Гормоны, внешность и подбор персонала: как все это связано

Подбор персонала – типовая задача руководителя. Приходят претенденты на вакансию и надо угадать, кому можно доверять. Руководители обычно делают выбор, опираясь на собственный опыт. Но при этом они часто нанимают людей под себя, а не под ту деятельность, которой новому сотруднику предстоит заниматься. Поэтому первоначально человек, вроде бы, устраивает начальника. Но проходит месяц, два, три, а желаемой активности новичок не проявляет. И такое вялое «партнерство» может длиться годами.

Средние и крупные компании привлекают к поиску высокоэффективных сотрудников профессиональных рекрутеров, кадровые агентства, которые придумывают и используют разнообразные тесты, проверки, аттестации. Будущий работник проходит их, демонстрирует на собеседовании высокие показатели. но почему-то результаты теста опять не подтверждают ожиданий. Думаю, что ответ в том, что тесты фиксируют состояние человека только на данный момент, его сиюминутное психологическое состояние и навыки. Но навыки можно приобрести, а психологическое состояние может быстро измениться. Тесты не учитывают «стратегическую» составляющую – к какому физиологическому типу относится человек.

Лучшие продавцы – это люди с преобладанием окситоцина и гормонов щитовидной железы

Моя врачебная практика, подтвержденная данными современных исследований, показывает, что характер человека зависит от того, какие гормоны в его организме преобладают. Например, есть ряд людей просто не склонных к активной деятельности. Их гормоны определяют выраженный водный обмен. И требовать от такого человека измениться – бессмысленно. Если вы нанимаете его курьером, то должны понимать, что он не будет «быстрым».

На основании моей методики тип человека, особенности его гормонального развития определяются по его внешнему виду, ведь по телосложению можно многое определить, в том числе преобладание деятельности одной из желез внутренней секреции.

Как выглядит курьер

Хороший курьер – худощавый, небольшого роста, с активной жестикуляцией. Я называю таких людей «Меркурий». Он может заниматься сразу несколькими делами одновременно. Он обычно много говорит. Если молчит, то постоянно что-то делает, чем-то занят. Внутренне собранный, постоянно готов к действию и постоянно двигающийся. Ему нравится активность, передвижение, общение с разными людьми. Он потенциально гениален в коммуникации.

Как выглядят хорошие бухгалтеры

У бухгалтеров должны быть качества основательности и неторопливости. Этот тип людей я называю «Луна». Они невысокого или среднего роста. У них рыхлая белая кожа. Им комфортно все время сидеть и что-то спокойно делать. Обычно такие люди не худые. Для бухгалтерии подходят и худые, но тогда обычно высокого роста, склонные к аналитике. Это следующий тип – «Сатурн».

Я описал приблизительный портрет рядового бухгалтера, но не главного. Для выбора руководителя бухгалтерии, главного бухгалтера или финансового директора, нужно выбирать людей с преобладанием окситоцина, типа «Юпитера». Широкая грудная клетка, большая голова, широкие жесты, отсутствие талии. Этот человек, прежде всего организатор, он определяет финансовую стратегию компании. Он сделает так, чтобы в эффективной компании «работало» максимальное количество ресурсов.

Как выглядит клиентский менеджер

Менеджера по продажам очень важно выбирать в зависимости от продукта, который продается. Например, продавец цветов или дизайнерских услуг должен быть с преобладанием эстрогенов, такого «гинекоидного типа». Он обычно говорит: «Здесь мы сделаем красиво, здесь добавим нежных цветов». Эстрогеновый человек говорит о своем продукте с удовольствием, передает вам свое искренне чувство восхищения красотой и это самое важное. Он говорит о творчестве, чувствах, красоте, гармонии.

Если вам нужно продать спортивное оборудование, то лучше всего подойдут люди с преобладанием адреналина. Я их называю «Марсы». Они будут говорить о результативности и надежности. Они могут быть даже излишне агрессивными. Говорить короткими, грубыми, не совсем правильными с точки зрения русского языка фразами. При этом резко жестикулировать, «рубить» воздух руками. Будут приводить факты, говорить о том, что знают только наверняка. Представьте, что спортивное оборудование будет продавать человек с противоположными гормонами, с избытком эстрогена? Явно энтузиазма в голосе не будет, и активных продаж не ждите.

Если вы продаете производственные товары, например, трубы, кондиционеры, то хороши люди с преобладанием окситоцина. Это «Юпитеры». Они умеют провести большую презентацию, представить уникальные качества товара. Обычного продавца продуктов достаточно спросить и он ответит. А в данном случае, когда товар сложный и дорогой, нужны менеджеры, которые сначала познакомятся с покупателями, наладят коммуникацию. Прекрасны в этом случае и люди, у которых хорошо развита передняя доля щитовидной железы. Это «Меркурии». Они получают удовольствие от коммуникаций, им важен сам процесс общения.

В продажах важен и процесс и результат. Лучше, чтобы сотрудники разного типа дополняли друг друга. Как говорят «синергизм» двух людей. Тиреоидный тип «Меркурий» может, например, быть первым в процессе продаж. Начать знакомство, переговоры, а окситоциновый тип продолжит переговорный процесс и завершит продажу. Или после тиреоидного человека к покупателю выходит «продавец – Солнце», с преобладанием МСГ-гормона, который умеет показать лучшие качества товара, показать позитивную часть продукции.

Как выглядят маркетологи

Это соматотропный тип «Сатурн». Развитость передней части гипофиза дает этим людям высокий рост, удлиненные руки, ноги, длинные пальцы. Для них характерен контроль своих движений, определенная зажатость, строгость. Взгляд внимательный. Такие люди склонны к анализу. Они готовы анализировать любую ситуацию. Но они сами не готовы собирать данные. Это за них делают другие. Собирать данные могут, например, тиреоидные личности. Им дай только волю узнать информацию.

А соматотропный тип не любит бегать. Ему принесли информацию и он готов с ней работать, анализировать и разрабатывать стратегию. Обратите внимание, в маркетинге тоже важен синергизм, то есть работа двух типов людей – сбор данных и анализ данных.

Личность и сущность

Разного рода обучающие программы и тренинги несомненно полезны для сотрудников компании. Но важно определить, для какого типа людей вы проводите эти тренинги. Тип людей – это глубинные черты характера. Это, так называемая, неизменная «сущность» человека. Это то, с чем мы родились. В результате взаимодействия с окружающими, социумом, воспитанием формируется наша «личность». Тренинги могут изменить только «личность» человека. Поэтому важно проводить целевые тренинги или другие занятия с соответствующими типами «сущности» людей. Иначе изменения в процессе тренинга могут стать поверхностными, дающими кратковременный эффект.

По моим наблюдениям, ярко выраженных внешне типов всего 33%. Даже по фотографии можно определить этих людей и подготовиться к переговорам с ними. Еще 33% определяются через некоторое время, если немного поговорить с претендентом. Следующие 29% кандидатов – определяются долго, после длительного общения. Конечно, может быть взаимодействие двух гормонов у одного человека и будет «смешанный» тип. Таких людей не так уж много. Человек, как и автомобиль, в основном «едет» на энергии одного типа. 5% – не определяются даже мной. Но это особенность любой системы – есть исключения.

Моя система определяет «сущность» человека. То, с чем он рождается и остается неизменным в течение всей жизни. «Личность» человека – это то, что человек может поменять. Более продвинутые люди, привыкшие работать с собой, развивающие свою «личность», могут далеко прятать от окружающих свою «сущность». У таких людей труднее определить их характер. Для этого надо иметь опыт и навык пользоваться системой типологии.

Впервые статья была опубликована на Executive.ru 13 августа 2014 года в рубрике «Творчество без купюр». Реанонсирована в контентном блоке в рамках специального проекта редакции.

Фото: vk.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Старший консультант, Москва

Ну наконец то хоть ктото стал следовать заветам Сеченова: о том что настоящая психология невозможна без знания физиологии (моя вольная интерпретация его статьи о настоящих психолога).Я на тренингах тоже много говорю про гормоны - без них никуда в психологии. Это факт. Ведь если у человека в ответ на стресс выделился в кровь кортизол (от него слабость в ногах, ноги дрожат), то пока он не отфильтруетсяраспадется печенью, никакая психология не поможет))))Статья понравилась. Методика рабочая. Уворую для себя пару идей (следуя заветам автора книги 'Кради как художник')Хотя, конечно, я как Дева по гороскопу - в астрологию не особо верю))))

Системный аналитик, Москва

Да, на счет талии главбухов - это Вы тонко подметили. ))

. . . . Директор по развитию, Москва

Читаем в статье: "Моя система определяет «сущность» человека. То, с чем он рождается и остается неизменным в течение всей жизни. «Личность» человека – это то, что человек может поменять. Более продвинутые люди, привыкшие работать с собой, развивающие свою «личность», могут далеко прятать от окружающих свою «сущность». У таких людей труднее определить их характер. Для этого надо иметь опыт и навык пользоваться системой типологии."

Сразу вопрос, а если человек "замаскировал" свою сущность и счастлив сам на радость окружающим, то зачем уважаемому гормонологу выводить его на чистую воду?

Может все таки стоит отстать со своими бесчисленными методами от кандидатов. Может все таки дать возможность кандидатам самим выбирать свой путь и раскрываться в нем? Не взирая на...

Нач. отдела, зам. руководителя, Оренбург

а как же " индивидуальный стиль деятельности"

Генеральный директор, Новосибирск

Методика похожа на "7 радикалов".

Директор по маркетингу, Санкт-Петербург

Статья занимательная.

Не уверена, что она реально продуктивна на практике - как впрочем и любая упрощающая типология. Стремление применять такой грубый подход фильтрации, повлечет качественные ошибки, труднооценимые в финансовых потерях.

Поясню.

Прочитав образ маркетолога, мысленно пробежалась по всем более менее состоявшимся знакомым специалистам в маркетинге.

Ну, аналитики, те у кого в деятельности преобладает именно аналитическая функция (особенно отмечу, именно математически-статистический подход к анализу любых данных) вполне похожи на описание автора. (Незабвенный Шерлок Холмс в том же ряду - классический образ аналитика.)

Но в маркетинге при всей важности аналитической части работы очень важна харизма, бешенный темперамент увлеченного творца. Ведь главное в маркетинге не анализ ради анализа. Кабинетных и при этом беспомощных маркетологов, работающих "в стол" со своими отчетами пруд пруди - только польза от них невелика. Главное же в маркетинге - на основе грамотного анализа принятие успешных управленческих решений о КОНЦЕПЦИИ ПРОДУКТА (на чем зарабатывать будем) и не менее важно СПОСОБНОСТЬ РЕАЛИЗОВАТЬ ЗАМЫСЕЛ - добиться, чтобы идеи заработали. Для этого нужен мощный потенциал и организатора, и коммуникатора, и генератора идей, (что там про "красиво" было ?) и очень-очень хорошо разбираться в поведении и психологии людей (надо уметь "читать" потребителей и прогнозировать их отклик), что гораздо важнее математических талантов.

Так вот, среди "звезд", генерирующих и воплощающих блестящие идеи, среди известных мне продуктивных маркетологов уже преобладает другой тип внешности. При этом, в ряде случаев они не очень блещут в дебрях статистики, в основном в работе опираясь на предоставленную проанализированную аналитиками информацию и багаж профессиональных знаний, накапливаемый многие годы...

Пользуясь же приведенной методикой, легко потенциальных гениев отправить за борт...

Полагаю, при отборе многие руководители (не рядовые персональщики), опираясь на интуицию, пользуются своим пониманием соответствия ментального образа идеального кандидата и реальных претендентов, не углубляясь при этом в нюансы гормональных механизмов. И подбирая "под себя", наверно, не хуже получают результат. Ведь рабочие функции могут со временем трансформироваться.

Из вчерашнего начальника планово-экономического отдела, у которого преобладает аналитическая функция со временем вырастает финансовый директор с другим функционалом - уже добавляется бульдожья хватка и умение влиять и договариваться с совершенно другими типами людей. А физиология-то с преобладающим гормоном вроде бы осталась прежней, и как уверяет нас автор - неизменна в принципе.

Возникает море вопросов в этой связи.

Во-первых, как об'ясняет автор зачастую происходящие с возрастом изменения внешнего облика людей? Гормоны-таки меняются? А следом и сущность?

Во-вторых, нельзя же подбирать биороботов под одну задачу и при этом неизменную навсегда.

Меняются как люди, так и содержание труда.

Или автор исходит из краткосрочных целей - не дольше 3-х лет? А если за это время успешный продавец внешне изменился - ему нужна замена?

При вдумчивом осмыслении приведенная методика не убедительна.

К счастью, мир гораздо сложнее и интереснее.

Менеджер, Украина

Леди и джентльмены,

Это бред какой-то. Давайте на место HRов пригласим френологов и будем выбирать инженеров по шишкам на черепе. Человеческая личность, это совокупность генотипа, образования, внешней среды, семьи и двух десятков других факторов. Построение любой "упрощенческой" модели это возврат к средневековью. Я, конечно, не поддаю сомнению тот факт, что автор статьи обнаружил множество подтверждений своей теории, но хочу напомнить о том, что результаты эксперимента зависят от наблюдателя.


Менеджер, Чехия

Я в своей практике использую типологию личности по системе Томаса - изобретение Моултона Марстона (того самого изобретателя детектора лжи) 10 мин времени, валидность 88% и при совпадении профиля должности с профилем личности на 60% - гарантия, что работодатель и кандидат будут друг другом довольны.

Рекламная ссылка удалена модератором.

Старший консультант, Москва

"Внутренне собранный, постоянно готов к действию. Ему нравится активность, общение с разными людьми. Он потенциально гениален в коммуникации".

Кто это? Оказалось - курьер...)) А я по наивности думал что это совсем не курьер. Может отстал от жизни.

Что-то тут не так, коллеги. Что-то не так...

Менеджер, Орск

Помниться в начале 20го века по форме черепа во Франции пытлись определять склонность к совершению преступлений. Да и нацисты чего то там с анатомией игрались чегойто доказывали. Да такие люди есть на таких местах с такой внешностью, но это не медицинский факт и зависимость. А просто подобраное среднее описание которое хорошо ляжет на ваш господа ассоциативный ряд. Все думаю что снайпер человек с орлинным зрением спокойный как удав и малоразговорчивый. А вот фигу, часть профессиональных снайперов страдают  - близорукостью  в легких формах и по психотипу очень веселые и позитивные ребята.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.