В феврале 2018 года «Яндекс.Такси» объединился с Uber и FoodFox. За четыре года до этого Mail.ru приобрел «ВКонтакте». Еще раньше Danone cлился с «Юнимилк». Во всех названных случаях корпоративная культура компаний имела существенные различия, однако эти различия не стали препятствиями для сделок. HRы компаний, участвовавших в сделках, рассказали на конференции «HR-среда» «Яндекса», как действовали команды, занимавшиеся слиянием бизнесов.
«Яндекс.Такси» + Uber + FoodFox
Подготовка к сделке была начала 7 февраля 2017 года, сделка была закрыта ровно через год - 7 февраля 2018 года. Комиссия по ценным бумагам США в день объявления о сделке сообщила, что Yandex N.V и Uber International C.V передадут свои бизнесы в России и ряде соседних стран в новую компанию MLU B.V, зарегистрированную в Нидерландах. MLU получит $100 млн от «Яндекса» и $225 млн от Uber и сможет использовать их товарные знаки. Доли MLU B.V будут распределены так: «Яндекс» получит 59,3%, Uber - 36,6%, оставшиеся 4,1% достанутся сотрудникам.
Надежда Гущина, директор по персоналу «Яндекс.Такси»:
«Мы долго обсуждали организационную структуру объединенной компании и в ходе этой работы пришли к следующим выводам. Прежде всего, не нужно спешить с первым контактом с сотрудниками. Процесс слияния следует разбить на этапы. Нужно настроиться на аудиторию. Поддерживать отношения партнерства. В ходе обсуждения тем лучше «переобсудить», чем «недообсудить». Обсуждение следует вести в нейтральной тональности.
Сделку готовили несколько проектных команд, каждая из которых отвечала за свой сектор – IT, финансы, маркетинг, HR...
Идеальную структуру компании сразу выстроить невозможно. В ходе слияние мы можем приближаться к цели, но этот процесс требует времени.
Взаимопонимание сторон тоже будет увеличиваться постепенно: мы начинали с того, что проводили переговоры по строго обозначенной повестке дня в присутствии юристов, а закончили веселой вечеринкой, посвященной слиянию. В ходе переговоров мы давали понять нашим партнерам: «Мы вас ждем! Мы вам рады!»
Когда подготовка к сделке по слиянию Uber и «Яндекс.Такси» уже шла полным ходом, к двум участникам присоединился третий – сервис доставки еды FoodFox. Это было вызовом для участников процесса, пришлось пересматривать множество решений, последним из которых было изменение дизайна толстовки для финальной вечеринки: если в первой версии дизайна названия компаний Uber и «Яндекс.Такси» были нанесены на рукава, а знак «плюс» на груди, то теперь пришлось искать место и для FoodFox.
У компаний были отличия в корпоративной культуре. С точки зрения Uber «Яндекс.Такси» выглядел слишком неформально и хаотично. С точки зрения FoodFox наоборот – слишком бюрократично.
В Uber к моменту анонса сделки работало порядка 140 человек, в «Яндекс.Такси» - около 500, в FoodFox – около 100. В процессе интеграции Uber 85% сотрудников Uber перешли в объединенную компанию, в FoodFox сохранились почти все».
Mail.ru + «ВКонтакте»
16 сентября 2014 года Mail.Ru Group стала единственным владельцем социальной сети «ВКонтакте», выкупив 48% акций у фонда UCP. Сумма сделки составила $1,47 млрд. По условиям сделки Mail.Ru, фонд UCP и Павел Дуров отказались от взаимных судебных претензий.
Сергей Щербаков, HR-директор «ВКонтакте»:
«К моменту ухода Павла Дурова «ВКонтакте» был небольшой компанией, тогда как Mail.ru была корпорацией. Бизнес у нас был организован по-разному. Например, если в «ВКонтакте» требовалось купить новый ноутбук, то мы его покупали и оплачивали с корпоративной карты. В Mail.ru были совершенно иные процедуры: здесь было принято бюджетирование, в этом есть свои минусы и плюсы, нам это предстояло осознать.
В области HR нас прежде всего интересовали такие вопросы как брендирование, рекрутинг и взаимодействие с Mail.ru. В части HR-брендов мы договорились, что будем использовать понятие «созвездие брендов»: «ВКонтакте» действует в рамках большого холдинга, но сохраняет самостоятельный HR-бренд
Mail.ru и «ВКонтакте» дали друг другу доступ в базы кандидатов. Конечно, поначалу не обошлось без холиваров «Это – мой кандидат!» Однако в итоге стороны выиграли, что числе, потому что мы дали Mail.ru свои контакты в сильных питерских вузов, и у Mail.ru появилась возможность «выдергивать» интересных кандидатов прямо из институтов. Число вакансий в «ВКонтакте» с этого времени удваивается ежегодно. Московские вакансии нам помогает закрывать Mail.ru.
Для разработчиков в «ВКонтакте» после слияния практически ничего не изменилось. Перемены состоят в том, что наши разработчики стали принимать участие в конференциях Mail.ru в Москве и принимать московских разработчиков в Петербурге. Другие подразделения – такие как бухгалтерия или маркетинг – интегрированы сильнее.
В итоге, думаю, выиграли все. Недовольны только старожилы, которые помнят «ВКонтакте» как семейную компанию».
Danone в России и СНГ + «Юнимилк»
18 июня 2010 года подразделение Danone в России и СНГ и ОАО «Компания «Юнимилк» объявили о создании объединенной компании , в котором Danone будет контролировать 57,5% новой структуры. Доля «Юнимилк» составит 42,5%. Годовой оборот объединенной компании составит 1,5 миллиарда евро. Количество сотрудников превысит 18 тыс.
Рудольф Разек, HR-директор «Данон Россия»:
«Особенность сделки состояла в том, что небольшая компаний поглощала крупную. К моменту слияния Danone был компанией с почти 100-летней историей. В 1992 Danone пришел в Россию, при этом в России он представлял собой небольшую компанию. В «Юнимилк» же работало около 14 тыс. сотрудников, у компании было 25 заводов.
Портфели Danone и «Юнимилк» идеально дополняли друг друга в плане продуктового ряда, дистрибуции, позиционирования, однако корпоративная культура очень сильно отличалась. Нам пришлось долго работать над тем, чтобы понять друг друга и осознать, как мы можем усилить преимущества. Например, сильной стороной Danone было очень серьезное отношение к технике безопасности труда. Когда мы начали продвигать такой подход в объединенной компании, статистика происшествий выросла, просто потому что раньше не все ситуации фиксировались, а теперь каждая подлежала учету.
Одним из первых шагов были конференции «День изменений», которые состоялись сначала в Москве, затем в других городах России. Другим важным драйвером интеграции стала система корпоративного обучения, в ходе которой мы прививали сотрудникам новые ценности.
Прошло определенное время, прежде чем мы стали осознавать, что вместо двух разных компаний на рынке действительно появилась новая – «Danone Россия»: первый период интеграции продолжался около трех лет, после чего мы сосредоточились на повышении эффективности бизнеса».
Фото: «Яндекс»