Зачем и как «Пятерочка» запустила офисную стажировку в компании

В некоторых компаниях к стажерам часто относятся с предубеждением и поручают им самые простые задачи «принеси-подай», а сами студенты воспринимают стажировку как бесполезную для них «обязаловку». Мы решили изменить это стереотипное мнение и запустили в октябре первый этап офисной программы стажировок «Свежие перспективы», где участники, которых будут сопровождать опытные наставники, получат возможность работать над реальным проектом. Уже в первые дни мы собрали более сотни заявок.

Зачем крупной компании нужны стажеры

Оплачиваемые офисные стажировки – одно из четырех основных направлений, которые вошли в программу работы с талантливой молодежью, запущенной в рамках масштабной трансформации всех бизнес-процессов. В новой концепции HR-бренда и стратегии развития компании привлечение, поддержка и реализация профессионального потенциала молодых специалистов выступает важной составляющей успеха и повышения эффективности бизнеса.

Перед нами стоит достаточно амбициозный вызов – наладить отношения с молодежью и изменить отношение к ритейлу в целом. Так как эта сфера непопулярна среди молодых специалистов, они не ассоциируют ее с высокотехнологичностью, применением инноваций и современных подходов в работе. Соответственно, молодежь не видит для себя никаких перспектив в области ритейла, хотя на самом деле они огромны.

Для решения этой проблемы мы использовали, в том числе, создание офисной программы стажировок для студентов. Мы планируем, что ее запуск решит сразу две основные задачи: привлечение мотивированных кандидатов с большим потенциалом, а также повышение узнаваемости и развитие HR-бренда компании. Организация студенческих стажировок есть во многих компаниях, мы поставили себе цель сделать ее интересной и полезной для участников.

С чего начать

При создании стажировки мы опирались на данные исследований. Согласно исследованию FutureToday за последние 10 лет наблюдается стремительное падение численности молодых специалистов почти в два раза, в то время как спрос на них только растет.

Мы решили развивать молодежное направление, так как связываем будущее нашей торговой сети с талантливыми молодыми специалистами, которые в долгосрочной перспективе принесут неоценимую пользу бизнесу.

В этом году мы открываем программу стажировок в офисах «Пятерочки» в четырех крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре и Екатеринбурге, дальше она будет масштабироваться. Пока программа реализуется по четырем направлениям: маркетинг, коммерция, развитие розничной сети, управление персоналом, в 2021 году перечень специальностей будет расширен.

Наш идеальный стажер – какой он? Как отбирать стажеров

Мы не ставили перед собой цель взять как можно больше стажеров, так как, в первую очередь, ориентировались на качественный отбор участников программы. У нас действительно работают высочайшие профессионалы современного ритейла и фудтеха, поэтому во всех заявленных городах в общей сложности мы набираем 32 стажера. Мы приглашаем студентов последнего курса бакалавриата или специалитета, а также студентов первого и второго курсов магистратуры. Чтобы попасть на стажировку в офис компании студентам необходимо учиться на очной форме, иметь высокий балл успеваемости в вузе и возможность работать не менее четырех часов в день, кроме того, специальность и город проживания должны соответствовать открытому направлению стажировки. Все эти вопросы мы задаем в анкете на сайте стажировок, которая является первым этапом отбора.

Для нас не важно наличие у стажера какого-то профессионального опыта, но мы обращаем внимание на соответствие корпоративным ценностям компании –  командность, стремление к достижениям, клиентоориентированность, честность и уважение. А также такие личностные качества, как креативность в принятии решений и стремление развиваться.

Большая кросс-функциональная команда сотрудников «Пятерочки» из самых разных функций и вместе с руководителем направления по работе с вузами Светланой Теплых разработала критерии и инструменты отбора талантливой молодежи. Они позволяют нам понять, обладают ли студенты ключевыми компетенциями, необходимыми для прохождения стажировки. Будущим стажерам предстоит пройти телефонное интервью, тестирование на числовые и вербальные способности, решение аналитического бизнес-кейса. Тех, кто успешно справился с двумя тестами и решил кейс, мы приглашаем в офис компании на интервью по компетенциям с руководителем и HR. В результате отбора лучшие получат job offer на стажировку.

Для того, чтобы привлечь студентов, мы используем разные каналы. Мы заключаем партнерские соглашения с российскими вузами, размещаем информацию о стажировках в различных сообществах в социальных сетях, оформили страницу в каталоге Future Today, рассказываем об условиях стажировки в СМИ, продвигаемся в digital-каналах. В планах – проведение серии встреч топ-менеджмента компании со студентами, организация интерактивных игр и кейс-чемпионатов, участие в ярмарках вакансий, организация дней компании в профильных вузах.

Как будет проходить стажировка

Продолжительность стажировки составит три месяца. Мы считаем, что этого времени достаточно, чтобы студент смог получить практические знания по выбранному направлению.

За стажером будет закреплен наставник, который пройдет со студентом весь путь – от адаптации до job offer. Наставник будет помогать, поддерживать и давать обратную связь в тот момент, когда это требуется. Особенность нашей стажировки в том, что стажер получит возможность работать над одним из перспективных проектов, станет полноценным участником бизнес-процессов компании. Мы не будем загружать студентов рутинными задачами, работой в копировальной комнате и доставкой документов. Нам важно, чтобы стажеры стали частью коллектива, влились в команду и предлагали собственные решения, которые потом могут дорабатываться и дополняться специалистами компании.

Со всеми стажерами компания заключит официальный срочный трудовой договор. В течение стажировки участники программы будут получать конкурентоспособную заработную плату в зависимости от региона, а самым успешным участникам после окончания программы компания предложит перевод на бессрочный трудовой договор на постоянную работу

Почему это полезно для студентов

Мы понимаем, что поколение Z больше всего ценит в работе возможность гибкого графика, баланс работы и личной жизни, дружный коллектив, стабильность и надежность, разнообразные карьерные пути для роста и развития. Поэтому все это мы предлагаем на стажировке в «Пятерочке», так как современный ритейл – это одно из драйвовых и динамично развивающихся направлений бизнеса.

Ценный опыт работы в крупной компании

Несмотря на то, что не все студенты останутся работать в компании после окончания стажировки, они приобретут практические навыки и опыт работы над реальным проектом. Это позволит им ориентироваться в дальнейшей профессиональной деятельности и при выборе вакансий.

«Пятерочка» применяет в работе над проектами современный и гибкий agile- подход, который раньше использовался в основном в сфере IT. Он позволяет сосредотачиваться непосредственно на задачах, взаимоотношениях с людьми и постоянном усовершенствовании собственного результата и бизнес-результатов в целом.

Стажер получает возможность работать в кросс-функциональной команде, получать практические знания от наставника, наблюдать за работой лучших профессионалов в сфере ритейла.

Технологии и инновации

Ритейл сейчас многими воспринимается как непрестижная, рутинная и нетехнологичная область, где нет места никаким инновациям. На самом деле это не так. На стажировке студенты смогут больше узнать о Big Data, digital- маркетинге, продуктовом подходе, повышении энергоэффективности и других важных трендах современного ритейла.

Развитие HR-бренда

Мы ставим перед собой цель повысить уровень доверия к сфере ритейла, развеять те мифы, которые существуют в отношении этой области. Поэтому для нас очень важно взаимодействовать с молодежной аудиторией. Проведение стажировок, налаживание партнерских отношений с вузами, размещение информации о том, что компания готова и открыта для коммуникации с молодыми специалистами, – все это работает на узнаваемость и повышение ценности HR-бренда «Пятерочки».

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Максим Клемешов
Генеральный директор, Москва

Вот увидел статью про Пятерочку - и сразу вспомнил как купил там просроченные продукты...Какая стажировка, какие HR? Главные задачи продуктового магазина выполнять научитесь а уж потом HR бренд, корпоративная культура...К вам от безысходности люди идут и чего от них ждать?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Сергей Махлай
Конечно, я имел ввиду вариант 2. Голова сама по себе, руки сами - старость...Надо меньше свои "г...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.