Прежде чем переходить к новым планам, целям и задачам, полезно отрефлексировать события прошлого года и сделать выводы о своих сильных и слабых сторонах. По традиции редакция Executive.ru собрала истории руководителей об их личных итогах года. Чему он их научил, какие уроки они вынесли и как изменилась их жизнь?
Итак, этот год научил руководителей...
Не бояться все менять
Инна Анисимова, генеральный директор PR Partner
В нашем агентстве было много изменений: пришло много заряженных новеньких в команду, кто готов экспериментировать и показывать отличные результаты. Урок, который я вынесла — не бояться быть открытым чужому опыту, идеям, не бояться прощаться с тем, что отжило себя.
Другой урок, но на жизнь: дети растут очень быстро, скоро перестанут верить в Деда Мороза, а пока верят — надо ловить с ними эти моменты, переживать их, потому что потом эти мгновения счастья не повторить.
Еще я отказалась от поездок в США и ЕС — это стало слишком сложным, если не считать ОАЭ и Турцию. Открыла много красивых мест в России: Нижний Новгород, Уфа, также побывала в Баку.
Поняла, что для меня важна атмосфера поддержки и доверия, стараюсь не общаться с теми, кто все время недоволен. Как я поняла, что поддержка важна? Когда я приехала на триатлонный старт в Баку, то оказалась там в компании триатлетов, которые очень по-доброму ко мне отнеслись, болели за меня. А так как я езжу на старты одна, и особо за меня никто не болеет, это оказалось очень приятно и неожиданно, я бы даже сказала поразительно. Мы и сейчас общаемся.
Расширять деловые связи и развивать личный бренд
Михаил Сухоруков, основатель и руководитель компании ТопСети
События прошлых лет, несомненно, сделали нас более осторожными, но вместе с тем более гибкими и устойчивыми к потрясениям. Без этих качеств современному бизнесу сложно удержаться на плаву.
Первым уроком 2023 года для меня стало понимание того, что сделать свой бизнес более устойчивым помогают крепкие деловые связи. Поэтому прошлый год стал для меня годом нетворкинга. Сильные деловые связи помогают получить доступ к новым рынкам, технологиям и ресурсам и, как следствие, к созданию совместных предприятий, альянсов, партнерств и других форм сотрудничества.
Расширение бизнес-среды дает невероятные плоды: ты не только находишь полезные связи, первым узнаешь о бизнес-трендах, но и заряжаешься нужной энергией от людей, с которыми у тебя схожие цели и ценности. Особенно актуальным это стало для меня с переездом в ОАЭ и расширением бизнеса на Восток. 15 лет опыта предпринимательской деятельности в России стали крепкой точкой опоры для расширения за рубежом. А присоединение к бизнес-сообществам дало возможность этот опыт масштабировать: найти партнеров за пределами России, узнать о новых трендах, а также начать быстрее ориентироваться на мало знакомом рынке. Теперь посещение бизнес-слетов и участие в нетворкинг-сообществах стали неотъемлемыми мероприятиями, ускоряющими развитие моих компаний.
Другой урок, который я усвоил за последний год — важность развития личного бренда. Я понял, что быть лицом бренда — не просто тренд, а необходимость. Активно взаимодействуя в социальных сетях, публикуя аналитические статьи на медиа платформах, я стремлюсь не только делиться личным опытом, но и создавать ценность для своей аудитории. Сильный личный бренд — инструмент, позволяющий выделиться в конкурентной среде и дать своей аудитории узнать тебя лучше. Это прекрасный фундамент для формирования долгосрочных отношений с клиентами. Сюда же могу отнести участие в конференциях и форумах, которые позволяют взаимодействовать с различными профессиональными сообществами и обмениваться знаниями.
И пожалуй, третий урок, выученный за последний год – необходимость использования технологий искусственного интеллекта в бизнесе. Пока кто-то переживает, что ИИ вытеснит человека, я вижу в нем мощный инструмент, способный не только ускорить многие бизнес-процессы, но и сделать их более эффективными. Такие технологии помогают мне автоматизировать многие операции: от обработки данных до обслуживания клиентов.
Именно эти три урока за 2023 год помогли мне стать более гибким предпринимателем, открыть новый бизнес и выйти на международный уровень.
Не распыляться и бить в одну точку
Александр Иванов, сооснователь и CEO агрегатора онлайн-курсов skill2go.com
Кажется, что это банальная истина, но в жизни довольно сложно ей следовать. Например, весь этот год мы сильно проседали в выручке, и казалось, что выбранный продукт не нашел PMF, а по-русски – никому не нужен и надо закрыть его и идти дальше. Мы не закрыли, а, наоборот, усилили направление, поскольку продукт сильно не дотягивал до изначальной задумки и говорить о том, что он «плохой» было рано. В конце года мы вышли на прибыль и наша гипотеза оказалось верной только благодаря тому, что мы сконцентрировались на одном и не свернули.
Это научило меня тому, что MVP не всегда достаточно, чтобы проверить гипотезу. Иногда приходится отойти от разных методологий и надеяться только на собственное чувство уверенности в продукте и рынке. Соответственно, это чувство не возникает на пустом месте, а только в результате общения с людьми, чью проблему ты решаешь и для кого делаешь бизнес. Это дает сильное преимущество перед конкурентами.
Как итог, в этом году постараюсь больше отказываться от мучного, сладкого и ненужных, мелких задач, которые не несут ценности для бизнеса – другими словами, прокачаю внутреннюю приоритизацию. В условиях ограниченных ресурсов, как в нашем случае, это жизненно необходимо.
Прислушиваться к запросам клиентов
Вадим Демьянович, руководитель проекта «Наша Футболка», эксперт Executive.ru
У нас был оригинальный принт на футболке с советской символикой. Но печатали его только на белой футболке. Продавался не очень хорошо. Один клиент, специализирующийся в этом сегменте, попросил сделать этот принт на футболках темных расцветок. Поскольку такая печать была дороже, а делать печать методом шелкографии есть смысл от 100 шт., пришлось рассчитывать риски.
В случае неуспеха в других каналах сбыта, предположительно, он мог бы выбрать основную часть партии примерно в течение года. Наш бизнес на данном этапе предполагает среднюю оборачиваемость продукции за 4-5 месяцев. То есть, при неблагоприятных обстоятельствах, мы получаем «висяк» на год и более, с учетом неравномерности реализации размеров.
Но есть и плюсы – расширение ассортимента, возможность привлечения за счет этого новых клиентов, тестирование в других каналах сбыта. Решились! Согласовали с клиентом предпочтительные цвета изделий и размеры. Запустили в печать. В итоге оказалось, что эта тема именно на темных футболках более востребована на маркетплейсах, и мы получили новые хиты по меркам наших продаж в этом сегменте. Увеличили тиражи, снизили себестоимость. Получили востребованный продукт. На шампанское заработали!
С помощью запросов этого партнера усовершенствовали еще пару принтов, но это было хоть и приемлемо, но уже не так успешно. Зато расширили ассортимент, что, несомненно, стало лучше для покупателей в целом, и возникла некоторая взаимозаменяемость в случае обнуления размеров. В любом случае такие эксперименты лучше выходят, чем основная масса неоправданных новинок, созданных собственным воображением.
Фокусироваться на масштабных целях и не отвлекаться на остальное
Виктор Мартынов, IT-предприниматель
Сейчас интересное время для начала нового бизнеса. Несмотря на обширный опыт в сфере авиации и интернет-технологий, в начале года у меня не было четкой дорожной карты по развитию IT-проекта на международном рынке. Тем не менее фокусировка на масштабных целях меняет концепцию взгляда на жизнь и планы на будущее, что в конечном итоге помогает умело использовать возникающие возможности.
Отключить все уведомления на телефоне и сконцентрироваться – это решение, которое оказалось наилучшим. Искаженное понимание ценности рабочего времени привело к тому, что в деловом мире привыкли к бесконечному потоку мгновенных ответов. В реальности это не всегда необходимо.
Теперь до меня практически невозможно дозвониться, и это я сделал специально, чтобы сфокусироваться и проводить свое время так, как хочу. У меня довольно интенсивный график, и, если я начну отвечать на все звонки – мне не хватит времени на проекты.
Несмотря на это, я остаюсь активным пользователем социальных сетей, ставлю лайки симпатичным девушкам и в свободное время быстро переключаюсь. Но созвониться со мной по телефону без предварительных договоренностей невозможно. Концентрация на масштабных проектах подразумевает, что мелкие цели могут лишь отвлекать от основной.
Стремление к почти недостижимым целям требует нового подхода к планированию и эффективному использованию времени. Наличие масштабной цели само по себе не гарантирует успеха. Однако для достижения результата важно установить планку, существенно превосходящую собственные возможности. Не забывайте разрабатывать детальные планы действий и корректировать их в процессе. Постоянное обучение и укрепление социального капитала остаются важными элементами успеха.
Нанимать высококлассных специалистов и не идти на компромиссы
Александр Линд, генеральный директор Lerna.ru
Лучше инвестировать несколько месяцев в поиск высококвалифицированных специалистов или в подготовку потенциально талантливых сотрудников, которые смогут взять на себя ответственность за результат, чем идти на компромиссы, делить обязанности или даже полностью брать их на себя.
Умение делегировать в условиях растущего бизнеса позволило грамотно распределить ресурс и сконцентрироваться на важных стратегических задачах, которые способствуют развитию компании, а значит и стабильности в команде. Кроме того, такой подход дал возможность проявить другим свою инициативу и компетентность.
Не менее важным уроком 2023 года оказалось и понимание того, что фокус на развитии уже существующих процессов дает компании больше результатов, чем сосредоточение на гипотезах роста. Своего рода открытием стало то, что даже крупный бизнес может работать без жесткого планирования на годы вперед и подстраиваться под текущую конъюнктуру рынка. Осознание того, что скорость изменений и вероятность событий плохо прогнозируются, а максимум нужно делать здесь и сейчас, изменило взгляд на управление и цели, которые мы себе ставим.
Теперь упор делается на большее понимание своей аудитории, совершенствование качества и удобства предоставляемых услуг, оптимизации наиболее прибыльных направлений, анализе и улучшении эффективности внутренней работы. И именно это в настоящее время основа для роста и дальнейшего развития компании.
Работать не усерднее, а по-другому
Татьяна Меркулович, коммерческий директор компании Sape
Некоторые решения надо принимать быстро. Иногда страшно решать кардинальные вопросы здесь и сейчас. Например, нужно определиться, заменять руководителя ключевого направления или оставить. Может казаться, что в нестабильной обстановке не найти адекватную замену, можно получить неудачный опыт и впустую потратить бюджет на адаптацию. Есть страх, что такое кадровое решение приведет к ослаблению команды и вообще, как говорится, коней на переправе не меняют.
Однако, возможно, именно сейчас есть средства и время, чтобы провести ключевую замену. Любой кризис может затянуться на неопределенное время. Можно через год утвердиться во мнении, что ключевого игрока необходимо менять, но время уже будет упущено, а запас ресурсов к этому моменту — истощен. Поле для маневров уменьшится и если все же решиться на замену, она будет проходить гораздо болезненнее для компании.
В отношении взглядов на жизнь, карьеру и бизнес 2023 год окончательно убедил меня в том, что усилия не коррелируют с зарплатой. Большинство из нас воспитывались на убеждении, что чем больше вы работаете, тем заметнее ваши успехи и выше зарплата.
Теперь для меня очевидно, что это не так и надо тщательно смотреть, куда уходят затраченные усилия, чтобы, согласно Парето, 20% этих усилий приносили 80% результата. Поэтому зачастую надо работать не усерднее, а по-другому. При этом нет ничего стыдного в том, чтобы работать меньше, а зарабатывать больше.
Также в этом году я решила отказаться от окружения, которое мешает моему развитию и препятствует движению по выбранному пути. Из нового же в мою жизнь вошло социальное волонтерство — как раз пересмотр отношения к балансу рабочего и личного времени позволил мне найти возможность заниматься помощью бездомным животным и детям-сиротам.
Делегировать по максимуму
Екатерина Котлярова, создатель агентства зарубежной недвижимости VIP Realty Club
Самое важное, чему я научилась в этом году – по максимуму делегировать все, кроме того, что у меня получается идеально. В этом году я применяла это повсеместно и компания выросла. Из этого получается следующий вывод: самое важное – команда. Причем отношения внутри должны строиться на дружбе, взаимном уважении и партнерстве. Ценности в команде должны быть едины.
Мир постоянно меняется, и мы должны быть готовы к любым вызовам. Рынок недвижимости начинает стагнировать в разных странах. Мы должны перестраивать стратегии. Ты останешься на рынке, если будешь тестировать различные гипотезы.
Мир уже не будет прежним. Все ценности, которые были раньше (офисы, стулья, столы, шикарные авто) уходят на второй план. Сейчас людям важна легкость. Выживают гибкие бизнесы, не обремененные активами.
Соревноваться с сильными
Артем Ступак, сооснователь и коммерческий директор «АйдоЛаб», эксперт Executive.ru
Этот год научил меня:
- Терпению и уверенности. В середине 2022 года было ощущение, что импорт лабораторного оборудования и расходных материалов в РФ будет если не невозможен, то крайне сложен в организации. Для преодоления всех преград, нужна была не только вера в успех, но и огромное терпение, чтобы отработать все возможные варианты сохранения и стабилизации бизнеса. Были трудности с проведением оплаты в США и ЕС за пакеты для отбора проб, которые входят в санкционный код ТН ВЭД. А также и с доставкой товара из США в РФ.
- Искусству маленьких шагов. В 2022 году у нас был только один канал поставки пакетов для отбора проб из США по параллельному импорту. В 2023 мы смогли организовать еще три логистические цепочки через страны ЕС, СНГ и Ближнего Востока. Благодаря такой кропотливой работе с партнерами мы смогли увеличить оборот компании в два раза по отношению к 2022 году. Возможность диверсифицировать способы поставки пакетов для отбора проб российским лабораториям позволила нам увеличить число постоянных клиентов до 500.
- Соревноваться с сильными. В 2022 году принял участие в 3-х конкурсах: Лидеры России, Молодой предприниматель России, Муравьев-Амурский 2030. И везде стал финалистом. Принимая участие в конкурсных испытаниях среди сильных, опытных и статусных коллег, можно увидеть свои сильные стороны и зоны роста. Как минимум, будоражит кровь и не дает забронзоветь. А также увидеть коллег-управленцев, которым очень трудно снять свою корону и работать в команде, даже на время конкурса.
Расскажите в комментариях о ваших инсайтах и итогах 2023 года.
Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.
Подать заявку в Лигу экспертов
Читайте также:
Самое ценное открытие, на мой взгляд:
Интересно чем эти уроки отличаются от уроков любого другого года?
Самопиар и никакой конкретики. Ни одну из этих фирм на рынке не встречал у нас. Возможно они и круты, но заголовок статьи с моейт точки зрения - не раскрыт.