Особенности профессионального выгорания IT-специалистов

Статьи на тему выгорания, как эмоционального, так и профессионального, часто мелькают в разного рода изданиях и пабликах. Благодаря им большинство читателей осведомлены о стадиях выгорания, стрессогенах и прочих вызывающего его причинах, о важности life balance и своевременного обращения к психотерапевту.

Такие публикации дают лишь общее определение и такие же общетеоретические рекомендации по профилактике выгорания для сотрудников. Что же касается управленческой практики, то здесь информации в разы меньше. Поделюсь своим видением решения проблемы выгорания сотрудников с точки зрения HR-директора, имеющего 10-летний опыт работы в IT-компании.

По статистике, выгоранию более подвержены представители специальностей, где основная работа проходит в системе «человек-человек». По результатам исследования, проведенного Сибирским государственным медицинским университетом, у 99% врачей присутствуют признаки профессионального эмоционального выгорания в различной степени выраженности. По данным портала hh.ru, выгоранию особо подвержены сотрудники таких сфер, как «Консультирование» (91%), «Медицина/Фармацевтика» (88%), «Высший менеджмент» (87%) и «Маркетинг/Реклама/PR» (87%).

Международное рекрутинговое агентство Hays утверждает, что 2/3 россиян за последние три года сталкивались с профессиональным выгоранием своих коллег, друзей или знакомых. С ними согласны 67% работодателей. В качестве основных причин чаще всего указывают высокую нагрузку и вынужденные переработки (83%), недостаточную мотивацию (76%) и давление руководства (58%).

В IT схема взаимодействия «человек-человек» не распространена настолько, как, например, у медиков, педагогов или консультантов. Однако, по данным исследования «Мой круг», половина специалистов из этой сферы пережили профессиональное выгорание хотя бы раз в жизни, некоторые имели такой опыт два и более раз.

Вероятность выгорания напрямую зависит от стажа сотрудника в компании. По статистике, переломный момент приходится на второй год работы. Если же сотрудник остается в компании на более длительный срок, то можно говорить об успешности управленческой работы его непосредственного руководителя и качественно реализуемой политике HR-бренда.

Помогите коллегам найти признание

По моему опыту, примерно в 60% случаев к профессиональному выгоранию приводит отсутствие признания достижений. Поэтому для поднятия трудового духа в коллективе рекомендую не ограничиваться традиционным конкурсом в стиле «Лучший программист месяца» с фотографией сотрудника «на полароид» на стенде в офисе или корпоративном портале. Соблюдайте принцип «беспроигрышной лотереи» – участвовать должны все, при этом каждый получит признание за то, в чем он действительно хорош. Бесталанных людей не бывает, однако еще встречаются HR-специалисты, которые об этом забывают.

Дайте сотрудникам возможность открыто поблагодарить коллег, например, разместив благодарность на корпоративном портале, во внутренних медиа или соцсетях. Если вашему коллеге есть, чем поделиться как в сфере hardskills, так и в области навыков личной эффективности и командной работы, организуйте выступление для коллектива, чтобы он смог реализовать свой потенциал.

Яркие эмоции – путь к успеху

В российской культуре не принято проявлять яркие эмоции на рабочем месте. Появляется так называемая «видимость отсутствия эмоций», что приводит к их подавлению. Подавление эмоций создает общий негативный настрой, которому свойственно накапливаться до критического значения, ведущего к эмоциональному выгоранию.

Если на рабочих местах присутствует высокая степень серьезности, попробуйте разбавить ее разумной долей фана и позитива. Поздравления, тематические дни и внезапные, приятные сюрпризы коллегам разукрасят трудовые будни и надолго останутся в памяти коллег. Букет свежих цветов утром на столе, коробка киндер-сюрпризов или рассылка хорошей новости среди рабочего дня поднимут настроение и зарядят бодростью лучше очередной порции кофе.

В период транспортного коллапса отличные результаты показала программа «Найди попутчика», организованная в нашей компании. Сотрудники-автовладельцы охотно подвозили коллег, которые не давали им скучать в дороге и засыпать за рулем. По итогам самые активные водители и пассажиры были награждены брендированными подарками. Помимо создания дружелюбной атмосферы в коллективе программа имела еще один неожиданный бонус –  количество опозданий сократилось на 30%.

Хорошим инструментом является проведение лекций и мастер-классов от приглашенных экспертов. Такие занятия не всегда должны касаться рабочих моментов. По моим наблюдениям, самый посещаемым в нашей компании стал тренинг по оказанию первой помощи. Востребованы также лекции на тему личной эффективности, здорового образа жизни. В ситуации, когда коллектив массово находится на удаленной работе – можно проводить такие мероприятия онлайн. Занятия желательно организовывать в рабочее время, так их посещаемость вырастет более, чем на 70%.

Можно организовать досуг для сотрудников и вне рабочего времени. Наши коллеги, например, любят играть в квиз в интеллектуальном клубе «LOGIC Club», первое правило которого, пицца и напитки за счет компании.

В то же время не стоит пытаться «задекорировать» реальную ситуацию морально-психологического климата в компании с помощью различных «фишек» вроде бесплатного смузи или фруктов на ресепшн. Первостепенная задача руководителя – выстроить здоровые отношения в коллективе и корпоративную культуру, регулирующую взаимоотношения коллег, создав комфортную психологическую обстановку и открытость к диалогу.

Индивидуальный подход обязателен

Попытки стандартизировать всех специалистов из одной сферы деятельности и отсутствие индивидуального подхода к каждому сотруднику нередко приводят к плачевным результатам.

Прочитав массу статей о рутинности как факторе, усиливающем выгорание, можно прийти к выводу, что сотрудникам, работающим на такой должности, потребуется дополнительная поддержка или мотивация. Фактически это не так, поскольку у людей, работающих в данной сфере, могут быть различные психотипы. Для одних три дня рутины будут невыносимым испытанием, а для других – стабильная монотонная работа без элементов новизны станет «счастьем длиною в жизнь».

В трудах Генри Форда можно найти отличные иллюстрации подхода к подбору сотрудников на должности, связанные с монотонной работой на конвейере. Кстати, удивительно, но среди людей, склонных к монотонному труду, часто встречаются творческие натуры. Для хронических «трудоголиков» работа нередко – отличный повод выпустить лишнюю энергию. Отнимите у них переработки –  они не знают, куда себя деть, и вот уже пламенная страсть сжигает их изнутри.

Старайтесь индивидуально подходить к планированию рабочего графика сотрудника, балансу удаленной работы и работы в офисе. В нашей компании рутинную работу большинство специалистов предпочитают делать из дома, а для звонков партнерам и видеоконференций –  приезжать на работу. Эффективность при этом растет, а нагрузка на офис – снижается.

Интроверт интроверту – рознь

Создание атмосферы доверия в коллективе уже по определению можно отнести к мерам профилактики эмоционального выгорания. IT-специалисты часто прячутся за определением себя как абсолютных интровертов. Есть известная поговорка, что при разговоре IT-шник-интроверт смотрит на свои ботинки, а IT-шник-экставерт – на ботинки собеседника. Однако стоит помнить, что интровертивно ориентированный человек тоже испытывает потребность в общении, только строит он его по-своему. Интровертам также важна экстравертивная отдушина, и чем лучше она будет создана, тем выше вовлеченность сотрудников.

Введите практику личных встреч с непосредственными подчиненными. Индивидуальный подход поможет сотрудникам компании чувствовать себя действительно значимым, а не просто «винтиком в системе». Этот инструмент можно эффективно использовать не только для повышения уровня лояльности персонала, но и для решения множества вопросов, мешающих производственному процессу. Найдите раз в месяц время на 15-минутную встречу с каждым из непосредственных подчиненных. Результат порадует вас уже через полгода.

Узнавайте коллег, интересуйтесь, как у них дела в семье и на работе, что их радует и тревожит. Не считайте это вмешательством в личную жизнь – сотрудник сам решит, что вам ответить и как выстроить границы.

Если кто-то из ваших коллег явно находится в состоянии апатии, его интерес к работе поверхностен и формален, не оставайтесь в стороне – проявите участие. Возможно, его не вдохновляют текущие задачи, есть проблемы, которыми он хочет поделиться, но не готов заговорить о них первым. В ваших интересах помочь решить вопрос, сохранив квалифицированного сотрудника, чтобы он смог эффективно вложить свои знания и опыт в реализуемый проект.

Если говорить о выгорании, то здесь вполне подойдет слоган пожарных – «пожар легче предотвратить, чем потушить». Поэтому стоит проводить мероприятия по профилактике эмоционального и профессионального выгорания, в первую очередь уделяя внимание службам, работающим с клиентами и заказчиками.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
IT-менеджер, Красноярск

Мотивация к труду IT-шников в большой степени зависит от содержания работы. Случай, когда IT-шник, например, настраивает Unix, чтобы отдохнуть и сосредоточиться - не то, чтобы большая редкость. Причем, как правило, в работе, им приходится "тащить" ответственность за сложные, чувствительные для бизнеса в плане провала реализации, проекты в одиночку, по принципу "кто кроме нас?". И, конечно, они, в большинстве своем, на дух не переносят авторитарный стиль управления. В остальном, все как у всех. 

Консультант, Украина

Элементарно. Если человек выгорает - он не на своем месте.

 

Президент, председатель правления, Екатеринбург
Андрей Роговский пишет:
Элементарно. Если человек выгорает - он не на своем месте.

Это не так. Статья очень хорошая, но в ней нет определения, что такое профвыгорание и почему оно происходит. 

Профвыгорание (ПВ) - это следствие эмоционального насыщения человека (подсознательные процессы). И есть только один способ диагностики  - задать вопрос: "Работа меня радует?"  Когда работа перестает радовать, читайте "мотивировать", это сигнал, что человек на грани. ПВ не рекультивируется. Это особенность психики человека.

У ПФ есть свои стадии и свои сроки. Выгоревший человек не эффективен в выгоревшей теме. Ему следует менять сферу  деятельности.

Консультант, Украина
Елена Власова пишет:
Андрей Роговский пишет:
Элементарно. Если человек выгорает - он не на своем месте.

Это не так. Статья очень хорошая, но в ней нет определения, что такое профвыгорание и почему оно происходит. 

 

Если ваша работа - высокооплачеваемое хобби, то ПФ вам не грозит.

 

Knowledge manager, Москва

Определений у профессионального выгорания много, как и взглядов на восстановление в профессии – это вопрос предпочитаемой вами парадигмы.

В статье автор отталкивается не от теории, а от реальной собственной практики.

И, судя по содержанию – опыт достаточно большой.

Объективно – это лучший пост данную тему, что мне встречался, что называется «без воды».

Возьму советы на вооружение )

Консультант, Украина
Юрий Озеров пишет:

Определений у профессионального выгорания много, как и взглядов на восстановление в профессии – это вопрос предпочитаемой вами парадигмы.

В статье автор отталкивается не от теории, а от реальной собственной практики.

И, судя по содержанию – опыт достаточно большой.

 

Будьте осторожны с чужим опытом. А то будет как в анекдоте про слона и четырех слепых мудрецов.

 

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
62% россиян страдают от стресса из-за переработок

Главная причина переработок — высокая нагрузка и нехватка сотрудников.

Названы регионы с самыми высокими зарплатными предложениями

Москва оказалась лишь на четвертом месте.

Работодатели чаще стали применять контроффер для удержания сотрудников

Конкуренция за кандидатов среди работодателей становится все более ощутимой.

Каждая пятая компания проверяет кредитные истории кандидатов

Среди соискателей с подобными проверками сталкивался каждый десятый.