У компаний должны быть правила – это данность. Но было бы недальновидно пытаться заменить ими эффективную рабочую культуру.
Искушение понятно. Как только компания дорастает до определенного уровня, становится трудно поддерживать стандарты. Часто запреты создаются, когда кто-то один из сотрудников, даже непреднамеренно, нарушает негласное очевидное правило. У руководства тут же возникает соблазн зафиксировать правило и распространить его на всех. Но именно это и разрушает компании.
Почти в каждом случае при ближайшем рассмотрении новое правило не работает, морально подавляет сотрудников и закрывает возможность решить возникшую проблему. А ведь в большинстве случаев для изменения ситуации достаточно разговора с глаз на глаз между сотрудником и его руководителем. Когда компания создает смешные и деморализующие правила, чтобы управлять неадекватным поведением некоторых сотрудников, это проблема менеджмента. Нет смысла демонстрировать недоверие и подозрительность по отношению ко всем, кто на вас работает, только потому, что вы не можете управлять производительностью. Это только ухудшает ситуацию.
Вот девять худших правил, которые устанавливают компании, когда они попадают в эту ловушку.
1. Ограничение доступа к интернету
Очевидно, что некоторые сайты нельзя посещать на работе, и речь идет не только о Facebook. Но как только вы решаете заблокировать подобный контент, все равно возникает вопрос, где провести черту. Многие компании переусердствуют. У сотрудников должна быть возможность убить время в социальных сетях во время перерыва между задачами. Когда компании несправедливо ограничивают интернет-активность, невозможность проверить сообщения сильно деморализует. А иногда ограничивает возможность сотрудников выполнять работу, например, проводить медиа-исследования или просматривать профиль кандидата на вакансию.
2. Строгие требования к началу и окончанию работы
Сотрудники получают зарплату не за часы, которые они отсиживают офисе, а за работу, которую выполняют. Если вы назойливо критикуете людей за пятиминутное опоздание, хотя они часто задерживаются дольше положенного, а иногда работают и в выходные, вы даете понять, что формальности важнее, чем продуктивность. Это попахивает недоверием. Не стоит платить зарплату людям, которым вы не доверяете. Когда компании необоснованно строги к отсутствию на рабочем месте, это оставляет горькое послевкусие. Что можно сказать о вашей компании, если люди вынуждены имитировать болезнь, чтобы пару раз в год пропустить один рабочий день?
3. Драконовские правила интернет-переписки
Это новый стремительно надвигающийся тренд. Некоторые компании настолько строго подходят к этому вопросу, что сотрудники могут выбрать из выпадающего окна только заранее согласованные темы сообщений, после чего письмо можно отослать. И никак иначе. Это снова вопрос о доверии. Если вы не доверяете людям пользоваться корпоративной почтой, зачем вы их нанимаете? Пытаясь обуздать плохих парней, вы делаете несчастными всех сотрудников. Угадайте, что дальше? Плохие парни всегда найдут способ обойти систему, которую вы создали. А хорошие уйдут к «доброму» конкуренту.
4. Ограничение времени пребывания в туалете
Когда вы говорите людям, что они подолгу пребывают в уборной, вы показываете свое потребительское отношение к ним. Помните: когда вы ограничиваете личные свободы, мелочитесь, считая минуты, которые человек отсутствовал на рабочем месте, - он начинает считать свои дни в компании.
5. Присвоение полетных миль, заработанных сотрудником в командировке
Если есть вещь, которая дорога путешественнику, то это полетные мили. Когда вы не позволяете сотруднику, вернувшемуся из командировки, распоряжаться ими по своему усмотрению, ваша жадность разжигает его раздражение. В рабочей поездке сотрудники жертвуют временем, энергией и спокойствием. Отнимая мили, вы даете понять, что не цените жертву и рады любой дополнительной копейке за их счет.
6. Фанатичные правила политкорректности
Попытка улучшить стандарты общения между людьми в мире, полном вражды и дискриминации, — прекрасная вещь, — до тех пор, пока работодатели знают, где нужно остановиться. Объявлять охоту на ведьм только из-за того, что один коллега сказал другому «не сглазь», когда тот озвучил его планы, создает атмосферу паранойи и не улучшает отношения в коллективе.
7. Рэнкинги производительности и кривая Гаусса
Некоторые сотрудники успешно вписываются в «кривую Гаусса», а в оценку производительности — нет. Когда вы загоняете сотрудников в заранее определенные рамки, вы совершаете три ошибки: неправильно оцениваете достижения людей; заставляете сотрудников чувствовать свою ничтожность; создаете атмосферу страха и неуверенности, когда сотрудники опасаются, что будут уволены из-за принудительной системы показателей. Это еще один пример ленивой политики, которая избегает необходимых усилий для объективной оценки заслуг каждого работника в отдельности.
8. Запрет на мобильные телефоны
Если запретить в офисе пользоваться мобильником, то люди будут меньше общаться с семьей и друзьями и больше времени уделять работе? Да, это верно. Но гораздо лучше организации выполнить трудную работу по найму людей, которые заслуживают доверия. Вы также должны обучать руководителей проводить эффективные беседы с сотрудниками, которые пока не оправдывают ваших ожиданий. Это трудная работа, но она того стоит. Метод кнута деморализует хороших сотрудников, которым иногда необходимо поддерживать связь с семьей из-за личных проблем или для того, чтобы отвлечься.
9. Ограничения для самовыражения
Часто организации контролируют чистоту и порядок на рабочих местах. Да, плакат с красоткой в натуральную величину и обнаженным торсом — это перебор. Но работодатели диктуют не только это, а, например, можно ли оставить на столе чашку или как именно переносить документы по офису. Многие выступают за строгий дресс-код в тех сферах бизнеса, где его наличие необязательно. Лучше нанимайте профессионалов, и они будут одеваться профессионально. Если кто-то переступает черту, руководитель должен уметь решать такую проблему в индивидуальном порядке. В противном случае вы создаете ситуацию, когда нормальные люди захотят работать где-то в другом месте.
Если компании пересмотрят свою политику и откажутся от излишних деморализующих правил, работать будет проще и приятнее. А какие правила не нравятся вам в вашей компании.
Перевела с английского Ирина Силачева, Executive.ru
По материалам: www.linkedin.com
Спасибо за мысль. К счастью, я за такими правилами наблюдаю со стороны. И что заметила, обычный руководитель теряет от каждого нововведения если не сотрудников (увольняются), то уважение их точно. Его обсуждают в столь нелицеприятных тонах, что одного этого вредного результата достаточно, чтобы задуматься о целесообразности запретов, ряда штрафов и ограничений. А он думает, что крутой!
Исключение — руководитель, пользующийся большим уважением. Он не будет увлекаться такими штучками. Может ошибиться раз-два, почувствовать реакцию, и назад пятками. Некрасиво, зато ничего больше не теряет.
Какая-по страшилка, помесь ''ежа с ужом'', взятая из глубокого прошлого, сильно утрированная и мало применимая к реальной жизни. Хотя определенная польза есть - привлечь внимание к этой теме и немного развлечься.
Приведу только несколько примеров.
Кое-что взято из каменного века: ну как можно запретить в офисе мобильные телефоны? Такая практика применялась еще в 90-е (ну и раньще, когда их просто не было), а сейчас у нас, во-первых, не мобильные телефоны, а мобильные устройства, которые даже раздают, во-вторых уже несколько лет как несколько типов корпоративных стратегий появилось типа BYOD, BYOE.
Офисные часы и раньше-то трактовались у инженеров как ''ненормированный рабочий день''. Особенно это касалось ''уйти в 18:00''. И сейчас есть должности, требующие определенных часов присутствия, а есть такие, которые как раз наоборот, требуют работы на результат и удаленно.
Есть еще одна интересная особенность, которую я вижу в тексте. Например, как можно отследить, что человек находится именно в туалете, да еще определенное количество времени? Такое бывает только в странах типа Японии, где каждый шаг автоматически отслеживается, и существует совершенно другая культура, в том числе и ведения бизнеса. У нас пока не дошли до такого прогресса.
Так можно пройти по каждому пункту.
Что тут важно:
- не забыть про безопасность, ради чего подобные правила и вводятся, только в нормальной понимаемой трактовке и с нормальной системой контроля исполнения. Не надо скатываться в анархию
- не забыть про элементарную этику. Например, если по коридору в вашей компании ходят персонажи в мятых майках, шортах и сандалиях на босу ногу или, как говорил знаменитый Анискин одеввают ''мимо юбку и голу кофту'', то... А применение сильно пахнущего парфюма вообще может привести к приступу астмы или головной боли у других сотрудников.
Татьяна, статья переводная. Жаль, не указано, когда ее написали. Думаю, главное, принцип: тюрьма для офисных работников. Про парфюм и т. п можно объяснить, это объективное зло.
В офисе одной условно нашей консервной фабрики, продукцию которой все знают но не разу не видел у знакомых, все еще круче:
- на чай кофе строго по сигналу
- перекуры отмечаются карточкой - не побалуешь
Зато вечером ровно в 18-00 у выхода как во время учений по ГО и все сотрудники в позе бегуна на 100 метровку ждут - в 18-05 НИКОГО! Вот это порядок я понимаю :-)
совем недавно задумалась на эту тему. в современном бизнес-сообществе наметились две очень противоположных тенденции.
одна, я все-таки считаю, что больше западная - ориентация только на результат с максимальной свободой: свободный график, ''институты счастья'' для сотрудников, удаленка, офисы а-ля гугл.
другая - тайм-трекеры, абсолютная стандартизация и унификация.
да, с одной стороны, первая приятная для человека модель - для предстваителей творческих направлений, вторая - для операционистов.
но мне почему-то видится, что российский менталитет тяготеет все-таки ко второму. ну ближе это русским. все просто и понятно: один сидит палкой гоняяет, другой четко понимает, за что кнута не будет, если кружку со стола убирать.
вот поэтому люблю работать с иностранцами.
С мобильными телефонами проблема не в том, что они отвлекают конкретного сотрудника от его работы, а в том что их звонки отвлекают окружающих от их работы. Особенно гадко, когда персонаж оставляет на столе телефон (часто - заряженный крайне громким и противным рингтоном), а сам(а) удалаяется в неизвестность. Я в таких случая просто засовываю этот телефон в какой-то дальний ящик стола персонажа и пусть там звонит до посинения. Но это - паллиатив, по хорошему нужно ставить в офисе емкость с водой и при приеме нового сотрудника на работу давать подписать отказ от претензий в случае если мобильный телефон сотрудника найдут в этой емкости.
Ребята, Вы действительно считаете, что именно это лежит в основании массовых банкротств?
Поверьте, что в данном случае речь идёт лишь о ''бантик с боку''. Работал в разных коллективах и точно знаю, что в зависимости от многих факторов атмосфера может (должна) быть и очень демократичной и (или) крайне жёстко регламентированной. Как бы помягче... Возьмём крайний случай - выбор демократической команды в армии... Смешно? А я ведь ещё помню, как после развала СССР директоров заводов работяги голосованием выбирали (громче всех ''своих'' двигали самые... ну ясно в общем). Короче, статья позволяет подумать о наличии (отсутствии) чрезмерной детализации времени работы. Но уж точно не описывает причины гибели компании.