Где искать молодых и перспективных?

Демографы в один голос утверждают, что население России будет сокращаться до 2050 года – и сократится чуть ли не вполовину. А это значит, что нас ждет дефицит трудовых ресурсов. Убыль трудоспособного контингента начнется уже с 2007 года: на пенсию начнут выходить те, кто родился, когда рождаемость была высокой, в то время как в трудоспособный возраст вступит малочисленная молодежь. Эта-то молодежь и станет главным объектом нелёгкой борьбы работодателей за квалифицированные кадры.

Детям, родившимся сейчас, можно только позавидовать: война за таланты обещает принять фантастические масштабы. Согласно последним исследованиям Ernst & Young, основной задачей работодателей по-прежнему является поиск и удержание талантливых сотрудников. Компании испытывают недостаток в людях и делают все возможное, чтобы привлечь новые кадры. Это несмотря на то, что программы по привлечению квалифицированных кадров, обучающие программы среди действующего и программы привлечения выпускников вузов и молодых специалистов, как правило, «вылетают в копеечку».

Кстати, о выпускниках. Сегодня они как никто заинтересованы в том, чтобы найти ответ на вопрос: что может помочь каждому сотруднику найти «своего» работодателя, а каждому работодателю – «своего» сотрудника? Кандидату без опыта работы редко удается заинтересовать HR-директора, даже если он – дипломированный молодой специалист. Где проявить себя, «засветиться», показать, на что ты способен? Любая компания, которая думает о своем будущем, ищет молодую «смену», но как доказать потенциальному работодателю, что ты – тот самый будущий «человеческий капитал»?

Для того чтобы компании и молодые сотрудники «нашли друг друга», Благотворительный фонд В. Потанина проводит деловые игры. Их разработкой занимается консорциум из двух компаний – московского фонда развития некоммерческих организаций «Школа НКО» и питерской «ЕВМ Тренинг». Об игре, ее участниках и целях E-xecutive рассказал один из организаторов Евгений Мачнев.

Евгений Мачнев: Официально это называется «Деловая игра для стипендиатов Благотворительного фонда Владимира Потанина». В этом году её название – «Студенческий квартал». Каждый год игра новая. Например, в прошлом году она называлась «Ключ к карьере», в позапрошлом – «Город XXI века». Игра меняет свой формат. Во-первых, она меняет свои цели, а во-вторых, есть люди, которые не по одному разу получают стипендии. Естественно, они должны участвовать в разных играх.

Executive.ru: Каковы цели игры в этом году?

Е.М.: Несколько целей. Первая – даже не цель, а группа целей - связана с карьерным развитием стипендиатов, с получением ими представления о возможности выбора тех или иных компаний. Для этого введены специальные блоки, например, знакомство с потенциальными работодателями в регионе – это и экскурсии на предприятия и в компании, которые находятся в том городе, где проводится игра, и выставки, на которые компании, заинтересованные в молодых специалистах, могут привезти свои стенды. Или бизнес-тренинги – мастер-классы, которые посвящены прежде всего карьерному росту – повышение себЯстоимости на рынке труда, профессиональное самоопределение, превращение мечты в цель, как создать своё дело. Игротехники, которые проводят игру вот уже третий год, – бизнес-тренеры и в обычной своей жизни занимаются бизнес-тренингами. Наша задача – действительно дать ключ к карьере, хоть в этом году игра называется по-другому.

Вторая цель – контакты. Это знакомство студентов между собой, поэтому игра построена таким образом, что люди из разных вузов обязательно пересекаются. Есть ограничение «больше шести не собираться» из одного вуза в одной команде. А значит, ребята из разных городов и вузов вынуждены перемешиваться между собой. Они заводят какие-то деловые, личные контакты. Стипендиаты разделены по федеральным округам, и каждый округ имеет свой форум. И ещё в течение месяца после игры на этих форумах причитания типа «как же я без вас». А дальше все это начинает перетекать в деловые контакты, в совместное создание бизнесов, в личные связи, дети рождаются… Задача – создать в хорошем смысле тусовку, сообщество стипендиатов.

Третья цель – осознание своей роли в мире. Это звучит очень пафосно, но смысл таков: мы хотим дать стипендиатам осознание того, что сейчас не место патернализму, и они должны сами менять мир вокруг себя. Не случайно игра называется «Студенческий квартал». Игроки создают студенческий квартал в идеале – такой российский кампус. Создают своими руками. Сами создают проекты, сами придумывают, откуда взять деньги, сами реализуют, и таким образом пытаются улучшить мир вокруг себя. Наша задача – показать, что не придёт никакой добрый дядя и не отведёт тебя за ручку к светлому будущему, а давай вокруг себя вертись сам. И помогай другим, и находи связи.

Executive: Кто играет в игру?

Е.М.: Отличники и хорошисты, которые проходят сито отбора. Отбор у нас примерно один к пяти. Отбор проводится группой оценщиков, которая выиграла тендер и нанята Благотворительным фондом Владимира Потанина. Основная задача – отобрать позитивных лидеров, которые умеют работать в команде и сдерживать стрессы и активность которых, конструктивна. Этим занимается целая команда психологов, которая каждый год меняется.

Наша задача – работать с теми ребятами, которые уже прошли сито. Мы им с самого начала говорим: «Ребята, добрый день, вы уже победители».

Executive: Вы сказали, что одна из целей – познакомить ребят с будущими работодателями. А как насчет обратного – познакомить работодателей с потенциальными сотрудниками?

Е.М.: Конечно. Экскурсии на предприятия дают руководителям и директорам отделов персонала понимание того, что это такое – «потанинские стипендиаты». Это отдельный класс людей, которые прошли определённый отбор. Это кадровый бренд. Если человек прошёл отбор и стал стипендиатом потанинского фонда, можно быть на 99% уверенными, что это более качественный кадр, чем средний по рынку среди молодых специалистов. Мы даём возможность работодателям пообщаться с ними вживую. Это и общение на стендах, и участие руководителей предприятий в оценке проектов. Они могут увидеть вживую, как ребята разрабатывают проекты, как они их презентуют, как они работают на «Выставке достижений опытного хозяйства».

Ребята разрабатывают проекты учреждений. Что в этом студенческом квартале может быть? Лаборатория высоких технологий, центр содействия молодым специалистам, центр активного отдыха, банк – всё, что угодно.

Executive: Действительно бывают такие счастливые случаи, когда на игре стипендиат находит «своего» работодателя и начинает успешную карьеру?

Е.М.: Таких случаев очень много, и каждая игра начинается со слайд-шоу, рассказывающего о стипендиатах, которые уже нашли свою работу. Мы наблюдали на игре случаи, когда целые команды стипендиатов приглашали на работу. Например, в Саратове Саратовский Институт стекла, послушав презентацию проекта, пригласил на работу команду. Это было немножко сложно, потому что не все ребята в команде были из Саратова. Такие же случаи были в Петербурге, в Челябинске…

Это взгляд организатора, а что думают о «кадровых смотринах» HR-ы? На вопросы Executive.ru ответила Ольга Тюшева, начальник отдела персонал-менеджмента Промышленно-строительного банка, где уже успешно работают участники предыдущих деловых игр.

Executive: Насколько бренд «потанинские стипендиаты» известен среди HR-ов?

Ольга Тюшева: Вообще отношение к стипендиатам очень внимательное. Мы знаем, что стипендиаты – это люди, прошедшие довольно жёсткие ступени отбора и заслужившие – отличной учебой или личностными качествами – эту стипендию. Отношение к ним интересное. Как к перспективным работникам, будущим лидерам и кадровому резерву организации.

Executive: У молодых специалистов обычно нет опыта работы. Кто-то начинает работать на последних курсах вуза, но это обычно отражается на успеваемости. Как найти компромисс?

О.Т.: Мне очень нравится идея приглашать студентов на стажировку, и по ее результатам приглашать на постоянную работу. Да, у человека ещё мало опыта реальной работы, но его способности и отношение к делу уже видны. Такая система очень перспективна и редко промахивается. Мы часто видим, как ребята, которые прошли стажировку, какой-то отбор в вузе, в дальнейшем попадают в кадровый резерв. Такая система обеспечивает целостный подход и действительно позволяет «вычерпывать» ценные кадры для занятия руководящих должностей.

Executive: На деловых играх есть возможность понаблюдать за игроками, поучаствовать в оценке проектов. Но можно ли за столь короткий срок составить мнение о человеке или о целой команде?

О.Т.: Конечно можно. По сути, это мини-assessment-центры, и если выстроить систему наблюдения по отдельным критериям, то вполне можно нарисовать профили компетенции для отдельных участников. С командами сложнее - команды производят очень хорошее впечатление как интеллектуалы и аналитики, но отсутствие навыков презентации часто мешает создать о них многогранное представление.

В этом году деловые игры уже прошли в Санкт-Петербурге, Казани и Тюмени, а уже в начале 2007 года «Студенческий квартал» будут строить в Курске, Барнауле, Ставрополе и Хабаровске. С 12 по 14 декабря игра проходит в Москве. Кто знает, может быть, за эти три дня не один будущий выпускник найдет «свою судьбу» в компании своей мечты, и не один менеджер по персоналу пополнит свою команду еще одной успешной карьерой. Главное – знать, где искать молодых и перспективных. На деловой игре.

Фото: pixabay


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Половина компаний доплачивают сотрудникам за лояльность

У 46% работодателей есть надбавки за стаж и бонусы за долгую работу в компании.

Спрос на специалистов по анализу данных вырос в 30 раз за 10 лет

Самыми быстрорастущими направлениеми стали инфраструктура данных и DevOps, анализ данных, инженерия данных, BigData и ML. 

Названы сферы, где проще всего трудоустроиться пенсионерам

Треть опрошенных отметили, что работодатели стали охотнее приглашать на собеседования кандидатов пенсионного возраста.

SuperJob ввел аукционную модель найма сотрудников

Теперь работодатели смогут открыто торговаться за соискателя.