Начну со случая из практики. Кандидат из региона получил предложение о работе от московской компании на должность юриста. Подавая заявку на конкурс, тот даже не ожидал, что выиграет: компания и позиция были для него достаточно солидными. Позже он задал вопрос руководителю, на чем тот основывал свой выбор. Ответ оказался прост – он был единственный, кто пришел в этот день на собеседование в костюме.
Какое впечатление вы хотите произвести на работодателя
При подготовке к собеседованию не стоит забывать про одну важную вещь – внешний вид, по которому формируется первое впечатление. Обидно, когда кандидат подготовился по полной, проработал резюме, изучил компанию и ее требования, а в результате получил отказ.
Одной из причин отказа может стать то, как специалист себя позиционирует, какой образ демонстрирует. Это касается не только речи и походки, но, в первую очередь, внешнего вида – именно он формирует первое впечатление, которое вы производите, открывая дверь кабинета или подключая видеосвязь. Поэтому крайне важно, чтобы то, что вы «транслируете» своим внешним видом, совпадало с идеями, которые вы хотите донести.
Еще один случай из практики. Один мой клиент жаловался, что руководство не воспринимает его всерьез. Хотя это сильный специалист, давно работает в крупной госкомпании, за плечами много успешных проектов, но вот потенциального руководителя в нем не видят. На встречу со мной он приехал вечером сразу после работы. На нем были узкие неопрятного вида брюки, застиранная рубашка на размер меньше и ботинки с тканевыми отворотами, на которых нарисованы снежинки. Неудивительно, что в нем не видели руководителя.
Перед собеседованием поинтересуйтесь у менеджера по персоналу, прописаны ли в компании требования относительно дресс-кода, соблюдаются ли сотрудниками. По данным исследований, в 33% российских компаний нормы дресс-кода существуют. Изучите раздел сайта с фотографиями менеджмента, выступления руководителей в открытых источниках, обратите внимание на их стиль одежды, поищите информацию о принятом дресс-коде в компании.
Какие бывают варианты делового дресс-кода
Традиционный стиль
Самый строгий предполагает:
- Для мужчин: классический деловой костюм темных оттенков, рубашку светлых тонов, галстук, классические ботинки, кожаный ремень.
- Для женщин: классический деловой костюм темных оттенков (брючный/юбочный), блузка светлых тонов, строгое платье, колготы/чулки, классические туфли неярких оттенков.
Хороший мужской костюм может отличаться от недорогого наличием расстегивающихся пуговиц на рукавах пиджака. Пиджак не принято застегивать на все пуговицы: нижняя остается расстегнутой. Рукав рубашки должен быть длиннее рукава пиджака на 1-2 см. Идеальная длина мужского пиджака – до середины ладони при опущенной руке. При подборе длины брюк важно обратить внимание, чтобы штанины образовывали впереди на ботинке только одну складку. Галстук в завязанном состоянии должен доходить до пряжки ремня и подбирается в тон костюму. Цвет ремня должен соответствовать тону обуви. Цвет носков подбирается под цвет обуви или брюк. В офис со строгим дресс-кодом не принято надевать рубашку с коротким рукавом, особенно вместе с пиджаком. Нельзя также надевать майку под рубашку.
Если женщина собирается на собеседование в компанию со строгим дресс-кодом, стоит отказаться от одежды с декольте, юбок выше колена. Волосы длиннее плеч лучше убрать в аккуратную прическу. Также среди рекомендаций: дневной макияж, сдержанный маникюр, минимум украшений, не резкий запах парфюма.
Бизнес-кэжуал
Это непринужденный, менее строгий стиль одежды, предполагает ношение неформальных деловых костюмов, сочетание пиджака и классических джинсов, возможны рубашки в клетку, свитеры из тонкого трикотажа. Во многих компаниях допустимо сочетание двух стилей: традиционный принят с понедельника по четверг, в пятницу – кэжуал.
В стиле бизнес-кэжуал требования к внешнему виду более мягкие: у женщин волосы могут быть распущены, но обязательно уложены, маникюр может быть различных оттенков, но желательно избегать излишне ярких цветов и дизайнов, дневной макияж сохраняет свои позиции, украшения могут быть заметными, но надо помнить про элегантность.
На какие еще имиджевые моменты стоит обратить внимание
1. Тип фигуры
При формировании образа для собеседования обратите внимание на ширину плеч, талию, бедра, рост, чтобы определить свой тип фигуры.
Есть несколько простых правил, которые помогут визуально откорректировать любую фигуру:
- Вертикальные линии, стрелки на брюках, каблуки вытягивают фигуру и делают ее стройнее.
- Горизонтальные линии, клетка, нашивные карманы, обувь без каблука делают фигуру визуально ниже и полнее.
- Широкие плечи можно сузить, отказавшись от подплечников, объемных рукавов и воротников, используя одежду с V-образным вырезом.
- Одежда с подплечниками, вырез на одежде, вытянутый вдоль плеч, объемные рукава, наоборот, добавляют объема узким плечам.
- Широкие бедра корректируются вертикальными акцентами на юбке, прямыми или широкими брюками от бедра.
- При полной фигуре необходимо избегать обтягивающих силуэтов, рекомендуется одежда с V-образным вырезом, блузы и платья с запахом, полуприлегающие фасоны одежды, подчеркивающие талию.
2. Цвет одежды
Случай из практики. Кандидатка пошла на собеседование в компанию, где искали директора по персоналу, максимально эмпатичного, располагающего – своеобразную «маму» офиса. На встречу она пришла в строгом черном костюме, убранными в гладкую прическу волосами и долго удивлялась, почему ее не взяли, ведь она профессионал.
Цвет тоже влияет на восприятие человека – одни оттенки могут успокаивать, другие раздражать. Основные закономерности восприятия цвета:
- Черный – цвет скрытности, строгости. Не подходит для собеседования, поскольку может ассоциироваться с негативными моментами и не располагает к доверительному общению. В повседневном стиле черный можно сочетать с другими оттенками. Подходит для торжественных мероприятий и деловых встреч, где необходимо выглядеть строго и сдержанно.
- Коричневый – цвет надежности, солидности, стабильности, практичности. Воспринимается как символ трудолюбия, выносливости, консерватизма. Подходит для собеседования на позиции руководителей среднего звена и исполнителей. Можно использовать в повседневной офисной одежде.
- Серый цвет сам по себе нейтральный, безликий, лаконичный. В темных тонах может быть более элегантным. Подходит для собеседования на позиции руководителей среднего звена и исполнителей. Может быть использован в повседневной офисной одежде.
- Синий – это постоянство, упорство, настойчивость, преданность, серьезность. Считается цветом убеждения, но не подавления. Символизирует вечные ценности, мудрость и строгость. Идеально подходит для собеседования на топовые руководящие позиции как для мужчин, так и для женщин.
- Бордовый – ассоциируется со стабильностью, устойчивостью, солидностью, уверенностью, консерватизмом. Идеально подходит для собеседования на руководящие позиции для женщин.
- Зеленый – символизирует открытость, честность, но в то же время расслабленность и спокойствие. Не подходит для собеседования, может ассоциироваться с ленью, вялостью, неопытностью кандидата.
- Белый – цвет открытости, доверия, чистоты и безмятежности. Претенденты на топовые руководящие позиции могут надеть такую рубашку/блузку. Однако для позиций исполнителя белый не рекомендуется, так как может ассоциироваться с превосходством и властью.
- Желтый – цвет оптимизма, свободы, творчества, открытости, подвижности, общительности. Не подходит для собеседования в компании с формальным дресс-кодом. Может ассоциироваться с ненадежностью, легкомысленностью, инфантилизмом. Допускается для представителей креативных профессий, а также в аксессуарах.
- Красный цвет – олицетворяет могущество, прорыв, волю к победе, агрессию, сексуальность. Не рекомендуется для собеседований.
- Розовый цвет символизирует доброту, дружелюбие, женственность, деликатность. На собеседовании нежелателен, так как может ассоциироваться со слабостью, несерьезностью, легкомысленностью. Впрочем, линейные сотрудники могут носить такие рубашки и блузы в повседневной офисной жизни.
- Фиолетовый – цвет творчества, магии, загадочности. Допустимо использовать людям креативных профессий, или в компаниях без формального дресс-кода.
- Голубой – ассоциируется с честностью, искренностью, чистотой. Это комфортный цвет, вызывает ощущение благополучия, безопасности, доверия. Идеально подойдет в качестве оттенка рубашки/блузки на собеседовании и в повседневной офисной жизни.
Важно понять принцип: светлые пастельные цвета создают образ открытого мягкого человека, а темные цвета, особенно черный, отталкивают, создают впечатление закрытого недружелюбного собеседника.
Если вы не претендуете на руководящую должность и хотите показать, что вы часть команды, рекомендую надеть на собеседование костюм серого или коричневого оттенка. Чем выше должность, тем сильнее может быть контраст между рубашкой/блузкой и костюмом. Классика мужского стиля уровня топ-менеджера – это белая рубашка и синий костюм. Детали образа (часы, украшения, каблук, сумка, ремень…) должны соответствовать масштабу вашей фигуры.
Выводы
Отправляясь на собеседование, помните: у вас не будет второго шанса, чтобы произвести первое впечатление, поэтому учитывайте все детали при формировании образа. Но главное, светитесь изнутри и тогда успех обеспечен!
Также читайте:
"По одёжке встречают, по уму провожают". На собеседование в старап айтишников приходить в строгом костюме и вести разговор с оппонентами в футболках ... Такие строгие рекомендации по выбору гардероба ... А про самую важную часть - выбор носков, и когда нога на ногу закидывается, и брюки закатываются вверх ... Да еще и небритый. Такому персонажу калейдоскоп внешних красок вряд ли поможет.
Мой опыт отказов и положительных решений говорит, что главное, это белый верх и чёрный низ. И минимум контрастов.
Как директор могу сказать, что в первую очередь обращаю внимание на опрятность и запах. Само собой прийти в шортах и футболке - моветон. Но и одного костюма мало, важны детали. Мужчинам советую обратить на свой маникюр!
Хорошая статься. Блок про цвета понравился, но я бы все равно не советовала приходить на собеседования в желтом или красном и других ярких цветах.
Пример в начале статьи, где юриста выбирают по принципу "пришел в костюме" - сомнительный, при работе в суде, с СК, прокуратурой или внесудебный с недовольными клиентами/партнерами - костюм вряд ли будет решающим фактором. Составить грамотный договор костюм тоже не поможет.
Даже засомневалась и проверила дату публикации, 2024 г., а как будто статья написана в начале 2000, больше отражает эпоху "Суперканн" Балларда, чем наши дни. С тех пор уже давно и прочно джинсы стали частью офисного образа, слегка помятая мнущиеся ткани - не преступление, а деловой костюм с белой рубашкой перестал быть формой руководителя и ассоциируется с униформой охранника/хостес/менеджера автосалона.
Галстуки еще в период пандемии ушли и не вернулись. Туфли-лодочки нормально смотрятся только как сменная обувь в помещении. Уже давно приветствуется здоровая расслабленность в одежде, а строгий костюм, да еще с галстуком, только отпугивает. Женщина, приехавшая на собеседование в лодочках на каблуках - тоже кстати настораживает: не бережет здоровье, мучает свои ноги...
Это правило для 2024? Вечная развилка между тоном и контрастом?
Все глупости! Важное значение имеет то, кто проводит интервью - мужчина или женщина! Из собственного опыта : для мужчины надо выглядить женственной, можно даже эффектной, а для женщины - не дай бог симпатичнее нее! Я даже иногда очки одевала! Ну, и разумеется, серый костюм, волосы в хвостик, минимум косметики и тихий, спокойный голос.
Никогда ещё хороший костюм, с однотонной рубашкой, галстуком не был лишним на собеседовании.
Излишни золотые часы, запонки, браслеты, красные нитки, резкие духи.
Но в нашей стране важнее всего на собеседовании, "с улицы", понравится кадровику. Не испугать его умом и компетенциями.
На HH. ru часто стоят отсечки по возрасту - до 45 лет. Выше планки - идёт в спам или в корзину.