Нанимать каждый месяц high-level специалистов — дорого, оплачивать профессиональное обучение — тоже. Но и терять позиции в бизнесе из-за того, что не успеваешь за последними тенденциями, тоже не хочется. Рассказываем, как развивать профессиональные знания сотрудников без копейки денег.
1. Используйте партнерские отношения
Сегодня многие компании проводят платные конференции, куда могут бесплатно прийти представители партнеров. Например, мы сотрудничаем с системой «Гарант», и наши коллеги регулярно ходят на профессиональные семинары, посвященные новым стандартам, изменению законодательства, появлению новых инструментов и так далее.
Крупные компании открывают свои двери коллегам по цеху. Вы можете узнать, как устроена работа у лидеров рынка, увидеть их решения, перенять опыт ведущих специалистов. На такие мероприятия можно отправлять и работников начальных позиций, чтобы они смогли вдохновиться работой других компаний.
Возможно, ваши клиенты устраивают встречи закрытых клубов, куда вы сможете попасть. Такие мероприятия ценятся гораздо больше, чем открытые конференции. Здесь вы можете услышать реальные, а не причесанные для большой аудитории истории, познакомиться с новыми людьми и даже найти новых заказчиков.
2. Обеспечьте передачу знаний между сотрудниками
Этот пункт не только про образование, но и про непрерывность бизнес-процессов. Если в вашей компании есть специалист, который обладает уникальными знаниями и ни с кем ими не делится — это риски для вашей организации. Представьте, что он заболеет, уволится, уйдет в отпуск. Что случится с его с зоной ответственностью? Или вы рассчитываете, что сотрудник продолжит выполнять свои обязанности со смертного одра?
Зачастую такие работники начинают чувствовать себя звездами и выкручивают руки работодателю, требуя свободный график, заработную плату на уровне топ-менеджера, различные компенсации и так далее.
В связи с этим продумайте, как уникальные знания могут стать доступными и другими сотрудниками. Предложите специалисту проводить мастер-классы для коллег, найдите ему ассистента, который подхватит его обязанности на время отсутствия. Также специалист может делать регулярный дайджест для других сотрудников.
Распространенный случай в нашей компании: сотрудник сходил на мероприятие, после чего рассказал коллегам самые интересные кейсы, которые применимы к вашей организации. Прослушали интересный курс? Поделитесь знаниями с коллегами.
3. Устраивайте собственные занятия
Начну сразу с примера. У нас нет возможности отправлять менеджеров по продажам на регулярные курсы повышения квалификации. Но мы справились с этой задачей: каждый месяц мы выбираем книгу о продажах, которую нам рекомендовали или о ней много положительных отзывов, и читаем всем отделом. После этого коллеги встречаются и обсуждают, какие идеи вынесли из чтения, обмениваются впечатлениями.
Самое главное — мы не просто обсуждаем идеи из книги, но обдумываем, какие из них можно было бы применить в своей компании и как это можно сделать. Интересно таким образом узнавать о новых методах продаж и сразу же протестировать его на встрече отдела.
Подобные клубы решают сразу несколько проблем: получение новых знаний и пробелы в коммуникации, ведь у сотрудников крайне мало времени на общение.
4. Используйте дружественные связи
Отдел маркетинга приглашал сотрудников, которые хотят создать свое имя в профессии, на курсы по созданию личного бренда. Цель одного из занятий — показать, как работают средства массовой информации и социальные сети. Привлечение сторонних журналистов или блогеров с многомиллионной аудитории стоило бы компании очень дорого. Однако сотрудники отдела маркетинга пригласили дружественных представителей отрасли, которые ничуть не меньше знакомы с вышеперечисленными инструментами. Как итог — новая информация и сэкономленный бюджет.
То же и с другими отраслями. Возможно, кто-то из ваших клиентов или партнеров мог бы провести тренинг для сотрудников по продажам или трендам рынка, презентации или какие-то практические занятия. По опыту, работники с большим интересом воспринимают информацию от сторонних спикеров, чем от коллег. Наши коллеги с интересом ждали встречи с экспертами. Также это отличная возможность установить приятельские отношения с представителями клиента и / или партнерами.
5. Не игнорируйте бесплатные мероприятия
Многие предвзято относятся к бесплатным мероприятиям, будучи уверенными, что ничего полезного там не получат. На мой взгляд, это в корне неверно. Бесплатные мероприятия могут отказаться эффективнее дорогостоящих конференций, куда привозят зарубежного спикера. Как правило, он оказывается способом зарабатывания денег для организаторов, а не источником знаний и новых идей для участников.
Я знаю много профессиональных коучей, которые иногда проводят бесплатные занятия. Попасть на такие мероприятия — большая удача. Во-первых, вы получаете доступ к обычно закрытой информации. Во-вторых, вы можете познакомиться с другими профессионалами отрасли, узнать, что происходит в других компаниях и так далее.
Фото: pixabay.com
Хоршая статья. Всё в принципе правильно. Вот только бесплатные мероприятия это в 99,9% случаев просто реклама кого-то или чего-то. Я, к сожалению, ни разу не встречал других форматов.
Это особенно понравилось! В одной из организаций, где я имел счастье работать, руководство говорило, что "обучение - естественная потребность сотрудника". Естественно, оно (и приобретение необходимой литературы) происходило за счёт сотрудника. И естественно такой сотрудник имел все основания считать себя звездой и требовать более высокой оплаты труда. Разумеется, такие самообучившиеся сотрудники в компании долго не задерживаются.
Упор автора на бесплатные мероприятия говорит о его полном незнании предмета. Автор! Объясняю специально для Вас: все бесплатные мероприятия рассчитаны на продвижение продуктов и услуг устроителей. Какое-то обучение там возможно только в контексте "а вот теперь посмотрите, как изящно эта производственная задача решается нашим приложением/агрегатом".
Денег нет, но Вы держитесь))) ну или обучайтесь как нить.
Заголовок Как обучать. Вначале надо понять чему обучать: продукту, технологии продажи, решению конфликтных ситуаций, работе с дебиторкой, а уж как обучать это намного проще придумать. Нужна матрица компетенций по каждому, тогда станет ясно чему и как часто учить.
В списке нет бесплатных обучений от поставщиков. Они и продукту научат и технологии, у них то на обучение дилеров бюджеты есть. Коурсера и эдэкс тоже хорошие помошники
Форумы огранизованные администрациями краев и городов, типа по фз 44 и 223, форумы генеральный директор и всякие отраслевые сборища. Есть куда походить.
Потом что люди уже и так знают и умеют, а потом можно и понадергать из интернета много всего по темам и обучить. За бесплатно пойдет.
Отличное дополнение, иногда можно и просто попросить поставщика приехать и научить. Приезжают, и сам ездил.
Зачем задавать такой вопрос? Спросите сразу есть ли рецепты получить бесплатный самолет. Здесь речь о вещах чуть попроще, чем научиться строить серверные по инструкциям с ютуба.
Найти такого специалиста или подрядную организацию. Очевидно же.
А где здесь обозначено, что речь идёт о вещах "чуть попроще"? Я такого указания не увидел.
Вам автор статьи уже указал: нет денег. Если ударяться в схоластику "а вот хорошо бы.." - можно придумать всё, что угодно.
Хотелось бы, чтобы автор написала более развернутую статью - как у них построена система - кто кого выдвигает, как часто проходят мероприятия, как оценивается эффект и т.п. Особенно - как борются с сопротивлением - "звезд", не желающих делиться ценным опытом, и сотрудников, не желающих учиться. Я вообще любитель практик и алгоритмов.
Кроме этого соглашусь с одним из коллег - что ж ни Курсера, ни Степик ни иные дистанционные ресурсы у нас не фигурируют в статье? общие базы данных, созданные в компании? наставничество?
И не соглашусь с иными коллегами - сейчас достаточное количество бесплатных вебинаров, на которых автор методик продвигает себя - и они часто (не всегда... но примерно 50 на 50) бывают интересны и эффективны
А Вы можете объяснить, почему это "звёзды" должны с кем-то делиться лично нажитым опытом?
да, но приобретению новых знаний этот момент не противоречит, просто глубина другая - хотя это зависит от уровня обучающегося.
другое дело, что уровень бесплатных мероприятий полностью соответствует уровню платных, и куды крестьянину податься? толковые специалисты во всех областях нонеча птицы редкие.