Когда после многих лет работы директором по сервису в крупных компаниях я начал свое дело, то был неприятно удивлен. Ведь по сути я занимался тем же, самым: настраивал процессы технического сервиса, вводил KPI и финансовое планирование, менял систему мотивации, делал сервис понятным и управляемым бизнесом. Но больше за мной не стояли такие компании, как GE, DMG Mori или Demag. Мне стоило больших усилий просто убедить собственников и руководителей, что мои советы работают, мне можно доверять. Поэтому я добавил недорогие тренинги по сервису - как способ знакомства с новыми клиентами, в процессе которого у них возникало представление обо мне как эксперте. Писал статьи, в том числе на Executive. Стал работать с партнерами, производителями FSM и BPM для автоматизации сервиса. Ведь в России часто воспринимают экспертов как "продавцов воздуха" (спасибо Мрачковскому, Парабеллуму и БМ). Ну а если ты продаешь нужную программу -  это хороший бизнес. Правда, любая программа - только инструмент, которым нужно уметь пользоваться. И не всякая компания готова к автоматизации. Ну а в итоге у меня появились крупные клиенты - например Mitsubishi Electric. Сейчас уже есть и международные проекты. Так что все наладилось. Просто нужно, чтобы вам действительно нравилась ваша работа. Ну и конечно -  больше стараться, постоянно развиваться чтобы быть лучшим в своем деле.

Генеральный директор, Москва
Максим Клемешов пишет:
Так что все наладилось. Просто нужно, чтобы вам действительно нравилась ваша работа. Ну и конечно -  больше стараться, постоянно развиваться чтобы быть лучшим в своем деле.

В рамках вопросов, затрагиваемых в статье, это безусловно важно. Так же, как и профессионализм, жизненный опыт и высокий уровень компетенций хотя бы в какой-то области, гле были достигнуты реальные результаты.

Для меня как потенциального клиента не так существенно, где, как именно, насколько часто и много ли текстов размещает коуч (в данном случае). Намного интереснее, как именно наша совместная работа поможет мне решить мои задачи, начиная с самых сложных и важных.

Пример с тренингами по сервису - хороший подход к переходу на принципиально новый уровень формирования доверия и долгосрочных отношений.

Руководитель группы, Москва

Мне статья близка: я тоже коуч по стандарту ACSTH ICF, одно время проводила платные коуч-сессии.

Из моего опыта:

1. Коучу легче всего набирать клиентов, если коуч уже давно практикует как тренер, психолог или консультант.

Например, HR-консультант обладает клиентской базой, именем, его знают как эксперта. Затем этот консультант выучился на карьерного коуча и добавил к списку услуг еще и коуч-сессии на карьерные темы. Клиенты в таких тонкостях не разбираются, как правило. Например. клиент хочет определиться, менять ему работу или нет. Он приходит к этому HR-консультанту и озвучивает вопрос. А HR-консультант уже предлагает либо консультацию, либо коуч-сессию. 

Или, например, психолог обладает опытом психологического консультирования на темы семейных отношений. У психолога есть имя и клиентская база. Психолог выучился на коуча и добавил коучинг к списку услуг. Когда приходит клиент с запросом: "Уходить от жены или нет?" - психолог предлагает коуч-сессию.

Или бизнес-тренер - проводит тренинги по продажам, по командообразованию и т.д. У него есть клиентская база предприятий. Бизнес-тренер выучился на коуча и добавил коучинг к списку услуг. Теперь, когда ему звонят управленцы с предриятия: "У нас тут команда работает неэффективно", - бизнс-тренер предлагает не тренинг, а командный коучинг - например, на выработу общих целей менеджера и команды.

 

2. Коучу легче набирать клиентов в том профессиональном сообществе, где у коуча есть собственный профессиональный опыт, наработанный до обучения коучингу.

Например, до обучения коучингу человек работал в школе учителем, потом директором. Если этот человек выучился на коуча и начинает практику, то к нему охотнее пойдут именно учителя, с запросами на темы, связанные с профессиональным развитием, карьерой и т.д..

Если новоиспеченный коуч - мать трех детей, то к ней охотнее пойдут женщины, у которых есть дети, с запросами на тему воспитания детей.

Если коуч - бывший топ-менеджер корпорации, то к нему охотнее пойдут топ-менеджеы корпораций с запросами на управлеческие темы.

Если коуч - молодой человек со стажем работы 1 год, в должности помощника младшего специалиста, то к нему охотнее пойдут ученики старших классов с запросами, как выбрать вуз или колледж; и студенты старших курсов, с запросами: "Как устроиться на первую в моей жизни работу?"

Несмотря на то, что коуч не дает советов, а только задает продвигающие вопросы, скорость, с которой он соображает, какой продвигающий вопрос задать, зависит от того, насколько коуч "в теме".

 

3. Первое время лучше совмещать: то есть, работать где-то за зарплату и подрабатывать коучем. 

Преподаватель, Украина
Елена Аронова пишет:

2. Коучу легче набирать клиентов в том профессиональном сообществе, где у коуча есть собственный профессиональный опыт, наработанный до обучения коучингу.

Например, до обучения коучингу человек работал в школе учителем, потом директором. Если этот человек выучился на коуча и начинает практику, то к нему охотнее пойдут именно учителя, с запросами на темы, связанные с профессиональным развитием, карьерой и т.д..

Если новоиспеченный коуч - мать трех детей, то к ней охотнее пойдут женщины, у которых есть дети, с запросами на тему воспитания детей.

Если коуч - бывший топ-менеджер корпорации, то к нему охотнее пойдут топ-менеджеы корпораций с запросами на управлеческие темы.

Если коуч - молодой человек со стажем работы 1 год, в должности помощника младшего специалиста, то к нему охотнее пойдут ученики старших классов с запросами, как выбрать вуз или колледж; и студенты старших курсов, с запросами: "Как устроиться на первую в моей жизни работу?"

На Западе даже говорят: "Скажи мне,кто твой коуч..."

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Сергей Махлай
Конечно, я имел ввиду вариант 2. Голова сама по себе, руки сами - старость...Надо меньше свои "г...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.