Отпуск длиной в год, или Приживется ли в российском бизнесе Sabbatical?

В один из дней авторы писем, отправленных на email основателя Школы менеджеров «Стратоплан» Александра Орлова, стали получать одинаковые отбивки: «До такого-то числа я нахожусь в творческом отпуске. Это означает, что почту я могу проверить через месяц. :). По вопросам участия в наших программах или партнерства связывайтесь напрямую с нашим отделом по работе с клиентами по адресу…».

Понятие Sabbatical (оплачиваемый отпуск продолжительностью несколько месяцев) пришло в бизнес из университетской практики: профессора используют этот отпуск для работы над собой, путешествий, повышения квалификации.

Как рассказал Александр Орлов журналистам Executive.ru, его Sabbatical продолжительностью один год привел к неожиданным выводам: «Дело не в том, что мы мало отдыхаем, а в том, что неправильно живем. Для отдыха достаточно и трех недель, а если есть какие-то расхождения с системой ценностей, то и годовой творческий отпуск не поможет».

Sabbatical помог Александру Орлову поставить перед собой правильные вопросы и найти правильные ответы, но насколько вообще распространена такая практика в российском бизнесе? Предоставляют ли российские компании подобный отпуск сотрудникам? Планируют ли предоставлять? Или это явление так и останется экзотикой на российском рынке труда?

Сергей ЮдовскийОтличное решение для «перезагрузки» сотрудника и повышения качества его работы

Сергей Юдовский, CEO & Co-founder, electroNeek Robotics

В России слабо распространена практика оплачиваемого отпуска в несколько месяцев вне научной сферы, так как это затратно для бизнеса, а оценить пользу удается не всегда. Даже само слово «творческий отпуск» звучит как временное увольнение и несет скорее негативную оценку, чем позитивную. Не стоит забывать о том, что русским людям несвойственно показывать свои слабости, а творческий отпуск может выглядеть как явный показатель усталости.

Однако, на мой взгляд, Sabbatical имеет шанс стать более популярным в российской бизнес-среде. Показатель выгорания на работе, особенно среди людей 30-40 лет, весьма высок, и возможность сфокусироваться на собственном обучении и благополучии, а не только на работе, может пойти на пользу как лично специалисту, так и компании. Отдохнув, человек может привнести новые идеи по развитию бизнеса и в целом работать эффективнее, чем раньше. Важно отметить, что такая схема работает лучше для сотрудников, занимающих руководящие посты, ведь инновации могут повлиять на деятельность не одного отдела, а всей компании.

Разумеется, для внедрения такой практики в нашей стране понадобится много времени и усилий, но это отличное решение для «перезагрузки» сотрудника и повышения качества его работы, что непременно отразится на показателях эффективности всего предприятия.

Татьяна ДоляковаВ западных компаниях используют такую опцию для высокоресурсных специалистов

Татьяна Долякова, основатель, ProPersonnel

 

Sabbatical – творческий, иногда оплачиваемый отпуск до года, предоставляемый сотрудникам, чтобы предупредить их выгорание. Различают такой отпуск по длительности, условиям предоставления (время непрерывной работы в компании), степени оплачиваемости, наконец, важен сам «адресат». В западных странах до трети компаний используют такую опцию для высокоресурсных специалистов и руководителей, много лет работающих в компании.

В России Sabbatical одновременно есть и ... нет: законодательство предусматривает длительный отпуск только работникам сферы образования. HR-менеджеры называют Sabbatical восходящим трендом, но с примерами затрудняются.

Считаю, что для российского бизнеса Sabbatical вообще не характерен: у нас высокая турбулентность экономики, стремительные перемены. Потеря даже на время ценного сотрудника – большой риск. За полгода-год, пока работодатель «ждет» сотрудника, ситуация может измениться, да и сам работник может «перезагрузиться» и изменить приоритеты и интересы.

При этом в России существуют своего рода альтернативы, которые позволяют ценному сотруднику взять небольшой тайм-аут, повысив свою эффективность: четырехдневная рабочая неделя, дополнительные отпуска и дни за переработки, учебный отпуск, в редких случаях можно временно перейти на проектную работу...

Павел ЛисовскийРоссийские компании склонны к другим формам поощрения

Павел Лисовский, генеральный директор, ADA Россия

В нашей компании мы Sabbatical не используем. Не думаю, что подобная практика приживется в России. Дело в том, что продолжительность российских праздников и так превышает европейские и американские. А если человек заинтересован в подобном опыте, значит, он в поисках, как минимум себя. Значит, текущая деятельность его не вдохновляет, а это признак того, что данный сотрудник находится в зоне риска. Выгорание кадров – это, безусловно, большая проблема, и она не привязана к отдельно взятой стране.

Впрочем, в частных случаях данная практика возможна. Например, если сотрудник ценен для компании, в его лояльности нет никаких сомнений и видно, что подобный отдых пойдет на пользу всему делу. Но я бы отнес этот пример скорее к экзотике, чем к рядовому случаю.

Российские компании склонны к другим формам поощрения: бонус за хорошую работу, обучение за счет компании и так далее. Я не вижу предпосылок, чтобы эти устоявшиеся традиции менялись в будущем.

Вера СоломатинаSabbatical очень выгоден компаниям

Вера Соломатина, директор по персоналу, SAP CIS

 

Sabbatical выгоден для компаний, и российский бизнес начинает активно интересоваться этой темой. В основном, практики «социального отпуска» проникают к нам через международные компании с российскими представительствами, так как уже давно используются за рубежом.

Причины для запуска такой инициативы разные: спасение от «выгорания» персонала, возможность поощрить особо ценных сотрудников, удержание талантов, а также развитие кадров и использование их потенциала во благо. Одно из непременных условий – сохранение должности, остальное – на усмотрение компаний: оплата полностью или частично, отпуск за свой счет или ежегодный оплачиваемый, продолжительность и локация.

В нашей компании такая практика существует более пяти лет. В течение полутора месяцев сотрудники из разных офисов SAP подключаются к социальным проектам в странах третьего мира – обычно Кения, Гана, Индия и ЮАР. В основном по двум направлениям: образование (преподавание английского и начальное образование) и социальное предпринимательство.

Обязательное условие, которое мы ставим перед сотрудниками – это полное отключение от основной работы. Для нашей компании важна не только «перезагрузка» коллег, но и реализация политики социальной ответственности. Кстати, были случаи, когда в длительном отпуске сотрудники, свободные от повседневной рутины, выходя за рамки повседневности, придумывали новые проекты и возвращались с горящими от идей глазами.

Фото в анонсе: freepik.com, автор: sergeychuyko

Вы живете в полном соответствии со своей системой ценностей?
Loading...
Расскажите коллегам:
Комментарии
Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург

Либо реклама услуг г-на Орлова, либо призыв к длительному составлению своих рабочих мест  либо....о, чём вы, люди?!)))) Какие отпуска по году? Да, ещё  и оплачивпемые?))) У нас треть страны в мегасаббатикале уже не год, а несколько. Прискорбно, что не в оплачиваемом.... а, работать некому...

Креативный директор, Москва
Валерий Андреев пишет:
Либо реклама услуг г-на Орлова, либо

Уважаемый Валерий,

Когда редакция публикует рекламные материалы, она дает ссылку на лендинг и указывает "Партнерский материал". 

Генеральный директор, Москва
Вера Соломатина пишет:

Причины для запуска такой инициативы разные: спасение от «выгорания» персонала, возможность поощрить особо ценных сотрудников, удержание талантов, а также развитие кадров и использование их потенциала во благо. Одно из непременных условий – сохранение должности, остальное – на усмотрение компаний: оплата полностью или частично, отпуск за свой счет или ежегодный оплачиваемый, продолжительность и локация.

В нашей компании такая практика существует более пяти лет. В течение полутора месяцев сотрудники из разных офисов SAP подключаются к социальным проектам в странах третьего мира – обычно Кения, Гана, Индия и ЮАР. В основном по двум направлениям: образование (преподавание английского и начальное образование) и социальное предпринимательство.

Обязательное условие, которое мы ставим перед сотрудниками – это полное отключение от основной работы. Для нашей компании важна не только «перезагрузка» коллег, но и реализация политики социальной ответственности.

Уважаемая Вера! А не пробовали ли в Вашей компании, вместо Кении, поощрять людей отправляться в декретный отпуск?

Там точно будет и полное оключение от работы и реализация политики социальной ответственности и повышения рождаемости.

Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - "творческий, иногда оплачиваемый отпуск до года, предоставляемый сотрудникам, чтобы предупредить их выгорание". 

Когда я работал в нижегородском инязе, я попросился в творческий отпуск на год для подготовки докторской (все документы, включая публикации и рекомендацию известного  специалиста, кто оценивал мои возможности выполнить план такого отпуска,  у меня были). Не то, чтобы не пустили - просто была длинная очередь, и я не дождался. Предполагаю, что деньги (так как такой отпуск в НГЛУ оплачивался) брались  из коммерческого заработка вуза (он был приличный - хватило на построение нового корпуса в период, когда у других вузов были даже задержки зарплаты). Частная цель вуза (где я работал) - нужно было больше докторов наук (для будущих кандидатов отпуск не давали).

Но вуз - это на самом деле если не завод, то фабрика,  фабрика  по производству знаний. Производством такого продукта занимаются  не только преподаватели, но и студенты. Произведенный продукт попадает в головы и тех и других.

Это я к тому, что в любой коммерческой компании (как и в НГЛУ) - кроме товаров и услуг также производятся знания (в головах руководителей и специалистов), потому творческий отпуск на обычный коммерческих  предприятиях считаю обоснованным.  Другое дело, что год нужно давать при серьезном обосновании (для той же доктороской), а не просто, чтобы не выгорал. Чтобы не выгорал - нужно сменить место работы. Точка. 

Михаил Кузнецов +7139 Михаил Кузнецов Аналитик, Москва

Стоило начать разговор о четырехзднгевке, и сразу полетело - саббатикал, удаленка, экосистемы... Вы что хотите сотрудника окончательно превратить в человека? А? Как это еще можно назвать если не теорией заговора? Да в каждой подобной идее торчат уши бельдербергского клуба и Чубайса.

Президент, председатель правления, Екатеринбург
Михаил Кузнецов пишет:
Вы что хотите сотрудника окончательно превратить в человека? А?
 Ах, если бы.....

Даже не вериться, что это практикуется в нашей стране. Давно пора. Моя повседнгевная практика пока свидетельствует об обратном.  Широкими шагами "идемвзад". Все, что направлено на благо человека всегда приносит плоды. Хорошая статья. Полезная.

Главный бухгалтер, Москва

По своему отпыту - людям учебные отпуска не дают, ежегодные полностью использовать невозможно. Оплата больничных просто смешная. И в выходные, и в отпуске телефонные звонки по работе с утра до ночи. Неоплачиваемые переработки - просто стандарт. Какой уж тут Sabbatical...

Может быть, это потому, что случалось наблюдать только небольшие компании, где ключевым сотрудником являлся только Генеральный директор (иногда он же - собственник)?

Директор по развитию, Польша

Sabbaticals в международных компаниях весьма распространены, но отдельного законодательства, например, в ЕС нет. Равно как нет обязательства оплачивать sabbatical полностью или частично. Общим является то, что за сотрудником держат место, но зачастую по возвращении его организация уже будет выглядеть по-другому. Мои коллеги активно берут такой отпуск от полугода до года, иногда используя его для учебы, иногда для отдыха или проведения времени с детьми, например. Одно совершенно очевидно - это инвестиция компании- работодателя в психическое здоровье сотрудников, позволяющее избежать выгорания и, кстати, защищающее компанию от судебных исков сотрудника в этом случае. Таких исков много, это правда, особенно когда это привело к попыткам суицида или диагностированной депрессии. Вывод напрашивается сам: это практика для компаний, где сотрудник прежде всего человек, и он занят высококвалифицированной умственной деятельностью, с высокой степенью неопределенности, сложностью бизнеса, соответственно,  стресса. Ну и разумеется, это все не про бедные страны, где к людям относятся как к расходному материалу, который можно сменить в случае выгорания, потому что "у нас незаменимых нет". Так что, думаю, россиянам можно об этом теоретизировать ещё долго...

Консультант, Украина

Я считаю такую практику просто необходимой для нормального бизнеса. Это своего рода проверка - а нет ли у нас сотрудника, который является бутылочным горлышком и его длительное отсутствие может повергнуть процессы в крах.

С другой стороны - такой отпуск просто обязан быть оплачен, так как перед выходом на работу специалисту придется пройти курсы чтоб актуализировать знания.

Менеджер группы продуктов, Санкт-Петербург

Саббатикал изначально предполагал отпуск для повышения квалификации (учеба, стажировка, дипломная работа) или написания диссертации.

Для того, чтобы он был оплачиваемым, должны совпасть 2 фактора:

- увеличение пользы для компании от повышения квалификации сотрудника (в рамках долгосрочного плана развития карьеры)

- гарантии от сотрудника, что он останется работать пару лет после данного отпуска (соглашение о штрафных санкциях в случае нарушения).

Саббатикал может быть также за свой счёт, но с сохранением рабочего места - как для мужчин, так и женщин (как при декрете). В данном случае достаточно понимания ценности сотрудника в долгосрочной перспективе.

Компании на саббатикал соглашаются крайне неохотно, это скорее компромиссное решение, а не тренд. В России не думаю что приживётся, у нас сначала надо дойти до гибкого графика и снижения продолжительности рабочего дня.

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.