12 типов людей, которых я бы не взял на работу

У любого специалиста, осуществляющего регулярный подбор персонала, со временем формируются определенные типажи кандидатов. Распределение кандидатов по тем или иным категориям может варьироваться в зависимости от страны и региона, рынка, на котором компания осуществляет свою деятельность, специфики функционала потенциального сотрудника и, конечно, внутренних тараканов рекрутера. Особенно быстро и явно проявляется данное ранжирование в случае, если подбор осуществлять регулярно, например, на массовые позиции.

Сейчас речь идет не о психологических типах личности, видах темперамента или ключевых векторах мотивации соискателя, а о моментах, куда более приземленных. В рамках данной статьи определим перечень недостатков и особенностей соискателей, наличие одного или нескольких из которых не может являться определяющим, но однозначно играет в минус во время принятия решения о трудоустройстве.

  1. Опаздывающий. Соискатель должен понимать, что работодатель воспринимает его образец поведения в рамках собеседования как стандарт поведения в дальнейшем – это касается дресс-кода, манер, дисциплины, а поскольку живое взаимодействие с кандидатом начинается в момент его появления в офисе, пунктуальность или отсутствие таковой обязательно откладываются в памяти. Несмотря на то, что смягчающим обстоятельством при опоздании может стать объяснение причины и просьба об извинении, в большинстве случаев, кандидаты, все же принятые на работу, продолжают опаздывать, нарушают сроки и дедлайны, каждый раз находя для этого веские причины.
  2. Человек с некачественным резюме. Здесь может скрываться великое множество ошибок, достойное отдельного материала. Из наиболее яркого: отсутствие фотографии или ее низкое качество, отсутствие основных данных (возраст, образование, желаемая должность) или заполнение их с ошибками, демонстрация своих религиозных взглядов и вредных привычек, внимание к малозначительным деталям. Конечно, данное требование зачастую нельзя применить к кандидатам на низшие позиции, поскольку иначе выбирать будет некого.
  3. Часто меняющий работу. Здесь все очевидно: если нашему соискателю так не везет по жизни, что его последняя компании разорилась, а в предпоследней сократили, все же, когда средний стаж работы измеряется не в годах, а в месяцах, с соискателем что-то не так и, скорее всего, причина скрывается в нем. Для кандидатов в возрасте двадцати «с хвостиком», можно сделать исключение, списав пару лет на необходимость «поиска себя», для более опытных специалистов это непростительно. Кстати, в последнее время многие соискатели-«прыгуны» уже в курсе, что работодатели часто «заворачивают» их еще на этапе просмотра резюме, и могут при указании периода работы слегка приврать, превратив проведенные в компании несколько месяцев в несколько лет, а никак не относящиеся друг к другу организации позиционировать как группу компаний с несколькими юридическими лицами. Ознакомление с записями в трудовой книжке кандидата до приема на работу и сбор рекомендаций с предыдущих мест вам в помощь.
  4. Открытый ко всем предложениям. Когда у человека указано в резюме, что он претендует на должность «маркетолог/грузчик/экономист/продавец», то даже если нам нужен маркетолог, а его опыт и образование соответствуют нашим требованиям, такой разброс интересующих кандидата вакансий является, как минимум, странным, а соискатель сразу выглядит в глазах рекрутера неблагонадежным. Опять же, делаем исключение для молодых соискателей, которые действительно еще не знают, чего хотят, и претендуют на минимальные стартовые условия.
  5. Неграмотный. Актуально для кандидатов на все должности, если они предполагают коммуникации внутри отдела, с другими подразделениями и особенно – с внешним миром. Сотрудник, который пишет письмо клиенту/партнеру/соискателю с ошибками, в первую очередь, представляет свою компанию в ужасном свете, я уже не говорю о неуважении к родному языку. Для определения уровня грамотности, помимо знакомства с резюме, можно предложить соискателю первичную анкету, в которой хотя бы 1-2 пункта нужно будет заполнить связными предложениями. Ну а если в анкете окажется по 3 ошибки в слове, при этом резюме составлено четко и грамотно, вы сразу же поймете, как далек соискатель от его авторства.
  6. Долго ищущий работу. К сожалению, рассказы кандидата о том, что он в течение последнего года делал ремонт в квартире или ухаживал за пожилым родственником, часто далеки от действительности. Зачастую данный кандидат либо не мог никуда устроиться, либо успел поработать в одной или нескольких компаниях в течение настолько короткого промежутка времени, что считает лучшим об этом промолчать. Исключением здесь могут быть представители узкоспециализированных профессий и топ-менеджеры, но даже для них годовые «пробелы» в биографии должны дать повод серьезно задуматься о кандидатуре.
  7. Курильщик. Можно бесконечно долго говорить, как о вреде курения для здоровья и негативном воздействии на окружающую среду, так и о пользе для решения в курилке рабочих вопросов и налаживании за сигаретой контакта с коллегами, но факт остается фактом: среднестатистический курящий сотрудник работает меньше, чем среднестатистический некурящий.
  8. Девушка, которая недавно вышла замуж. Да, она может с честными глазами рассказывать вам о том, что она «чайлдфри» или просто не планирует детей в ближайшие время, а через несколько месяцев с такими же честными глазами принести справку о беременности. При этом, трудовое законодательство не знает такого понятия, как обещание сотрудника работодателю, но знает об обязательстве работодателя предоставить декретный отпуск. К этой же категории можно отнести девушек, возвращающихся «в строй» из декрета – вероятность того, что она социализируется, адаптируется под изменившийся рынок, восстановит профессиональные навыки, после чего уйдет во второй декрет, зачастую довольно велика.
  9. Любитель кредитов. Вам нужен человек, который не может контролировать уровень своего потребления и жить не по своему уровню доходов? Мне нет. Исключением может быть ипотека, кредит на образование или лечение. Определить можно прямыми или наводящими вопросами в рамках собеседования. В крайнем случае, всегда можно запросить у кандидата паспортные данные и при помощи нехитрых манипуляций, получить его кредитную историю.
  10. Негативный. Вопросы о предыдущих местах работы являются обязательным пунктом любого собеседования и ответы соискателя могут говорить о многом. Если в процессе беседы соискатель начинает рассказывать о том, какое у него везде было ужасное руководство, некомпетентные коллеги или бестолковые подчиненные, готовьтесь: скорее всего, после увольнения из вашей компании, такими же эпитетами наградят вас и ваших сотрудников. Соискателю такого типа можно сообщить о том, что вы обязательно запросите его характеристику с предыдущих мест работы – ведь если только благодаря его титаническому труду существовали все эти лодыри и разгильдяи, то о нем все помнят и готовы его рекомендовать. Естественно, рекомендации вы запросите не у абстрактного «Ивана Ивановича», которого кандидат указал в резюме, а позвонив по номеру из официальных источников компании. Скорее всего, после этого наш соискатель начнет говорить о том, что сайт у компании временно отключен, его непосредственный руководитель там уже не работает, а с другими подразделениями он не взаимодействовал.
  11. Активный пользователь смартфона. Эффективной практикой является изучение профилей всех кандидатов на вакансии в социальных сетях. Если профиль насыщен регулярными публикациями, а в углу всегда горит либо «онлайн», либо «был 3 минуты назад», сразу становится понятно, чем этот человек будет заниматься в рабочее время.
  12. Вызывающий жалость. Верх непрофессионализма рекрутера – прием на работу человека из соображения жалости и сочувствия. Если соискатель сам, а не после ваших расспросов, начинает рассказывать о тяжелой жизненной ситуации и бытовых проблемах – отказывайте сразу. При этом, если вы сами инициировали разговор о личной жизни соискателя, а теперь с холодной головой делаете вывод о том, что пожилые родители и трое детей на иждивении будут стимулировать его выкладываться по полной и держаться за работу – дерзайте!

Здесь представлен общий список, актуальный практически для всех должностей и сфер бизнеса, дающий вам возможность произвести отсев нежелательных соискателей или помочь принять решение, если вы выбираете из нескольких кандидатов. Большинство из указанных особенностей легко определяются на собеседовании или даже указаны в резюме, для выявления некоторых других вам придется сделать пару звонков или поискать информацию в интернете.

А как вы считаете, есть ли в списке лишние пункты? Какие типажи соискателей вы бы добавили?

Фото: pixabay

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант по корп. финансам

Без обид, но это набор шаблонов.

Консультант, Москва

"А как вы считаете, есть ли в списке лишние пункты? "

С 6 по 11.

Генеральный директор, Турция

С 6-го по 11-й - все пункты лишние, все верно заметил Павел. Я бы добавил еще и с 1-го по 4-й! То есть, я признаю адекватными только пункты 5 и 12.

Стоит пройтись по каждому пункту и объяснить-расписать, почему ? Кто-нибудь будет это читать? Или это очевидно?

Руководитель управления, Казань
Андрей Панахов пишет:
Без обид, но это набор шаблонов.

Обидно, не понятно?

Автор пишет: - " Распределение кандидатов по тем или иным категориям может варьироваться в зависимости от страны и региона, рынка, на котором компания осуществляет свою деятельность, специфики функционала потенциального сотрудника и, конечно, внутренних тараканов рекрутера."

Сережа Журавлев (аватар статьи) - поработал в нескольких странах, регионах, на различных рынках?)))

Получил и систематизировал, многолетний опыт и решил с нами поделиться?)))

Автор не конкретизирует, что в его понимании набор на "массовые позиции" в странах и регионах...

Резюмирую, он на работу не возьмет:

Опоздавшую, Девушку, со Смартфоном, в Кредит, из-за Курения, Вышла замуж, вызывает Жалость, долго ищет Работу...

СПАСИБО модерации сайта, не позволяет мне написать все что я думаю, по поводу данного муд....рого гуру)))




Дизайнер, Москва

Статья не понравилась. По-моему, впервые статье ставлю минус - набор каких-то непонятных предвзятостей, которые на практике очень легко опровергаются. Соглашусь только с 5 и 12 - как коллеги выше.

Генеральный директор, Москва
Денис Перевезнов пишет:


Андрей Панахов пишет:
Без обид, но это набор шаблонов.
СПАСИБО модерации сайта, не позволяет мне написать все что я думаю, по поводу данного муд....рого гуру)))

Ну что Вы так на юношу накинулись?

Возможно это просто демонстрация уровня подготовки выпускников Президентской программы подготовки управленческих кадров НГТУ им. Р.Е.Алексеева и НИУ ВШЭ.

И судя по четкой выстроенной его родителями стратегии и градации обучения, лет через 10-20 именно он возможно станет каким нибудь Губернатором или другим высокопоставленным чиновником, который и будет определять судьбы тысяч или миллионов людей...

Руководитель управления, Казань
Олег Шурин пишет:
Ну что Вы так на юношу накинулись?

Действительно, что-то мои "тараканы в голове, обогнали мою врожденную вежливость")))

На самом деле, основоположником данной "теории отбора", был г-н Капустянский, когда из-за (возможной) фотографии в сети не взял меня на высоко оплачиваемую работу.)))

- С одной стороны умение пользоваться смартфоном это (+) для кандидата в возрасте, а "зависать" - это ( - ), для молодого кандидата.

А как, вам коллеги, заключительный 12 п. автора?

- "При этом, если вы сами инициировали разговор о личной жизни соискателя, а теперь с холодной головой делаете вывод о том, что пожилые родители и трое детей на иждивении будут стимулировать его выкладываться по полной и держаться за работу – дерзайте!"

Так что, уважаемый Олег, мы с Вами "пожилые родители", которые добавляют только минусов своим детям при устройстве на работу.

Хотя, возможно, если папа генеральный директор/собственник, то такие детки и пишут подобные статьи?

Но вот, ощущения от прочитанного - ОТВРАТИТЕЛЬНОЕ, без шуток!

Аналитик, Москва
Олег Шурин пишет:
Денис Перевезнов пишет:


Андрей Панахов пишет:
Без обид, но это набор шаблонов.
СПАСИБО модерации сайта, не позволяет мне написать все что я думаю, по поводу данного муд....рого гуру)))

Ну что Вы так на юношу накинулись?

Возможно это просто демонстрация уровня подготовки выпускников Президентской программы подготовки управленческих кадров НГТУ им. Р.Е.Алексеева и НИУ ВШЭ.

И судя по четкой выстроенной его родителями стратегии и градации обучения, лет через 10-20 именно он возможно станет каким нибудь Губернатором или другим высокопоставленным чиновником, который и будет определять судьбы тысяч или миллионов людей...

Вам смешно. А между тем, по предложенным автором критериям можно заранее распределить в урну резюме соискателей всего мира. Посмотрел профиль автора: у человека три высших образования. Неужели их получали только для коллекции? Такой контраст по сравнению, например, с Владимиром Якубой из проекта "Кандидат".

Генеральный директор, Москва
Константин Комшуков пишет:
Олег Шурин пишет:

Ну что Вы так на юношу накинулись?

Возможно это просто демонстрация уровня подготовки выпускников Президентской программы подготовки управленческих кадров НГТУ им. Р.Е.Алексеева и НИУ ВШЭ.

И судя по четкой выстроенной его родителями стратегии и градации обучения, лет через 10-20 именно он возможно станет каким нибудь Губернатором или другим высокопоставленным чиновником, который и будет определять судьбы тысяч или миллионов людей...

Вам смешно.

Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно....

Руководитель управления, Казань
Константин Комшуков пишет:
Вам смешно. А между тем, по предложенным автором критериям можно заранее распределить в урну резюме соискателей всего мира. Посмотрел профиль автора: у человека три высших образования. Неужели их получали только для коллекции?

Константин, какое уж "смешно", согласен с Олегом, скоро так и будут отбирать, всевозможные кандидаты в "..."

Вот, Вы посмотрели "профиль аватара" и увидели 3 образования, а мне и без заглядывания, на основании данного опуса понятно, что там много интересного, вот только разбираться с этим не хочется.)))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.

В России не хватает 2,7 млн работников

Больше всего предложений зафиксировано в обрабатывающих производствах и торговле.

Треть россиян регулярно уходят в «тихий отпуск»

Это отпуск без отрыва от работы, когда люди путешествуют, не отключаясь от своих деловых обязанностей и не оповещая об этом работодателя.

Зарплаты IT-директоров выросли более чем в 2 раза за 5 лет

При этом за последние годы зарплаты новичков в IT почти не растут, а по отдельным позициям наблюдается даже отрицательная динамика.