Отбить у сотрудника желание работать и профессионально расти просто – для этого нужно постоянно использовать, как минимум, один из приемов, о которых мы расскажем ниже. В результате сотрудники будут покидать компанию со скоростью, достойной «лайка» Гиннеса. А вот в арсенале действительно эффективных работодателей таких штучек нет, они умеют создавать правильную мотивацию и интерес к работе. Надеемся, вы из их числа.
Отсутствие перспектив
Очевидное отсутствие перспектив – карьерного роста, новых проектов, возможности заработать бонус или прибавку к зарплате, – способно свести на нет желание трудиться даже у самого амбициозного, терпеливого и помешанного на своей профессии работника. Исключение составляют люди, для которых карьерные сдвиги, например, повышение, не является целью. Они получают удовольствие от нынешней должности и не желают что-либо менять. Кроме того, они могут отказываться от дальнейшего роста из-за того, что не видят в себе необходимых для работы на новой должности качеств, например, способности руководить людьми или умения работать со сложными документами. Рассказывает воспитатель детского сада с 30-летним стажем Ирина Сотникова: «Я очень люблю свою работу, и все мои воспитанники для меня очень важны. Общение с ними – это не просто моя работа, это моя жизнь. В течение 20 лет я работала воспитателем в муниципальном дошкольном детском учреждении в Московской области. Мы с коллегами не просто работали от звонка до звонка, а сделали все, чтобы наш садик стал лучшим в городе, создали дружный, хороший коллектив. И этот факт был многократно подтвержден различными знаками отличия, дипломами и так далее, нас любят родители, бабушки и дедушки. Последние десять лет я работаю в частном детском саду. Здесь я тоже воспитатель, хотя мне предлагали перейти на работу в административный отдел, заниматься организационными моментами, работать с документами и так далее. Я отказалась, потому что мне это не интересно и не надо. Я хочу и буду работать с детьми непосредственно в группе».
Страх увольнения в кризис
Пожалуй, нет такого сотрудника, который с ужасом не думал бы об этой мрачной перспективе и не пытался заранее запастись соломкой. Ведь в последнее время в компаниях прокатилась волна сокращений и увольнений. Наблюдая, как уже бывшие коллеги в суматохе подписывают обходные листы и ежедневно покидают компанию, оставшиеся работники начинают паниковать, переживать, что следующими могут стать они, отмечает руководитель департамента массового подбора компании «СТС Групп» Ксения Юркова.
«В результате пропадает мотивация и стимул к дальнейшей работе. «Зачем делать что-то еще, если меня все равно уволят?!», – в панике рассуждают люди. Под давлением таких событий сотрудник начинает нервничать, что негативно отражается на результатах работы», – говорит Ксения Юркова.
Специалист уверен, что ответственность за решение проблемы ложится исключительно на руководство компании. Если сокращения неизбежны, необходимо оперативно и тактично донести всю нужную информацию до персонала. И ни в коем случае не запугивать! Это только усугубит ситуацию. «Кроме того, в имеющуюся мотивационную систему необходимо ввести новые мотиваторы, которые смягчат обстановку в компании. Такими стимуляторами могут быть совместные выезды на природу, дополнительное оснащение зон отдыха в офисе и так далее. Главное правило – помнить о каждом сотруднике», – рекомендует Юркова.
Некомфортные условия труда
При желании, вооружившись списком санитарных требований к рабочему месту, можно найти огрехи в организации даже самого эффективного и тщательно продуманного рабочего пространства. Однако во многих компаниях до сих пор допускаются грубейшие нарушения соответствующих норм, в результате чего люди чувствуют себя некомфортно, ухудшается их здоровье и рабочий настрой, падает мотивация. Попробуйте, например, поработать в комнате, где постоянно кто-то курит. «Когда я только начинала работать в журналистике, сразу после окончания института устроилась на работу в небольшую частную компанию, – рассказывает Executive.ru сотрудница международного информагентства Ирина Боброва. – Выбирать тогда особо не приходилось, поэтому я нашла более-менее приличный вариант и приступила к работе. И практически сразу поняла, что у меня будут проблемы. Редакция находилась в подвальном помещении, без единого окна. Весь день нас согревал только искусственный свет. И, кроме того, в помещении постоянно висел табачный дым, – сотрудники не выходили курить на улицу, а добегали с сигаретой, в лучшем случае, до уборной. Начальство никак не реагировало на просьбы некурящих снизить процент дыма в помещении. Дело в том, что собственник компании сам курил как паровоз прямо у себя в кабинете. У меня начались головные боли, ухудшилось общее состояние, одежда была постоянно пропитана отвратительным дымом. Про то, с каким нежеланием я шла в офис, даже говорить не стоит. Я уволилась очень быстро и не жалею. Хорошо, что недавно принятые законы о запрете курения помогут сохранить здоровье многим людям, не переносящим табачный дым. Но самое главное – сами сотрудники не должны молчать и терпеть плохие условия труда. Нужно «голосовать ногами», тогда работодатель задумается».
Стресс
Очевидно, что любая профессиональная деятельность сопровождается стрессом. Однако вопрос не в самом наличии стресса, а в его масштабах, – после систематического превышения возможно допустимых пределов напряжения сотрудник достигает точки кипения, в результате страдает и здоровье, и личная жизнь, и качество работы. Появляется депрессия, усталость, нервозность, раздражительность, апатия. Замученный на рабочем месте живет с головной болью, а также может найти у себя много других недугов, вызванных постоянным напряжением. Эта чума XXI века стала самой распространенной причиной, по которой человек на долгое время может выйти из строя. По своей поражающей мощи стресс превзошел рак, инсульт и сердечно-сосудистые заболевания.
Сотрудники российских компаний также страдают от стресса. В результате опроса, проведенного HeadHunter среди двух с половиной тысяч человек в 2014 году, выяснилось, что 17% из них жалуются на рабочий стресс. Больше всего подвержены нервотрепке на работе сотрудники сферы страхования (79%), управления персоналом и маркетинга (73%), и также те, кто работает с закупками и в бухгалтерии (69%). Наименьшее количество жалоб поступило от тех, кто работает в сфере безопасности (52%), индустрии фитнеса и красоты (53%), а также занимается консультированием (55%). Главные причины плохого самочувствия – слишком большой объем работы, сжатые сроки, конфликты с коллегами и недовольство собственными достижениями.
Факт того, что сильный стресс испытывают сотрудники, так или иначе связанные с работой с персоналом, подтверждает руководитель отдела маркетинга международного рекрутингового агентства Luxoft Personnel Марина Лахина. По словам эксперта, профессия рекрутера является одной из наиболее стрессовых. Основными факторами, снижающими работоспособность консультантов по подбору персонала, становятся ежедневные эмоциональные перегрузки, связанные с колоссальными объемами обрабатываемой информации и необходимостью постоянного общения с кандидатами, а также перегруженность проектами.
Марина Лахина: По ряду причин профессия рекрутера - одна из наиболее стрессовых
«Если такая ситуация случается, то большой объем проектов по работе над вакансиями может демотивировать сотрудника. Сокращенное количество времени, отведенное на работу над одной вакансией, может повлиять на релевантность подобранных кандидатов, а, значит, на успешность закрытия вакансии. Отсутствие результата приводит к отсутствию заработанных денег как для агентства, так и для себя. Эти факторы могут вызвать развитие синдрома профессионального и эмоционального выгорания сотрудника. Поэтому сейчас в большинстве агентств применяется узкая специализация, консультанты разделяются по направлениям деятельности, рынкам, уровню менеджмента или профессиям, что ведет к более четкой и качественной работе, снижает психологическую нагрузку на рекрутера и ускоряет процесс закрытия вакансий», – рассказывает специалист.
Несоблюдение компаний финансовых обязательств
Согласитесь, прием «чем больше и лучше работаешь – тем больше получаешь» – отличное мотивирующее средство. Именно поэтому обе части этого уравнения должны выполняться беспрекословно. Однако случается так, что начальство забирает свои обещания обратно. В результате страдает не только обделенный сотрудник, но и весь коллектив. Как отмечает руководитель департамента «Промышленность и производство» рекрутингового агентства Penny Lane Personnel Анастасия Селиванчик, из всех причин смены работы среди топ-менеджмента больше половины – это несоблюдение финансовых обязательств со стороны работодателя. Очень часто основными демотиваторами являются систематические задержки заработной платы или невыплата обещанных бонусов. Причем чаще всего топ-менеджеры мотивированы на работу и достижение результатов, им интересно созидать, строить что-то новое или развивать существующие проекты. Моральный дух управленцев сказывается на всей команде, которой они руководят. Поэтому потеря мотивации у топа повлияет на успех всего коллектива.
Анастасия Селиванчик: Обманывать топ-менеджмент компании себе дороже
«При ограниченном бюджете владельцы бизнеса предпочитают делать выплаты, в первую очередь, линейному персоналу, а не директорам. С одной стороны, это правильно, поскольку рядовые сотрудники имеют гораздо меньшую финансовую подушку безопасности, но о психологическом комфорте топов не стоит забывать», – рекомендует специалист.
Отсутствие конечной цели работы
Кто мы? Куда мы идем? Кому все это нужно? Если сотрудники постоянно задают себе эти вопросы – дело плохо, и в компании пора что-то менять. В противном случае персонал перетечет к конкурентам, где быстро, грамотно и правильно расставят все акценты.
Галина Седых: Вы уверены, что работа ваших сотрудников не монотонная рутина?
Как отмечает директор по персоналу «Henkel Россия» Галина Седых, четкое понимание, какого результата ждут от работы и как он будет использован компанией для достижения общей цели – один из ключевых факторов, влияющих на мотивацию сотрудника. «Работа, в которой не определена конечная цель, превращается в однообразный монотонный процесс. Постановка задач, четкое определение сроков и качественная обратная связь со стороны линейного менеджера, безусловно, мотивируют сотрудника и повышают его работоспособность. Понимание конечного результата и своей роли в его достижении становится движущей силой, побуждающей сотрудника выполнять работу как можно лучше. Например, в Henkel управление результатами является одной из ключевых составляющих культуры компании. Стремление достичь лучшего результата повышает вовлеченность команды и раскрывает потенциал сотрудников», – делится опытом Галина Седых.
Отсутствие у сотрудников ощущения безопасности
Один из весьма существенных факторов, который отрицательно влияет на мотивацию сотрудников, – это неуверенность в своей «безопасности», особенно если люди часто видят примеры грубых и неграмотных увольнений, несправедливых, по их мнению, действий руководства в отношении коллег, жесткие и непопулярные меры, которые не сопровождаются необходимыми разъяснениями среди персонала и работой с общественным мнением. По мнению операционного директора Wyser Russia Ольги Овчинниковой, так устроена человеческая природа – вскоре сотрудник начинает проецировать происходящее на себя и пребывать в уверенности, что в любой момент следующей жертвой может стать он сам.
«В кризисные периоды, когда с работой плохо, такой сотрудник, конечно, будет стараться спокойно пересидеть и перетерпеть, но при более благоприятном рынке и при наличии хороших предложений его готовность сменить работу будет достаточно высокой, – говорит Ольга Овчинникова. – Логика простая – зачем выкладываться, все равно никто не оценит, а завтра могут и вышвырнуть?». При этом если работодатель проводит пусть правильные, но жесткие меры, и не работает с мотивацией сотрудников, то на такой «благоприятной» почве в коллективе появляются зачинщики брожения и недовольства, которые подогревают упаднические настроения среди коллег. «Понятно, что в современном бизнеса мало какие компании могут существовать без стресса и прессинга сотрудников, однако стресс от интенсивной работы и стресс от постоянной угрозы увольнения, – принципиально разные вещи. Не зря говорят, что когда человек нервничает, он не работает. Бизнес-задачи становятся гораздо более труднодостижимы при демотивации и потере ценных сотрудников, поэтому в борьбе за эффективность важно не забывать следить за мотивацией сотрудников и работать с ней, тем более что существуют разнообразные технологии и способы поддержания у сотрудников обоснованного чувства уверенности в их нужности и ценности для компании и, следовательно, чувства уверенности в завтрашнем дне и высокой мотивации даже на очень интенсивную и стрессовую работу», – советует Ольга Овчинникова.
Личные проблемы сотрудника
Пожалуй, единственный демотиватор из списка, который не может быть спровоцирован работодателем. Тем не менее, его влияние на рабочий настрой может быть весьма пагубным, ведь если у вас проблемы в семье, личной жизни, неприятности у друзей – сосредоточиться на работе трудно. При этом на единичное замедление работы вследствие этих причин работодатель еще может закрыть глаза, а вот если депрессия у сотрудника затягивается, и от этого постоянно страдает качество его деятельности – нужно что-то делать.
По мнению менеджера по подбору персонала RichartsMeyer | Recruitment Group Ирины Беляковой, последствия личных проблем сотрудника могут проявляться моментально, когда человек резко теряет способность столь же качественно выполнять свои задачи, и это становится заметно руководству. В другом случае сотрудник сам понимает, что в данный период его приоритеты смещаются в сторону личных вопросов, и ему необходимо посвятить им время.
Ирина Белякова: Есть два главных способа реагирования, если сотруднику мешают работать личные проблемы
«Но достаточно часто случается, что сотрудник в течение длительного времени не осознает, что личная проблема отнимает большое количество его внимания в рабочее время, в итоге страдает его способность воспринимать информацию, обрабатывать и выдавать результат. При этом признаться себе в необходимости тайм-аута и «перезагрузки» очень сложно. Сотрудник может проработать в таком режиме несколько недель, месяцев или лет, но эффективность его будет невысокой и приведет к профессиональному и эмоциональному «выгоранию», – рассказывает Ирина Белякова. – Поэтому если низкая эффективность связана с личными факторами, то оптимальным решением будет обсудить с менеджментом возможность изменения режима работы или ее приостановки на определенное время.
Фото в анонсе: pixabay.com
Почти дословно хорошие вопросы из текста:
''Кто мы? Куда мы идем? Кому все это нужно? Если граждане постоянно задают себе эти вопросы – дело плохо, и в государстве пора что-то менять. ''
Я бы добавил - кто эти женщины? Это PR?
О чем эта статья? Хочется спросить с какой планеты прилетают эти HRы. Исходя из чего они делают такие выводы. Как руководитель со стажем и практик, могу вам сказать если вы реализуете все что предлагаете в этой статье, а также в других статьях по управлению персоналом, то предприятие на котором все это будет реализовано не будет работать вообще. Чем более идеальные условия вы будете создавать для людей, тем меньше они будут работать. Уважаемые коллеги не забывайте пожалуйста о том, что когда вы нанимаете человека на работу, то он подписывая трудовой договор, берет на себя обязательства работать на на компанию, на не компания должна прыгать вокруг сотрудника и стараться ублажить его всяческими программами. Плевать сотрудника хотели на все ваши программы, особенно если они такие шаблонные как в ваших статьях.
Вы хоть раз, при приеме на работу человека, спрашивали его о его личной мотивации, почему он идет в вашу компанию на конкретную должность? У него есть свой мотив, своя программа, и как только он ее выполняет , достигает своей цели, интерес к работе и к компании у него пропадает. Далее он либо ставить перед собой новую цель и уходит из вашей компании, либо не ставить ни каких целей, и просто принимает решение воспользоваться вашими мотивирующими программами, которые фактически ничего не дают. Но его (сотрудника) это уже мало волнует. Теперь вы попались не его крючок и вы обязаны прыгать вокруг него. Что вы собственно и делаете.
Попробуйте поспрашивать кандидата более подробно о его личных планах, о его цели и тд. Узнаете много интересного. Научитесь правильно задавать вопросы и мир откроется вам совсем с другой стороны.
Андрей, в статье описаны проблемы, с которыми я сталкивался воочию. К примеру, как Вы себе представляете работу сотрудника в офисе при температуре +6 градусов? Охота ему будет работать? Или когда сотрудники сидят друг у друга на головах, а директор приговаривает: ''в тесноте, да не в обиде''.
Но это все еще цветочки по сравнению с руководителями, которые позволяют себе оскорблять подчиненных или кидаться в них тем, что под руку попало.
Не редкий случай, когда к сотрудникам относятся просто по-скотски, а потом удивляют: ''а чего это у нас продажи падают?''.
И в дополнение пример с мотивацией. Я очень хорошо помню, как работая менеджером по продажам выполнил свой план на 120%, но бонус мне порезали в половину под предлогом того, что отдел план не выполнил. Вот только это нигде не было прописано, и никто об этом за полгода работы не заикался, и бонусы платили.
Если у Вас такого нет, то Вашим подчиненным очень повезло.
Как правило, если такое имеет место быть - то сразу все эти 7 :-)
-
Интересно, сколько стоит контекстное упоминание в такой статье или это идёт бонусом за рекламу на сайте?
Виталий, искренне сочувствую вам. В начале трудовой карьеры, я тоже попадал в ситуации, когда мне не платили обещанные деньги. Но сейчас ситуация изменилась я стал работодателем, и столкнулся совсем с другой проблемой. Люди не хотят работать, не хотят зарабатывать, а хотят получать. Эта тема бесконечная, я не теоретик как большинство HRов, много чего испробовал, могу сказать только одно, нужно скать нужных людей. Если удается найти все хорошо, если нет то ....
У меня есть одни продавец, который не имеет базовой части зарплаты, работает только за процент от продаж. Мы так договорились. И график у него относительно свободный, Так вот, Он получает значительно больше чем сидел бы на окладе. Самое главное он балдеет от того что делает.