Оптимисты vs пессимисты: кто поможет вашему бизнесу?

Как часто возникали конфликты в вашей организации, когда один предлагал новые, но не достаточно продуманные идеи, а другой с самого начала выступал против нестандартных подходов?

Если такие ситуации вам хорошо знакомы, скорее всего, вы часто испытывали два распространенных когнитивных искажения: склонность к оптимизму и склонность к пессимизму.

Склонность к оптимизму свойственна людям, которые делают чрезмерно позитивные оценки будущих рисков и результатов. Тех же, кто предпочитает делать чресчур негативные оценки и прогнозы, как правило, можно отнести к пессимистам. И это лишь две из многих ловушек нашего мышления, которые приводят к ошибочным суждениям. Ученые в области когнитивной нейробиологии и поведенческой экономики называют такие особенности устройства нашего мозга когнитивными искажениями.

Один быстро растущий медицинский стартап на северо-востоке США столкнулся с похожей проблемой. Ему пришлось испытать множество внутренних потрясений. Оптимистично настроенные участники команды генерировали много интересных идей, не задумываясь над всеми потенциальными проблемами. Одна из идей, которую они предложили – нестандартная маркетинговая стратегия для продвижения нового продукта.

В ответ на воодушевленный настрой оптимистов по поводу уникальной идеи, пессимисты раскритиковали маркетинговую стратегию, указывая на риски каждого инновационного предложения, такие как штрафы и взыскания регулирующих органов за чрезмерно завышенные медицинские требования. Пессимистично настроенные участники команды гораздо реже придумывали новые идеи, потому что им было свойственно видеть все потенциальные проблемы и недостатки любого нового решения, даже тех, которых там не было.

В результате команда разделилась на два лагеря: оптимисты и пессимисты. Каждый лагерь занял оборонительную позицию по отношению друг к другу. Отношения в команде стали натянутыми и даже токсичными, полными негатива. Оптимисты воспринимали пессимистов как скептиков, которые мешают хорошим идеям продвигаться вперед, пессимисты же считали, что идеи оптимистов всегда сырые и ошибочные. Командная работа не ладилась.

Как подружить оптимистов и пессимистов

Представьте, насколько более эффективной была бы команда, если бы пессимисты и оптимисты могли бы проявлять только свои сильные стороны. Первые чувствовали бы себя свободно и уверенно, предлагая оригинальные идеи, пусть даже неидеальные и сырые на первый взгляд, чтобы вторые их подхватывали и доводили до ума, а не критиковали и отвергали.

Как же подружить оптимистов и пессимистов, чтобы они смогли продуктивно вместе работать над проектами в одной команде, несмотря на когнитивные искажения?

Для начала важно, чтобы в команде появились два адвоката дьявола. Люди склонны воспринимать пессимизм как что-то негативное, хотя на самом деле это лишь противоположное мнение. А как показывают исследования, противоположная позиция является критически важной для принятия мудрых решений. И оптимисты должны об этом знать, понимать и принимать.

Задача адвокатов заставить команду внимательно проверить предположения и закрыть пробелы в планах. Они также очень полезны для предотвращения группового мышления. Эта довольно простая трансформация значительно улучшит качество встреч и существенно повысить вовлеченность сотрудников.

Что и произошло с вышеупомянутой командой медицинского стартапа. После появления адвокатов, оптимисты с энтузиазмом занимались тем, что у них отлично получается – генерировали идеи, а затем передавали их на доработку пессимистам, при этом отказываясь от своих прав на идею при передаче. Затем пессимисты отбирали наиболее жизнеспособные предложения, исправляли их недостатки и превращали сырые идеи в хорошо продуманные проектные планы.

В поисках командного баланса

Руководителям особенно важно понимать, что смешанная группа будет работать гораздо лучше, чем группа, состоящая только из пессимистов или оптимистов.

Если в команде будут только оптимисты, они будут воспринимать свои идеи как блестящие и будут поддерживать друг друга, рискуя при этом не заметить плохие идеи.

С другой стороны, команде пессимистов будет очень сложно придумать хотя бы одну инновационную идею, которая позволит развиваться бизнесу и оседлать волну современного бизнес-океана, где успеха добиваются те, кто действует не по правилам и разрушает стереотипы. Пессимисты будут придираться к каждому шагу. Такой подход был актуален поколение назад, но не сегодня.

Синергия оптимистов и пессимистов позволит команде взять лучшее от обеих точек зрения, создавать новые идеи и развивать их. Если они будут эффективно работать вместе, то процессы могут стать инновационными и основательными, что в свою очередь увеличит вероятность успеха в долгосрочной перспективе.

Идти против интуиции

Учитывая, что сбалансированная команда пессимистов и оптимистов может привести к улучшению сотрудничества и повышению вовлеченности участников, имеет смысл быть внимательным, нанимая сотрудников, особенно на руководящие должности.

Очень трудно пойти против интуиции и нанять кого-то не похожего на вас. Если вы заядлый пессимист, то вам будет крайне тяжело взять на работу оптимиста, и наоборот.

Аналогичная сложность возникает и в вопросах продвижения сотрудников на более высокие позиции. Объективно воспринимать человека мешают эффекты «рогов» и «ореола».

Если мы чувствуем положительные эмоции по отношению к одной характеристике человека, то мы склонны и в целом оценивать его положительного – это называется эффектом ореола или гало-эффектом. «Эффект рогов» или эффект дурной славы проявляется противоположным образом: если нам не нравится какая-то одна черта в человеке, то мы будем склонны хуже оценивать его в целом.

Если вы хотите преуспеть в качестве руководителя, вам нужно разбираться в людях и учиться побеждать когнитивные искажения. Только так вы сможете принимать правильные решения при выборе сотрудников и партнеров. Оптимисты и пессимисты будут работать в интересах команды и вашего бизнеса, если вы сможете найти правильный баланс.

По материалам entrepreneur.com, перевела с английского Алина Прудских

Читайте также:

К какому типу вы, скорее, относитесь?
Проголосовать и увидеть результаты опроса могут только зарегистрированные пользователи
Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - В результате команда разделилась на два лагеря: оптимисты и пессимисты.

Мне представляется, что это ошибочная классификация. 

Тех, кого автор называет оптимисты - это генераторы идей. Пессимистами он назвал ценных аналитиков. 

А вот оптимистом и пессимистом можно быть как  генератору, так и аналитику, другое основание для классификации. Причем реалисты (аналитики) - это не пессимисты. А генератор может быть имульсивным, и потому часто впадать в плохое настроение.  

Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - Руководителям особенно важно понимать, что смешанная группа будет работать гораздо лучше, чем группа, состоящая только из пессимистов или оптимистов.

Это глубокое заблуждение., на самом деле не нужно никого объединять, требуется разделение труда - оно используется в профессиональном мозговом штурме - генераторы сначала выдвинут идеи (и критика запрещена, а аналитики удаляются). А потом аналитики выявляют лучшие (с точки зрения целей и критериев,  связанных с целью) решения. 

 

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Владимир Токарев пишет:
это ошибочная классификация. 

Отчасти, да. Но, в статье много не учтено. Слишком уж много общего. Очередная переводная американская статейка. Хотя, тема и интересная. Её бы применимо к нашим людям и реалиям .

Адм. директор, Санкт-Петербург

А реалисты как явление вообще не учитывается?

Независимый директор, Москва

В текущих условиях оптимистов можно смело приравнивать к идиотам.

Нач. отдела, зам. руководителя, Новосибирск
Владислав Волошин пишет:

В текущих условиях оптимистов можно смело приравнивать к идиотам.

А вот здесь, я с Вами не соглашусь. В сегодняшних реалиях, самая бредовая идея может выстрелить. Рынок будет меняться и это неоспоримо. 

Независимый директор, Краснодар

В период прогресса поступали так обычно и выиграли. Спрашивали кто против инновации а кто за инновацию. Всех тех кто против прогресса сразу же увольняли и тогда бизнес был как "бочка мёда без ложки дёгтя".

Генеральный директор, Москва
Валерий Андреев пишет:
Владимир Токарев пишет:
это ошибочная классификация. 

Отчасти, да. Но, в статье много не учтено. Слишком уж много общего. Очередная переводная американская статейка. Хотя, тема и интересная. Её бы применимо к нашим людям и реалиям .

Привожу пример, который все и без меня знают, относительно применения к нашим людям и реалиям. Эпидимеологическая истерия. Люди свято начали верить, что если обрабатывать всё и всех, то минует беда от напасти басурманской. Итог: рынок медицинских масок и антисептиков взвинтил цены на сотни, а иногда и тысячи процентов. Кто здесь оптимист? Правильно! Продавец. А кто пессимист? Опять правильно! Потребители. 

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Михаил Шепелёв пишет:
Привожу пример,

Супер пример!!!!!!)))) Браво, Михаил!

Генеральный директор, Москва
Валерий Андреев пишет:
Михаил Шепелёв пишет:
Привожу пример,

Супер пример!!!!!!)))) Браво, Михаил!

Я тут в парралельной ветке привел в цифрах. Еще веселее получается. Цитирую сам себя:

Медицинская трехслойная маска до эпиденимм оптом стоила 0,82 руб, сейчас я завален "оптовыми" предложениями по 35 рублей. Что, себестоимость выорсла за два месяца на 4286%?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Сергей Махлай
Конечно, я имел ввиду вариант 2. Голова сама по себе, руки сами - старость...Надо меньше свои "г...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.