Как мы пытались создать идеальный профстандарт

Тема профессиональных стандартов (ПС) активно звучит и обсуждается. Но еще пять лет назад перечень утвержденных стандартов был совсем небольшим, и их качество оставляло желать лучшего: они были описаны поверхностно и формально. Государство объявило переход от единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС) к профстандартам, но нормативная база их применения пока отсутствовала, и мало кто понимал, как их разрабатывать и что потом с ними делать. Как раз в этот период ко мне обратился клиент с запросом разработать профессиональный стандарт ключевых рабочих профессий. Это была производственная добывающая компания, один из лидеров отрасли.

Наша консалтинговая компания специализировалась в тот момент в области профессиональных компетенций и не имела опыта описания профессиональных стандартов. Мы не рассматривали для себя такие виды работы, так как не сотрудничали с государством, а только с коммерческими организациями. Однако клиент пояснил, что обратился именно к нам, потому что хотел получить хороший профстандарт, а не формальную бумажку, как чаще в то время бывало. Как добиться этого, он не знал и решил привлечь специалистов, готовых решить эту задачу-вызов.

Какая стояла задача

Наши клиенты столкнулись с проблемой низкого качества подготовки рабочих в своих учебных центрах, и решили, что причина – устаревшие программы профессионального обучения, не отражающие развитие технологий и реальную практику. Для разработки новых программ нужен новый образовательный стандарт, который невозможно принять, пока не утверждены ПС по соответствующим профессиям. Было понятно, что в ближайшее время заниматься этой темой никто не собирается. И наш заказчик решил героически взять на себя лидерство.

Так как компания делала профстандарт за свой счет, она была заинтересована в качественном результате. Нашей общей целью стало подготовить хороший, работающий стандарт. Для этого требовалось:

  • Учесть изменения в трудовых функциях, технологиях, оборудовании, которые произошли со времени внедрения ЕТКС.
  • Отразить в стандарте практику работы заказчика, но так, чтобы он подходил и всем остальным компаниям отрасли.
  • Создать стандарт строго на основе методологии и требований Минтруда и НИИ труда.
  • Успешно пройти все этапы процедуры согласования и утверждения ПС.

Хорошо, что наша ответственность распространялась только на первые три пункта. Иначе оплату за эту работу мы бы до сих пор ждали. Как проходила работа? С чем мы столкнулись?

В поисках истины: а судьи кто?

Мы провели большую подготовительную работу. Изучили ЕТКС, поговорили с экспертами, отразили появление новых функций и технологий. Проверили, как все это реализуется на практике. Для этого сами спускались в шахту, проводили включенное наблюдение, организовывали фокус-группы с рабочими и мастерами из типовых и уникальных шахт. Получили результат – актуализированные перечни трудовых действий, знаний и умений из ЕТКС с учетом того, как все это сейчас реализуется на практике.

Однако этот результат вызвал много споров на самых разных уровнях согласования – от руководства самой компании до мнения других предприятий отрасли и профсоюза. Нам все время задали вопросы. А почему вы так решили? А кто это сказал? А почему вот в таких случаях бывает по-другому? И приходилось снова и снова ссылаться на различные мнения. У нас набралась целая копилка ссылок и сносок, подтверждающая: сколько экспертов, столько и экспертных мнений.

Только на самой последней стадии согласования, когда мы целый день, с утра до ночи, просидели с профсоюзом, по пунктам обсуждая стандарт для одной из профессий, мы докопались до истины. В дальнейшем мы утверждали только тот вариант, где достигли консенсуса по каждому пункту, если учли и типичные случаи применения ПС, и исключения.

Один в поле – воин?

Неприятным открытием для нашего заказчика стало также то, что никто больше в отрасли не хотел участвовать в этом проекте: ни тратить свои деньги, разделяя затраты, ни тратить свое время, участвуя в обсуждениях и согласованиях. Только единичные представители других предприятий соглашались в нужные сроки посмотреть наши предложения и дать свои замечания. Как говорится, инициатива наказуема, кто везет – на том и едут.

Государство выделяет на разработку профстандартов небольшие деньги. Но заказчику не удалось воспользоваться даже ими, чтобы частично отбить свои затраты. В соответствии с государственными процедурами, в качестве официального разработчика этих ПС была выбрана другая организация, обладавшая авторитетом и навыком согласования профстандартов. Она подготовила формальную отписку, приемлемую по форме, но бесполезную по содержанию, за которую получила бюджетные деньги, и милостиво согласилась поставить свою подпись под нашей работой. Это была цена, которую заказчик решил заплатить за то, чтобы сделать с нашей помощью работу, отражающую реальность, и при этом, чтобы эту работу приняли на государственном уровне.

Методология: ежик в тумане

Мы попытались досконально изучить методологию, которую требовала разработка. Вроде, все понятно: есть обобщенные трудовые функции, для каждой из них устанавливается уровень квалификации. Каждая обобщенная трудовая функция характеризуется требованиями к образованию, опыту, допускам, и состоит из отдельных трудовых функций, которые в свою очередь характеризуются трудовыми действиями, знаниями и умениями.

Вот только как соотнести все это с требованиями ЕТКС, которые легли в основу наших стандартов? ЕТКС структурирует те же трудовые действия, знания и умения по другому признаку – по квалификационному разряду, и в рамках него содержит описание единым списком. А как соотносятся квалификационные разряды ЕТКС с квалификационными уровнями стандарта, как это влияет на тарифный разряд – это нигде не определено.

Мы объединили трудовые действия по трудовым и обобщенным трудовым функциям, однако внутри одной обобщенной функции требовался разный квалификационный уровень для разных трудовых функций. Как быть, если по требованиям методологии уровень должен быть единым для обобщенной трудовой функции? Как тогда выделять эти обобщенные трудовые функции, по какому принципу?

Где проводить границу профессионального стандарта? До какого уровня карьеры это должен быть один стандарт с разным уровнем квалификации, а где это уже другая должность – не рабочий, а мастер или начальник цеха? Это будет один или несколько профстандартов?

На эти вопросы сам методолог не мог нам внятно ответить и все объяснить. Пришлось двигаться на ощупь, методом проб и ошибок, многократного исправления и согласования. Мы совершали ошибки и откатывались назад, когда наталкивались на очередной методологический затык. Все многократно исправляли и пересогласовывали. К концу работы количество версий документов (с учетом согласований) достигло тридцати. Это по каждому ПС, а всего их было пять.

Заклятый друг

Мало нам было объективных проблем! Так мы еще столкнулись с препятствием внутри – опытным и авторитетным советником по производству, который поначалу принял нашу работу в штыки, а обойти его согласование было никак нельзя. Нам казалось, что этот человек всячески ставит нам палки в колеса, поедает наше время, придирается, не принимая результат и не понимая, почему и как мы его получили. На каждое совещание, в котором он участововал, мы с представителем нашего заказчика шли, как на Голгофу, морально подготовившись к длительному переливанию из пустого в порожнее с нулевым продвижением. К каждой встрече он тщательно готовился, изучал источники, все возможные словари и определения терминов, и мы не начинали предметный разговор, пока он не озвучивал все существующие понятийные разногласия. Были и методологические разногласия: он отказывался рассматривать результат, пока мы не выстроим все профессии и должности компании в единую систему, чтобы в принципе понять, какие стандарты нужны...

Все это было хорошо и правильно, за исключением одного: это не двигало нас к цели. Закончилось наше мучение тогда, когда он сам попробовал реализовать методологию – и столкнулся с теми же сложностями, что мы. И дальше все пошло легче, мы уже вместе стали искать ответы на вопросы. Этот специалист оказался уже в нашей лодке, и к концу работы мы расстались чудесными друзьями.

Результаты пятилетней работы

Итог – более тридцати редакторских версий документа, три года разработки, два года согласования. За это время четыре раза сменилась наша команда разработчиков, мы оба – и я, и представитель нашего заказчика – перешли в другие компании. Наша работа закончилась, когда мы получили содержательно выверенную версию стандарта, с которой были согласны и другие компании отрасли, и профсоюз. Но нашему детищу предстоял еще длительный путь рассмотрения и утверждения на государственном уровне…

В 2018 году, спустя два года после разработки, наши стандарты так еще официально не утверждены, а только находятся на рассмотрении и вынесены на утверждение. Теперь понятно, почему же так медленно двигается эта работа в масштабе государства, и почему профстандартов пока еще так мало.

Извлеченные уроки

Конечно, весь пройденный путь был не напрасным: мы сделали для себя ряд выводов и уроков, и знаем теперь, как можно было сделать эту дорогу короче, пройти ее быстрее, с меньшими трудозатратами. Что стоило делать по-другому?

1. Не нужно идти снизу от пунктов ЕТКС, пытаясь логически выделить в них обобщенные функции. А сразу, вместе с экспертами, нужно постараться интуитивно разделить всю деятельность на ключевые обобщенные функции, причем одно из оснований – это уровень квалификации, необходимый для их выполнения.

2. Не стоит вносить кучу правок и заниматься бесконечными согласованиями. Надо подготовить с самым авторитетным экспертом компании вспомогательный файл Excel, где четко расписать:

  • Пункт ЕТКС (трудовая функция, знания, умения).
  • Актуализация (оставляем, убираем, меняем).
  • Обоснование решения (почему).
  • К какой обобщенной функции относится.
  • Какого уровня квалификации требует.

Далее этот документ обсудить на фокус-группе (совещании) с участием всех заинтересованных ключевых лиц: других компаний отрасли, которые откликнутся, и представителя профсоюза.

3. Только в самом конце работы следует переводить все это в формат шаблона профстандарта, и запускать его на согласование.

Общий вывод: чтобы создать идеальный профстандарт, нужен лидер, который проведет подготовительную работу (либо по актуализации пунктов ЕТКС, либо по описанию функций), нужен методолог, который поможет все увязать и уложить в формат шаблона, нужна команда тех, кто лучше всего разбирается в содержании деятельности, и единая площадка для обсуждения. И еще нужно года два-три потерпеть, пока новый стандарт будет проходить все этапы процедуры согласования.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Директор по рекламе, Москва
нужен методолог, который поможет все увязать и уложить в формат шаблона

вот как раз методолог нужен не для укладывания в формат шаблона, для укладывания в формат шаблона достаточно техник а не методик

Начальник участка, Москва

Сейчас попробую описать модель мышления.
Итак я пришел к Ксении с проблемой.
- Ксюша радость моя, скучно и грустно жить одному найди мне жену хорошую, а то прежней жить не понравилось.
- Алексей Петрович, давайте для начала разберемся кто такая жена. Жена это набор функций: уборка помещений, готовка пищи, дарила мне хорошее настроение, поддержание разговора, выполнение супружеского долга, рождение и воспитание детей, поддерживать порядок в доме. Часть этих функций устарело надо идти в ногу со временем. Давайте пересмотрим стандарт к жене.

- Ксения, давайте я весь в интересе!!!
- Алексей, смотрите: убирать может робот пылесос, а посуду мыть посудомоечная машина, из этого функционала остается только веником по углам пыль сметать; покушать сейчас можно в кафе или заказать на дом из этой функции оставляем готовить метамфетамин, для выполнения супружеского долга сейчас есть чудные роботы андройды или куклу себе купите, поддержание разговора - вы заложник старых схем обмена информации приобщайтесь к инстаграму, пока есть миллионы голодающих детей в африке стоит ли рождать своих, воспитывать= нести ответственность Вам не хватает ответственности на работе, порядок в доме- дом устаревшее понятие привязывающее нас к конкретному месту и органичивающее нашу свободу перемещения...
Ксения, ...... мммм у меня нет слов!!!
Алексей, давайте подпишем и согласуем новый стандарт к жене:
- много фото в инстаграмме;

- умеет готовить ментамфетамин;

- хорошо прыгает и машет веником!!!....

Михаил Кузнецов +7139 Михаил Кузнецов Аналитик, Москва

Я не представляю - как нужно хотеть заработать, что бы браться за такой проект без понимания, что такое методология создания стандартов и владения инструментом такого описания (в идеале Арис).

С другой стороны просто чисто по человечески завидую , что людям повезло столкнуться с такой высокоинтеллектуальной задачей - от создания модели данных, категоризаций сущностей, до объединения их в целостную модель по отраслевому признаку.

За честность описания - респект.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Алексей Уланов, забавно ))

Но логику мышления Вы уловили не совсем верно. У нас ведь не стоит задача оптимизировать и автоматизировать роль жены. Мы хотим описать ХОРОШУЮ жену, оставив те функции, которые актуальны до сих поря: создавать уют, быть помощницей в делах, воспитывать детей, заботиться о вас, выполнять супружеский долг :), возможно добавив ещё кое-что, чего не было в требованиях прошлых поколений (типа, зарабатывать наравне с мужем), а что-то действительно уже не так важно (посуду может помыть и посудомойка). Как-то так :)


Нач. отдела, зам. руководителя, Ярославль

Отразить в стандарте практику работы заказчика, но так, чтобы он подходил и всем остальным компаниям отрасли.

поскольку сейчас каждая отрасль "сама по себе" ,что подтверждается наличием руководящих и нормативных документов, от Ростехнадзора и скажем Росатома, учитывающих одно и тоже , но "плюющих" друг на друга, создание универсального документа для всех отраслей бессмысленно. считаю, что лучшим вариантом для выполнения цели "проблема низкого качества подготовки рабочих в своих учебных центрах," это разработка своих инструкций и стандартов на основе накопленного лучшего опыта предприятия, составление программы обучения на их основе и аттестация.

Начальник участка, Москва

Согласен с Виталием написание стандартов это проблема которая решается с уровня государства или над государственный уровень проблем. С Вашего уровня это не решаемая задача.
Надо более простую решать, разбираться почему не работает система:
- плохой контингент обучаемых на входе;
- плохие преподаватели;
- плохие программы образовательные;
- плохие стандарты.
Возможно проблема проще чем кажется, допустим хорошие люди не могут работать за те деньги что предлагает система и вымываются. Или преподавателям не платят достаточно или не контролируют их вообще.

Директор по рекламе, Москва
Алексей Уланов пишет:
написание стандартов это проблема которая решается с уровня государства или над государственный уровень проблем

история появления и развития системы стандартов

в 1917 году на конференции Deutcshe Werkbund обсуждалась острая необходимость стандартизации и кстати в 1917 был создан Комитет по стандартизации немецкой промышленности Normenausschuss der deutschen Industrie (NADI)

ISA (International Federation of the National Standardizing Associations) 1926 г - 46 г

между деятелями индустрии (активными предприятиями) и стандартами необходим агент (агентство), которое удерживает техники измерений и образцы

если поручать отраслевым объединениям разработку стандартов, то они запутаются в схожих до уровня смешения проблемах, это все равно что заставить отслеживать оригинальность торговых марок отраслевые комиссии без единой базы регистрации торговых марок

отраслевики понапишут калейдоскоп из определений, в разных отраслях определения одного и того же будут написаны разными языками и потом они все сами не узнают описаний, которые делали пару лет назад

Начальник участка, Москва
Ксения Мальцева (Ильиных) пишет:
Но логику мышления Вы уловили не совсем верно. У нас ведь не стоит задача оптимизировать и автоматизировать роль жены. Мы хотим описать ХОРОШУЮ жену, оставив те функции, которые актуальны до сих поря: создавать уют, быть помощницей в делах, воспитывать детей, заботиться о вас, выполнять супружеский долг :), возможно добавив ещё кое-что, чего не было в требованиях прошлых поколений (типа, зарабатывать наравне с мужем), а что-то действительно уже не так важно (посуду может помыть и посудомойка). Как-то так :)


Ксения Вы понимаете что в Ваше определение ХОРОШЕЙ жены вполне подходит не только женщина??? Или даже женщина становиться не конкурентноспособной???

Консультант, Москва

Ксения, я занималась разработкой 9 профстандартов для Федерации рестораторов и отельеров (https://kadryfrio.ru/upload/iblock/749/749609dc1c3...). Проблема, которую вы описали, мне вполне понятна. Сначала берутся за разработку профстандартов, потом не знают, как это делать.

Разработкой профстандартов должны заниматься специально обученные специалисты. Я этому училась два года - сначала в 2014 году была программа подготовки разработчиков профстандартов в НАРКе, потом в течение всего года в 2015 году - в Высшей школе экономики.

Дело в том, что профстандарт, который принимает Минтруд, это документ, соответствующий определенным требованиям, написанный с использованием определенной терминологии. Например, когда я сдала в 2014 году первый стандарт руководителя предприятия питания, в котором было 4 квалификационных уровня и он был на 80 страницах, первое замечание, которое было сделано экспертом, назначенным по данному профтсандарту, - сократить в 4 раза объем профстандарта. И теперь, спустя 4 года, я с этим согласна. Профстандарт - это не должностная инструкция, а рамочный документ, определяющий основные положения (самое главное по виду профессиональной деятельности), а специфика (конкретика) может прописываться в описании профессиональных квалификаций, разрабатываемых на основе профстандартов.

Не знаю о каком профстандарте вы пишите, но у меня самое большее от начала разработки до его принятия в Минтруде и утверждения в Минюсте проходило не более 1,5 года. И сейчас, когда помогаю другим разработчикам профстандартов укладываемся и в более короткий срок.

По комментариям видно, что никто сам не проходил этот путь - от разработки до утверждения профстандартов. Это сложный путь, но его можно успешно пройти, если знаешь, как.

Директор по рекламе, Москва
Наталия Зайцева пишет:
По комментариям видно, что никто сам не проходил этот путь - от разработки до утверждения профстандартов. Это сложный путь, но его можно успешно пройти, если знаешь, как.

его не проблема пройти, если есть на это заказ, проблема в другом - все профстандарты, которые описывают так называемые компетенции имеют мало общего с деятельностью в профессии и судя по методике их согласования и экспонирования в "системе трудовых институтов" нужны для выработки задания образованцам, т.е. еще и закладывают отставание от реальности в образование

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.