По информации HeadHunter, 37% сотрудников считает, что компании должны повышать заработную плату раз в год, независимо от достигнутых результатов. Это означает, что мотивировать людей только рублем может быть слишком затратно и не всегда оправдано.
Сошлюсь на еще одно исследование, консалтинговой компании Hay Group, которая выяснила, что когда корпорации хотят подтолкнуть сотрудников к достижению определенных целей, они снижают (!) им зарплату примерно на 5% и начинают мотивировать подчиненных другими способами. Что кроме финансов может помочь полюбить работу и сплотить коллектив?
Сам по себе
Даниэль Пинк, американский журналист и писатель, автор бестселлеров о бизнес-стратегиях, справедливо отметил, что «контроль сотрудников ведет к подчинению, а автономия – к увлеченности». Действительно, сейчас все больше сотрудников хотят не слепо подчиняться приказам, а подходить к работе творчески, иметь свободу выбора и самостоятельно управлять собой и своим временем. К тому же автономия воспринимается как выражение уважения и доверия со стороны начальства.
В современном деловом мире руководители успешных компаний постепенно утрачивают привычную контролирующую роль, все больше действуя как коучи и наставники. Их задача в том, чтобы поставить задачу, наметить сроки ее реализации и оценить результат. Использование способов, которыми сотрудники будут достигать поставленной цели, лучше делегировать им самим. Такой метод работы ничего не стоит для компании, но дорого ценится персоналом. Конечно, степень автономии каждый руководитель выбирает сам, в зависимости от специфики работы и характеров подчиненных.
Немного личного
Идея наставничества, когда у человека есть помощник, который даст ему советы по работе, для России пока новая. А ведь такое подход выгоден всем. Сотрудник понимает, что он не останется один на один со своими проблемами, что есть кто-то с большим опытом и знаниям, кто приедет ему на помощь. Наставники в этих отношениях повышают свои компетенции и самооценку, больше узнают о внутренних процессах работы компании, готовятся к переходу на руководящие позиции. Работодатель тоже в плюсе: люди начинают работать более эффективно, делают меньше ошибок, при этом не приходится тратить деньги на оплату им курсов и тренингов.
Еще один интересный способ внутрикорпоративной поддержки, когда коллеги сами поощряют друг друга. Например, в начале месяц всем сотрудникам предоставляют бонусные баллы, которые они потом могут раздавать коллегам за победы, связанные с работой. Люди, которые получили определенное количество баллов, могут обменять их на разные льготы: от подарочной карты до дополнительного выходного.
Кстати, о выходном. Одна японская компания, где работают только женщины, дает сотрудницам отгул в случае, если они расстались с любимым. Этот день, решило начальство, нужен им для восстановления и понимания, куда двигаться дальше, толк от их присутствия на работе в такой момент все равно будет минимален.
Офисная фея
Обычно слово ничего не стоит, но может оказаться очень важным. Даже простая записка со словами «спасибо» или «молодец», оставленная на столе подчиненного, мотивирует его работать еще лучше или, по крайней мере, не сбавляя темпов. Аналогичную роль могут сыграть личные встречи начальства с подчиненным, хотя бы изредка, но один на один, где могут обсудить разные вопросы и узнать о проблемах человека.
Еще одни вербальный «мотиватор» – переименование должности сотрудника на более благозвучную или статусную: не секретарь, а делопроизводитель, не продавец, а консультант, не уборщица, а клининг-менеджер и т. п.
Работа видится на расстоянии
Гибкий график очень здорово повышает лояльность сотрудников к компании. Он вполне приемлем для специалистов, чью ежедневное присутствие в офисе по объективным причинам не требуется. Понятно, что, например, с хирургами или косметологами такой формат работы нереален.
Результат очевиден: более половины (58%) сотрудников, опрошенных PowWowNow, заявили, что работа вне офиса повысит их уровень мотивации. Исследование CanadaLife показало, что удаленные работники оценивают свою производительность на 7,7 баллов из 10, а офисные – на 6,5 из 10.
Будьте здоровы
Хороший стимул – годовой бонус сотрудникам, которые не брали в течение 12 месяцев больничный и не ходят на перекуры. В некоторых офисах оформляют ДМС, организуют медицинские профосмотры в офисе, программы вакцинации, делают акцию «Нет авитаминозу!», во время которой раздают бесплатные соки и фрукты.
Даже вещи не столь очевидные могут принести компании немалую пользу. По данным компании Waterlogic, снижение уровня влаги всего на 1% может уменьшить производительность труда на 12%, а на 3–4% – на 25 и даже 50%.
Так что покупка кулера для воды и увлажнителя воздуха станут хорошим вложением в офис.
На старт!
«Независимо от того, насколько гениален ваш ум или стратегия, если вы играете в одиночку, вы всегда проиграете команде», – сказал сооснователь LinkedIn Рид Хоффман.
Тема командообразования, помогающая коллективу объединиться, а сотрудникам повысить лояльность к своей компании, сейчас популярна. Здесь может помочь корпоративный спорт, который является хорошей альтернативой уходящим в прошлое коллективным посиделкам в стенах офиса или соседнем ресторане.
На тренировках и матчах сотрудники могут общаться друг с другом, решать в неформальной обстановке свои вопросы, в том числе и с начальством. У нас, например, генеральный директор PepsiCo играет вместе со своей командой. И, кстати, он не капитан, а обычный игрок.
Спортплощадка – хорошее место для знакомств, которые могут изменить жизнь человека в лучшую сторону. С ребятами, вместе с которыми потом организовали Лигу, мы познакомились на футбольном поле. Есть примеры, когда с игры начинались семьи. Один парень был судьей на чемпионате по баскетболу, а девушка работала секретарем. На наших глазах у них завязались отношения, и несколько лет назад они поженились. Неслучайно, за рубежом уже есть сайты фитнес-знакомств.
Вспомним, что часто лучшая часть отпуска – это даже не свободное время, а дни, предшествующие отдыху, наполненные его ожиданием. Почему бы этот факт не применять и руководству. Например, известно, что пятница – это здорово, а понедельник – день тяжелый. Можно на вечер первого дня недели планировать игры по футболу или волейболу, тогда у сотрудников будет что-то позитивное, чего можно ожидать в течение рабочего времени.
Читайте также:
Эти все "мотиваторы" давно опробованы и используются. Только специалиста ими не удержишь. Гибкий график для востребованных профессий уже стандартом стал.
Неужели никто не попросил пояснить, что это значит?
Или всё важное уже было сказано раньше, а это самая последняя фраза?
сегодня мотивация уже смешала в себе все понятия, условия труда, условия вознаграждения и т.д. Не помню кто сказал "Мотивация начинается там, где заканчиваются управленческие решения. Или в компании мало денег". Самое главное это вовлечь в достижение цели, по сути продать работу, продать так чтобы ее не захотелось потерять. А дальше задача удердивать это вовлечение. По моему опыту, вовлекать легче когда цели пересекаются, все остальное требует постоянных мотиваций или понуждений
Герцберг давно разделил мотивирующие факторы ( интратрудовые, присущие самой работе) и гигиенические ( экстратрудовые). К последним отнес условия труда, отношения в коллективе и другие, которые формируют среду, в которой работа происходит.
И доказал, что экстратрудовые факторы не могут увеличить мотивацию. А вот снизить ее могут.
По идее, автор должен был упомянуть модель Хартмана и Олдхема. Модель рабочей мотивации, основанная на ключевых характеристиках работы:
1. Разнообразие умений – работа требует разнообразных умений и способностей личности; если работа требует от человека разнообразных умений, то она будет казаться ему более значимой, чем это есть на самом деле.
2. Целостность задания – работа требует завершения целостной и определенной задачи или этапа работы с видимым конечным результатом.
3. Значимость задания –задание имеет существенное влияние на жизнь или работу других людей как внутри организации, так и вне ее.
4. Автономность –работа предоставляет реальную свободу и возможность по своему усмотрению в планировать работу и определять способы ее выполнения.
5. Обратная связь – своевременное получениее прямой и ясной информации относительно эффективности работы.
На простой и примитивный вопрос "А что мне датут в магазине (где-то еще на выбор) на вашу нематериальную мотивацию ?" -- ответ весьма затруднителен.
"Что только не придумают, чтобы людям зарплату не платить"
А спросить у людей что им нужно - не пробовали?
... и что сделали с полученными ответами?
Предлагать людям за работу..
Хотелось бы увидеть подтверждение работодателя: что спросили, что люди ответили, и что именно потом им предложили.