Как «продать себя» будущему руководителю

Для многих людей сама по себе постановка вопроса – «продать  себя» – кажется  неэтичной. Но, во время поиска работы, все мы себя «продаем» или «подаем», если это кажется более уместным термином, но подаем именно с целью получить взамен определенный набор благ – должность, зарплата, привилегии. По сути вступаем в отношения желательно эквивалентного обмена с работодателем. И от того, как мы себя подаем, зависит, будет ли этот обмен эквивалентным и справедливым нашим оценкам. 

Не секрет, что 99% людей склонны себя переоценивать, потому что мы-то точно знаем, какие мы образованные, знающие, умеющие и нестандартные. Беда в том, что этого совершенно не знает работодатель, к которому в поисках этого желаемого эквивалентного обмена мы обращаемся.

Работодатель  в лице своих служб найма, кадров, функционального менеджмента часто знает о нас только то, что написано в CV, что расскажут о нас коллеги, рекомендующие начальники с предыдущего места работы, что видно из общедоступной информации о наших предпочтениях и некоторых особенностях поведения из социальных сетей. Но, самым важным во всей истории взаимоотношений с потенциальным работодателем, остается момент интервью – очной короткой встречи с людьми, которым вы должны себя подать так, чтобы дверь в светлое будущее не захлопнулась, лишь приоткрывшись.

И тут у многих кандидатов возникают проблемы с пониманием важности момента. Как правильно себя вести, чтобы продолжить знакомство? Что точно не  надо делать, и каких ловушек остерегаться?

Не продавайте то, чего у вас нет  

Первое и основное правило – будьте честными перед интервьюером, не выдумывайте ни прошлых заслуг перед предыдущими работодателями, ни особых качеств, которые требуются в новой должности, но, увы, у вас отсутствуют.

Самый примитивный пример в этой области – «свободный английский», который при ближайшем рассмотрении выглядит очень печально. Не стоит «продавать» то, чего у вас нет. Так уж получилось, что я долго работал с арабским языком, и до сих пор сносно на нем разговариваю. Несколько лет назад мне пришлось  проводить интервью с кандидатом, указавшим в резюме арабский язык в качестве рабочего, наряду с английским. Английский я, конечно, протестировал первым, он оказался вполне сносным, но на мой вопрос уже на арабском «И где же вы выучили арабский, коллега?», ответом был вполне прогнозируем – ступор и смущение. Пара лет с родителями в Алжире оказались достаточными, чтобы кандидат решил, что несколько разговорных фраз на не самом распространенном языке в нашей бизнес-среде могут считаться «знанием» языка. Видимо, кандидату показалось, что «знание» это каким-то образом поднимет его в глазах нанимающего менеджера. Увы, это преувеличение сослужило ему плохую службу.

Проверяйте ключевые тезисы 

Еще один важный момент – адекватность речи и поведения. За те короткие полчаса, которые отводятся на интервью, надо успеть рассказать о себе самое важное, привлекательное и убедительное. Ваши тезисы стоит проверить на независимых нейтральных консультантах, коими могут быть и знакомые из отрасли, которые не побоятся дать вам беспристрастную оценку. Вы должны быть готовы услышать правду, даже если она вам не понравится. Это будет полезно. 

Расслабился – попал в ловушку

Выстраданная рекомендация кандидатам: никогда нельзя расслабляться, даже если вас к этому побуждают позой, жестом, приглашением к «душевному» разговору на отвлеченные темы. Чаще всего это ловушка! «Свободный формат» беседы не означает свободы поведения.

Один из кандидатов минут 20 мне рассказывал, как он «перегоняет» купленный где-то в Канаде автомобиль в Россию. У него не хватило сообразительности остановиться вовремя, и он перешел границу адекватности, поддавшись на провокацию.

Во время разговора словно бы ни о чем профессиональный  менеджер с многолетним стажем управления оценит и уровень вашего образования, и эмоциональную устойчивость, и профессиональные навыки.

Детали имеют большое значение

Требования у каждого работодателя свои, и найти ту искомую интонацию очень и очень сложно, но именно в этом и будет ваше преимущество, если вам это удастся. Психологическая  дуэль – вот что такое каждое интервью. Здесь нет незначимых деталей. Вы положили руку за спину, отвели взгляд на чуть большее время, ушли от прямого ответа, забыли выключить телефон на время беседы... Все имеет значение.

Один из кандидатов на руководящую должность во время интервью неотрывно смотрел на картинку, не глядя на меня: будущий руководитель, лидер, наставник для подчиненных упорно избегал мой взгляд. Отсутствие контакта во время интервью – почти однозначно проигранная партия.  

Внутренняя продажа 

Все эти же требования относятся и «внутренней продажи» себя уже во время работы в компании. Любое ваше выступление на публике, особенно перед руководством, – это ваш «звездный час». Это шанс закрепить свое реноме, и даже, возможно, создать задел на будущее – не жалейте энергии и концентрации в эти судьбоносные моменты! Зачастую именно после коротких встреч с высшим руководством компании карьера вдруг начинает уверенное движение – а вот в какую сторону, зависит от вас.

Работа над формированием личного бренда – процесс длительный и кропотливый, и не только послужной список и следующая за вами репутация играют роль: финалом и мерилом успеха этой работы всегда останется именно момент «продажи» себя на рынке занятости.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Адм. директор, Санкт-Петербург

Ну вот- я посчитал, что будут советы "как продать себя" на более выгодных, чем предложенные, условиях, а тут речь о том, чтобы просто взяли...

Директор по продажам, Нижний Новгород

Вот так вот всегда - идешь на собеседование в "серьезную компанию", а попадаешь на "психологическую дуэль". 

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Андрей Евдокимов пишет:
попадаешь на "психологическую дуэль". 

Это нормально.  Хуже и неприятнее, если тебя пригласили на заранее спланированную и решённую психологическую экзикуцию или, публичный расстрел.

Исполнительный директор, Владимир

Заголовок привлекает внимание, однако суть дана на уровне Яндекс Дзена...

С одной стороны написано  - будьте самим собой, а с другой стороны требуется искать некую "ту особую интонацию для работодателя"...Похоже на противоречие...

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург

Я в этой статье не понял один момент - какова цель действий рекрутера, проводящего собеседование с кандидатом, выбрать лучшего для данной вакансии или выбрать того кандидата, которого удалось подогнать под некоторое "прокрустово ложе" (согнуть, сломать и т.д.).

Адм. директор, Санкт-Петербург
Михаил Лурье пишет:
Я в этой статье не понял один момент - какова цель действий рекрутера

Хочется верить, что цель рекрутеру поставил работодатель, который попросил подобрать кандидата "по параметрам". В любом случае посыл статьи понятен - не доверяй первому встречному рекрутеру, будь в тонусе!

P.S. Есть у нас определённая мода в этом направлении, сейчас это зачастую "стрессовые интервью", где какая-то из сторон приходит в бешенство... и чаще это рекрутеры, которым не удалось спровоцировать кандидата!

Генеральный директор, Нижний Новгород

Чтобы встроиться в потогонную систему надо быть этично-технологичным. Иначе не купят. Ещё желательно иметь МВА, ну и на крайний случай - звание Нобелевского лауреата.

Р.S. Пришло в голову после анализа перечня требований к кандидатам пары сотен разных компаний.

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург
Михаил Лурье пишет:

Я в этой статье не понял один момент - какова цель действий рекрутера, проводящего собеседование с кандидатом, выбрать лучшего для данной вакансии или выбрать того кандидата, которого удалось подогнать под некоторое "прокрустово ложе" (согнуть, сломать и т.д.).

Михаил, цель рекрутера, как правило - отсеять заведомо негодных. Остальные пройдут на следующий этап.

Руководитель проекта, Краснодар

Заметила одно обстоятельство: когда читаешь подобные советы для различных ситуаций и оцениваешь - "это же так просто и логично" - и разве нужно писать об этом ?! И вот испытывает случай - вспоминаешь подобные рекомендации, применяешь к своим обстоятельствам - и получаешь желаемый результат! Удивлена примерами.

Спасибо, Борис, за статью. Мне понравилась, беру на заметку. 

Экономист, Санкт-Петербург
Татьяна Лапшина пишет:
Михаил Лурье пишет:

Я в этой статье не понял один момент - какова цель действий рекрутера, проводящего собеседование с кандидатом, выбрать лучшего для данной вакансии или выбрать того кандидата, которого удалось подогнать под некоторое "прокрустово ложе" (согнуть, сломать и т.д.).

Михаил, цель рекрутера, как правило - отсеять заведомо негодных. Остальные пройдут на следующий этап.

На каком из этих этапов надо себя продавать, следуя советам из статьи?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Сергей Махлай
Конечно, я имел ввиду вариант 2. Голова сама по себе, руки сами - старость...Надо меньше свои "г...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.