Стоит ли хлопать дверью при увольнении?

Для менеджеров увольнение – это конец и начало одновременно. Конец старой жизни со всеми ее радостями и печалями, и начало нового этапа развития. Не секрет, что переход на новую работу – не только стресс, но и хороший стимул к переменам для многих людей. Однако уходя в жизнь новую, нужно навести порядок в старой: сдать дела, забрать документы и личные вещи, обменяться контактами с коллегами и произнести традиционный прощальный спич. А еще некоторые менеджеры считают, что увольнение – это долгожданная возможность со всеми рассчитаться: с двуличными коллегами, тираном-начальником, бессердечной и несправедливой компанией. Как хочется уйти, отомстив за все обиды. И руки развязаны: ведь все равно сюда ты уже не вернешься…

Надо признать, что возможности сделать гадость начальнику – а именно он по статистике вызывает больше всего негатива – у сотрудников есть всегда. Самый простой – оставить неразбериху в делах. Не смертельно для босса и преемника, но неприятно. Перепутанные документы, уничтоженные базы контактов и письма, утерянные отчеты… Вариантов масса. Иногда чтобы разобраться и подхватить все ниточки, нужно несколько месяцев. Или еще один способ – поделиться нелицеприятной информацией о руководителе со всей компанией. Сотрудник уйдет счастливый, а на начальника еще некоторое время все будут показывать пальцем. В 1990-е годы часто обиженные работники уносили базы данных или документы и потом увлеченно торговались с бывшим работодателем. Сегодня самый распространенный и легкодоступный способ мести – Интернет и социальные сети.

Можно выделить несколько вариантов развития событий. Галина Дмитриева, директор по маркетингу компании Ventra Employment:

«1. Сотрудник поругался с начальником, уволился и перенес свое недовольство на всю компанию. Залез в Интернет и начал на все лады ругать компанию. В этом случае его могут и поддержать и посочувствовать, но на репутации компании это вряд ли отразится, так как мнение одного сотрудника очень субъективно.

2. Компания нехорошо уволила сотрудника, не заплатила ему компенсаций – он не ругался, не возмущался, а пошел в трудовую инспекцию, которая уже с проверками пришла к работодателю. Такие неприятности носят материальный характер и очень ощутимы для компании, хотя, как правило, не вызывают широкого резонанса и не оказывают влияния на репутацию компании.

3. Компания постоянно задерживает зарплату, обложила сотрудников штрафами, очень нелояльно относится к самим сотрудникам. В этом случае все, что сотрудники написали в блогах, социальных сетях и др., носит достаточно объективный характер и может очень сильно отразиться на репутации компании. Серьезный специалист обязательно прежде, чем согласится принять предложение, ищет информацию о потенциальном работодателе в сети, так что он прочтет все отклики о ней и откажется от оффера».

Но если рядовой сотрудник способен лишь на относительно мелкие пакости, то на что способен обиженный топ или начальник отдела, имеющий доступ к конфиденциальной информации? Последствия для компании будут весьма значительны. Поэтому и расставаться с ними предпочитают мирно. Лучше выплатить несколько окладов и спать спокойно, чем сэкономить и нажить серьезные проблемы. Артем Шайденко, консультант кадрового агентства Penny Lane Personnel: «С финансовыми, коммерческими директорами, начальниками служб безопасности, то есть с сотрудниками, имеющими доступ к различного рода конфиденциальной информации, компании обычно предпочитают расставаться деликатно, по согласию сторон. И довольно редко случается, когда история увольнения носит недружелюбный характер».

Застраховаться от пакостей увольняющихся работников компания практически не может. И если ситуацию с топами еще могут как-то регулировать трудовые договора и подписанные документы «О неразглашении», то с рядовыми сотрудниками это невозможно. Как помешать человеку «случайно» сломать компьютер, нажать клавишу Delete или написать нелицеприятное письмо? Никак. Существует мнение, что пакостят только уволенные сотрудники, но на самом деле это не совсем так. Да, все-таки большинство тех, кто громко хлопает дверью, ушли не по своей воле, однако и те, кто покидает компанию по собственному желанию, могут преподнести сюрприз. Есть особый тип людей, их недовольство внешне никак не проявляется, но они старательно копят обиды и при случае готовы выставить счет.

Единственный способ минимизировать неприятности от увольняющихся сотрудников – это расставаться с ними максимально мирно и бесконфликтно, грамотно и цивилизованно. По данным Артема Шайденко, «не более 20% сотрудников неуклюже или болезненно расстаются с коллективом и компанией. Все-таки в обществе есть понимание того, что не только сотрудник нарабатывает стаж и опыт, но и сам руководитель учится быть грамотным боссом».

Положа руку на сердце – сами компании и начальники провоцируют пакости в свой адрес. В 90% случаев месть сотрудника – это его ответ на обиду, которую ему нанесли. Жесткое расставание с оскорблениями и невыполнением всех обязательств – это почти гарантия будущих неприятностей от сотрудника. Если его обманули или унизили, то пакость – это почти единственный способ работника восстановить душевное равновесие и справедливость. Да, российские менеджеры научились отстаивать свои права в суде, но как быть с нарушением неписанных договоренностей? С невыплатой серых бонусов и зарплат? Добиться хоть чего-нибудь в таких ситуациях невозможно, зато можно получить моральное удовлетворение.

Однако месть может достаточно дорого обойтись менеджеру. Потому что пакость – это пятно на его репутации. Какой работодатель захочет взять сотрудника, способного запросто нанести вред компании? Галина Дмитриева: «Лучше увольняться всегда без конфликта. Ведь в одной области все друг друга знают, и устроиться конфликтному сотруднику всегда сложнее. Репутация сотрудниками зарабатывается годами, а испортить ее можно очень быстро». Конечно, у нас не Америка, компании «черными» списками сотрудников не обмениваются, не публикуют их, но риск того, что прошлые пакости станут известны все-таки существует. Особенно, если вы уходите из крупной компании. И потом кто даст гарантию, что вы больше никогда в жизни не столкнетесь с тем, кому вы пакость сделали или кто о ней знает? Так что иногда лучше сдержаться и не мстить руководителю и работодателю, даже если очень хочется, даже если с моральной точки зрения вы правы. Хотя Интернет позволяет работнику удовлетворить свое желание мести с минимальным риском. Вычислить его практически невозможно.

А чтобы не возникало ни желания мстить, ни необходимости разгребать последствия пакостей сотрудников, нужно научиться компаниям уважать работников, а руководителям правильно общаться с подчиненными. Тогда и неприятных сюрпризов ждать не придется.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Директор по PR, Москва

ОК, давайте по порядку.
Как пиарщик авторитетно заявляю - могу создать имиджу компании непоправимый урон не затратив ни одной копейки. Будучи обиженным, очевидно, наносить урон буду до момента, пока обида не утихнет.
Как это делается и почему один человек может нанести урон?

Все дело в том, что человек не бывает один. У любого сотрудника в компании есть круг неформального общения. а возможно он даже неформальный лидер. Несправедливо уволенный, он продолжает существовать в компании в лице своих бывших коллег, а влияние на них становиться даже больше, т.к. активность этого человека возрастает многократно, а главное - появляется Идея существования этой неформальной группы. Большая идея. И появляется общий для группы враг, которого надо уничтожать. Уничтожение и есть та самая идея.

Поэтому, такой человек сначала пойдет в Трудовую инспекцию, заодно обратиться в Прокуратуру (говорят это сулит даже больше неприятностей для работодателя, ибо перетряхнут все трудовые договора по всем уволенным, всех обзвонят и постараются найти все возможные нарушения, не только этому человеку).
А затем этот человек и вся его группа начнут активные обсуждения в блогосфере.
Неформальная группа разрастется в считанные недели до гигантских размеров за счет таких же обиженных из других компаний, но главное - к ней присоединятся и НЕобиженные. Знаете почему? Из страха. Каждый поймет, что если компания ''кинула'' одного своего сотрудника, то все остальные - потенциальные жертвы. и с такой компанией надо бороться.

Все подробности расследования Трудовой инспекции, которые станут известны обратившемуся, будут также выкладываться в сеть. И очень скоро, буквально в течение нескольких дней эти дискуссии прикуют к себе внимание отраслевых журналистов, которые всегда рады жаренному. они подольют в него своего масла и доведут до угольков. Мало не покажется.

Так было с одной телеком компанией буквально года полтора назад. Коллега, которого я хорошо знаю, кстати известный автор книг по PR, был несправедливо уволен без компенсации. Уж не знаю почему. Конфликт моментально стал известен общественности, а на главном отраслевом ресурсе появилась статья, в которой гендиректор этой компании дает примерно такой комментарий: ''компания имеет плохую репутацию из-за пиарщика, которого мы уволили, а он вытащил наружу грязное белье''. Т.е. представляете себе как далеко зашло дело? Аж до комментариев генерального директора, которые, я не сомневаюсь, были нужным образом порезаны и вставлены в нужный контекст, чтобы звучать погорячее:)) Ну, так уж работают журналисты.

При этом, даже внутри отрасли этого человека наймет без проблем практически любая компания - он профи, и он доказал это на простом, почти бытовом, но очень наглядном примере личного антикризисного пиара.

Это мог быть и не пиарщик, но человек имеющий в друзьях пиарщиков. Это мог быть грамотный юрист. В конце концов это мог быть просто очень эмоциональный человек. Мы, пиарщики, хорошо понимаем, что такое неформальный канал продвижения информации и постоянно объясняем руководству, что надо бы помягче с персоналом, ибо каждый из этих сотен людей в офисе - такой канал. Разруливать потом будет ОЧЕНЬ тяжело, и даже затратно. Знаете, коррекция дискуссий в блогосфере стоит денег, сам ее не сделаешь, если там уже разразился гром и мощное общественное обсуждение, подогреваемое страхами и обидами.

Поэтому, вы неправы в том, что один человек не способен нанести заметный ущерб компании. Все зависит от типа его личности, от энергетики и от того, есть ли у него время заниматься этой ерундой.

Что касается рецепта того, как избежать таких последствий, то ничего нового не прозвучало. Ну да, надо быть человечнее. А вот мировой капитал еще в 1990 году собрался однажды в Чикаго на некую конференцию и путем долгой дискуссии пришел к выводу, что главный механизм успешного управления зависит только от одной ценности - decency (порядочности). Можно быть мягким, можно быть жестким, главное - быть порядочным.
У нас есть хорошая поговорка эту тему ''Строгий, но справедливый''. Она отражает именно то, что надо. Если же ты непорядочен со своим персоналом, то и с тобой будут непорядочны твои люди, т.к. в одни ворота никто не играет.

Директор по маркетингу, Астрахань

В том, что сотрудник увольняется недовольный ВСЕГДА неправ работодатель. Это факт. Даже если он всё сделал правильно но если ты видишь, что человек г..но, лучше потратить немного сил или даже денег чтобы расстаться мирно. Исключение если сорудник попался на воровстве. Тут конечно цермониться не стоит.

Теперь о версии Кирилла. Если несправведливо был уволен проффи в области пиара, то согласен описанный ход возможен. А если это инженер, менеджер среднего звена? Пиар то он при помощи друзей сделает, но он же не пиарщик.

Вывод как мне кажется один:
Если ты являешься признанным профессионалом и тебя несправедливо обидели, то тут бороться надо.

НО если ты ''серенький'' специалист, то лучше перетерпеть до лучших времён. Т.к. звонок за рекомендациями к бывшему работодателю уже обыденность, а если к этому ещё добавить славу ''скандалиста'', то шансов устроится в приличную компанию будет мало. В этом лучше последовать совету Кирилла и вести тихую подрывную деятельность. Встречаться с бывшими коллегами, говорить ''как классно теперь'', вновь переживать какой ваш бывший начальник му..к

Партнер, Москва

Вспомнился эпизод из картины с участием Брюса Виллиса.
Сцена происходит в кабинете начальника, куда героя Брюса вызывают для того, чтобы сообщить ему об увольнении.
Происходит небольшой диалог, завершением которого является СМАЧНЫЙ УДАР в челюсть БОССУ.

Как совершенно ВЕРНО заметил ЛАДЫГИН, жить нужно или по ЗАКОНУ или по ПОНЯТИЯМ.
И поступая НЕПОРЯДОЧНО по отношению к своему БЫВШЕМУ ПОДЧИНЕННОМУ, требовать от него при увольнении ПОРЯДОЧНОСТИ-это уже НАЗЫВАЕТСЯ... (каждый вставляет то слово, которое ему ближе).

Исполнительный директор, Челябинск

У меня был опыт жёстких увольнений в компаниях до 100% состава подразделения. (за воровство и халатность). Постепенно - сначала половину, натаскали новичков, следующую половину.

Порядочность - ключевое слово. Порядочно в таких случаях заводить уголовные дела... Что и было сделано.
Наверное народ был недоволен. Особенно недовольна одна, которая села на 4 года.

Понты можно пускать ''мол я оторвусь и вам имидж испорчу'' - из порядка 10 человек кто-то даже судился, но на бизнес это никак не повлияло. [COLOR=blue=blue]Клиенты смотрят на текущий сервис, а не на прошлое компаний.[/COLOR]
Если с текущим сервисом становится лучше, то не бойтесь разогнать хоть всех до одного....

Мягкие увольнения гораздо проще - есть задачи и цели и есть к примеру ''не шмог'', и так раз десять...
вообщем все работают, а я так мимо прохожу.

как правило я в таких случаях говорю - Уважаемый Х, я вижу как ты мучаешься и не можешь себя найти в нашей компании. [COLOR=blue=blue]А ведь ты талантливый человек! [/COLOR]На мой взгляд ты просто взялся не за ''СВОЁ'' дело.
Давай не будем мучить друг друга и разойдёмся по хорошему. Я готов подписать по собственному даже без отработки... Или ты просто попал в это болото, которое я разогнать не в силах или ты же гениальный художник, я не хочу убивать твой талант в нашей затрапезной конторе.. и т.д.

По моему порядочные люди всегда договорятся - даже о расставании друг с другом..

Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Как пиарщик авторитетно заявляю - могу создать имиджу компании непоправимый урон не затратив ни одной копейки. На вашем месте, я бы никогда не пытался бы этого сделать. В отношении любой компании. В частности, чтобы ребенок, который у вас на руках на фотографии, не остался сиротой. Такими вещами занимаются по большей части в России полностью ''отмороженные'' или ''назначенные'' для подобных целей люди. Да и то, - чаще всего, как и в статьях в прессе, - к делу только присовокупляются их фамилии. Основные материалы и разработки делаются заказчиками акций. >Несправедливо уволенный, он продолжает существовать в компании в лице своих бывших коллег Как правило, о нем забывают уже через одну-две недели. И никакие подобные группы в организации обычно не формируются. Как формальные, так и неформальные. Каким бы уволенное лицо ни было, и какое бы отношение к нему ни имело место в коллективе до его увольнения. Иначе как он время от времени напоминает о себе сотрудникам, звоня и общаясь с ними частным порядком, да и то, реального влияния, да еще за старые обиды он ни на кого не оказывает. Так что всё это из области сугубо фантастических построений. >А затем этот человек и вся его группа начнут активные обсуждения в блогосфере. Подчеркну еще раз. Группы не возникнет. Уволенное лицо перед ... лицом своей мести организации останется одно. Это - общее правило. Весь вопрос в том, насколько оно серьезно обижено своим увольнением, чтобы вести активные ''боевые действия''. Обычно, по данным социологов, это сугубо мелкие, ни на что не способные, капризные, амбициозные и лишенные какой-либо реальной (а не суррогатной, выдуманной ими же самими для себя самих) жизненной позиции люди со склонностью к ДМП. Примерно по складу из той личностной категории, что регулярно ходят на митинги различных неформальных организаций, которые разгоняет милиция с дубинками. Вот такие действительно имеют обыкновение группироваться вокруг единой общей для них проблемы на различных ресурсах сети Интернет. В данном случае, - уволенные из самых разных организаций по самым разным причинам, - самых разных возрастов, но всегда имеющие общие для всех указанные выше склонности характера. > Из страха. Каждый поймет, что если компания ''кинула'' одного своего сотрудника, то все остальные - потенциальные жертвы. и с такой компанией надо бороться. Бороться с компанией в такой ситуации никто не будет. Поскольку больше страха быть ''кинутым'' в России и в других странах мира в неопределенных кризисных условиях является страх быть уволенным, т.е. оказаться на улице, да еще со смутной перспективой трудоустройства, не говоря уже о шлейфе дурной личной репутации, которая может распространиться за человеком. Поэтому люди предпочитают до последнего момента выжимать из компании свое жалование, смиряясь с ''недостатками'' этого процесса. Они просто будут осмотрительнее, изучив разобранные примеры. Только и всего. Поскольку ''кидают'' у нас в самых разных областях и иногда на совершенно пустом месте. >И очень скоро, буквально в течение нескольких дней эти дискуссии прикуют к себе внимание отраслевых журналистов Ни одно СМИ в России никогда не поднимет ту или иную тему, если ему за это не будет хорошо заплачено или не будет стоять перспектива получения хороших денег. Как журналистом, якобы ''раскопавшим'' материал, так и руководством СМИ. Вопиющих случаев самого разного рода в стране масса, но муссируются из них единицы. Т.е. те, где есть чьи-то денежные интересы, которые и обеспечивают продолжение шумихи. А в тех случаях, когад такая шумиха не нужна, не выгодна, не прибыльна, сомнительная для власти и т.д., - даже при самом вопиющем развитии ситуации, - ничего подобного никогда не возникает. > ... он профи, и он доказал это на простом, почти бытовом, но очень наглядном примере личного антикризисного пиара Вряд ли. Истерики, да еще с шумной репутацией, никому не нужны. Иначе как организациям, строящим свою детяельность именно на ''эпатаже, граничащим с фолом''. Вроде различных провокационных изданий, Интернет-проектов без будущего и т.д., ориентированных как раз на подобную категорию лиц. И которые по той причине формируются как раз, преимущественно, из их состава. Что касается заголовка материала и сформулированного в нем вопроса, то ... ''Поступай, как знаешь, но в любом случае ты все равно пожалеешь о содеянном'' (с) Сократ. По сути, - жизнь это все та же река, какая была во времена Гераклита. А компания и все неурядицы, связанные с ней и с деятельностью в ней человека, - это не более чем камешек, выступающий над поверхностью текущей воды. Только и всего. А сколько таких камешков на пути реки, а у человека в жизни ? Так что, - ''зачем сжигать за собой мосты, по которым за тобой может пройти кто-нибудь еще ?'' (с) Свт. Отец Бенедикти.
Руководитель управления, Москва

Рычаги воздействия есть как у уволенного сотрудника так и у компании. Попытаться испортить репутацию компании можно и можно даже успешно. Но нужно всегда помнить о возможных ответных шагах. Собственно это чаще всего и есть сдерживающий фактор. Причем чем выше уровень увольняемого, тем важнее для него репутация, которую сильно испортить у предприятия есть достаточно возможностей. Видимо по сему и попытки ''наказать'' бывшего работодателя происходят в большинстве случаев из-под тишка (страх перед ответными шагами). Это если ''играть'' в информационном поле. Но такая ''игра'' вполне может перейти в реал, причем в самых неожиданных формах. Так что расставаться выгодно ''по хорошему'' , причем выгодно это обеим сторонам, за исключением совсем радикальных случаев.

Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург

Кстати, в этой связи, есть очень показательный старый анекдот. Встречаются как-то на площади перед Большим Театром в Москве два старых уволенных с работы артиста. Один - тощий, худой, угрюмый, с бледным лицом - драматического жанра, и второй - толстый, сияющий, с красной довольной физиономией - комедийного жанра.

Комедиант: - Ну что, не берут тебя на работу ?
Драматик: - Не бер-у-т... Забы-ы-ли. А тебя ?
Комедиант: - И меня не берут ! По-о-омнят !

Генеральный директор, Нижний Новгород
Николай Романов пишет: Обычно, по данным социологов, это сугубо мелкие, ни на что не способные, капризные, амбициозные и лишенные какой-либо реальной (а не суррогатной, выдуманной ими же самими для себя самих) жизненной позиции люди со склонностью к ДМП.
Не вполне поняла: ''это'' - люди, готовые к мести или совокупность несправедливо уволенных? В любом случае, дайте, пожалуйста, ссылку на это:) социологическое исследование.
Менеджер по планиров. производства, Украина
«Лучше увольняться всегда без конфликта. Ведь в одной области все друг друга знают, и устроиться конфликтному сотруднику всегда сложнее. Репутация сотрудниками зарабатывается годами, а испортить ее можно очень быстро»
Лучше увольнятся с максимальной выгодой для себя. В том числе и с учетом долгосрочной перспективы, рисков и всего прочего. Все зависит от смелости человека, т.е. уровня риска который он готов принять и его фантазии. Ну и еще моральный фактор.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.

Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Одежда по дресс-коду компании обходится россиянам в среднем 28 тыс. руб. в год

8 из 10 сотрудников компаний, практикующих дресс-код, покупают офисную одежду за свой счет.