Демографы в один голос утверждают, что население России будет сокращаться до 2050 года – и сократится чуть ли не вполовину. А это значит, что нас ждет дефицит трудовых ресурсов. Убыль трудоспособного контингента начнется уже с 2007 года: на пенсию начнут выходить те, кто родился, когда рождаемость была высокой, в то время как в трудоспособный возраст вступит малочисленная молодежь. Эта-то молодежь и станет главным объектом нелёгкой борьбы работодателей за квалифицированные кадры.
Детям, родившимся сейчас, можно только позавидовать: война за таланты обещает принять фантастические масштабы. Согласно последним исследованиям Ernst & Young, основной задачей работодателей по-прежнему является поиск и удержание талантливых сотрудников. Компании испытывают недостаток в людях и делают все возможное, чтобы привлечь новые кадры. Это несмотря на то, что программы по привлечению квалифицированных кадров, обучающие программы среди действующего и программы привлечения выпускников вузов и молодых специалистов, как правило, «вылетают в копеечку».
Кстати, о выпускниках. Сегодня они как никто заинтересованы в том, чтобы найти ответ на вопрос: что может помочь каждому сотруднику найти «своего» работодателя, а каждому работодателю – «своего» сотрудника? Кандидату без опыта работы редко удается заинтересовать HR-директора, даже если он – дипломированный молодой специалист. Где проявить себя, «засветиться», показать, на что ты способен? Любая компания, которая думает о своем будущем, ищет молодую «смену», но как доказать потенциальному работодателю, что ты – тот самый будущий «человеческий капитал»?
Для того чтобы компании и молодые сотрудники «нашли друг друга», Благотворительный фонд В. Потанина проводит деловые игры. Их разработкой занимается консорциум из двух компаний – московского фонда развития некоммерческих организаций «Школа НКО» и питерской «ЕВМ Тренинг». Об игре, ее участниках и целях E-xecutive рассказал один из организаторов Евгений Мачнев.
Евгений Мачнев: Официально это называется «Деловая игра для стипендиатов Благотворительного фонда Владимира Потанина». В этом году её название – «Студенческий квартал». Каждый год игра новая. Например, в прошлом году она называлась «Ключ к карьере», в позапрошлом – «Город XXI века». Игра меняет свой формат. Во-первых, она меняет свои цели, а во-вторых, есть люди, которые не по одному разу получают стипендии. Естественно, они должны участвовать в разных играх.
Executive.ru: Каковы цели игры в этом году?
Е.М.: Несколько целей. Первая – даже не цель, а группа целей - связана с карьерным развитием стипендиатов, с получением ими представления о возможности выбора тех или иных компаний. Для этого введены специальные блоки, например, знакомство с потенциальными работодателями в регионе – это и экскурсии на предприятия и в компании, которые находятся в том городе, где проводится игра, и выставки, на которые компании, заинтересованные в молодых специалистах, могут привезти свои стенды. Или бизнес-тренинги – мастер-классы, которые посвящены прежде всего карьерному росту – повышение себЯстоимости на рынке труда, профессиональное самоопределение, превращение мечты в цель, как создать своё дело. Игротехники, которые проводят игру вот уже третий год, – бизнес-тренеры и в обычной своей жизни занимаются бизнес-тренингами. Наша задача – действительно дать ключ к карьере, хоть в этом году игра называется по-другому.
Вторая цель – контакты. Это знакомство студентов между собой, поэтому игра построена таким образом, что люди из разных вузов обязательно пересекаются. Есть ограничение «больше шести не собираться» из одного вуза в одной команде. А значит, ребята из разных городов и вузов вынуждены перемешиваться между собой. Они заводят какие-то деловые, личные контакты. Стипендиаты разделены по федеральным округам, и каждый округ имеет свой форум. И ещё в течение месяца после игры на этих форумах причитания типа «как же я без вас». А дальше все это начинает перетекать в деловые контакты, в совместное создание бизнесов, в личные связи, дети рождаются… Задача – создать в хорошем смысле тусовку, сообщество стипендиатов.
Третья цель – осознание своей роли в мире. Это звучит очень пафосно, но смысл таков: мы хотим дать стипендиатам осознание того, что сейчас не место патернализму, и они должны сами менять мир вокруг себя. Не случайно игра называется «Студенческий квартал». Игроки создают студенческий квартал в идеале – такой российский кампус. Создают своими руками. Сами создают проекты, сами придумывают, откуда взять деньги, сами реализуют, и таким образом пытаются улучшить мир вокруг себя. Наша задача – показать, что не придёт никакой добрый дядя и не отведёт тебя за ручку к светлому будущему, а давай вокруг себя вертись сам. И помогай другим, и находи связи.
Executive: Кто играет в игру?
Е.М.: Отличники и хорошисты, которые проходят сито отбора. Отбор у нас примерно один к пяти. Отбор проводится группой оценщиков, которая выиграла тендер и нанята Благотворительным фондом Владимира Потанина. Основная задача – отобрать позитивных лидеров, которые умеют работать в команде и сдерживать стрессы и активность которых, конструктивна. Этим занимается целая команда психологов, которая каждый год меняется.
Наша задача – работать с теми ребятами, которые уже прошли сито. Мы им с самого начала говорим: «Ребята, добрый день, вы уже победители».
Executive: Вы сказали, что одна из целей – познакомить ребят с будущими работодателями. А как насчет обратного – познакомить работодателей с потенциальными сотрудниками?
Е.М.: Конечно. Экскурсии на предприятия дают руководителям и директорам отделов персонала понимание того, что это такое – «потанинские стипендиаты». Это отдельный класс людей, которые прошли определённый отбор. Это кадровый бренд. Если человек прошёл отбор и стал стипендиатом потанинского фонда, можно быть на 99% уверенными, что это более качественный кадр, чем средний по рынку среди молодых специалистов. Мы даём возможность работодателям пообщаться с ними вживую. Это и общение на стендах, и участие руководителей предприятий в оценке проектов. Они могут увидеть вживую, как ребята разрабатывают проекты, как они их презентуют, как они работают на «Выставке достижений опытного хозяйства».
Ребята разрабатывают проекты учреждений. Что в этом студенческом квартале может быть? Лаборатория высоких технологий, центр содействия молодым специалистам, центр активного отдыха, банк – всё, что угодно.
Executive: Действительно бывают такие счастливые случаи, когда на игре стипендиат находит «своего» работодателя и начинает успешную карьеру?
Е.М.: Таких случаев очень много, и каждая игра начинается со слайд-шоу, рассказывающего о стипендиатах, которые уже нашли свою работу. Мы наблюдали на игре случаи, когда целые команды стипендиатов приглашали на работу. Например, в Саратове Саратовский Институт стекла, послушав презентацию проекта, пригласил на работу команду. Это было немножко сложно, потому что не все ребята в команде были из Саратова. Такие же случаи были в Петербурге, в Челябинске…
Это взгляд организатора, а что думают о «кадровых смотринах» HR-ы? На вопросы Executive.ru ответила Ольга Тюшева, начальник отдела персонал-менеджмента Промышленно-строительного банка, где уже успешно работают участники предыдущих деловых игр.
Executive: Насколько бренд «потанинские стипендиаты» известен среди HR-ов?
Ольга Тюшева: Вообще отношение к стипендиатам очень внимательное. Мы знаем, что стипендиаты – это люди, прошедшие довольно жёсткие ступени отбора и заслужившие – отличной учебой или личностными качествами – эту стипендию. Отношение к ним интересное. Как к перспективным работникам, будущим лидерам и кадровому резерву организации.
Executive: У молодых специалистов обычно нет опыта работы. Кто-то начинает работать на последних курсах вуза, но это обычно отражается на успеваемости. Как найти компромисс?
О.Т.: Мне очень нравится идея приглашать студентов на стажировку, и по ее результатам приглашать на постоянную работу. Да, у человека ещё мало опыта реальной работы, но его способности и отношение к делу уже видны. Такая система очень перспективна и редко промахивается. Мы часто видим, как ребята, которые прошли стажировку, какой-то отбор в вузе, в дальнейшем попадают в кадровый резерв. Такая система обеспечивает целостный подход и действительно позволяет «вычерпывать» ценные кадры для занятия руководящих должностей.
Executive: На деловых играх есть возможность понаблюдать за игроками, поучаствовать в оценке проектов. Но можно ли за столь короткий срок составить мнение о человеке или о целой команде?
О.Т.: Конечно можно. По сути, это мини-assessment-центры, и если выстроить систему наблюдения по отдельным критериям, то вполне можно нарисовать профили компетенции для отдельных участников. С командами сложнее - команды производят очень хорошее впечатление как интеллектуалы и аналитики, но отсутствие навыков презентации часто мешает создать о них многогранное представление.
В этом году деловые игры уже прошли в Санкт-Петербурге, Казани и Тюмени, а уже в начале 2007 года «Студенческий квартал» будут строить в Курске, Барнауле, Ставрополе и Хабаровске. С 12 по 14 декабря игра проходит в Москве. Кто знает, может быть, за эти три дня не один будущий выпускник найдет «свою судьбу» в компании своей мечты, и не один менеджер по персоналу пополнит свою команду еще одной успешной карьерой. Главное – знать, где искать молодых и перспективных. На деловой игре.
Фото: pixabay