Понедельник, утро. Еду в офис на такси. Таксист вздыхает и рассказывает о работе, видимо, началом трудовой недели навеяно. С гордостью сообщил, что его жена, которая работает в одной из известных продовольственных сетей, стала лучшим сотрудником квартала, и ее наградили поездкой по Золотому кольцу. И сразу же оговаривается: «Зачем вот нужны такие поездки, лучше бы премию дали, ведь всем известно, что лучше маленький рубль, чем большое спасибо». Я улыбнулась: «Но ведь вам же приятно, что она стала лучшим работником, и турпоездка ей даст гораздо больше впечатлений, чем денежная премия». Мне показалось, что это бравада – лучше бы денег дали, на самом деле он так не считает. Или считает? К сожалению, это самая распространенная точки зрения в России. Мотивирует только материальное. Дайте денег – я сам решу, куда их потратить.
На мой взгляд, противореча пирамиде Маслоу, для одних – материальная мотивация актуальна всегда, вне зависимости от факторов и должности, а для других – неактуальна в принципе. Когда-то было модно и престижно – любить свое дело. Сколько врачей, учителей, геологов, военных и сейчас работают не ради денег, а ради профессии… Истинное удовольствие, когда сотруднику нравится его работа и это является основной его мотивацией.
Ради чего еще может работать сотрудник, если не ради денег? Сильной мотивацией может быть принадлежность к компании, к бренду, корпоративным ценностям. Например, в период стагнации автомобильного рынка, простоев на заводе, вынужденных отпусков, многие работники Volvo отказываются от выгодных предложений и остаются в компании, чтобы вместе с ней пережить трудные времена. Это одно из самых удивительных открытий последнего времени, которые сделали рекрутеры «Рекадро». «И в горе, и в радости, богатстве и бедности…».
При найме в международные компании особенное внимание, иногда даже всех раздражающее, уделяется ответу кандидатами на вопрос: «Почему вы хотите работать в нашей компании?». Так уже с первого интервью формируется лояльность к будущему работодателю. Хотя опасность получения социально желаемых ответов велика. Часто рекрутеры кадровых агентств готовят кандидатов к ответу на данный вопрос: ведь неправильный ответ, даже для квалифицированного специалиста, грозит отказом в рассмотрении кандидатуры. Конечно, рассматривая вакансию, кандидат должен понимать, что это за компания, чем она занимается, иметь представление об истории и бизнесе, выпускаемой продукции, да просто, чтобы не купить кота в мешке и на интервью задать вопросы, необходимые для принятия решения. HR же важно определить, подойдет ли кандидат по корпоративной культуре, менталитету, существуют и кросс-культурные отличия, прозападный менеджмент и тому подобные нюансы. Если все сделано правильно на этапе отбора, то работодатель получает уже изначально мотивированного на работу в конкретной компании сотрудника, разделяющего его корпоративные ценности.
Блиц-опрос, проведенный нашей компанией в социальных сетях на тему: «Что может быть сотруднику дороже денег?», подтверждает вышеприведенное мнение. На первом месте по итогам опроса удовольствие от работы (26%) и достижение результатов (23%), на втором месте – карьерный рост и корпоративная культура.
Одним из самых распространенных мнений экспертов по мотивации является индивидуальный подход, персональные особенности конкретных людей и целых поколений. Определение индивидуальных мотиваторов – дело полезное, но трудоемкое и затратное. Поэтому чаще всего предлагается расширенный компенсационный пакет, в который входят различные льготы, например такие (выдержка из исследования «Рекадро», данные работодателей, декабрь, 2014 года).
Все льготы работают определенное время, но к ним быстро привыкают. В период нестабильности компании все чаще обращают внимание на нематериальную мотивацию: соревнования, геймификацию, определение лучших по профессии, лидеров, вручение дипломов, благодарности, гибкий график рабочего времени, корпоративные подарки. Все это важно для формирования позитивной энергии.
Виды и способы мотивации разные, но мне представляется, что порой мотивации уделяется чересчур большое внимание. Такое ощущение, что работать успешно и эффективно никто не хочет, а работодатели из кожи вон лезут, чтобы вдохновить коллектив на трудовые подвиги. Наверное, это правильно, перефразируя Михаила Жванецкого: «Можно и не вдохновлять, если вас не интересует результат». И все же, на мой взгляд, самый мотивированный сотрудник – это сотрудник, который дисциплинирован, исполнителен и ответственно относится к своей работе. Такой сотрудник будет успешно работать в любой компании, потому что он по-другому не может, действует принцип: «Если я работаю, то свою работу я делаю хорошо». Чаще всего, именно это и нужно работодателю.
Поэтому, истинная формула успешной мотивации банальна и проста – ответственное отношение к делу. Ищите ответственных сотрудников, которые не могут не выполнить то, что вы им поручили, … и они вас никогда не подведут.
Очень точно.Проверено.Работает!
Да, изначально мотивированных нанимать выгодно, и просто ответственных иметь в штате тоже. Но как долго вы сможете эксплуатировать эту мотивированную лояльность таких сотрудников без поощрений?